Файл: Роль нравственных факторов в успешности профессиональной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего

образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Реферат

Дисциплина: Профессиональная этика


Тема: Роль нравственных факторов в успешности профессиональной деятельности

Выполнил: студент группы

Экономика

Тарасов Андрей

Город:Омск

Омск 2022

Содержание


Введение

Профессионализм в целостной структуре личности

Профессионализм как нравственная черта личности

Профессионализм как нравственная ценность

Психология профессионализма

Заключение

Библиографический список

3

6

13

16

22

25

25


Введение
Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II в. до н.э. христианская библейская книга «Мудрость Иисуса, сына Сирахова», в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: «корм, палка и бремя – для осла; хлеб, наказание и дело – для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему – и он будет искать свободы».

В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. В феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, ад представлялся как вечная жизнь без труда. Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики.

В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.


Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей. Здесь речь идет не только об уроке моральности, но и, в первую очередь, о должном исполнении своих профессиональных обязанностей. (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий менее, чем каких-либо других, поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми – объектами деятельности. При этом нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Обще моральные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии, Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Профессиональная честь и достоинство, как правило, выступают мерой профессионализма в любой области.



Профессионализм в целостной структуре личности

Сущность человека бесконечна и неисчерпаема. Человек представляет собой конкретное единство всеобщего, особенного и индивидуального. В отличие от животного он не приспосабливается слепо к среде, а преобразует ее и тем самым противостоит миру. Поэтому творческая деятельность является основным способом проявления сущности человека. Этим самым определяется и место профессионализма в жизни индивида как способности к эффективному осуществлению общественно-полезной деятельности. Человек может в полной мере реализовать себя как субъект труда, общения, сознания лишь при наличии необходимых профессиональных навыков.

Профессионализм как способность человека к выполнению целесообразной деятельности, преобразующей предметный мир, нельзя понимать узко — только с точки зрения обладания определенным мастерством. Нужен более широкий подход, который включал бы духовно-нравственные характеристики человека, без которых невозможно наиболее эффективное выполнение профессиональной деятельности. Недаром в общественном сознании возникли такие понятия, как профессиональная честь и достоинство. Нравственная суть человека овеществляется в производимых вещах через мастерство. Последнее тесно сопряжено с достоинством. И чем выше профессиональное мастерство человека, тем более сильно развито у него чувство достоинства. Подлинный профессионализм также предполагает ответственность работника. Это чувство помогает избавиться от неряшливости, мобилизует человека на максимальное проявление профессионального мастерства: плохое качество вещи в конечном счете выражает неуважение к другим людям.

Профессионализм включает в себя также отношение работника к эффективности собственной деятельности. Ориентация на эффективность означает, что работник видит смысл деятельности в повышении результативности своего профессионального труда. Отсутствие такой ориентации ведет к консервированию уровня мастерства, что сдерживает развитие техники и технологии производства, темпов всего общественного прогресса.

Профессионализм - необходимое условие самореализации человека в обществе, но одного его не достаточно. Без наличия других сущностных черт он превратился бы в одностороннее существо, способное лишь к выполнению определенной профессиональной функции. И в жизни, в той или иной мере, мы находим примеры, подтверждающие такой вывод. В обществе встречается еще много людей, внепрофессиональвая жизнь которых обеднена и выхолощена. Происходит это прежде всего тогда, когда односторонне развит сам человек. Общественная практика показывает, что в таком случае и проявление уровня профессиональности существенно снижается. Профессионализм человека опирается на другие сущностные черты личности. В то же время он, в свою очередь, воздействует на формирование и развитие этих черт, влияет на степень их проявления в жизни и деятельности человека.


Говоря о взаимосвязи профессионализма с различными сторонами человеческой личности, назовем, прежде всего, ее мировоззренческий облик. Мировоззрение в совокупности с идейно-нравственной, философской и социально-психологической сторонами выступает ядром личности профессионала. Наличие мировоззренческой культуры предполагает знание человеком самого себя, своей сущности, места и роли в обществе.

