Файл: Практическое занятие 3 Цель занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Практическое занятие 3

Цель занятия: совершенствование работы с орфоэпическим словарем, закрепление знаний орфоэпических норм, совершенствование навыков составления письменных высказываний, применяя основные виды аргументов, используемых в публичной речи и в дискуссии, правила речевого этикета, отработка навыков создания и редактирования текстов; закрепление навыков образования форм слов, совершенствование навыков составления высказываний; обучение стилистической правке предложений, анализу текста, редактированию, использованию речевых средств в коммуникации, закрепление норм современного русского литературного языка, основных видов речевых, стилистических и грамматических ошибок, анализ особенности функциональных стилей современного русского литературного языка, принципы построения текстов разных стилей

 

Выполните задания и прикрепите ответы в электронном виде. Допустимо выполнение задания письменно (от руки), при этом прикрепляется фото выполненного письменного задания.

 

Задание 1. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.

а) вЕрование, вЕчеря, визавИ, гЕне­зис, докумЕнт, добЫча, договОр, досУг, духовнИк, жалюзИ, жерлО, завсегдАтай, зАговор, закАзник, знАмение, изЫск, каталОг, квартАл, кулинАрия, ломотА, крАшение, мАркетинг, немотА, обеспЕчение, озвУчение, столЯр, украИнец, при­дАное, Отсвет, процЕнт, псевдонИм, пулОвер, тамОжня, танцОвщик, упрОчение, факсИмиле, флюорогрАфия, щавЕль;

б) валовОй, грошОвый, избалОванный, красИвее, кУхонный, килогрАммОвый, оптОвый, перехОдный, пОгнутый, прИмкнутый, слИвовый, преми­рОванный;

в) вчистУю, завИдно, задОлго, Издавна, издалекА, Издали, издрЕвле, исконИ, искОнно;

г) баловАть, избаловАть, бередИть, взбодрИть, закУпорить, звонИть, кАшлянуть, копИ­ровать, начАть, обезУметь, облегчИть, плЕсневеть, под­бодрИть, принУдить, принЯть, присовокупИть, премировАть, пломбировАть, рассердИться, убыстрИть, увЕдомить, чЕрпать.


Задание 2. Придумайте словосочетания с каждым из данных слов.

 

языковая – языковая, характерный – характерный, морщить – морщить,

языковая специальность, языковая колбаса; характерный поступок, характерный человек; морщить нос, немного морщить ткань

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Подберите родственные слова, в которых гласный звук находится в ударной позиции.

 

Образец: линейка (линия)

 

Выбросил (бросить), уплотнить сроки (плотно), выделил (делит), уплатить деньги (плата), отставал (отстать), затаить обиду (тайна), поливал (лить), единица (единый), линейка (линия), облениться (лень), поспевал (успеть),  уличённый во лжи (улика), облечённый властью (облечь), смятение в умах (словарное слово),  сидеть на стуле (сидя), седеть от горя (седенький), скрипеть (скрип),  раскалённая решётка (накал), кричать (крик), захлебнуться (захлёбываться), промелькнуть (мельком), соблазниться (соблазн), ослепительный (ослепнуть), липучий (липкий), неизгладимый (гладить), возить (возит), огласиться (огласок), очарование (чары), предвещало (весть), умолять о пощаде (молится), он умаляет его заслуги (малый).

Задание 4. Определите, какие из следующих слов являются паронимами, запишите парами.

 

Образец: адресат — адресант.

 

Удачливый, одеть, подозревать, опровергать, представить, подразумевать, отвергать, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, предоставить, надеть, идеальный, придворный, идеалистический, крепостной, дворовый, удачный, крепостник.

 Ответ: удачливый – удачный, одеть – надеть, подозревать - подразумевать, опровергать – отвергать, представить – предоставить, удивленно - удивительно, недоумение – недоразумение, идеальный – идеалистический, придворный-дворовый, крепостной – крепостник

Задание 5. Образуйте формы слов.

 

5.1 Образуйте форму родительного падежа единственного числа следующих существительных. Поставьте ударение.



 

Образец: массаж — массажа.

 

Арбитраж, бандаж, брелок, бюллетень, инструктаж, лю­бовь, герб, гусь, гуляш, грош, выбор, кольцо, порт, торт.

 арбитража, бандажа, брелока, бюллетеня, инструктажа, любви, герба, гуся, гуляша, гроша, выбора, кольца, порта, торта

5.2 Образуйте форму сравнительной степени следующих при­лагательных. Поставьте ударение.

 

Образец: верный — вернее.

 

Длинный, красивый, удобный, веселый, сладкий, твердый.

Длиннее красивее, удобнее, веселее, слаще, твёрже.

 

5.3 Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1гго, 2-го и 3-го лица единственного числа. Поставьте ударение.

 

Образец: вертеть — верчу, вертишь, вертит.

 

Влечь – влеку, влечёшь, влечёт; дремать – дремлю, дремлешь, дремлет; звонить – звоню, звонишь, звоню; изменить - изменяю, изменяешь, изменяет; катить - качу, катишь, катит; колебать – колеблю, колеблешь, колеблет; по­ложить – положу, положишь, положит; баловаться – балуюсь, балуешься, балуется.

