Файл: Роль нравственных факторов в успешности профессиональной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Знание законов развития природы и общества, широкий кругозор в единстве с профессиональной подготовкой являются основой для формирования профессионального потенциала индивида. Интеллектуальный кругозор, который формируется в человеке с первых шагов его жизни, но особенно в процессе образования, создает основу творчества на производстве, во всей общественно-полезной деятельности. Однако прямая механическая зависимость между уровнем общеобразовательной подготовки и профессионализмом не всегда имеет место. Образование создает основу профессионализма, но последний не сводится только лишь к первому. Профессионализм формируется, в конечном счете, всем образом жизни человека, он серьезно зависит от личностных качеств самой личности.
Особенно тесно профессионализм взаимосвязан с моральной стороной жизни человека, прежде всего, трудовой моралью. Последняя, будучи системой норм и оценок, регулирующих поведение человека в сфере труда, является одной из составных частей трудовой мотивации. Она имеет очень важное значение в профессиональной деятельности человека. Личность, подготовленная в моральном отношении к реальной профессиональной деятельности, легче адаптируется к ее новым условиям. Конкретные проявления трудовой морали различны: степень распространения нарушений трудовой дисциплины; отношение к качеству продукции; структура потребностей, удовлетворяемых в труде; соотношение исполнительности и инициативности в структуре основных характеристик личности работника; отношения "руководство - подчинение" в процессе трудовой деятельности и др. На основании этих индикаторов можно сделать вывод о моральном эталоне работника-профессионала, который соответствует каждому конкретному периоду развития общества.
Скажем, реформирование экономики нашей страны в условиях рыночных отношений сопряжено с существенной корректировкой трудовой морали. Налицо, например, отсутствие в ряде случаев очевидной связи между заработком, с одной стороны, и качеством и количеством приложенного труда, с другой. Ведь в условиях рыночной экономики большой заработок может быть следствием непривычной для массового сознания предприимчивости, в том числе варьирования ценами в конкретных условиях дефицита. Культура традиций, связывающая величину заработка только с трудом, может стать существенным барьером на пути экономически необходимого стимулирования рыночных отношений.
В современных условиях утверждается ряд новых моральных ценностей, отражение которых в профессионализме человека становится обязательным условием его разумной эффективной деятельности. Современному, а тем более будущему работнику-профессионалу, предстоит научиться осознавать себя частицей природы, не отказывающегося от разумного воздействия на нее, которое должно вылиться в их гармоническое взаимодействие, в котором человек как существо разумное, реализует задачу облагораживания, одухотворения природы в соответствии с законами совместного бытия как целостной органической системы. Речь идет в конечном счете о воспитании экологически грамотного профессионала, который только и может обеспечить истинно нравственную организацию взаимоотношений человека и природы.
Что касается непосредственно человеческого труда, то в настоящее время требуется утвердить новую его оценку, воспитать новое моральное отношение к трудовой деятельности. Необходимо сформировать прочное осознание морального равенства не только разных направлений профессиональной специализации, но и различных форм общественно полезной трудовой деятельности. Если она общественно полезна, экологически безвредна, служит средством самоутверждения личности, то она морально оправдана. Здесь предстоит устранить комплекс предубежденности против частного предпринимательства и индивидуального труда, других, новых для нашего общества, его форм. Вместе с тем должно воспитываться чувство морального осуждения по отношению к труду нечестному, криминальному, грабительскому, который, разумеется не представляет никакого нравственно положительной ценности.
Моральное отношение личности должно быть различным к качественно неравноценной профессиональной деятельности. Труд, позволяющий в наибольшей мере самоутвердиться человеку, реализовать себя, заслуживает более высокой моральной оценки. И поскольку трудовая деятельность, как сфера приложения профессионализма, представляет собой не только экономический феномен, но и нравственный, то это все требует сосредоточения усилий общества на подготовке целостной личности, всестороннем развитии всех ее способностей и склонностей, что, с одной стороны, наилучшим образом подготовит ее к профессиональной деятельности, а с другой - и это главное, позволит каждому человеку реализовать себя в жизни.
Взаимосвязь профессионального и этического многоаспектна и имеет глубокие исторические корни. Анализ этой взаимосвязи позволяет сделать вывод о том» что она свойственна различным сферам жизни народа. Особенно прочные истоки единства профессионального и этического наблюдаются в жизни простого народа, в его повседневной деятельности, творчестве.
Наиболее ярко взаимосвязь профессионального и этического проявляется в уникальных профессиональных достижениях людей. Возьмем широко распространенные традиции народного творчества, народных ремесел. Даже в условиях повсеместной индустриализации, а затем научно-технической революции они сохранились в раз¬личных регионах страны. Народное творчество, по нашему мнению, воплощает органическое единство профессионального и нравственного аспектов. Этим обусловлена в значительной мере и его жизненность.