Но значение мировоззренческой культуры личности нельзя сводить только к сумме накопленных знаний. Она представляет собой и творческий процесс деятельности во всех сферах бытия человека, способности профессионально использовать знания. Поэтому мировоззренческая культура предполагает не только усвоение теоретического наследия человечества, но и культуры мышления, методологии познания и практической деятельности. В формировании мировоззренческой и гносеологической функции профессионала огромную роль играет философия. Она вооружает пониманием сущности и возможностей познавательной деятельности человека, навыками получения истинного, достоверного знания.

Мировоззренческая зрелость - обязательное условие высокого уровня профессиональности человека. Философия, составляющая основу мировоззрения, ориентирует человека в его профессиональной деятельности на исследование процессов изменения и развития, взаимосвязи и взаимопревращения, изучение противоречивой природы материальных объектов и т.д. При этом специалист избавляется от блужданий, узкого, одностороннего подхода к объекту. Диалектика является одновременно и теорией познания, и логикой мышления. Поэтому формирование философской культуры является обязательным условием профессионализма.

Философская культура специалиста может быть определена, во-первых, как освоение личностью философских знаний в сочетании с естественно-научными, социально-политическими и другими знаниями; во-вторых, как способность личности к постоянному использованию в практической деятельности философских знаний. Философская культура профессионала находит свое специфическое проявление в его практической деятельности.

В современных условиях значение мировоззренческой подготовки специалиста возрастает. Обусловлено это динамизмом и масштабностью задач, с которыми человечество встречается по мере своего продвижения вперед. Связано это и с динамическим обновлением мира, особенно с возрастанием его целостности, с повышением взаимозависимости различных сторон жизни.


Современный профессионал должен уметь творчески мыслить, самостоятельно решать сложные проблемы в конкретном виде деятельности. Кроме этого, ему необходимо в соответствии с изменением производства совершенствовать свою квалификацию, адаптироваться к новым знаниям, технике и технологии. Систематическое повышение квалификации становится обязательным условием успешной работы любого человека, занятого профессиональной деятельностью. Знание лежит в основе профессиональности. В знании человек не только овладевает объектом творчески, но и преобразует его идеально. А суть бытия, как известно, и заключается в свободной творческой деятельности, в практическом переустройстве мира, чему и подчинена профессионализация.

Все более возрастающую роль здесь играет самообразование. Связано это с быстрым развитием общественной жизни, моральным износом и заменой устаревшего оборудования в сфере материального производства, изменением часто самого характера профессиональной деятельности. Такие процессы требуют от профессионала постоянного пополнения знаний как в сфере материального производства, так и в духовной области, что невозможно осуществлять без постоянного самообразования. Все это предполагает не только соответствующую корректировку и совершенствование традиционных форм общего и профессионального образования, но и создание в обществе системы непрерывного образования человека в течение всей его жизни.

Профессионализм предполагает формирование интеллекта, под которым в данном случае мы понимаем способность к решению новых задач, способность к получению нового знания. Интеллектуальная культура включает при таком подходе два момента. Первый момент состоит в том, что для интеллектуальной деятельности необходим определенный запас знаний. Особую роль в необходимом, обязательном слое знаний играют профессиональные знания. Исходя из этого, можно сделать вывод, что интеллектуальная развитость включает в себя и профессиональную компетентность. Причем грань здесь довольно условная. Ибо творчесгво9 умение находить принципиально новые решения требуют широкой эрудиции, обладания знаниями из разных областей. Здесь встает уже проблема отбора информации. Второй момент предполагает наличие культуры мышления, без которой не может состояться сегодня профессионал в любой сфере деятельности.

Одним словом, как уже отмечалось, профессионализм неразрывно связан с образованием. Способность человека к труду зависит от уровня и качества общих и профессиональных знаний. Именно эти показатели определяют интеллектуальный потенциал рабочих и специалистов.