Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 413
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
1
А.В. Джеус, Л.В. Спирина, Л.Р. Сайфутдинова, О.В. Шевердина,
Н.А. Волкова, А.Ю. Китаева, А.А. Сокольских, О.Ю. Телешева
Программы смен «Содружество Орлят России»
для проведения в детских лагерях Российской Федерации
Краснодар
«Новация»
2022
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
2
УДК 379.8.37.03
ББК 77.4.77.56
О 6 2
О 6 2
Программа смен «Содружество Орлят России» для проведения в детских лагерях Российской Федерации / методическое пособие для организаторов детского отдыха / А.В. Джеус, Л.В. Спирина,
Л.Р. Сайфутдинова, О.В. Шевердина, Н.А. Волкова, А.Ю. Китаева,
А.А. Сокольских, О.Ю. Телешева. – Краснодар: Новация, 2022. – 283с.
ISBN 978-5-00179-023-5
Пособие раскрывает содержание, аспекты подготовки кадров и организационные вопросы программ летних смен пришкольного и регионального лагерей в рамках Программы развития социальной активности учащихся младших классов «Орлята России».
Методические материалы могут быть использованы в работе с младшими школьниками, не являющимися участниками Программы
«Орлята России». В материалах представлена логика организации смены в детском лагере от пояснительной записки до план-сетки тематических дней и конкретных дел.
В основе игрового сюжета программ – игра-путешествие по России.
УДК 379.8.37.03
ББК 77.4.77.56
ISBN 978-5-00179-023-5
©
А.В. Джеус, Л.В. Спирина, Л.Р. Сайфутдинова, О.В. Шевердина, Н.А. Волкова, А.Ю. Китаева,
А.А. Сокольских, О.Ю. Телешева.
©
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
3
Содержание программы
Раздел I. Введение
.............................................................................................................................. 4
Раздел II. Краткая характеристика детей-участников программ летних смен
... 7
Раздел III. Понятийный аппарат
................................................................................................. 8
Раздел IV. Целевой блок
............................................................................................................... 10
Раздел V. Модель смены
............................................................................................................... 11
Раздел VI. Система диагностики результатов
................................................................... 12
Раздел VII. Информационно-методическое обеспечение программы
.................. 18
Раздел VIII. Кадровое обеспечение программы
............................................................... 21
Раздел IX. Ресурсное обеспечение программы
................................................................. 21
Список использованных источников и литературы
....................................................... 23
Пояснительная записка смены пришкольного лагеря
................................................... 26
Пояснительная записка смены регионального лагеря………………………..
142
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
4
Раздел I. Введение
В современной России воспитание подрастающего поколения находится в зоне особого внимания государства. Формирование поколения, разделяющего духовно-нравственные ценности российского общества, является стратегической задачей на современном этапе, что отражено в
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996- р).
В младшем школьном возрасте ребенок не только осваивает новые социальные роли и виды деятельности – это благоприятный период для усвоения знаний о духовных и культурных традициях народов родной страны, традиционных ценностей, правил, норм поведения, принятых в обществе. «Знание младшим школьником социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение... поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений» (Примерная программа воспитания,
Москва, 2020 г.).
Формирование социально-активной личности младшего школьника в рамках данной программы основывается на духовно-нравственных ценностях, значимых для его личностного развития и доступных для понимания: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Смена в детском лагере является логическим завершением участия младших школьников в годовом цикле Программы развития социальной активности «Орлята России» и реализуется в период летних каникул. В рамках смены происходит обобщение социального опыта ребят по итогам их участия в годовом цикле Программы «Орлята России». Игровая модель и основные события смены направлены на закрепление социальных навыков и дальнейшее формирование социально-значимых ценностей, укрепление смыслового и эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми, подведение итогов и выстраивание перспектив дальнейшего участия в
Программе «Орлята России» или проектах Российского движения школьников на следующий учебный год.
