Файл: 1. Инновации экскурсионного бизнеса 4 Технологии проведения экскурсий 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.Продуктовые инновации в экскурсионном бизнесе

К ним, прежде всего, относится разработка свежих, ранее неизвестных на рынке экскурсионных туров. Относительно не так давно в их качестве появились туры «зеленого» и приключенчески-экскурсионного туризма, которые в реальном времени, конечно, уже не считаются новшествами. В нововведениях последних лет замечены предложения по другим формам экскурсионного туризма.

Экспедиционный экскурсионный туризм развивается, в первую очередь, благодаря крупнейшему туроператору в представленном разделе - Poseidon Expeditions. Компания приглашает в экскурсионные поездки по Северному Ледовитому океану и северным морям Российской Федерации. Средняя продолжительность таких туров составляет 11 дней. Один из самых известных туров организован на Чукотку[13]. Экскурсанты посещают «Аллею китовых скелетов», полуостров Аракамчечен, где объектами экскурсии считаются бесчисленные лежбища моржей, архипелаг Дежнева с пристанью в поселке Уэлен, где экскурсанты посещают музей государственных ремёсел.

Кроме того, он использует популярную экскурсию на Курильские острова. Туристы посещают Южно-Сахалинск, интересные места обширных Курильских островов (Кунашир, Уруп, Итуруп, Симушир, Онекотан, Парамушир) и Атласовский полуостров, где посещают самый высокий на Курилах вулкан Алаид (2334 м).

Экскурсионный туризм в исправительных учреждениях (тюрьмах) развивается с 1990-х гг. и набирает скорость в режиме реального времени. Родоначальником этого направления стал Таиланд (мужская тюрьма Банг Кванг). Во Вьетнаме туристы посещают Ханой Хилтон. В бывшей рыцарской тюрьме на Шри-Ланке зрители одеты в тюремную форму. В Германии они посещают женскую тюрьму для инакомыслящих и несогласных Хохенек в Штольберге (Саксония). Самая известная тюрьма США — Алькатрас в Сан-Франциско. Его популярность составляет 1,5 миллиона туристов в год.

В Великобритании наиболее популярны Лондонский Тауэр и музей тюрьмы Клинк, во Франции — замок Иф на одноименном острове. В России Владимирский централ — одна из самых посещаемых туристами тюрем. Сначала туристы примут участие в обзорной экскурсии по городу Владимиру, затем на специальном автобусе для изолированных заключенных отправятся во Владимирский централ. Затем надевают тюремные комбинезоны, которые остаются на память, снимают отпечатки пальцев и фотографируются с номером. Самое главное условие – экскурсант не отходит от гида более чем на 1 метр. Туристы посещают Музей тюремного искусства и обедают в тюремной столовой. В Санкт-Петербурге организуются экскурсии в крупнейшую в РФ тюрьму «Кресты» - памятник архитектуры 19 века. Экскурсия длится один час. Вырученные средства идут на нужды музея.


Подводный (подводный) туристический туризм начал активно развиваться в 2000-х годах В последнее время получили распространение туристические подводные лодки, вмещающие от 24 до 64 человек, предназначенные для экскурсий. У туристов есть все шансы увидеть подводный мир на глубине до 100 м через гигантские акриловые иллюминаторы по бокам и гигантские панорамные окна на концах лодки. К таким подводным лодкам относится бельгийская подводная лодка «Синдбад» на египетском курорте Хургада. Российский катер «Садко», спущенный на воду в 1997 году, активно использовался в Карибском море, а затем и в Средиземном море. Степень эксплуатации этих судов достаточно высока: в среднем они совершают 10-12 спусков в сутки 320 дней в году.

Руперальный пеший туризм предлагает экскурсии на крупные свалки. В настоящее время такие экскурсии проводятся на полигоне самолетов в Тусоне (Аризона, США), полигоне поездов в юго-западной части Боливии в Андах на высоте 3670 м в пустынной местности, полигоне кораблей в г. Нуадибу в Мавритании, свалка советских танков на окраине Кабула (Афганистан), свалка якорных стоянок на португальском острове Тавира в районе курортного городка Тавира на юге страны, свалка торговых автоматов в пос. Тамамура в Японии, свалка военной техники в столице Эритреи - Асмаре, свалка советских автомобилей в Черноусово (Тульская область, Россия), компьютерная свалка в Гуанчжоу (Китай) - крупнейшая в мире свалка электронной техники, военная свалка оборудования под Чернобылем. Есть и более оригинальные предложения. Затем в Сиэтле бездомный рассказывает людям о бездомном образе жизни. В его турпакет входит полное превращение клиента в безымянного бомжа, после чего он показывает ему все излюбленные места бомжей города.

