Файл: Контрольная работа 1 По дисциплине Возрастная физиология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Курганский государственный университет» (КГУ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
По дисциплине
Возрастная физиология.
Тема: Возрастные анатомо-физиологические особенности органа слуха (в связи с профилактикой и коррекцией возможных нарушений здоровья у детей).
Выполнила
Студентка группы ПФЗ-4420322у (номер з/к 132250122)
Степанова О.В.
Направление подготовки 44.03.02
«Психолого-педагогическое образование. Социальная педагогика»
Проверила:
Преподаватель по возрастному физиологию
Архипова О.Д.
2023
Содержание.
Введение.
2.1 Общая схема строения и функционирования органов чувств. Анализаторы как анатомо-физиологические системы восприятия и анализа информации.
2.1.1. Сенсорные системы организма, их функциональное созревание.
2.1.2. Определение понятия «анализатор». Строение анализатора. Общие свойства анализаторов.
2.2. Принцип строения и функционирования слуха. Слуховой анализатор.
2.2.1. Строение и функционирование органа слуха.
2.2.2. Строение периферического, проводникового и центрального отделов слухового анализатора.
2.2.3. Возрастные особенности чувствительности слухового анализатора.
2.3. Представления об основных нарушениях слуха (нарушения проведения и восприятия звука, звуковые травмы): определение понятий, возможные причины, коррекция и профилактика.
2.3.1. Определение понятий «глухота», «тугоухость», «отит», «аэроотит», «акустическая травма», «баротравма», их возможные причины.
2.3.2. Коррекция и профилактика нарушений слуха.
2.4. Представления о диагностике нарушений слуха.
2.4.1. Диагностика нарушений слуха с помощью аудиометрии.
2.5. Значение гигиенического ухода за ушами. Гигиена слуха и профилактика отрицательного воздействия шума у детей.
Основные определения и понятия.
Заключения.
Список литературы.
Введение.
Слух является важнейшей способностью человека, которая заключается в восприятии звуков, поступающих в ухо. Эта способность слушать и понимать связывает человека с окружающим миром, лежит в основе развития ребенка с первых дней его жизни. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств. И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. Еще задолго до этого, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, поясняющими ребенку то, что он сам не смог бы так рано понять. Задолго до того, как ребенок сам научится говорить, он усваивает значение многих слов и словосочетаний, обращенных к нему или произносимых рядом с ним его близкими. Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху восприятием обращенной к нему речи. Уже с начала второго года жизни ребенок начинает понимать элементарную речь и связывает ее с окружающими, доступными его непосредственному восприятию предметами и явлениями. В дальнейшем ребенок благодаря слуху учится спрашивать и понимать ответы, понимать замечания взрослых по поводу его поведения, учится сам выражать свои требования и просьбы, высказывать свои соображения по поводу наблюдаемых явлений. Все это определяет необходимость изучения анатомо-физиологических особенностей органов слуха у детей.
Слух - это отражение действительности в форме звуковых явлений. Слух живых организмов развивался в процессе их взаимодействия с окружающей средой с целью обеспечения адекватного для выживания восприятия и анализа акустических сигналов из неживой и живой природы, сигнализирующих о том, что происходит в окружающей среде. Звуковая информация особенно незаменима там, где зрение бессильно, что позволяет заблаговременно получать достоверные сведения обо всех живых организмах до встречи с ними.
Слух реализуется через деятельность механических, рецепторных и нервных структур, преобразующих звуковые колебания в нервные импульсы. Эти структуры составляют в совокупности слуховой анализатор-вторую по значимости сенсорную аналитическую систему в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. С помощью слуха восприятия мира становится ярче и богаче, поэтому снижение или лишение слуха в детстве существенным образом сказывается на познавательной и мыслительной способности ребенка, формировании его интеллекта.
Особая роль слухового анализатора у человека связана с членораздельной речью, поскольку слуховое восприятие является ее основной. Любые нарушения слуха в период становления речи ведут к задержке в развитии или к глухонемоте.
2.1 Общая схема строения и функционирования органов чувств. Анализаторы как анатомо-физиологические системы восприятия и анализа информации.
2.1.1. Сенсорные системы организма, их функциональное созревание.
Среди сенсорных систем организма различают зрительную, слуховую, вестибулярную, вкусовую, обонятельную системы, а также соматосенсорную систему.
Рецепторы соматосенсорной системы расположены в коже и воспринимают прикосновение, давление, вибрацию, тепло, холод, боль. В соматосенсорную систему также поступают импульсы от проприорецепторов, воспринимающих движения в суставах и мышцах. Изучение интерорецепторов, расположенных во всех внутренних органах, путей проведения и переработки, поступающих от них сигналов дало основание говорить о так называемой висцеральной сенсорной системе, которая воспринимает различные изменения во внутренней среде организма.