С точки зрения рассматриваемой проблемы важно отметить, что народные ремесла, творчество являются неисчерпаемым кладезем развития профессионализма. И проявляется это, прежде всего, в таких аспектах. Во-первых, становление новых профессий проходит зачастую через период первоначального их зарождения и формирования в народном творчестве. Во-вторых, в народном творчестве выработано огромное количество технологических процессов, трудовых навыков, которые "питают" развитие технологических и трудовых процессов профессионального производства. В-третьих, участие человека, особенно молодежи, в традиционных народных ремеслах способствует выявлению его индивидуальных способностей, их развитию и выбору профессии в соответствии с ними. Правильный выбор профессии, в свою очередь, укрепляет нравственные черты индивида, позволяет гармонизировать различные стороны жизнедеятельности личности, способствует укреплению ее целостности. Можно говорить как о воздействии народного творчества на развитие профессионализма на уровне всего общества, причем на протяжении его многовековой истории, так и на личностном уровне, которое может быть особенно существенным в начальный период профессионального становления человека.
Таким образом, развитие профессионализма осуществляется не только под воздействием прогресса науки, углубления и расширения знаний, но и в результате благотворного воздействия традиционных форм народного творчества. При этом формируются не только профессиональные навыки, но и такие черты, как чувство профессиональной гордости, а также другие стороны нравственного облика профессионального работника. Жизнь народа - неиссякаемый источник неограниченного прогресса личности.
Профессионализм как нравственная черта личности
Становление информационной цивилизации в настоящее время определяет необходимость выработки нового типа профессиональной морали, отражающей идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты труда.
Развитие общества сопровождается постоянным усложнением и углублением специализации производства, дифференциацией условий труда и профессиональной деятельностью. Это влечет за собой соответственную конкретизацию профессиональных обязанностей и порождает систему моральных требований. Профессиональные отношения и обязанности становятся одновременно и профессионально-этическими отношениями.
Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Соотношения морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии.
Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. Мораль и право – составные части духовной культуры человечества. При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).
Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов норм, правого и нравственного сознания.
Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни – трудовой деятельности (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной). Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей и от того, какими по своим нравственным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса во многом зависит благополучие субъектов труда и общества.
Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом. Профессиональная этика является «во-первых, кодексом поведения, предписывающим определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии".
Таким образом, профессиональная этика – это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д.П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки.
Нравственная жизнь человека и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений. Но существуют еще такие виды деятельности, в которых реализация нравственных принципов отличается повышенной напряженностью, сложностью. Обычно в этих видах деятельности непосредственным объектом воздействия является сам человек. Поэтому профессиональная нравственность (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии.
Поскольку профессиональная этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, тех ситуаций, в которых могут оказаться люди в процессе выполнения этих задач, то последние оказывают сильное воздействие на ее формирование. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом, распоряжаются жизнью людей, значительными материальными ценностями.
Определяя меру доверия к работнику, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков. Относительное противопоставление действия и поступка, которое выражает операционалистскую и моральную сторону трудовой деятельности, для данных профессий сглаживается. Профессиональное одновременно выступает и как моральное. Таким образом, профессиональная мораль должна всегда рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали.
Особенно тесно профессионализм взаимосвязан с моральной стороной жизни человека, прежде всего, трудовой моралью. Последняя, будучи системой норм и оценок, регулирующих поведение человека в сфере труда, является одной из составных частей трудовой мотивации. Она имеет очень важное значение в профессиональной деятельности человека. Личность, подготовленная в моральном отношении к реальной профессиональной деятельности, легче адаптируется к ее новым условиям. Конкретные проявления трудовой морали различны: степень распространения нарушений трудовой дисциплины; отношение к качеству продукции; структура потребностей, удовлетворяемых в труде; соотношение исполнительности и инициативности в структуре основных характеристик личности работника; отношения "руководство - подчинение" в процессе трудовой деятельности и др. На основании этих индикаторов можно сделать вывод о моральном эталоне работника-профессионала, который соответствует каждому конкретному периоду развития общества.
Скажем, реформирование экономики нашей страны в условиях рыночных отношений сопряжено с существенной корректировкой трудовой морали. Налицо, например, отсутствие в ряде случаев очевидной связи между заработком, с одной стороны, и качеством и количеством приложенного труда, с другой. Ведь в условиях рыночной экономики большой заработок может быть следствием непривычной для массового сознания предприимчивости, в том числе варьирования ценами в конкретных условиях дефицита. Культура традиций, связывающая величину заработка только с трудом, может стать существенным барьером на пути экономически необходимого стимулирования рыночных отношений.
В современных условиях утверждается ряд новых моральных ценностей, отражение которых в профессионализме человека становится обязательным условием его разумной эффективной деятельности. Современному, а тем более будущему работнику-профессионалу, предстоит научиться осознавать себя частицей природы, не отказывающегося от разумного воздействия на нее, которое должно вылиться в их гармоническое взаимодействие, в котором человек как существо разумное, реализует задачу облагораживания, одухотворения природы в соответствии с законами совместного бытия как целостной органической системы. Речь идет в конечном счете о воспитании экологически грамотного профессионала, который только и может обеспечить истинно нравственную организацию взаимоотношений человека и природы.