«Теневой» туристический туризм (танатуризм или некротуризм) также увеличился в последнее время. Предназначен для посещения объектов, связанных со смертью, захоронением и упокоением человека, мест массовой гибели людей и известных кладбищ. Наиболее посещаемым объектом этого вида туризма является кладбище Пер-Лашез в Париже. Его посещаемость составляет более 2 миллионов туристов в год. Кроме того, популярностью пользуются Хайгейтское кладбище в Лондоне и крупнейшее кладбище Европы Centralfrienhof в Вене (более 3 миллионов могил). Катакомбы Парижа и Рима, «Веселое» кладбище (Сапинта, Румыния), каждый из 800 памятников, составляющих уникальное творение художника Стана Иона Петраса, благодаря которому он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, постоянно требовать. Помимо кладбищ, туристы посещают такие мрачные места, как бывший концлагерь Освенцим (Польша), музей пыток на Мальте, замок графа Дракулы (Румыния) и другие[15].



Атомный экскурсионный туризм как отдельное направление рекреационной деятельности появился с наступлением атомного века. Туристы посещают самые важные места в истории атомной эры, где происходили глобальные инциденты, связанные с атомной энергетикой. В настоящее время в мире существует множество музеев, в которых выставлено ядерное оружие, но туристы часто посещают именно те территории, на которые были сброшены атомные бомбы. Наиболее посещаемыми местами для атомного туризма являются Хиросима и Нагасаки. Хорошо известны в кругу «атомных» туристов музей Чернобыля в Киеве, музей «Звездная полынь» в Евпатории.

Литературно-экскурсионный туризм стал очень популярен в мире и в России в частности. Наиболее значительным изменением последних лет в сфере литературного туризма стало то, что он постепенно переходит из нишевой формы в форму массового туризма

В рамках данного направления наиболее выделялся толкиеновский туризм (Толкиен-туризм), сформировавшийся благодаря везению книг и фильмов «Властелин колец», имеющих большое количество почитателей в различных государствах. Основным туристическим направлением для Толкина является Новая Зеландия, где Питер Джексон организовал съемки знаменитого фильма _0_.

Один из инновационных видов экскурсионного туризма в 21 веке. гетто-туризм стал, в частности, туром по знакомым гетто более миллиона американских городов, прежде всего Нью-Йорка (Бронкса).

Кроме того, эти нишевые направления экскурсионного туризма распространяются в режиме реального времени как анахронуризм – экскурсионные туры с внедрением морально устаревших транспортных средств или старых путеводителей, контртуризм – фотографирование пространств, находящихся на виду у известных экскурсионных объектов, кунитуризм – посещение только те объекты, которые советуют жителям округа, меланотуризм – посещение объектов, связанных с текстом «черный», монопольный туризм – выбор экскурсионного маршрута наугад, например, метанием дротиков.

Рекламные и организационно-управленческие инновации в экскурсионной рекламе. На муниципальном и региональном уровне министерства и управления по туризму обязаны ежедневно заниматься поддержанием внимания потенциальных покупателей к экскурсионному продукту и достопримечательностям дестинации. Итак, правительство нашего государства со свежими приоритетными направлениями развития туризма в Российской Федерации подчеркнуло:


- Создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах регионов;

Создание базы информационных материалов по туристским ресурсам Российской Федерации и обеспечение доступа к ним потенциальных туристов[7].

Решению этих задач будет способствовать создание единственного государственного туристического портала Russia.travel с информацией о внутреннем и въездном туризме. Russia.travel станет необходимым инструментом прогнозирования, сбора и анализа данных о потребительском спросе на туристско-экскурсионные предложения и отзывов об их качестве, образовательным, культурно-развлекательным ресурсом.

