Файл: Лекция 21. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Ответственность за нарушение трудового законодательства Аннотация.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Лекция
21. Государственный надзор и контроль за соблюдением
трудового
законодательства. Ответственность за нарушение трудового
законодательства
Аннотация
Проверить соблюдение трудового законодательства и правильность ведения кадровой документации в организации любой организационно- правовой формы, а также, и у индивидуального предпринимателя имеют право такие организации, как Федеральная инспекция труда (ФИТ) и подведомственные ей Государственные инспекции труда (ГИТ), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Пенсионный фонд РФ (ПФР),
Федеральная миграционная служба (ФМС), прокуратура, Государственная налоговая служба и другие организации.
Государственный
надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства
Проверить соблюдение трудового законодательства и правильность ведения кадровой документации в организации любой организационно- правовой формы, а также, и у индивидуального предпринимателя имеют право такие организации, как Федеральная инспекция труда (ФИТ) и подведомственные ей Государственные инспекции труда (ГИТ), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Пенсионный фонд РФ (ПФР),
Федеральная миграционная служба (ФМС), прокуратура, Государственная налоговая служба и другие организации. Проверки, осуществляемые дан- ными организациями, регулируются действующим законодательством, в первую очередь Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (с изм. от 28.04.2009). Данным законом устанавливаются:
- порядок организации и проведения проверок, их виды и продолжительность;
- порядок взаимодействия контролирующих и надзорных органов при проведении проверок, их права и обязанности, а также права и обязанности их должностных лиц;
- права и обязанности работодателей при осуществлении контроля
(надзора);
- меры по защите их прав и законных интересов, порядок оформления результатов проверки.
Данный закон обязывает по результатам проверки составлять акт в двух экземплярах по установленной форме, а работодатель обязан вести Журнал
2 учета проверок. Типовые формы акта проверки и журнала учета проверок утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.
Каждая из перечисленных организаций, а также их территориальные органы, руководствуясь указанным законом и нормативно-правовыми документами
(положениями, регламентами работы и др.), регламентирующими их сферу деятельности, осуществляет следующие функции:
•
Федеральная
инспекция
труда
уполномочена на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 354 Трудового кодекса РФ). На основании приказа
Федеральной службы по труду и занятости от 10.12.2004 № 47 «Об утверждении форм документов» осуществляется государственный контроль ведения кадровой документации;
•
Пенсионный
фонд РФ отвечает за начисление и выплату пенсий на основании сведений о трудовом стаже и заработной плате работника, представляемых в территориальные органы ПФР работодателями. ПФР осуществляет контроль достоверности и правильного оформления сведений о стаже и заработке застрахованных лиц. Основным документом, регламентирующим проведение таких проверок, являются Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденные постановлением ПФР РФ от 30.01.2002 № 11
При такой проверке предъявляются:
- учредительные документы и штатное расписание организации;
- список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, эти договоры и акты приема-сдачи работ;
- информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования работников;
- списки работников, выходящих в ближайшие годы на пенсию;
- приказы по личному составу;
- трудовые книжки и личные карточки работников (форма № Т-2);
- табель учета рабочего времени;
- лицевые счета работников;
- документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда и, при необходимости, другие документы.
3
Кроме того, с 1.01.2010 в связи с вступлением в силу Закона о страховых взносах (от 27.07.2009 № 212-ФЗ) территориальные органы ПФР РФ и ФСС
РФ будут проводить совместные выездные проверки плательщиков страховых взносов. При этом проверяющие из ПФР будут проверять правильность исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, а проверяющие из ФСС - страховых взносов в Фонд социального страхования;
•
Фонд
социального страхования РФ, как уже было отмечено, осуществляет контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей, а также за правильным и рациональным расходованием этих средств работодателем, например, расходования работодателями средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при этом предъявляется значительное количество документов.
Особое внимание уделяется и правильности начисления детских пособий, пособий по больничным, правильности оформления листков нетрудоспособности, оборотную сторону которых заполняет кадровая служба. Проверки проводятся в соответствии с «Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам», утвержденных постановлением ФСС РФ от 07.04.2008
№ 81;
•
Федеральная
миграционная служба РФ осуществляет контроль и надзор за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российской Федерации и использования их труда. Проверяются следующие документы иностранных работников: удостоверяющие личность иностранца, подтверждающие постановку его на миграционный учет, вид на жительство или разрешение на временное проживание, трудовой договор или договор об оказании работ
(услуг), разрешение на работу.
Также представителям органов ФМС дано право проверять документы работодателя, такие как:
- уставные документы и штатное расписание;
- разрешение на право привлечения и использования иностранных работников
(если наличие такого разрешения в соответствии с законодательством РФ обязательно) или уведомление о привлечении и использовании иностранных работников, прибывших в Российскую
Федерацию в порядке, не требующем получение визы;
- документы, подтверждающие право аренды помещения, и иные необходимые документы;
4
•
Прокуратура
РФ проводит надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых последними правовых актов. Как правило, в организациях осуществляется надзор за исполнением трудового законодательства, и при проверках прокуратуры служба кадров должна предъявить все необходимые для конкретной проверки кадровые документы.
