Файл: Рабочая программа предметная область Естественно научные предметы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные свойства ферромагнетиков. О природе ферромагнетизма. Применение ферромагнети- ков.

Темы проектов

  1. Сконструируйте конденсатор в домашних усло- виях и оцените его емкость.

  2. Спроектируйте установку, позволяющую обна- ружить электростатическое поле.

  3. Сконструируйте в домашних условиях батарей- ку.

  4. Подготовьте фотоальбом «Самостоятельный и несамостоятельный разряды».

  5. Сделайте презентацию по теме «Открытия в фи- зике основа новых технологий (на примере появ- ления новых моделей мониторов)».

  6. Соберите коллекцию веществ с разными магнит- ными свойствами (парамагнетики, диамагнетики, ферромагнетики)

ми (парамагнетики, диамагнетики, ферромагне- тики));

  • оперировать информацией/знаниями в предмет- ном, межпредметном и метапредметном контек- стах (например, при подготовке доклада «Гистере- зис в физике, биологии, социологии и экономике: сущность и проявление»);

  • систематизировать и обобщать информацию/ знания (например, изобразите электродинамиче- скую картину мира (возможно использование как компьютерных программ, так и традиционных средств рисования красок, фломастеров, каран- дашей и т. п.));

  • оценивать вклад отечественных ученых в разви- тие физической науки (например, отметьте на гео- графической карте страны имена ученых, достиже- ния которых внесли определенный вклад в станов- ление, развитие электродинамики в различные исторические периоды; каков вклад советских, российских ученых в данной области);

  • владеть приемами устной и письменной комму- никации (например, проведите опрос (на уровне класса, школы, родственников и друзей), выявля- ющий информированность/знание различных фи- зических понятий, законов, явлений из разделов физики «Электричество» и «Магнетизм»; обрабо- тайте результаты опроса с помощью статистиче- ских методов и сделайте выводы совместно с учите- лем физики, родителями и всеми заинтересован- ными людьми)




55



56
Продолжение табл.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности

Лабораторный практикум (8 ч)

  1. Изучение температурной зависимости сопротив- ления металлов и полупроводников.

  2. Изучение процесса прохождения электрического тока в растворах электролитов.

  3. Изучение полупроводникового диода.

  4. Изучение процессов выпрямления переменного тока.

  5. Изучение процесса прохождения тока в биполяр- ном транзисторе

  • Исследовать температурную зависимость сопро- тивления металлов и полупроводников;

  • исследовать процесс прохождения электриче- ского тока в растворах электролитов;

  • исследовать процессы выпрямления переменно- го тока;

  • исследовать процессы прохождения тока в бипо- лярном транзисторе;

  • представлять результаты физических измере- ний в различных формах (таблицы, графики, диа- граммы и др.);

  • оценивать достоверность данных, полученных в физическом эксперименте

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (36 ч)

Механические колебания (9 ч)

Классификация колебаний. Уравнение движения груза, подвешенного на пружине. Уравнение движе- ния математического маятника. Гармонические колебания. Период и частота гармонических колеба- ний. Фаза колебаний. Определение амплитуды

и начальной фазы из начальных условий. Скорость и ускорение при гармонических колебаниях. Пре- вращения энергии. Затухающие колебания. Вынуж- денные колебания. Резонанс. Сложение гармониче- ских колебаний. Спектр колебаний. Автоколебания.

  • Классифицировать колебания;

  • исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний;

  • исследовать зависимость периода колебаний гру- за на пружине от его массы и жесткости пружины;

  • вычислять период колебаний математического маятника по известному значению его длины;

  • вычислять период колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины;


Контрольная работа по теме

«Свободные механические колебания»

  • оперировать информацией/знаниями в мета- предметном контексте (например, при ответе на вопрос: «Какие виды колебаний можно выделить при исследовании функционирования человеческо- го организма?»);

  • исследовать зависимости между величинами в метапредметном контексте (например, от каких параметров зависит амплитуда размаха рук чело- века при ходьбе; постройте график амплитуды тем- пературы воздуха (разность между максимальным и минимальным значениями температуры) за опре- деленный период (сутки, неделя, месяц, год));

  • доказывать модельность представлений о гармо- нических колебаниях;

  • исследовать влияние различных факторов на резонанс (например, проведите исследование «Вли- яние сопротивления в системе на резонанс»);

  • пользоваться цифровой техникой и компьютер- ными программами обработки цифровой информа- ции (например, снимите видеофильм «Люди резо- нируют»; организуйте просмотр фильма в классе, школе, дома и обсудите увиденное);

  • оперировать информацией/знаниями в предмет- ном, межпредметном и метапредметном контек- стах (например, подготовьте доклад «Автоколеба- ния в живой и неживой природе»);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуаль- ными операциями: понимание, применение, ана- лиз, синтез, оценка, обобщение, систематизация


57



58
Продолжение табл.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности

Электрические колебания (9 ч)

Свободные и вынужденные электрические колеба- ния. Процессы в колебательном контуре. Формула Томсона. Переменный электрический ток. Дей- ствующие значения силы тока и напряжения.

Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор

в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Закон Ома для цепи пере- менного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Ламповый генера- тор. Генератор на транзисторе.

Контрольнаяработапотеме

«Переменный ток»

  • Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи;

  • рассчитывать значения силы тока и напряже- ния на элементах цепи переменного тока;

  • исследовать явление электрического резонанса в последовательной цепи;

  • сравнивать процессы в L—C-контуре с колеба- ниями математического маятника;

  • выводить закон Ома для электрической цепи переменного тока;

  • оперировать информацией/знаниями в предмет- ном, межпредметном и метапредметном контек- стах (например, при написании эссе «Обратная связь в физике, биологии, химии и социологии»);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуаль- ными операциями: понимание, применение, ана- лиз, синтез, оценка, обобщение, систематизация

Производство, передача, распределение

и использование электрической энергии (5 ч) Генерирование электрической энергии. Генератор переменного тока. Трансформатор. Выпрямление переменного тока. Трехфазный ток. Соединение обмоток генератора трехфазного тока. Соединение потребителей электрической энергии. Асинхрон-

  • Объяснять и исследовать принцип действия генератора переменного тока;

  • объяснять и исследовать принцип действия трансформатора;

  • уметь вести диалог, выслушивать мнение оппо- нента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения (например, при


ный электродвигатель. Трехфазный трансформа- тор. Производство и использование электрической энергии. Передача и распределение электрической энергии. Эффективное использование электриче- ской энергии

подготовке и проведении дискуссий «Использова- ние механической энергии, внутренней энергии, электрической энергии: преимущества и недостат- ки», «Эффективность использования электриче- ской энергии: Россия и Европа»);

  • выявлять свои личностные качества/особенно- сти в творческой деятельности в области физики (например, при написании эссе «Генераторы-уст- ройства и генераторы-люди»);

  • систематизировать и обобщать информацию/ знания (например, при подготовке доклада «КПД различных электростанций»);

  • осознавать экологические проблемы (например, при написании эссе «Будущего нет оно делается нами (Л. Толстой)» в аспекте проблемы эффектив- ного использования электрической энергии и су- ществующих экологических проблем)

Механические волны. Звук (5 ч)

Волновые явления. Поперечные волны. Длина вол- ны. Скорость распространения волны. Продольные волны. Уравнение бегущей волны. Стоячие волны как свободные колебания тел. Волны в среде. Зву- ковые волны. Скорость звука. Музыкальные звуки и шумы. Громкость и высота звука. Тембр. Диапа- зоны звуковых частот. Акустический резонанс.

Излучение звука. Ультразвук и инфразвук. Интер- ференция волн. Принцип Гюйгенса. Закон отраже- ния волн. Преломление волн. Дифракция волн.

  • Различать колебательные и волновые процессы;

  • записывать в аналитической форме уравнение волны;

  • классифицировать звуковые волны;

  • оценивать длину волны (например, как можно оценить длину волн на море);

  • оперировать информацией/знаниями в предмет- ном и метапредметном контекстах (например, при написании эссе «Бегущие волны и бегущие по вол- нам: вымысел и реальность», «Мысли со скоростью звука…»);