Организованное педагогическое пространство летнего лагеря является благоприятным для становления личности младшего школьника и формирования детского коллектива благодаря следующим факторам:
интенсивности всех процессов, позволяющих ребёнку проявить свои индивидуальные особенности;
эмоциональной насыщенности деятельности;
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
5
комфортно организованному взаимодействию в уже сложившемся коллективе или новом для ребёнка временном детском коллективе;
возможности для проявления ребёнком самостоятельной позиции.
Методической основой программы смены является методика
коллективной творческой деятельности И. П. Иванова.
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия, творческих способностей и интеллекта, а также формирование организаторских способностей каждого участника деятельности.
Смысл методики состоит в том, что ребята с первого по выпускной классы учатся коллективному общественному творчеству. Основное правило:
«Всё – творчески, иначе зачем?» За долгие годы придумано множество коллективных дел на пользу людям, которые можно реализовать в своём классе и школе. В них участвует весь детский коллектив: деление на выступающих и слушающих, на актив и пассив исключается. Методика коллективной творческой деятельности даёт исключительно высокий педагогический эффект – на ней успешно повзрослели сотни тысяч ребят. В системе лагерной смены коллективно-творческие дела проводятся с чередованием разных видов творческой активности детей.
В основу коллективной творческой деятельности положены три основных идеи:
дело должно быть направлено на решение каких-либо образовательных, воспитательных задач, улучшение условий жизни, принесение пользы обществу;
работа носит коллективный характер, базируется на совместном проведении и включает взаимодействие детей и взрослых;
деятельность должна быть необычной, непохожей на иные, и помогать в раскрытии природного потенциала детей.
Любое мероприятие, основанное на трёх ключевых идеях коллективно- творческой деятельности, организуется согласно следующему алгоритму:
замысел коллективно-творческой деятельности: основан на целеполагании, то есть в его основе лежат воспитательные цели, которых требуется достичь в ходе коллективной творческой деятельности;
планирование деятельности: носит коллективный характер, то есть все этапы деятельности планируются и утверждаются при согласии всех участников;
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
6
подготовка деятельности: в зависимости от вида деятельности и её целевого назначения происходит распределение ролей и обязанностей между всеми участниками деятельности;
проведение
коллективно-творческой
деятельности: осуществляется в процессе совместного творчества в выбранной деятельности, ориентированной на достижение конкретной цели и решение определённых задач;
анализ результатов деятельности: ориентирован на выработку у детей навыков рефлексии. Происходит обсуждение результатов проделанной работы, подводятся её итоги. Данный этап должен быть эмоционально насыщенным;
закрепление данного опыта и создание возможностей его
дальнейшего использования в педагогической практике.
Игровые технологии
Игровые технологии – это организованный процесс игровой коммуникации (общения) субъектов (общностей) с целью осуществления воздействия на объект совместной игровой деятельности. Результаты использования игровых технологий: совместный труд души (переживания, сочувствие, солидарность), совместный труд познания (взаимопонимание в ходе освоения законов развития мира природы и человеческого общества), совместная радость поиска и открытия непознанного ранее (И. И. Фришман,
Игровые технологии в работе вожатого).
Особенности игровых технологий. Все следующие за дошкольным возрастом периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная) не вытесняют, а продолжают игру, усложняя ее по мере развития ребенка. Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса – одна из самых сложных задач в педагогической практике. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, при этом ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра позволяет также проигрывать отношения, существующие в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её многоплановым уровнем, с возможностью вхождения в роли, недоступные в обыденной реальности, позволяет ему углублять восприятие Другого и даёт возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя свое собственное «я».
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
7
Игровая технология строится как целостное образование, объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (Энциклопедия образовательных технологий [Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
https://stavcvr.ru/metod-
kopilka/Г.%20Селевко_Энциклопедия%20образовательных%20технологий%2
0(1%20том).pdf
(Дата обращения: 27.12.2021))
Раздел II. Краткая характеристика детей-участников программ
летних смен
Программы летних лагерей реализуются на муниципальном
(пришкольный лагерь), региональном (региональный лагерь), федеральном
(ВДЦ «Орлёнок) уровнях.
Участниками становятся ученики 1-4 классов общеобразовательных организаций, в течение учебного года принимавшие участие в реализации
Программы развития социальной активности учащихся начальных классов
«Орлята России».