Если проверка проводится вне стен организации, то представляются заверенные копии документов;
•
Государственная
налоговая
служба
осуществляет проверку правильности начисления налогов
:
связанных с фондом оплаты труда работников, выплатой премий и др. Проверяемся правильность оформления таких документов, как штатное расписание и должностные инструкции и др.
Однако надо отметить, что с 1 января 2010 г. в связи с вступлением в силу
Закона о страховых взносах (от 27.07.2009 № 212-ФЗ) функции по проверкам, проводимым налоговыми органами РФ, также будут изменены;
•
Военные
комиссариаты осуществляют контроль за организацией воинского учета в соответствии с действующим законодательством РФ в порядке, определяемом Министерством обороны РФ. Организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполняющие работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, представлять отчетность по бронированию.
Если военно-учетное подразделение не создается, воинский учет возлагается на работников кадровой службы. Контроль могут осуществлять не только военкоматы, но и органы военного управления Вооруженных Сил РФ и органы местного самоуправления. При этом проверяется:
- полнота охвата граждан воинским учетом;
- качество осуществления воинского учета граждан;
- достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;
- организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
- выполнение должностными лицами организаций требований
Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от
28.03.1998 № 53-Ф3 и Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (в ред. от
14.02.2009);
5
•
Федеральное
архивное агентство (Росархив), которое проводит проверку архивного хранения документов в организациях, обеспечения их сохранности, в том числе и кадровых документов. Эти документы необходимы для защиты прав и интересов граждан в том случае, когда в трудовых книжках работников имеющиеся записи неточно или неправильно фиксируют трудовой стаж.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.20 КОАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных в области управления архивным делом, как это и определено приказом Федеральной архивной службы России «Об организации работы архивных органов по реализации
Федерального закона «О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 18.02.2002 № 18.
Итак, государственный контроль ведения кадровой документации осуществляется различными инспектирующими органами, каждый из которых проводит проверки по определенным направлениям деятельности организации в пределах своей компетенции. Результаты таких проверок оформляются документально, и формы этих документов также утверждены действующими нормативными правовыми актами.
Чащевсего службе управления персоналом приходится встречаться с территориальными органами
Федеральной инспекции труда
- государственными инспекциями труда (ГИТ). В соответствии с ч.1 ст. 357
Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц. Служба управления персоналом обязана представить инспектору все документы по тематике проверки, наличие которых в большинстве случаев является обязательным с точки зрения действующего законодательства.
По результатам надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства инспектор обязан составлять документы, перечень которых, а также их формы утверждены приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.12.2004 № 17. К ним относятся:
•
Акт
о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
(форма № 1
-ГИТ);
• Предписание (форма № 2-ГИТ), обязывающее принять меры по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативных
6 правовых актов, содержащих нормы трудового права, с отметкой о выполнении предписаний и сообщении о его выполнении;
•
Протокол
об административном нарушении (форма № 3-ГИТ) с объяснением физического лица (представителя юридического лица), в от- ношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В зависимости от нарушений, выявленных проверяющими органами, в действующем законодательстве предусмотрены различные виды ответственности - административная, материальная, уголовная, гражданско- правовая,
В целях защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, законных экономических интересов физических и юридических лиц, а также предупреждения административных правонарушений в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп., с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2007 № 212-ФЗ, с изм. от
16.05.2008 № 74-ФЗ) предусмотрена административная ответственность работодателя. Административные санкции в виде штрафов предусмотрены не только в отношении лиц, допустивших правонарушения умышленно или по неосторожности, но также и в отношении руководителей организаций. В их числе статьи, предусматривающие ответственность за нарушения по ведению и работе с кадровой документацией. За административные правонарушения
КОАП
РФ предусмотрена административная ответственность в виде:
- предупреждения;
- наложения административного штрафа;
- дисквалификации на определенный срок;
- приостановления деятельности на определенный срок.
Кодекс определяет также подведомственность дел об административных правонарушениях в соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти.
По отдельным нарушениям (грубое нарушение Трудового кодекса РФ, прием на работу без оформления приказами и записями в трудовых книжках, отсутствие возможности работника подтвердить в письменном виде свой стаж) возможна даже уголовная ответственность руководителя. Также уголовная ответственность за нарушения в области документационного обеспечения управления, в том числе и кадровой деятельности, наступает в случаях:
- приобретения, сбыта и использования заведомо подложных документов, которые предоставляют права или освобождают от ответственности, а
7
также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение
(Уголовный кодекс РФ, ст. 324, ч. 2, ст. 327, ч. 2-3);
- незаконного разглашения и использования конфиденциальной информа- ции, содержащейся в документах, без согласия владельца этих сведений
(Уголовный кодекс РФ, ст. 183, ч.1-3);
- внесения должностным лицом в официальные документы заведомо лож- ных сведений, а также исправления, искажающие содержание, из корысти или другой личной заинтересованности (служебный подлог) (Уголовный кодекс РФ, ст. 292) и др.