Файл: Роль нравственных факторов в успешности профессиональной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессионализм как нравственная ценность

Качественные изменения в развитии человечества в начале XXI в., нарастание целостности человеческой деятельности приводят к многократному усилению воздействия человека на окружающий мир. Последствия этого воздействия проявляются в природе, в социуме, отражаются на жизнедеятельности самого человека – т. е. приобретают глобальный характер.

В новых условиях содержательный смысл профессионализма как социального явления выходит за рамки совокупности чисто технических умений и навыков работника. В содержание понятия «профессионализм» привносятся гуманистические и нравственные начала.

Современный профессионал должен не только обладать некоторой суммой профессиональных знаний и умений, не только соответствовать требованиям сферы своей профессиональной деятельности, но и предвидеть её последствия, нести за них личную ответственность. Это свидетельствует о том, что профессионализм сегодня обретает статус нравственного императива, становится нравственной ценностью.

Требования высокого профессионализма личности, профессионального мастерства, ответственности становятся реалиями сегодняшнего дня. Понятия «профессионализм» и «профессионал» встречаются нам повсюду: в журнальных и газетных статьях, в рекламных объявлениях, в телевизионных передачах. Широкая популярность и общеупотребительность данных понятий свидетельствуют о повышении роли профессиональных явлений в жизни современного общества. Этимологически понятие «профессионализм» свободно от нравственных характеристик. Профессионализм (англ. professionalism; нем. Professionalismus; фр. professionalisme) чаще всего понимается как совокупность достигнутых индивидом теоретических знаний, практического опыта и профессиональных навыков в определяемой разделением труда и профессиональной специализацией сфере человеческой деятельности. При этом профессионализм – не только источник существования человека и проявления его личностного потенциала, но и решающий фактор развития цивилизации, формирования гуманных и справедливых человеческих отношений, утверждения в обществе принципов трудолюбия, нравственной ценности труда и созидательной творческой деятельности. Поэтому профессионализм, несмотря на кажущуюся «моральную нейтральность», тесно связан с моральной жизнью человека. Нравственное содержание личности, способность человека осуществлять правильный моральный выбор, развитость его представлений о чести, о долге и ответственности во многом определяют успешность его профессиональной деятельности. Лишь гармонически развитый человек, неуклонно совершенствующий не только собственные профессиональные навыки, но и нравственное сознание, руководствующийся в профессиональной деятельности гуманистическими моральными принципами, способен стать истинным профессионалом.


Надо отметить, что, в отличие от западных авторов, толкующих профессионализм, главным образом, как четко фиксированную квалификацию высокого уровня, современные отечественные исследователи склонны усматривать в данном понятии четко выраженный аксиологический аспект.

Профессионализм в современной отечественной литературе трактуется именно как ценностно-значимое качество личности, или реже – как качество самой профессиональной деятельности.

В современном экономическом словаре отмечается, что «Профессионализм – высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное профессиональное исполнение».

Довольно часто в исследовательской литературе профессионализм отождествляется с деятельностью, понимается как ее вид, требующий определенных навыков, знаний, умений. Деятельностный подход к понятию профессионализма обозначен также в книге Г. В. Лазутиной, которая справедливо отмечает, что развитое общество знает две формы организации деятельности: любительство и профессионализм.

Всякая деятельность рождается как любительская, любительство есть первая фаза развития деятельности и первая, исходная форма ее организации. Специфика любительской деятельности заключается в том, что она осуществляется человеком по личной склонности, вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и без жесткой ответственности за результат. Профессиональная деятельность формируется в процессе общественного разделения труда на базе любительской, однако не поглощает ее, обе формы деятельности продолжают существовать параллельно. Став для человека новым родом занятий, профессиональная деятельность приобретает новые черты: она протекает в виде исполнения соответствующих должностных обязанностей, связана с ответственностью за результат, требует специальной подготовки, т. е. превращается в профессию. Дополним к этому, что важнейшим моментом превращения любительской деятельности в профессиональную можно считать также нравственное отношение специалиста к своей профессиональной деятельности, моральную ответственность перед потребителем за качество произведенного в ходе выполнения профессиональных обязанностей продукта – материального или духовного.