Смена в пришкольном лагере рассчитана на участие 1 и 2 классов – детей в возрасте 6-8 лет.
Смена в региональном лагере – участие 3 и 4 классов – детей в возрасте
8-11 лет.
Смена в ВДЦ «Орлёнок» предполагает участие 4 классов – победителей конкурсного отбора на участие в программе смены – детей в возрасте 9-11 лет.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
8
Раздел III. Понятийный аппарат
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»).
Социальная активность младшего школьника – способность ребёнка включаться в специфические для его возраста виды деятельности, которые способствовали бы получению результатов, значимых для других и для себя
(в плане становления социально значимых черт личности). В содержательном плане она проявляется в исполнительности и элементах инициативы, когда ребёнок включается в решение тех или иных задач, которые могут быть оценены с точки зрения ценности для общества, а главным образом для становления качеств личности, знаний и умений самого ребёнка. (Ситаров
В.А., Маралов В.Г. Статья «Социальная активность личности (Уровни,
критерии, типы и пути её развития)» /Научный журнал Московского
гуманитарного университета «Знание. Понимание. Умение» №4 – 2015г.)
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом. (Степанов П.В. Современная теория
воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Изд-во:
АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.30)
Педагогическое событие – момент реальности, в котором происходит личностно-развивающая, целе- и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребёнка, их событие. (Степанов П.В. Современная теория
воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Изд-во:
АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.30)
Коллективное творческое воспитание – это система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей. (Библиотека
Коммунарство
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivakol.html (Дата обращения: 30.11.2021))
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
9
Коллективно-творческая
деятельность
– это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей. (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных
творческих дел – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.)
Коллективно-творческие дела – это один из типов форм организации воспитательной деятельности, основное средство современной методики воспитания. Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер. (Иванов И.П. Звено в
бесконечной цепи. – Рязань, 1994. –c.29-34)
Самостоятельность
– обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. (Словарь
психологических качеств и свойств [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://ht-lab.ru/knowledge/dictionaries/slovar-psikhologicheskikh-kachestv-i-
svoystv/3721/ (Дата обращения: 30.11.2021))
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена. (Ковалёва А.Г.
«Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях»: уч. пособие-словарь / А.Г.
Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М:
Собеседник, 2005. – 192 с.)
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений.
(Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под
ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Изд-во: АНО Издательский Дом
«Педагогический поиск», 2016. – С.47). Ценностные основания, рассматриваемые в рамках реализации программы: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Игра – важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию. (Фришман И.И. Программа «Игра – дело серьёзное» Научно-
практический центр Центрального Совета Союза пионерских организаций
СССР).
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
10
Раздел IV. Целевой блок
Цель – развитие социально-активной личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
содействовать развитию у ребёнка навыков социализации, выстраивания взаимодействия внутри коллектива и с окружающими людьми посредством познавательной, игровой и коллективной творческой деятельности;
познакомить детей с культурными традициями многонационального народа Российской Федерации;
формировать положительное отношение ребёнка и детского коллектива к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье;
способствовать развитию у ребёнка навыков самостоятельности: самообслуживания и безопасной жизнедеятельности;
формировать интерес ребёнка к дальнейшему участию в программе социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» и проектах Российского движения школьников.
Предполагаемые результаты программы:
положительное отношение ребёнка к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, спорт и здоровье;
получение ребёнком положительного опыта взаимодействия друг с другом и внутри коллектива;
проявление ребёнком интереса к различным видам деятельности
(творческой, игровой, физкультурно-оздоровительной, познавательной);
проявление ребёнком базовых умений самостоятельной жизнедеятельности: самообслуживание, бережное отношение к своей жизни и здоровью, безопасное поведение.
При построении педагогического процесса для младших школьников в
летнем лагере необходимо учитывать следующие принципы:
принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников при выборе содержания и форм деятельности;
принцип событийности общелагерных дел и мероприятий, т.е. значительности и необычности каждого события как факта коллективной и личной жизни ребёнка в детском лагере;