Различные анализаторные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенетического развития.
Вестибулярный анализатор созревает еще во внутриутробном периоде. Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м месяце жизни ребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым взрослого.
Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни. Тонкость дифференцировки основных пищевых веществ формируется на 3-4-м месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого.
Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребенка. Дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.
Созревание анализаторных систем определяется, развитием всех звеньев анализаторов. Периферические звенья в основном являются сформированными к моменту рождения. Позже всех формируется периферическая часть зрительного анализатора - сетчатка глаза, однако ее развитие завершается к первому полугодию и корковые звенья - области проекции в коре слухового и зрительного анализаторов.
2.1.2. Определение понятия «анализатор». Строение анализатора. Общие свойства анализаторов.
Анализатор – это совокупность нервных образований, обеспечивающих осознание и оценку, действующих на организм, раздражителей. Анализатор состоит из воспринимающих раздражение рецепторов, проводящей части и центральной части – определенной области коры головного мозга, где формируются ощущения.
Каждый анализатор состоит из трех отделов:
- периферического отдела - органа чувств или рецептора, осуществляющего прием и преобразование энергии воздействующих раздражителей в процесс нервного возбуждения (глаз, ухо, кожа и др.);
- центрального отдела - подкорковых и корковых структур, которые осуществляют переработку нервных импульсов, приходящих из периферических отделов, в сенсорную информацию (ведущую роль в этом процессе играют проекционные зоны коры больших полушарий головного мозга).
- связующего звена - проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным:
а) афферентных (центростремительных) нервов - восходящих нервных волокон, по которым возбуждение передается от рецепторов к вышележащим структурам - центрам нервной системы;
б) эфферентных (центробежных) нервов - нисходящих нервных волокон, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижележащим уровням анализатора, регулируя их активность.
Общие свойства анализаторов:
1. Многослойность - наличие нескольких слоев нервных клеток, первый из которых связан с рецепторными элементами, а последний - с нейронами ассоциативных зон коры больших полушарий.
2. Многоканальность - наличие в каждом из слоев множество (до миллиона) нервных элементов, связанных с множеством элементов следующего слоя, которые в свою очередь посылают нервные импульсы к элементам ещё более высокого уровня.
3. Наличие "сенсорных воронок" - неодинаковое число элементов в соседних слоях.
А) Суживающаяся воронка - слой фоторецепторов сетчатки глаза - 130 млн. клеток; следующий слой - ганглиозных клеток - 1,3 млн.
Б) Расширяющаяся воронка - число нейронов в проекционной области зрительной коры в 1000 раз больше, чем в подкорковом зрительном центре.
- в суживающейся воронке - уменьшение информации, передаваемой в мозг;
- расширяющаяся воронка - для более дробного и сложного анализа разных признаков.
2.2. Принцип строения и функционирования слуха. Слуховой анализатор.
2.2.1. Строение и функционирование органа слуха.
Строение органа слуха.
Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:
-
наружное ухо; -
среднее ухо; -
внутреннее ухо.
Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.
К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков».
Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:
-
наружное ухо; -
среднее ухо; -
внутреннее ухо.
Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.
К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.
2.2.2. Строение периферического, проводникового и центрального отделов слухового анализатора.
Периферический отдел слухового анализатора соединяется с центральным, или корковым, концом проводящими нервными путями, состоящими из четырех отрезков, или невронов.
К кортиеву органу подходят нервные волокна из спирального нервного узла, расположенного в основании спирального костного гребня улитки. Этот узел состоит из нервных клеток с двумя отростками (биполярных клеток). Один из этих отростков направляется к кортиеву органу и подходит к небольшой группе волосковых клеток, а другой — входит в состав слухового нерва.
Слуховой нерв содержит около 17 000 нервных волокон, каждое из которых состоит из осевого цилиндра, являющегося собственно нервным волокном, и особой жировой миелиновой оболочки. Таким образом, слуховой нерв построен наподобие телефонного кабеля, состоящего из отдельных изолированных проводов. Слуховой нерв выходит из внутреннего уха через внутренний слуховой проход в полость черепа и проникает в основание мозга. Отсюда волокна слухового нерва направляются к слуховым ядрам продолговатого мозга, где и заканчивается первый нейрон
От слуховых ядер в продолговатом мозгу начинается второй нейрон. Часть нервных волокон от ядер идет по одноименной стороне, а большая часть их переходит на противоположную сторону. Далее волокна доходят до оливы продолговатого мозга, откуда начинается третий нейрон. Волокна третьего нейрона заканчиваются в подкорковых слуховых центрах — заднем двухолмии и внутреннем коленчатом теле. Отсюда начинается последний, четвертый, нейрон слухового пути, заканчивающийся в корковом конце слухового анализатора — височной доле мозга.