Файл: Правовое положение несовершеннолетних по российскому гражданскому праву.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
ИНСТИТУТ ПРАВА
Кафедра «Гражданское право, гражданский процесс и трудовое право»
030900.62 «Юриспруденция»
Гражданско-правовой
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему Правовое положение несовершеннолетних по российскому гражданскому праву
Студент
О.И. Волосян
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель
Е.Н. Немова
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Допустить к защите
Заведующий кафедрой __к.ю.н., доцент О.Е. Репетева ________________
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная подпись)
«_____»______________________2016 г.
Тольятти 2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
ИНСТИТУТ ПРАВА
КАФЕДРА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС И
ТРУДОВОЕ ПРАВО»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой «Гражданское право, гражданский процесс и трудовое право»
_____________ ___О.Е. Репетева__________
(подпись)
«____»___________2016 г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение бакалаврской работы
Студент Волосян Оксана Ивановна
1. Тема: Правовое положение несовершеннолетних по российскому гражданскому праву
2. Срок сдачи студентом законченной бакалаврской работы: 19.05.2016 3. Исходные данные к выпускной квалификационной работе: Конституция РФ;
Гражданский кодекс РФ; Семейный кодекс РФ.
4. Содержание бакалаврской работы (перечень подлежащих разработке вопросов, разделов):
Глава 1. Общая характеристика правового положения несовершеннолетних по российскому гражданскому праву.
Глава 2. Особенности участия несовершеннолетних в отдельных видах гражданско- правовых отношений.
Глава 3. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних.
5. Дата выдачи задания « 29 » января 2016 г.
Руководитель выпускной квалификационной работы
(подпись)
Е.Н. Немова
(И.О. Фамилия)
Задание принял к исполнению
(подпись)
О.И. Волосян
(И.О. Фамилия)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
ИНСТИТУТА ПРАВА
КАФЕДРА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС И
ТРУДОВОЕ ПРАВО»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой «Гражданское право, гражданский процесс и трудовое право»
_____________ ___О.Е. Репетева__________
(подпись)
«____»___________2016 г.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
выполнения бакалаврской работы
Студента: Волосян Оксаны Ивановны по теме: Правовое положение несовершеннолетних по российскому гражданскому праву
Наименование раздела работы
Плановый срок выполнения раздела
Фактический срок выполнения раздела
Отметка о выполнении
Подпись руководителя
Составление плана работ и библиографии.
Январь 2016 25.01.2016 выполнено
Обсуждение I главы работы
Февраль 2016 25.02.2016 выполнено
Обсуждение II главы работы
Март 2016 25.03.2016 выполнено
Обсуждение III главы работы
Апрель 2016 25.04.2016 выполнено
Предоставлен черновой вариант работы
Май 2016 26.05.2016 выполнено
Представление работы для проверки в системе
«Антиплагиат»
Май 2016 20.05.2016 выполнено
Предзащита
Май 2016 20.06.2016 выполнено
Корректировка работы
Май 2016
Защита работы перед государственной аттестационной комиссией
Июнь 2016
Руководитель бакалаврской работы
(подпись)
Е.Н. Немова
(И.О. Фамилия)
Задание принял к исполнению
(подпись)
О.И. Волосян
(И.О. Фамилия)


АННОТАЦИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что текущее законодательство РФ не в полной мере обеспечивает охрану прав и интересов ребенка. Формирование эффективной системы защиты прав и интересов детей может осуществляться только при учете особенностей его правового положения.
Цель работы - является комплексный анализ правового положения несовершеннолетних по российскому гражданскому праву.
Задачи исследования: рассмотреть понятие правового положения несовершеннолетних; особенности правоспособности и дееспособности несовершеннолетних; правоотношения собственности с участием несовершеннолетних; особенности предпринимательской деятельности несовершеннолетних; особенности ответственности несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и в возрасте от 14 до 18 лет.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового положения несовершеннолетних.
Предметом исследования являются нормы права, закрепляющие правосубъектность, права и ответственность несовершеннолетних.
Методология исследования представлена диалектическим сравнительно-правовым, формально-юридическим и другими методами научного познания.
При написании работы были использованы: нормативно-правовые акты, учебная и специальная литература, материалы юридической практики.
Всего использовано 42 источника.
Объем работы составил 50 страниц.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………..….6
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО РОССИЙСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ
ПРАВУ……………………...……………….……………......................................9 1.1. Понятие правового положения несовершеннолетних…….……..............9 1.2. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних.…………..11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ...…..23 2.1. Правоотношения собственности с участием несовершеннолетних……..23 2.2. Предпринимательская деятельность несовершеннолетних.……..............32
ГЛАВА
3.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...............................................................................32 3.1. Ответственность несовершеннолетних в возрасте до 14 лет.....................37 3.2. Ответственность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет...........40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..……………………………………….…..44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………..…..………………...……..…….46