Что касается непосредственно человеческого труда, то в настоящее время требуется утвердить новую его оценку, воспитать новое моральное отношение к трудовой деятельности. Необходимо сформировать прочное осознание морального равенства не только разных направлений профессиональной специализации, но и различных форм общественно полезной трудовой деятельности. Если она общественно полезна, экологически безвредна, служит средством самоутверждения личности, то она морально оправдана. Здесь предстоит устранить комплекс предубежденности против частного предпринимательства и индивидуального труда, других, новых для нашего общества, его форм. Вместе с тем должно воспитываться чувство морального осуждения по отношению к труду нечестному, криминальному, грабительскому, который, разумеется не представляет никакого нравственно положительной ценности.
Моральное отношение личности должно быть различным к качественно неравноценной профессиональной деятельности. Труд, позволяющий в наибольшей мере самоутвердиться человеку, реализовать себя, заслуживает более высокой моральной оценки. И поскольку трудовая деятельность, как сфера приложения профессионализма, представляет собой не только экономический феномен, но и нравственный, то это все требует сосредоточения усилий общества на подготовке целостной личности, всестороннем развитии всех ее способностей и склонностей, что, с одной стороны, наилучшим образом подготовит ее к профессиональной деятельности, а с другой - и это главное, позволит каждому человеку реализовать себя в жизни.
Взаимосвязь профессионального и этического многоаспектна и имеет глубокие исторические корни. Анализ этой взаимосвязи позволяет сделать вывод о том» что она свойственна различным сферам жизни народа. Особенно прочные истоки единства профессионального и этического наблюдаются в жизни простого народа, в его повседневной деятельности, творчестве.
Наиболее ярко взаимосвязь профессионального и этического проявляется в уникальных профессиональных достижениях людей. Возьмем широко распространенные традиции народного творчества, народных ремесел. Даже в условиях повсеместной индустриализации, а затем научно-технической революции они сохранились в раз¬личных регионах страны. Народное творчество, по нашему мнению, воплощает органическое единство профессионального и нравственного аспектов. Этим обусловлена в значительной мере и его жизненность.
С точки зрения рассматриваемой проблемы важно отметить, что народные ремесла, творчество являются неисчерпаемым кладезем развития профессионализма. И проявляется это, прежде всего, в таких аспектах. Во-первых, становление новых профессий проходит зачастую через период первоначального их зарождения и формирования в народном творчестве. Во-вторых, в народном творчестве выработано огромное количество технологических процессов, трудовых навыков, которые "питают" развитие технологических и трудовых процессов профессионального производства. В-третьих, участие человека, особенно молодежи, в традиционных народных ремеслах способствует выявлению его индивидуальных способностей, их развитию и выбору профессии в соответствии с ними. Правильный выбор профессии, в свою очередь, укрепляет нравственные черты индивида, позволяет гармонизировать различные стороны жизнедеятельности личности, способствует укреплению ее целостности. Можно говорить как о воздействии народного творчества на развитие профессионализма на уровне всего общества, причем на протяжении его многовековой истории, так и на личностном уровне, которое может быть особенно существенным в начальный период профессионального становления человека.
Таким образом, развитие профессионализма осуществляется не только под воздействием прогресса науки, углубления и расширения знаний, но и в результате благотворного воздействия традиционных форм народного творчества. При этом формируются не только профессиональные навыки, но и такие черты, как чувство профессиональной гордости, а также другие стороны нравственного облика профессионального работника. Жизнь народа - неиссякаемый источник неограниченного прогресса личности.
Профессионализм как нравственная черта личности
Становление информационной цивилизации в настоящее время определяет необходимость выработки нового типа профессиональной морали, отражающей идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты труда.
Развитие общества сопровождается постоянным усложнением и углублением специализации производства, дифференциацией условий труда и профессиональной деятельностью. Это влечет за собой соответственную конкретизацию профессиональных обязанностей и порождает систему моральных требований. Профессиональные отношения и обязанности становятся одновременно и профессионально-этическими отношениями.
Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Соотношения морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии.
Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. Мораль и право – составные части духовной культуры человечества. При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).
Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов норм, правого и нравственного сознания.
Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни – трудовой деятельности (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной). Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей и от того, какими по своим нравственным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса во многом зависит благополучие субъектов труда и общества.
Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом. Профессиональная этика является «во-первых, кодексом поведения, предписывающим определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии".
Таким образом, профессиональная этика – это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д.П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки.
Нравственная жизнь человека и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений. Но существуют еще такие виды деятельности, в которых реализация нравственных принципов отличается повышенной напряженностью, сложностью. Обычно в этих видах деятельности непосредственным объектом воздействия является сам человек. Поэтому профессиональная нравственность (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии.
Поскольку профессиональная этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, тех ситуаций, в которых могут оказаться люди в процессе выполнения этих задач, то последние оказывают сильное воздействие на ее формирование. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом, распоряжаются жизнью людей, значительными материальными ценностями.
Определяя меру доверия к работнику, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков. Относительное противопоставление действия и поступка, которое выражает операционалистскую и моральную сторону трудовой деятельности, для данных профессий сглаживается. Профессиональное одновременно выступает и как моральное. Таким образом, профессиональная мораль должна всегда рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали.