Файл: Творчество наследие великого режиссёра Евгения Вахтангова как особое направление системы Станиславского.rtf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все «элементы» системы действенны: действенно сценическое слово, действенно актёрское внимание, активно творческое воображение. Сосредоточить на чём-нибудь своё внимание — это значит внутренне активно действовать. Учение Станиславского о действии представляет собой огромный интерес и является ценнейшим вкладом в теорию актёрского мастерства. Станиславский в последние годы жизни считал основным стержнем поведения актёра на сцене - действие. Станиславский приходит к гениальному открытию: путь к чувству лежит через действие. Надо ли протестовать против такого рода экспериментаторства? Да нет, конечно, слава Богу, что наконец появились разные течения. Полемика, состязательность ускоряют и наше главное движение, то есть движение психологического театра. Я убеждена, что театр - явление глубоко национальное. Но отнюдь не замкнутое в национальных границах. И русский театр никогда не был закрытой системой, так сказать, «вещью в себе». Он легко вбирал в себя и творчески переосмысливал многие открытия иных школ и столь же щедро дарил и дарит им свои открытия. Собственно, такая открытость - вообще свойство русской культуры. Ученик Станиславского Евгений Вахтангов, тоскуя и голодая в темной Москве о празднике понимал, что наступила необходимость наступления яркого театрального праздника [3] Вот что рекомендует исполнителям Станиславский: «Задача артистов - вспомнить, понять и определить, что им нужно сделать в такой момент, чтобы найти равновесие и продолжать жить дальше, если бы описываемое в пьесе произошло с ними самими, т. е. живыми людьми, а не просто с ролью, пока ещё мёртвой схемой, абстрактной идеей человека. Другими словами - пусть актёр не забывает, и особенно в драматической сцене, что нужно всегда жить от своего собственного существа, а не от роли, взяв у последней лишь её предлагаемые обстоятельства. Пусть актёр по чистой совести ответит мне, что он будет физически делать, т. е. как будет действовать (отнюдь не переживать, сохрани Бог думать в это время о чувстве) при данных обстоятельствах, созданных поэтом, режиссёром, художником, самим актёром в его воображении, электротехником и пр.? Когда эти физические действия ясно определятся
, актёру останется только физически выполнять их. Заметьте, я говорю - физически выполнять, а не пережить, потому что при правильном физическом действии переживание родится само собой. Если же идти обратным путём и начать думать о чувстве и выжимать его из себя, то сейчас же случится вывих от насилия, переживание превратится в актёрское, а действие выродится в наигрыш». [9, с. 62] Утверждая «метод физических действий», Станиславский исходил из того бесспорного положения, что сама сущность, сама природа театра - действие. Поскольку сценический образ слагается из совершаемых данным действующим лицом поступков, из его поведения, то можно сказать, что образ человека — это образ его действия. Последовательно проводя через все этапы работы над пьесой и ролью мысль о действии как основе сценического мастерства, Станиславский видел в действии путь к перевоплощению актёра в образ. Процесс этого перевоплощения начинается с анализа происходящей в пьесе борьбы, развитие которой актёры устанавливают по эпизодам, этап за этапом прослеживая логику поведения каждого отдельного персонажа. Ничего не «представляя» и не «изображая», не играя образ, а продвигаясь по линии сквозного действия путем последовательной цепи органических действий, актер раскрывает линию борьбы данного персонажа, его задачу. Правдивое, органическое выполнение действий всем психофизическим существом актера неизбежно пробудит и соответствующие чувства, эмоционально насытит и окрасит сценическое поведение и приведёт в конечном счёте к полному внутреннему перевоплощению исполнителя в данный образ. [3]
Для обоснования «системы» Станиславским было написано два тома. Первая книга «Моя жизнь в искусстве», она служила введением в «систему». Вторая книга - «Работа актёра над собой», где и размещались основы «системы». Станиславский предполагал разделить эту книгу на две части, однако при жизни Станиславского вышла в свет только первая часть - «Работа над собой в творческом процессе переживания». Вторая часть «Работа над собой в творческом процессе воплощения» осталась в виде записей и набросков. [7]
Система — это тот единственно надёжный фундамент, на котором только и можно построить прочное здание современного спектакля. Как в архитектуре фундамент не предопределяет стиля воздвигаемой на нём постройки, так и система Станиславского не предрешает стиля создаваемых на её основе спектаклей. Она только обеспечивает естественность и органичность рождения этого стиля, облегчает творческий процесс, разжигает его, стимулирует, помогает выявлению того, что хочет сказать режиссёр, того, что хотят сказать актёры, не навязывая им заранее никаких внешних форм; наоборот, предоставляя или, даже больше того, обеспечивая им в этом отношении полнейшую творческую свободу. Пусть будет любое содержание, любая форма, любой жанр, любой стиль, лишь бы всё это не выходило за пределы реалистического искусства, то есть отвечало бы требованию художественной правды, раскрывающей сущность отображаемой действительности. Многообразие же форм подлинного реализма поистине неисчерпаемо. [6]
Итак, «система» Станиславского стала фундаментом для народного театра XX века в России и новой системой обучения актёрскому мастерству. Система имела международное значение и вклад Станиславского в театральное искусство неисчерпаемо. Особенно важно, что Станиславский оставил после себя не только труды, которые являются сейчас для каждого актёра настольной книгой, но и воспитал прекрасное поколение талантливых режиссёров и актёров, которые в свою очередь воспитали новое талантливое поколение своих учеников.
- 1 2 3 4 5
Вахтангов - преемник Станиславского
Одним из гениальных учеников Станиславского был Евгений Багратионович Вахтангов. Вахтангов родился 1/13 февраля 1883 года во Владикавказе. К 1909 году у Вахтангова уже был огромный полупрофессиональный опыт: сыграть за 8 лет около 50 ролей и поставить в общей сложности около 20 спектаклей - дело непростое. Глубочайшая и, какая-то космическая любовь к театру, решительно приводит любителя-полупрофессионала Вахтангова, к сознанию необходимости пройти профессиональную школу. И в августе 1909 года он поступает учеником на драматические курсы актёра МХТ Адашева в Москве. На курсах преподают почти исключительно актёры Художественного театра: А.И. Адашев, Н.Г. Александров, В.И. Качалов, В.В. Лужский, Л.М. Леонидов. Цель курсов - подготовка молодых актеров на основе принципов Художественного театра. [16] Из воспоминаний старейший актрисы МХАТ Л.И. Дейкун, которой пришлось быть свидетельницей и первых шагов Вахтангова и работы его в Первой студии: «Он пришёл на экзамен в школу Адашева и сразу обратил на себя внимание: стройный, изящный, с красивой головой, увитой кудрями, он взлетел на сцену, прочитал стихотворение и скрылся. Вопрос о нём был решен сразу… Едва он оказался студентом, как немедленно всех повёл за собой: делал какие-то особенные этюды, прекрасно музицировал, легко и интересно фантазировал». [14, с. 6]
Ничто так не помогло Вахтангову понять цену улыбки артиста, когда она рождается из деятельной любви к жизни, как встреча с Л. А. Сулержицким. Увидев яркую одаренность Вахтангова, его вскоре переводят в старшую группу школы Адашева, где он сразу становиться любимым учеником Леопольда Антоновича. В то время, когда Вахтангов поступил в школу Адашева, К.С. Станиславский, опираясь на огромный и взыскательный труд на сцене, начал теоретически подытоживать свои наблюдения и выводы. Пошли разговоры о стройной «системе» Станиславского в воспитании актёра. Сулержицкий помогал великому мастеру осознавать и последовательно излагать найденные элементы «системы». Для этого Станиславский нуждался также в лабораторном, экспериментальном подтверждении выдвигаемых им положений. Сулержицкий был ему очень полезен, используя свои занятия с учениками в школе Адашева. Евгений Вахтангов пришел вовремя в эту школу. Он оказался у истоков складывавшегося учения. Став любимым учеником Леопольда Антоновича Сулержицкого, он непроизвольно сделался доверенным участником его творческой работы, а также проник и в лабораторию мысли Станиславского. Вахтангов узнавал о «системе» шаг за шагом, которая его интересовала как одно из средств высокой духовной культуры, относившись к приемам Станиславского как к опоре для сложнейшего процесса творчества. [16]
4 марта 1911 года - великий день в жизни Вахтангова. Его пригласили в художественный театр. В тот же день слушает одну из первых лекций-бесед Станиславского для молодёжи МХТ. Записывает каждое слово, прислушиваясь к их внутреннему смыслу, как к музыке. А через месяц записал: «Хочу образовать студию, где бы мы учились. Его принцип был прост - всего добиваться самому. Руководитель – это всё. Проверить систему К.С. на себе. Принять или отвергнуть ее. Исправить, дополнить, или убрать ложь. Все, пришедшие в студию, должны любить искусство вообще и сценическое в частности. Радость в творчестве. Забыть публику. Творить для себя. Наслаждаться для себя. Сами себе судьи». [14, с. 8] Весной 1912 года зародилась мысль о студии при театре. Образовалась группа молодежи, с которой начали заниматься Станиславский и Сулержицкий. Вскоре занятия доверили и Вахтангову. [14, с.55] Принимая самое активное участие в создании Студии Художественного театра, Вахтангов не переставал мечтать и о создании собственной студии. Когда Вахтангов стал преподавать в Студии, К.С. Станиславский, пеняя на себя за то, что он в один урок объяснил всю систему, призывает Евгения Багратионовича к осторожности, Вахтангов отвечает: «У меня свой метод преподавания». Вахтангов не хочет подражать своим учителям, не хочет принимать все за веру, он самостоятелен и в своих оценках, и в методах работы. [6]
В 1913 году появилась Вторая студия, преподавание в которой полностью доверили Вахтангову. Эта студенческая студия в дальнейшем обосновалась на втором этаже небольшого двухэтажного домика в Мансуровском переулке на Остоженке, отсюда появилось и название - Мансуровская студия. На первом собрании учеников он заявил: «Я ученик Станиславского. Смысл своей работы у вас вижу в том, чтобы пропагандировать и распространять учение Константина Сергеевича». [6, с. 85]
Учение это в простом, ясном и чётком «вахтанговском» изложении до сих пор признается «вахтанговцами» основным методическим принципом актёрской работы. 10 октября 1914 года Вахтангов прочитал в Мансуровкой студии свою первую лекцию, положив начало систематическим учебным занятиям. Занятия в Студии начались. И никто не умел в те годы осуществлять задачу раскрытия творческих возможностей ученика с такими удивительными результатами, каких достигал Вахтангов. И никто не умел преподавать систему с такой ясностью мысли, с такой