Файл: Творчество наследие великого режиссёра Евгения Вахтангова как особое направление системы Станиславского.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Часто на репетициях «Турандот», стремясь сформулировать свое творческое кредо, он произносил два слова: «фантастический реализм». Естественно, что это определение Вахтангова в известной мере условно. Между тем почти все исследователи, пишущие о Вахтангове, придают этой формуле чуждый для «вахтанговского» творчества смысл, определяя слово «фантастический» как отвлеченную от жизни фантастику.

Последней беседой Вахтангова, как бы завершившей его творческую жизнь, была беседа с Котлубай и Захавой о творческой фантазии актера. И последняя запись Вахтангова, завершающая его дневники, была запись, определяющая и расшифровывающая смысл и понимание Вахтанговым термина: «фантастический реализм». Вот как сформулировал это Евгений Богратионович: «Верно найденные театральные средства дают автору подлинную жизнь на сцене. Средствами можно научиться, форму надо сотворить, надо нафантазировать. Вот почему я это и называю фантастическим реализмом. Фантастический или театральный реализм существует, он должен быть теперь в каждом искусстве». Отсюда совершенно очевидно, что Вахтангов говорит о фантазии художника, о его творческом воображении, а не о надуманной фантастике, уводящей художника от жизненной правды. [13]

Не всегда «в формах самой жизни» обязан реалист отражать познанную им правду жизни. Он имеет право эту форму нафантазировать. Именно это хотел утвердить Вахтангов, называя свой реализм «фантастическим». Театральный художник - режиссер осуществляет это право в формах, свойственных именно театру, то есть в специфически театральных формах (а не в «формах самой жизни»). Это и имел в виду Вахтангов, называя свой реализм «театральным».

Ведь если согласиться с требованием, чтобы художник творил исключительно «в формах самой жизни», то уж о многообразии форм и жанров в пределах реализма не может быть и речи. Тогда тезис Вахтангова: «для каждой пьесы своя, особая форма сценического воплощения» (иначе говоря: сколько спектаклей, столько и форм!) должна сама собой отпасть. А в этом тезисе вся суть «вахтанговского» в театральном искусстве. [16]

Говоря об участии фантазии в творческом процессе, мы имеем в виду такое состояние художника, когда он, увлеченный предметом своего искусства, сначала представляет его себе лишь в самых общих очертаниях, может быть, даже в отдельных частностях, но постепенно охватывает воображением этот предмет, образ в целом, во всей совокупности его подробностей, во всем богатстве его содержания. Творческое воображение помогает ему найти соответствующее этому образу внешнее облачение, помогает ему свести детали и частности, накопленные фантазией, в целостную форму - законченную, завершенную и единственно возможную для выражения идеи произведения, любовно выношенной художником. Репетиции Вахтангова были тому наглядным примером. Необычайная увлеченность работой, блестящая фантазия, раскрывавшиеся вдруг для всех участников спектакля огромные творческие возможности; неожиданно смелые приспособления, рождавшиеся тут же, мгновенно; умение безжалостно отказаться от того, что было уже с трудом найдено, обжито, и тут же начинать новые поиски для того, чтобы ярче,
рельефнее передать суть произведения; а, главное, что особенно дорого в режиссере, необыкновенная способность вызывать такое же творческое состояние у актеров, - вот что характерно для благоприятного настроения творческой фантазии Вахтангова.

А между тем именно эти эпитеты - «фантастический», «театральный» - послужили основанием для недоразумений в театроведческой литературе, в которой говорится о разрыве Вахтангова со Станиславским, о его переходе в лагерь формалистов и т.п.

Нет, не с реализмом воевал Вахтангов, а с тем самым натурализмом, который, выдавая себя за реализм, кичился своей правдивостью, объективизмом и верностью натуре, боясь сознаться в нищете своей мысли, в бедности фантазии и слабости воображения.

Вахтангов, называя свой реализм «фантастическим» или «театральным», по сути дела, боролся за право на выражение своего субъективного отношения к изображаемому, за право оценивать явления, людей и их поступки с позиции своего мировоззрения, выносить им свой «приговор», как того требовал ещё Н. Г. Чернышевский. [6]

Ни одно из причудливых созданий своенравной режиссерской фантазии Вахтангова не могло бы родиться таким живым, органичным, убедительным, какими они оказались, если бы Вахтангов, создавая их, не опирался на то незыблемое, вневременное, непреходящее, что составляет душу, зерно, сущность системы Станиславского, но добивался бы в своих спектаклях поэзии подлинного сценического переживания актеров, полноценной «жизни человеческого духа». Некоторые теоретики с понятием «вахтанговского» в искусстве почему-то всегда связывают только те принципы и особенности, которые определили собой своеобразие сценической формы «Принцессы Турандот». Говоря о «вахтанговском», они обязательно вспоминают об «иронии», об «игре в театр», о внешней нарядности театрального представления и т. п. А «Потоп»? А «Чудо святого Антония»? А «Гадибук»? А «Свадьба»? А завет Вахтангова «слушать жизнь» и для каждой пьесы искать свою особую форму театрального воплощения?

«Вахтанговское» — это наиболее яркая, наиболее современная форма проявления той великой правды, которую с такой силой утвердил в театральном искусстве К. С. Станиславский. Оно прежде всего живет в лучших работах театра, который носит имя Вахтангова. [4]

Какие бы формы и приемы Вахтангов ни изобретал, какие бы новые пути ни прокладывал, на порочный путь голого экспериментаторства он никогда не становился. Все, что он делал, он делал, не покидая ни на минуту единственно прочной основы реалистического искусства - правды подлинной жизни. Он находил новые пути, новые формы, новые приемы и методы, и все это оказывалось ценным и нужным, потому что вырастало на здоровой почве тех требований, которые выдвигала жизнь.



Творя солнечную театральность «Принцессы Турандот», вычеканивая гротескные фигуры буржуа и мещан в «Чуде святого Антония» и в «Свадьбе», извлекая из недр своей творческой фантазии уродливые химеры «Гадибука», Вахтангов неизменно творил на материале подлинной жизни, во имя этой жизни, из нее и ради нее. Поэтому, какими бы приемами он ни пользовался - импрессионистическими или экспрессионистическими, натуральными или условными, бытовыми или причудливыми, - приемы всегда оставались только приемами, они никогда не приобретали самодовлеющего значения, и искусство Вахтангова, таким образом, всегда было в существе своем глубоко реалистическим. [6]




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


фантазийный

На основе вышеизложенного я могу сделать следующие выводы:

- вся «система» Станиславского стала незыблемым фундаментом для народного театра XX века в России и новой системой обучения актёрскому мастерству знаменитых на весь мир актёров и режиссёров, золотыми нитями вышитых на страницах истории.

- Вахтангов – «золотой» ученик Станиславского, со временем став самим педагогом «системы Станиславского». Он искренне верил в подлинное театральное искусство, которое начал создавать его учитель, и всеми физическими и духовными силами продолжал и развивал его учение, доказав своими постановками то, что его ученики такие как: А. Эфрос, Евгений Симонов, Ю. Любимов, В. Герлак и другие во главе с Г. Товстоноговым, также воспитаны и обучены по всем правилам «системы» Станиславского. Вахтангов воспитал и раскрыл таланты прекрасных актеров: Б.В. Щукина, Б. Захавы, Ц.Л. Мансуровой, Ю.И. Завадского и других. Для него эти имена были современностью, а для Станиславского они были тем «будущим» русского и советского театра, возглавить которое он мысленно поручал Вахтангову как своему преемнику.

Также хочется отметить, что весь тот творческий путь, который прошёл Вахтангов за достаточно короткий путь, нельзя назвать лёгким. В нём были и взлёты, и падения. Вахтангов прошёл через эксперименты и опыты над формой спектакля, над пониманием образа актёром. Он всегда стремился не изменять своим чувствам и отношению к современности, даже если это где-то и вступало в противоречие с правилами Художественного театра. Вахтангов - ученик Станиславского. И чтобы быть верным своему учителю и хранить его наследство для будущих поколений, ученик должен не только беречь это наследство, но и приумножать его, развивать, дополнять, а если надо, то в чём-то и изменять, исправлять, улучшать - словом, идти дальше своего учителя. Что он и сделал….


Завет Вахтангова – это «слушать жизнь» и для каждой пьесы искать свою особую форму театрального воплощения. Он неизменно творил на материале подлинной жизни, во имя этой жизни, из неё и ради неё.

Таким образом, какими бы приёмами он ни пользовался - натуральными или условными, бытовыми или комичными - приёмы всегда оставались только приёмами, они никогда не приобретали самодовлеющего значения, и искусство Вахтангова, так или иначе, всегда было глубоко реалистическим.