Таким образом, профессионализм приобретает статус нравственного требования, а становление профессионального сознания подразумевает включение в его структуру этических норм. Направленность на исследование аксиологического аспекта профессионализма просматривается и в отечественных психологических науках. В рамках психологического подхода к данной проблеме профессионализм рассматривается прежде всего сквозь призму психофизиологических и функционально-психологических качеств личности. Так, для Е. А. Климова профессионализм - это особое психологическое состояние личности: «профессионализм мы будем понимать не как просто новый высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека. Несмотря на психологический, индивидуально-личностный характер приведенного выше определения профессионализма, оно демонстрирует отход от узкооперационального понимания профессионализма лишь как набора определенных качеств. Аналогично, но в более широком, социально-психологическом контексте понимает профессионализм А. К. Маркова. «Профессионализм человека – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но и непременное наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояние его психических качеств... При рассмотрении и оценке профессионализма человека большое значение имеет то, из каких ценностных ориентаций он исходит... какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему убеждению вкладывает в свой труд».



В своем анализе профессионализма А. К. Маркова выделяет две стороны этого явления: мотивационно-целеполагающую (какие мотивы побуждают человека, какой смысл он видит в профессиональной деятельности, каких целей лично он стремится достичь) и операциональную (профессиональные средства, умения, навыки). Однако социально-психологический компонент профессионализма автор практически не рассматривает, ограничиваясь подробным исследованием индивидуально-личностной диспозиции данной проблемы.

Ценностное содержание категории «профессионализм» наиболее отчетливо отмечено в рамках активно развивающейся в нашей стране в последние годы акмеологии как науки об условиях и факторах, обеспечивающих высший уровень достижений в какой-либо деятельности. Очевидно, что применительно к профессиональной деятельности таким высшим уровнем является профессионализм. В данном контексте многие авторы рассматривают профессионализм как качество профессиональной деятельности, определяемое личностными возможностями: «Профессионализм – высший стандарт профессиональной деятельности, характеризующий личностные возможности исполнителя, его свободу выбора наиболее удобных и соответствующих конкретной ситуации способов деятельности. Базу профессионализма создают высшая квалификация, мастерство и целеполагание в трудовой деятельности. В работах А. В. Кириченко профессионализм определяется как высшая ступень в развитии человека в качестве субъекта познания, труда и общения. Основным критерием уровня профессионализма объявляется степень соответствующих знаний, умений, навыков и психических свойств специалиста современным достижениям науки и практики в данной области. В рамках этого подхода, который, по нашему мнению, можно характеризовать как оценочный, или акмеологический, профессионализм подчеркивает качество индивида, субъекта в определенной области общественно полезной деятельности. Профессионализм отражает изменения навыков, способностей, квалификационных возможностей в направлении требований, предъявляемых к человеку профессией, в соответствии с научно-техническим и интеллектуальным развитием общества.

Сущностью профессионализма является профессиональное продвижение от выбора профессии к овладению ей, достижение профессионального мастерства, творческих успехов. Как качество личности он определяется через индивидуально осознанные позиции и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении всей жизни человека, актуализирующиеся в различной степени способности специалиста и, наконец, получающие общественное признание и определенную оценку, выражающуюся в социальном положении. К числу основных критериев профессионализма в данном понимании можно отнести: компетентность работников, т. е. знание ими дела; наличие необходимого образования, стажа, навыков, системы повышения квалификации; регулярное, систематическое и творческое выполнение функций и операций; стабильность служебных отношений; а также, в качестве обязательного требования – следование нормам профессиональной этики.