Новыми методами управления развитием экскурсионной зоны в России должны стать:

• Создание однодневных экскурсионных маршрутов выходного (2 дня), праздничного (3 дня) и новогоднего формата (7-10 дней);

• Подбор экскурсоводов не только из числа профессионалов, но и из числа студентов;

• Создание и издание брошюр о каждом районном центре и сельском поселении с описанием памятников архитектуры и исторических мест;

• приобретение спонсорства;

• Внедрение рекламы на местном телевидении и радио, в социальных сетях и газетах, в учреждениях образования и культуры области[20].

Новым направлением в маркетинговой деятельности является продвижение туристического продукта в различных социальных сетях. В современных условиях конкурентоспособность любого бизнеса, в том числе и туристического, зависит от рационального использования интернет-ресурсов. В настоящее время в России особой популярностью пользуются социальные сети ВКонтакте и Instagram, поэтому, на наш взгляд, целесообразно использовать в первую очередь эти два ресурса. Однако мало создать страницу в социальной сети, нужно постоянно повышать к ней интерес, привлекать новых подписчиков и делиться с ними последними новостями о достопримечательностях, экскурсионных услугах, скидках на них и нововведениях в их обустройстве. В конечном итоге правильное маркетинговое продвижение экскурсионного продукта в социальных сетях активизирует вирусную рекламу.

Основным фактором успеха любого бизнеса, работающего в сфере туризма и экскурсий, являются хорошие отношения с клиентами. По этой причине необходимо внедрить систему управления продажами в сфере туризма на основе CRM (Customer Relationship

управление). CRM следит за развитием отношений с потенциальными экскурсантами, координирует разноплановые отношения с постоянными клиентами и управляет маркетингом туристско-экскурсионного заведения. Данная система управления не только автоматизирует взаимодействие с клиентами компании, но и организует их работу таким образом, чтобы добиться максимального эффекта, способствует привлечению и удержанию наиболее ценных клиентов. Часто директору турфирмы очень сложно успевать за работой менеджеров, гидов и других сотрудников. Есть риск, что они допустят ошибку в общении с туристами и потенциальными клиентами, что может нарушить продажу туристических туров, нанести ущерб репутации компании. При использовании CRM таких проблем не возникает.


Организационно-управленческие и рекламные нововведения в сфере экскурсий включают организацию конкурсов, посвященных новшествам в представленной отрасли. С 2003 года в Российской Федерации ежегодно проводится известный конкурс, посвященный инновациям в музейном деле. Он называется «Меняющийся музей в меняющемся мире». Этот конкурс способствует продвижению и популяризации инноваций в музейной сфере, в частности дизайн-проектов, свежих музейных профилей, коллекций, концепций музейной организации. Среди фаворитов конкурса 2018 года «Биоарт-лаборатория: музей-прогноз» (Нижний Новгород), «Музей заводов: свежий материал города» (Ярославль), «Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского» (Москва ) и почти все остальные.

Самым масштабным событием экскурсионной сферы, проходящим ежегодно, стал фестиваль «Интермузей», который длится 4 дня в столице и объединяет более трехсот российских и зарубежных музеев[25].

Основная цель фестиваля – профессиональное развитие музейной сферы нашей страны, а также формирование представлений о новшествах и новых тенденциях в музейном деле. Организатор – Министерство культуры Российской Федерации.

Одной из новых форм продвижения экскурсионных услуг в музеях являются специальные музейные акции. По мнению И. Н. Красюк, Е. М. Феоктистовой, акции «Ночь в музее» и «В музей всей семьей» доказали наличие большого сегмента туристов, потребности которых могут быть удовлетворены за счет сочетания классических музейно-экскурсионных услуг и интерактивных и инновационные технологии [5].

Рекламные и управленческие инновации в сфере экскурсионного туризма пока не коснулись кадровых вопросов. Подготовка передовых специалистов в области экскурсионного дела остро требует оперативного реагирования на потребности рынка образования, что фактически предполагает коренную перестройку содержания подготовки экскурсоводов в системе экскурсионного образования. Кроме того, при подборе сотрудников в сфере экскурсий важно внедрить соционическую расстановку, ставшую специфическим нововведением в представленном секторе. При наборе экскурсий необходимо учитывать не только умелые навыки, квалификационные свойства кандидата на должность экскурсовода, но и его соционический тип. Принимая это во внимание, можно с большой вероятностью прогнозировать эффективность работы экскурсовода или экскурсовода для определенного человека.