Файл: Молодой лаборант завода по производству и переработке ядерного топлива.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Качественный рост оценочного знания — рост рациональности и виртуальности — не зависит от того, удался эксперимент или нет. Он зависит лишь — в случае рациональности — от того, как была использована человеком, принимающим решения, доступная ему абстрактная информация в процессе построения модели, которая после была экспериментально протестирована; в случае виртуальности — от того, насколько человек, принимающий решения, преуспел в оперировании своими импульсами во время проведения эксперимента.
Познания, приобретаемые во время осуществления решения, не должны быть ложными. Ложные познания приобретаются, например, в том случае, когда модель, используемая в процессе принятия решения, иррациональна, т. е. когда принимающий решения обладает слишком абстрактной информацией об объекте или когда план действий разрабатывается лишь для того, чтобы вызвать желаемую реакцию, но возможные последствия этого плана для внутреннего состояния другого человека не рассматриваются.
Очень часто указывалось на то, что способ поведения, основанный на иррациональной модели, является неэтичным1, однако в большинстве случаев аргумент, выдвигаемый в поддержку этого утверждения, основывается на социологически выявленных последствиях такого рода поведения (вред для окружающих). Но поведение далеко не всегда является неэтичным из-за болезненных последствий, которые могут иметь место для других людей. С точки зрения рациональной концепции, которую мы сейчас и рассматриваем, поведение неэтично потому, что оно наносит вред разумности поступков человека, принимающего решения. Это является неизменным следствием того, что поведение людей основывается на иррациональном использовании доступной информации. Если даже использование, вызванное желанием избежать усилий, которые необходимы для принятия решения, основанного на "полной модели", оказалось удачным (достигло желаемой реакции других людей), все равно недостаток виртуальности, проявленный во время его принятия, увеличится для принятия аналогичного решения в будущем и рано или поздно "подставит вам ножку".
Другая распространенная ловушка этического анализа заключается в сведении его до уровня попытки выбрать сиюминутное лучшее действие (оптимальное этическое поведение) в любых условиях. Проблема заключается в том, что, несмотря на то что можно определить лучшее действие, абстрагируясь от обстоятельств, найденный алгоритм мало поможет в достижении конечной цели при столкновении человека с конкретным набором обстоятельств. Главное препятствие для применения сиюминутного "идеального действия" содержится в виртуальности. До тех пор пока человек, принимающий решения, не достигнет уровня абсолютной виртуальности, будут существовать обстоятельства, преодолеть которые он не способен. Первая задача рациональности — избежать действий, которые могут произвести желаемую реакцию, но при этом являются неэтичными. Вторая задача рациональности -- найти альтернативы, которые не только этичны, но и подходящи для человека, принимающего решения. Поиск альтернатив, идеальных с точки зрения этики, без предварительного убеждения в их приемлемости — еще одна форма иррациональности.
Наиболее точный критерий глубины чувств — жертва, на которую способен пойти один человек ради другого. Сила чувств уменьшается, когда мы узнаем, что другой человек уже имел внутреннее состояние, которое мы открыли экспериментальным путем (это отражает издержки нахождения чего-то, что уже существовало). С позиции рациональной концепции сила чувств будет еще меньше в тех случаях, когда принимающий решения человек жертвует удовольствием восприятия для того, чтобы увеличить величину оценочных знаний другого человека. В этих случаях ее уменьшают издержки не только на открытие внутреннего состояния, которое уже присутствовало ранее в другом человеке, но и на помощь ему, оказанную для лучшего развития его внутреннего состояния. Попытки, предпринимаемые для обеспечения такой помощи, могут не найти отклика, но это оказывает влияние только на содержание чувств человека, принимающего решения, по отношению к другому человеку (когда тот не откликается на нашу инициативу, содержание чувств принимающего решения не может улучшиться). Глубина чувств человека, принимающего решения, будет увеличиваться в любом случае; это зависит только от предпринимаемых им усилий, а не от реакции других людей. Глубина чувств, достигаемая человеком, принимающим решения, есть, в частно
сти, последствие развития его собственного оценочного знания (надопомнить, что таким образом растут его рациональность и виртуальность). Сильные чувства могут перерастать в симпатию, в привязанность по отношению к другому человеку, в зависимость от него... Все это атрибуты любви. Она выражает наиболее важную ценность и собственность человека. Чем глубже любовь, выращенная человеком в себе, тем больше его внутреннее удовлетворение.