6
ВВЕДЕНИЕ
Проблема прав человека это одна из основных проблем, которые сопровождают человечество. Осуществление прав человека представляется основным условием существования и совершенствования общества. Сегодня большинство государств мира предприняли курс на создание гражданского общества, формирование правового государства, что выражается в наделении граждан широким спектром прав и свобод.
Права детей отражаются более чем в 140 нормативно-правовых актах.
Но, в независимости от принятых государством шагов по пути совершенствования правового положения несовершеннолетних в государстве и приведения законодательной базы РФ в соответствие с положениями международного права, в настоящее время в государстве состояние дел в сфере защиты прав ребенка пока оставляет желать лучшего, в связи с чем необходимость совершенствования нормативного регулирования в данной области вполне очевидна.
Анализ текущего законодательства РФ позволяет установить тот факт, что оно не в полной мере обеспечивает охрану прав и интересов ребенка.
Формирование эффективной системы защиты прав и интересов детей может осуществляться только при учете особенностей его правового положения.
Правовой статус ребенка это важнейший институт, при помощи которого регламентируются способы, меры воздействия и пределы вмешательства государства в личную сферу семьи и детства, возможности участия детей в жизни общества, закрепляются юридические и другие гарантии защиты и осуществления прав и свобод ребенка.
Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ определяются основополагающие подходы к детям как субъектам права, при учете современных тенденций устанавливается правовое положение несовершеннолетних.

7
Однако отдельные положения представляются спорными и вызывают сложности в практической деятельности правоприменительных органов. В связи с этим нужны фундаментальные научные исследования, которые содержат как теоретические разработки, так и практические рекомендации.
Объектом и являются общественные отношения в сфере правового положения несовершеннолетних.
Предметом исследования являются нормы права, закрепляющие правосубъектность, права и ответственность несовершеннолетних.
Целью работы является комплексный анализ правового положения несовершеннолетних по российскому гражданскому праву.
Достижение цели исследования возможно при решении следующих задач:
- рассмотреть понятие правового положения несовершеннолетних;
- выявить особенности правоспособности и дееспособности несовершеннолетних;
- охарактеризовать правоотношения собственности с участием несовершеннолетних;
- определить особенности предпринимательской деятельности несовершеннолетних;
- установить особенности ответственности несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и в возрасте от 14 до 18 лет.
Методология исследования представлена диалектическим сравнительно-правовым, формально-юридическим и другими методами научного познания.
Теоретическую базу исследования составили труды таких авторов как:
Аксенчук Л.А., Белов В.А., Беспалов Ю.Ф., Богданова Г.В., Букшина С.В.,
Булаевский Б.А., Бутько О.В., Веберс Я.Р., Витрук Н.В., Григоренко С.М.,
Грось Л.А., Живодерова О.А., Зинченко С.А., Ивахник И.В., Игнатьева Е.А.,
Лазарев В.В., Липень С.В., Лепешкин А.И., Лозовская С.О., Невзгодина Е.Л.,
Осипова С.В., Рабец А.М., Савельева Н.М., Смирнов В.Т., Собчак А.А.,


8
Сумской Д.А., Сырых В.М., Тарасова А.Е., Толстой Ю.К., Федорова О.А.,
Халфина Р.О., Чапышкин А.Ю., Чернова Г.Ш., Чефранова Е.А., Шиминова
М.Я., Явич Л.С.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ,
Гражданский и Семейный кодексы РФ, иные федеральные законы. При написании работы также были использованы материалы судебной практики.
Структура работы представлена введением, тремя главами, подразделенными на шесть параграфов, заключением и библиографическим списком.