Задание 6. Сделайте стилистическую правку предложений:

  1. Теннисист понял о том, что тактику поединка нужно ме­нять. 2. В продаже есть украшение стоимостью 30,0 миллиона рублей. 3. Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ. 4. Конструкторы установили очень сверхмощный двигатель. 7. Все это доказывает о том, что эти обвинения необосно­ванны.  8. В результате аварии гонщик получил перелом пра­вой и сильный ушиб левой ног. 9. Запретить курение студен­тов, преподавателей и сотрудников в здании института. 10. Пересдача задолженностей по результатам летней сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).

Теннисист понял, что тактику поединка нужно менять. 2. В продаже есть украшение стоимостью 30,0 миллионов рублей. 3. Мы просто не знаем достоверно о воздействие некоторых загрязняющих веществ. 4. Конструкторы установили сверхмощный двигатель. 5. Все это доказывает о то, что эти обвинения необосно­ванны. 6. В результате аварии гонщик получил перелом пра­вой ноги и сильный ушиб левой ноги. 7. Запретить курение студен­тов и сотрудников в здании института. 9. Пересдача задолженности по результатам летней сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).


Задание 7. Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные определения.

 

1. Вдруг две большие, белые, лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня. (Т.) 2. Она протянула мне свою нежную, бледную руку. (Т.) 3. Стал накрапывать редкий, мелкий дождь. (Ч.) 4. Фёдору подвели вороного шустрого жеребца. (Фурм.) 5. В гостиной стояло пузатое ореховое бюро. (Г.) 6. Bсё спало крепким, неподвижным здоровым сном. (Г.) 7. По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (П.) 8. Как-то давно случилось мне плыть по угрюмой сибирской   реке. (Кор.)   9. Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками. (//А)   10. Громкий хохот оглашал снежные   окрестные поля. (Акс.) 11. Солнце скрылось за передовым, низким, разорванным, облаком, (Л. Т.) 12. Мальчик очутился в горячих, душистых, нежных объятиях тёти. (Кат.) 13. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями. 14. Вид огромного, весь небосклон обнимающего бора, напоминает вид моря. (Т.) 15. Темны июльские беспредельные степные ночи. (Сер.)

Задание 8. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

 1.Дети - народ любопытный и наблюдательный. (Кат.)  2. Наше знанье - сила и оружие. (М.) 3. Наше оружие - наши песни. Наше золото - звенящие голоса. (М,) 4. Въезжая улица - это два ряда одноэтажных лачужек. (М. Г.) 5. Семь уничтоженных и три захваченные фашистские бронемашины - таков результат проведённого пар­тизанами боя. (Сурк.) 6. У Акима было четверо детей, у Петра нико­го. (Л. Т.) 7. Старшего мальчика звали Петя, а младшего - Павлик. (Кат.) 8. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова у Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх. (Г.) 9. Каких бричек и повозок там не было! Одна - зад широкий, а перёд узенький; дру­гая - зад узенький, а перёд широкий. (Г.) 10. Мясо у этого искусника повара отзывалось рыбой, рыба –грибами, ма­кароны - порохом. (Т.)  11. Илюша - к воротам, но из окна послы­шался голос матери. (Гонч.) 12. Вы, сударь, камень, сударь, лёд. (Гр.) 13. Нам не очень было ловко
, но охотники народ неразборчивый. (Т.) 14. Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же - к людям, к обществу. (Т.) 15. Пусторослеву за верную службу - чижовскую усадьбу, а Чижова - в Сибирь навечно. (А. Т.)

Задание 9. Прочитайте тексты, письменно определите принадлежность к стилю.

9.1. Аллергия — это изменённая реактивность организма, которая проявляется в нарушении обычного течения общих или местных реакций чаще при повторном поступлении в организм веществ, называемых аллергенами.

Научный

9.2. Ввиду отсутствия на складе требуемой аппаратуры дирекция в настоящее время не имеет возможности удовлетворить заявку вашего предприятия.

Официально-деловой

9.3. В навигацию день год кормит. Время, когда караваны судов могут доставить северянам всё необходимое для жизни коротко. Между тем в этом году навигация под угрозой провала.

Публицистический

9.4.      — А сколько ей лет-то?

            — Девятнадцать.

            — Вот щас в феврале будет девятнадцать.

            — А-а. А я ей говорю, ты смотри там осторожно, потому что…знаешь, разные люди бывают.

            — А она смеётся в трубку и мне токо всё «да- да- нет»

Разговорный

9.5. Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз.

Художественный

9.6. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её. Красота — это радость нашей жизни. Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце расцветёт благородство.

Художественный

9.7. Прошу предоставить мне отпуск на три дня без сохранения содержания.

Официально-деловой

9.8. Любое изменение в облучаемом объекте, вызванное ионизирующим излучением, называется радиационно-индуцированным эффектом.

Научный

Задание 10. Замените выражения книжного стиля нейтральными вариантами.

10.1. Футболисты французской команды уверенно держали оборону.

Футболисты французской команды уверенно оборонялись

10.2. Российские хоккеисты в очередной раз потерпели поражение от финнов.

Российские футболисты в очередной раз проиграли финнам

10.3. В финальной игре корейская команда взяла верх.

В финальной игре корейская команда победила