БИБЛИОГРАФИЯ



Неизвестный Вахтангов: [электронный ресурс]. - Режим доступа: "Было так больно, что он не мог не кричать". Театр одного Евгения https://www.mk.ru/culture/2021/05/27/neizvestnyy-vakhtangov-bylo-tak-bolno-chto-on-ne-mog-krichat.html. Дата доступа: 27.05.2021

  1. Большая Российская энциклопедия: Большой Кавказ - Великий канал [Текст]: в 30-ти томах. Том 4.- 2006.

  2. Гончаров А.А. [электронный ресурс]. - Режим доступа: Мастерство режиссёра. Подводя итоги https://bookitut.ru/Masterstvo-rezhissera.63.html

  3. Горчаков, Н. Режиссерские уроки Вахтангова [Текст] /Горчаков Н.// М., Искусство. - 1957.- 505 с.

  4. Захава, Б. Современники [Текст] /Захава Б.// М., Искусство. - 1969.- 385 с.

  5. Зись, А. Художник и Время. [Текст] /Зись А.// М.- 1962.-137 с.

  6. Калашников, Ю. Театральная этика Станиславского [Текст] /Калашников Ю.// М.- 1960.- 150 с.

  7. Крыжницкий, Г. О системе Станиславского [Текст] /Крыжницкий Г.// издание 2, переработанное и дополненное. - М.- 1955.- 87 с.

  8. Падалко Ю. И. Система Станиславского как личное знание и симфоническое мышление [Текст] /Падалко Ю.// Мир науки, культуры, образования. - №3.- 2010.- 31-33 с.

  9. «Принцесса Турандот» - спектакль [Медиа ресурс] /постановка Рубена Симонова. - 1963.

  10. Российский гуманитарный энциклопедический словарь [Текст]: в 3-х томах Т. 1: А- Ж.- 2002.

  11. Симонов, Р. С Вахтанговым [Текст] /Симонов Р.// М., Искусство. - 1959.

  12. Смирнова, Н.И. Евгений Багратионович Вахтангов [Текст] /Смирнова Н.И.// М., Знание. - 1982.- 55 с.

  13. Театр имени Е.Б. Вахтангова [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vakhtangov.ru/.- Дата доступа: 30.05.2013.

  14. Херсонский, Х. Вахтангов [Текст]: серия биографий «Жизнь замечательных людей» /Херсонский Х.// М., Молодая гвардия. - 1963.- 357с.

  15. Федоров, П.Е. Этические принципы режиссуры и педагогики Е.Б. Вахтангова [Текст] / Федоров П.//Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. - №4.- 2006.

  16. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЕВГЕНИЯ БАГРАТИОНОВИЧА ВАХТАНГОВА
    Пасько Ю.В.
    В сборнике: Театрализованные формы современной праздничной культуры России. сборник материалов Региональной научно-практической конференции. Белгород, 2023. С. 35-38.

  17. МАСТЕРСТВО РЕЖИССЕРА. ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ: КУРС ЛЕКЦИЙ
    Литвинова О.А.
    Челябинск, 2018.

  18. КУЛЬТУРА СТРАНЫ СОВЕТОВ
    Смирнова А.А.
    Учебное пособие по курсу «Русская культура ХХ века»: направления подготовки 51.04.01 Культурология, 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, 51.04.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников / Санкт-Петербург, 2018.

  19. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЖИССЕРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ
    Черкашенинов Л.Ф.
    В сборнике: Праздник как пространство социально-художественных смыслов. Межвузовский сборник научных трудов. Министерство культуры Российской Федерации; Учебно-методический совет по режиссуре театрализованных представлений и праздников; Челябинский государственный институт культуры. Челябинск, 2018. С. 204-235.

  20. ВЛИЯНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КОНЦА XUIII-XIX ВЕКОВ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    Борзенко Д.А.
    автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. Белгород, 2012

  21. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕЖИССЁРОВ И АКТЁРОВ В «ВАХТАНГОВСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
    Борзенко Д.А.
    В сборнике: Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. В 5 т.. Белгород, 2022. С. 236-242.

  22. СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО КАК НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
    Бармак А.А.
    В сборнике: Энциклопедия нематериального культурного наследия России. Посвящается Году культурного наследия народов России. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Москва, 2022. С. 429-436.


1 Страта — это реальный, социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком, например, профессиональным, уровнем образования, престижем и др.