9
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО РОССИЙСКОМУ
ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ
1.1. Понятие правового положения несовершеннолетних
В отношении понятий «правовой статус» и «правовое положение» в настоящее время не выработано общепринятого подхода к их пониманию, несмотря на то, что указанная проблема являлась предметом обсуждения не только в теории государства и права, но и в цивилистике. Однако, главная цель разработки понятия правового статуса, по верному замечанию Я.Р.
Веберса, состоит в образовании такой общей и универсальной категории, которая полностью характеризовала бы юридические возможности гражданина в обществе
1
При существовании неоднозначных определений данных категорий и предложении разных вариантов их соотношения, можно сформулировать два главных подхода к разрешению данного вопроса.
Так, сторонниками первого подхода, правовой статус понимается как комплексная категория, которая состоит из круга разных «элементов», объединенных тем, что они определяют положение человека в обществе
2
При этом одними учеными под правовым статусом понимаются установленные в законодательстве права и обязанности человека
3
. Другими авторами предполагается, что в правовой статус, помимо прав и обязанностей, необходимо включать правоспособность
4
. Мнение третьих, заключается в том, что наряду с указанными элементами в структуре
1
Веберс Я.Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. – Рига, 1976. – С. 34.
2
Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. – М., 1974. – С. 123.
3
Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: изд-во НОРМА, 2001. - С. 93; Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. - М., 2001. - С. 302.
4
Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л.: изд-во ЛГУ, 1959, С. 73; Явич Л.С. Общая теория права. Л.: изд-во ЛГУ, 1976. С. 194.


10 правового статуса нужно также выделять гражданство, принципы правового статуса и гарантии
5
Значительный интерес представляет соотношение понятий «правовой статус» и «правовое положение». Некоторыми исследователями данные понятия отождествляются. Под правовым положением ими понимаются юридические права, обязанности и иные элементы (законные интересы
6
, гарантии
7
, ответственность перед государством и обществом
8
и др.).
Отдельными исследователями понятие «правовое положение» трактуется более широко, нежели «правовой статус». Они полагают, что правовой статус охватывает только субъективные права и обязанности, в то время как правовое положение образует совокупность статутных и субъективных прав и обязанностей
9
Еще одна точка зрения представлена позицией, в рамках которой правовой статус и правовое положение конкретных лиц соотносятся между собой как общее и единичное». Так, первым понятием обобщается лишь то, что одинаково присущее правовому положению всех граждан страны, оставляя за рамками особенности, характерные для положения отдельных лиц
10
При изучении правового статуса ребенка мы будем основываться на том, что указанная категория – более широкая по сравнению с правосубъектностью, а понятия правового положения и правового статуса представляются тождественными.
Необходимо также подчеркнуть, что характеристика гражданства как составной части правового статуса ребенка основывается на анализе
5
Бутько О.В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ: автореф. дис … канд. юрид. наук.
Краснодар, 2004. С. 15.
6
Витрук Н.В. О категориях правового положения личности в социалистическом обществе // Советское государство и право. – 1974. – № 12. – С. 11; Шиминова М.Я. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних // Государство, право, молодежь. – М., 1985. – С. 75.
7
Лепешкин А.И. Правовое положение советских граждан. – М., 1966. – С. 3.
8
Беспалов Ю.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребенка в РФ: дисс. … докт. юрид. наук. – М., 2002. – С. 17.
9
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М., 2000. – С. 336.
10
Бутько О.В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
Краснодар, 2004. С. 14.

11 положений конституционного, административного и международного права, в связи с чем не является предметом проводимого исследования.
С учетом изложенного можно сформулировать следующие выводы:
1) правовым положением и правовым статусом ребенка признаются тождественные понятия;
2) элементы правового положения ребенка это гражданство, правосубъектность, круг установленных в законе прав и их гарантии, а также способы охраны прав и интересов;
3) понятие правового статуса является более широким по сравнению с правосубъектностью.
1.2. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних
Для того чтобы являться субъектом гражданско-правовых отношений, несовершеннолетний должен иметь гражданскую правосубъектность, элементами которой признаются гражданская правоспособность и гражданская дееспособность.
В соответствии со ст. 17 ГК РФ «Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью»
11
Следует подчеркнуть, что законом в отдельных ситуациях охраняются права и законные интересы еще не родившегося ребенка, т.е. лица, которое в будущем станет субъектом права. Согласно ст. 1116 ГК РФ: «К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и
11
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. - N 32. - Ст. 3301.