Файл: Контрольная работа 1 По дисциплине Возрастная физиология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2.3. Возрастные особенности чувствительности слухового анализатора.

У зародыша органы слуха развиваются из слухового пузырька, который вначале сообщается с наружной поверхностью тела, но по мере развития эмбриона отшнуровывается от кожных покровов и образует три полукружных канала, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Часть первичного слухового пузырька, которая связывает эти каналы, называют преддверием. Оно состоит из двух камер – овальной (маточки) и круглой (мешочка).

В нижнем отделе преддверия из тонких перепончатых камер образуется полый выступ, или язычок, который у зародышей вытягивается, а затем скручивается в виде улитки. Язычок образует кортиев орган (воспринимающую часть органа слуха). Этот процесс происходит на 12-й неделе внутриутробного развития, а на 20-й неделе начинается миелинизация волокон слухового нерва. В последние месяцы внутриутробного развития начинается дифференцировка клеток в корковом отделе слухового анализатора, протекающая особенно интенсивно в первые два года жизни. Заканчивается формирование слухового анализатора к 12-13-летнему возрасту.

 Более четким слух у детей становиться к концу второго - началу третьего месяца. Через два месяца ребенок дифференцирует качественно различные звуки, в 3-4 месяца различает высоту звука, в 4-5 месяцев звуки для него становятся условно-рефлекторными раздражителями. К 1-2 годам дети различают звуки с разницей в один-два, а к четырем-пяти годам – даже ¾ и ½ музыкального тона.

Острота слуха определяется наименьшей силой звука, вызывающей звуковое ощущение. Это так называемый порог слышимости. У взрослого человека порог слышимости составляет 10-12 дБ, у детей 6-9 лет он равен 17-24 дБ, у детей 10-12 лет – 14-19 дБ. Наибольшая острота слуха достигается к 14-19 годам.

Представления об основных нарушениях слуха (нарушения проведения и восприятия звука, звуковые травмы): определения понятий, возможные причины, коррекция и профилактика.

2.3. Представления об основных нарушениях слуха (нарушения проведения и восприятия звука, звуковые травмы): определение понятий, возможные причины, коррекция и профилактика.


2.3.1. Определение понятий «глухота», «тугоухость», «отит», «аэроотит», «акустическая травма», «баротравма», их возможные причины.

«Глухота» – это полное исчезновение слуха значительно нарушает социальную адаптацию человека. Глухота может быть связана с двумя основными видами причин:

1.Нарушение проведения звука, т.е. проблемы в том участке нервной системы, который отвечает за передачу сигнала от уха к головному мозгу. Такая глухота имеет название кондуктивной.

2.Нарушение восприятия звука. За этими патологиями стоят проблемы, непосредственно связанные со слуховым анализатором (ухом и расположенными в нем нервами). В этом случае заболевание называют сенсоневральной или нейросенсорной тугоухостью.

Также причины глухоты могут быть: врожденными; приобретенными.

К первой группе относятся:

 - Гипоксия плода во время беременности и при рождении.

- Желтуха в неонатальный период.

- Некоторые перенесенные матерью во время беременности заболевания, в частности сифилис, краснуха.

Наследственные заболевания являются причиной нарушений слуха приблизительно в 30% случаев. На данный момент открыто около ста генов глухоты, которые могут быть расположены в любой из неполовых хромосом.

«Тугоухость» – это постепенное снижение слуховой функции, которая характеризуется нарушением восприятия речи и окружающих звуков. Может возникать не только в пожилом возрасте, но и у молодых людей.

Причины возникновения тугоухости

- пороки развития во внутриутробном периоде;

- воспалительные поражения уха;

- механическое повреждение;

- опухоли органа слуха;

- перенесённые инфекционные заболевания;

«Отит» - Лор - заболевание, представляющее собой воспалительный процесс в ухе. В зависимости от локализации патологического процесса (в структурах наружного, среднего или внутреннего уха) различают: наружный отит, ... лабиринтит (воспаление внутреннего уха).

Причиной отита могут инфекции вирусной и бактериальной природы, чаще всего, это вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы, стрептококки и гемофильная палочка. Провоцировать появление болезни могут анатомические особенности строения носовых перегородок, которые мешают или замедляют естественное отхождение слизистого секрета, сниженная иммунная система.

«Аэроотит»

 – это воспалительное заболевание среднего уха, которое возникает из-за резких перепадов барометрического давления. Чаще всего встречается у людей, работа которых связана с риском баротравмы – летчиков, водолазов. Также иногда случается у пассажиров самолета, которые не пользуются летательными берушами.

Главная причина развития аэроотита – резкое изменение давления окружающего воздуха, что не позволяет барабанной полости быстро адаптироваться к возникшим изменениям. При резком повышении внешнего давления происходит втяжение барабанной перепонки, а резкое снижение провоцирует, наоборот, ее выпячиванию.

«Акустическая травма» – один из самых распространенных видов повреждений органов слуха. Причиной травмы является кратковременное или регулярное шумовое воздействие на уши.

Основным травмирующим агентом при акустической травме является слишком громкий звук или шум. Скорость развития и механизм травмы, а также ее основные проявления зависят от характера и продолжительности звукового воздействия. На основании этого акустические травмы разделяют на полученные в результате воздействия:

- кратковременного сверхсильного звука, в эту группу входят любые звуки, громкость которых превышает 120 дБ.

- постоянного шума, громкость которого варьируется от 90 дБ и выше (иногда при повышенной звуковой чувствительности травма может возникать при 60 дБ) и может вызывать развитие хронической акустической травмы.

«Баротравма» — это повреждение, вызванное повышением давления воздуха, например, во время полетов на самолете или подводного плавания с аквалангом. Баротравма может вызвать боль в ухе или повреждение барабанной перепонки.

Основной причинный фактор баротравмы уха – стремительное изменение давления. К этому может привести:

 - Резкое погружение в воду (ныряние) или быстрый подъем к ее поверхности;

- Быстрое изменение высоты над землей (пилоты истребителей, космонавты);

- Потеря герметизации кабин на большой высоте;

- Ударная волна во время боевых действий при близком разрыве снаряда;

 Коррекция нарушений слуха осуществляется специалистом. В зависимости от природы проблемы могут быть назначены физиотерапевтические процедуры, хирургическое вмешательство или приём препаратов.                   


Существует множество способов профилактики нарушения слуха.

Во-первых, следует отказаться от пребывания в местах, где уровень шума слишком высок (дискотеки, производственные цеха и т. д.).

Во-вторых, необходимо регулярно проходить осмотр у профильного врача, особенно если у вас есть генетическая предрасположенность к снижению слуха.

В-третьих, нужно вести здоровый образ жизни, отказаться от курения и употребления спиртных напитков.

2.3.2. Коррекция и профилактика нарушений слуха.

 Коррекция нарушений слуха осуществляется специалистом. В зависимости от природы проблемы могут быть назначены физиотерапевтические процедуры, хирургическое вмешательство или приём препаратов.                   

Существует множество способов профилактики нарушения слуха.

Во-первых, следует отказаться от пребывания в местах, где уровень шума слишком высок (дискотеки, производственные цеха и т. д.).

Во-вторых, необходимо регулярно проходить осмотр у профильного врача, особенно если у вас есть генетическая предрасположенность к снижению слуха.

В-третьих, нужно вести здоровый образ жизни, отказаться от курения и употребления спиртных напитков.

2.4. Представления о диагностике нарушений слуха.

2.4.1. Диагностика нарушений слуха с помощью аудиометрии.

Существует несколько признаков, в зависимости от возраста Ребенка, по которым Вы можете понять, все ли в порядке у Вашего Малыша со Слухом:

  1. Новорожденный должен вздрагивать при хлопке руками в 1-2 метрах от него и успокаиваться при звуке Вашего голоса;

  2. 2.В возраст от 6 до 12 месяцев, Малыш должен поворачивать голову, слыша знакомые звуки, и подавать Голос в ответ на обращенную к нему человеческую Речь; 3.К 1 году Ребенок должен знать 10-20 слов и заниматься звукоподражанием - мяу, ав-ав, па-па, ма-ма …

  3. 4.В 1,5 года, Ребенок должен Говорить простые односложные слова и показывать на части тела, когда его просят. (словарный запас в районе 50 слов и появление глаголов - дай, иди);

  4. 5.В 2 года, он должен выполнять простые команды, поданные голосом, без помощи жестов и повторять за взрослым простые слова (формируется простая фраза, а словарный запас составляет 200-400 слов);

  5. 6.К 3 годам, словарный запас составляет уже 800-1000 слов;

  6. 7.В 4 года, Ребенок должен выполнять поочередно две простые команды (например "помой руки и ешь суп");

  7. 8.В 5 лет он должен уметь поддерживать простой разговор и иметь более или менее членораздельную речь;

  8. 9.Школьник. Ухудшение Слуха у школьников часто проявляется в виде невнимательности во время уроков, недостаточной концентрации, плохой учебы, частых простуд и боли в ушах.


Методы исследования слуха у детей раннего возраста подразделяются на 2 группы.

Поведенческая аудиометрия – наблюдение за реакциями, изменением поведения ребенка при предъявлении звука. В поведенческой аудиометрии выделяют:

Безусловно-рефлекторный метод – основан на наблюдении за безусловными реакциями ребенка на звук.

Условно-рефлекторные методы - основанные на выработке условных рефлексов на звуковую стимуляцию (выработке двигательной, поведенческой или словесной реакции на звук).

Объективные (физиологические) методы исследования - измерение физических параметров или регистрация физиологических реакций слухового анализатора на звуковое раздражение. Объективные методы исследования не требуют активного участия в процессе обследования самого пациента, могут быть проведены в состоянии сна или под наркозом.

Детская игровая аудиометрия. С помощью игровой аудиометрии проводят исследования слуха детям в возрасте от 3 до 7 лет. Для проведения исследования слуха методом игровой аудиометрии детей сначала обучают слушать звуки и реагировать на них путем участия в игровой ситуации: перекладывать кубики из одной коробки в другую, снимать или нанизывать кольца пирамидки. Исследования порогов слышимости начинают, убедившись, что ребенок понимает задание и может его выполнить. Звуки от аудиометра поступают в ухо ребенка через головные или костные телефоны.

Игровая аудиометрия позволяет определить частотноспецифические пороги слышимости воздушно - и костнопроведенных звуков для каждого уха.

2.5. Значение гигиенического ухода за ушами. Гигиена слуха и профилактика отрицательного воздействия шума у детей.

Многие люди не знают, как правильно ухаживать за ушами. Неграмотный подход может привести к повреждению органов слуха или развитию инфекционных заболеваний. Поэтому очень важно выполнять грамотный и регулярный уход за ушами. Кроме того, гигиенические процедуры занимают минимальное количество усилий и времени.

 Гигиенические процедуры, связанные с мытьём каждого уха, должны носить регулярный характер. Естественно, нет необходимости ежедневно вычищать из слухового канала ушную серу. Излишнее упорство может навредить. Это связано с тем, что регулярное удаление серы приводит к тому, что железы начинают работать в ускоренном режиме. Это приводит к образованию большого количества серных масс, которые накапливаются и утрамбовываются, образуя пробки.