Большая часть сложностей, появляющихся в процессе анализа человеческого поведения, вызвана путаницей по поводу разных толкований слова "любовь". Мы должны иметь в виду, что оно имеет общее значение, которое выражает, как минимум, положительную оценку какой-либо реальности, при этом его в каждом случае заменяет другое слово (солидарность, сентиментальная любовь, симпатия), но за каждым из них стоит любовь в общем смысле. В рассмотренной модели присутствуют пять видов реальности: взаимодействие, внутреннее состояние человека, принимающего решения, сама личность человека, принимающего решения, а также состояние души и личность реагента. Таким образом, говоря о человеке, принимающем решения, мы должны сказать, что он обладает любовью-солидарностью по отношению к другим людям, принимающим решения, в случаях, когда ему нравится возможное взаимодействие с ними (удовольствие восприятия, которое он может получить таким путем). Он обладает сентиментальной любовью по отношению к ним, когда ему нравится их внутреннее состояние. Он обладает любовью-симпатией по отношению к ним, когда ему нравится то, что они являются личностями (сущностями, наделенными способностью использовать свою свободу для регулирования собственных действий). Когда нам известны данные различия, становится понятным, что цель этики — анализ человеческих решений для определения их вклада в то, как человек, принимающий решения, учится любить.
Эта цель может быть достигнута лишь на базе достаточно высокой культуры, которая распространяется на все сферы жизни общества, в том числе и на бизнес.
Среди профессиональных типов культур разумно выделить "деловую культуру", которая может быть теоретически определена как система отношений, выраженных в нормах, ценностях и знаниях в сфере трудовых отношений. Эта система регулирует деловую активность, т. е. активность,
целью которой является развитие (повышение доходности, рост, совершенствование) дела. Такая активность проявляется в организации труда, в навыках делового общения и правилах делового этикета, в искусстве вести дела, в репутации.
Общая теоретическая схема деловой культуры — это своеобразный "скелет", который в реальной жизни "обрастает плотью" социальных форм: традиций, правил, ритуалов, этикета, привычек, порожденных конкретной социокультурной ситуацией.
Отдельно взятый деловой человек в России является носителем ценностей всех перечисленных выше уровней. В общечеловеческом плане он, так же как и его коллеги во всем мире, высоко ценит в партнере его надежность, порядочность и профессионализм. В плане цивилизационном он принадлежит к евразийской культуре и поэтому по своему характеру больше тяготеет к коллективизму, чем к индивидуализму. В плане конфессиональном ему, как наследнику православной культуры, должны быть весьма близки идеи благотворительности и меценатства. В плане национальных традиций он ставит личные, неформальные отношения выше формальных, контрактных. Наконец, в плане профессиональном он является продуктом и участником социального процесса переходного периода, когда борьба за выживание является навязанной ему доминантой поведения и требует ориентации на сиюминутные результаты и сугубо прагматические ценности. "Соединение всех этих планов и уровней приводит к тому, что российский менеджер или предприниматель напоминает русскую матрешку, но разделить ее на отдельные куклы можно лишь теоретически".
В ситуации реального делового взаимодействия его поведение регулируется различным сочетанием выделенных уровней. Например, один человек не уступает давлению ситуативных "соблазнов" и сохраняет свои принципы, будь то профессиональные или цивилизационные, другой ищет компромисс, третий уступает давлению В последние 10—15 лет значительно выросло количество исследований в области этики деловых отношений, или этики бизнеса. Особенность современной ситуации в области деловой культуры состоит в том, что и ученые, и практики почти пришли к согласию в вопросе определяющей роли нравственных принципов в регуляции деловых отношений. Широко
распространяется мнение, что прибыль не всегда оправдывает средства ее получения. В этой связи возникает закономерный вопрос о соотношении деловой культуры, этики и деловой этики.
Деловая этика — это одновременно часть этики как науки о нравственности и морали и в прикладном плане — система конкретных этических принципов, регулирующих деловые отношения. Поэтому в первом своем значении она логически оказывается шире деловой культуры. Однако во втором своем значении деловая этика, составляя ядро деловой культуры, является ее частью. Это говорит о размытости границ между этикой в целом, деловой этикой и деловой культурой, а также о том, что нельзя рассматривать ни одну часть этого "триумвирата" в отрыве от двух других.
Так как понятие этики ассоциируется с правилами, стандартами поведения, ценностями, честностью, хорошими и плохими поступками, соответственно и в сфере деловой этики никто не сомневается, что в деловом партнере ценят в первую очередь надежность, порядочность, умение выполнять обещания. Именно этими качествами были известны во всем мире российские купцы и промышленники. Дореволюционная Россия имела прочные экономические и торговые связи со всеми странами Старого и Нового Света, и "крепкое" слово русского купца было знаменито не меньше российских мехов или золота. До 1917 г. российская деловая культура была частью общемировой. Однако, как показывает практика, сегодня многие российские бизнесмены охотнее соглашаются вести бизнес с зарубежными, чем с отечественными партнерами. В то же время американцы, по данным некоторых исследований, предпочитают иметь дело прежде всего с американцами, англичанами, канадцами, а немцы, например, -с немцами, скандинавами, а также с американцами. И хотя западные предприниматели высоко оценивают интеллектуальный и природный потенциал России, им не всегда бывает легко найти общий язык с российскими партнерами. Увы, современным российским предпринимателям зачастую отказывают в надежности, компетентности, порядочности, т. е. в качествах, необходимых для того, чтобы гарантировать предсказуемость действий партнера и соответственно планировать перспективы взаимодействия с ним.
Результаты современных исследований дают возможность получить следующее представление об оптимальном социально-психологическом и мо