В современной исследовательской литературе также предпринимается попытка выделить в качестве субъекта профессионализма не личность как носителя профессии, а «персонал» – коллективный субъект профессиональной деятельности. Соответственно профессионализм в рамках данного подхода трактуется как интегральная характеристика целеполагающей, мотивированной и эффективной трудовой деятельности, требующей для своего осуществления специальной подготовки, соответствующих организационно-управленческих условий и, кроме этого, развитого коллективного профессионально-нравственного сознания. «Структура смысложизненного целеполагания и связанная с нею мотивация труда обусловливают социально-типологическую структуру профессионализма персонала как коллективного субъекта профессиональной деятельности. Следовательно, профессионализм как качественная характеристика деятельности, в свою очередь, характеризуется не континуальной, а, прежде всего, социально-типологической направленностью субъекта профессиональной деятельности».

На основе анализа приведенных выше различных трактовок профессионализма в современной отечественной литературе можно сделать вывод, что комплексное научное изучение профессионализма не может сводиться ни к оценке профессиональных качеств личности как индивидуального субъекта профессиональной деятельности, ни к оценке качества самой профессиональной деятельности и ее коллективного субъекта.

Объективный научный анализ данного явления возможен только при условии использования в качестве главной методологической установки мировоззренческого подхода, основывающегося на выделении и исследовании разнообразных аспектов профессионализма, а главное – включении в предметную область данного понятия смысложизненных и духовно-нравственных характеристик. При этом в целях дополнения и расширения общеизвестной характеристики профессионализма как качества личности отметим, что профессионализм необходимо предполагает наличие гармонии между психологической и мировоззренческой готовностью личности к успешной профессиональной реализации и уровнем общественных (в том числе нравственных) требований к данной профессии.

Профессионализм есть соответствие знаний, умений, навыков, а также всей ценностной системы человека тому, что происходит в конкретной области профессиональной практики и специализации. Иными словами, профессионализм есть соответствие широкого спектра личных профессиональных качеств специалиста (навыков, умений, знаний, ценностей, идеалов) уровню общественных ожиданий от данной профессии.


Поскольку общественные ожидания и требования, предъявляемые обществом к профессии, подвержены изменению в соответствии с научно-техническим, интеллектуальным и социальным развитием самого общества, явление профессионализма исторически подвижно: предметное поле этого понятия расширяется в соответствии с общественным развитием, усложнением социальной структуры, созданием новых условий для самореализации человека обществе.
Психология профессионализма

Психология профессионализма – это один из разделов психологии труда.
Психология труда – это система психологических знаний о труде как деятельности и о трудящемся человеке как о ее субъекте. Психология труда изучает проявления и развитие психики человека в ходе труда, а также соответствие процесса и результата труда, качеств отдельного человека требованиям профессии. Кроме того психология труда рассматривает профориентацию, профотбор, охрану труда, профессиональное обучение и проектирование развития специалиста, профадаптацию, профессиональную аттестацию и т.д, (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Ю.В. Котелова, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др.).

Новая психологическая наука акмеология (А.Н. Рыбников, Б,Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач и др.) имеет своим предметом наиболее творческие периоды в жизни человека; этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной деятельности; профессионализм зрелых людей; закономерности психического развития личности в период его расцвета (акме-); многовершинность процесса восхождения к профессионализму.
Психология профессионализма выявляет условия и закономерности продвижения человека к профессионализму в его труде, изменение психики человека в процессе восхождения к профессионализму. Психология профессионализма в нашем понимании обсуждает психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути человека к профессионализму, показатели профессионализма, возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала; факторы, вызывающие снижение профессионализма (профессиональное старение, профессиональные деформации и т.д.), пути их преодоления.

Психология профессионализма находится на стыке психологии труда и акмеологии, ряда других наук, изучающих те или иные аспекты труда. Так, профессиоведение, профессиография занимаются описанием профессий, их классификацией, профессиология выявляет закономерности изменений в мире профессий, в строении трудового процесса.