Файл: Пояснительная записка 4 общая характеристика учебного предмета история 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




8 КЛАСС (68 часов)


Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в. (23 ч)

Введение (1 ч)




Век Просвещения(2 ч)

Истоки европейского Просвещения. Дости-
жения естественных наук и распространение идей рационализма. Английское Просвещение; Дж. Локк и Т. Гоббс.

Рассказывать, какие новые черты проявились в европейской науке в XVII—XVIII вв.

Объяснять смысл идеи «общественного договора», выдвинутой английскими мыслителями XVII в.

Излагать взгляды известных французских просветителей на государство, власть, религию и церковь.

Представлять характеристику одного из ведущих деятелей французского Просвещения (по выбору).




Секуляризация (обмирщение) сознания. Культ Разума. Франция — центр Просвещения. Философские и политические идеи Ф. М. Вольтера, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. «Энциклопедия» (Д. Дидро, Ж. Д’Аламбер). Германское Просвещение. Распространение идей Просвещения в Америке. Влияние просветителей на изменение представлений об отношениях власти и общества. «Союз королей и философов»

Объяснять значение издания «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел».

Раскрывать на примерах особенности распространения идей Просвещения в отдельных странах.

Анализировать исторические тексты (фрагменты философских и публицистических сочинений, материалы переписки и др.) — извлекать и комментировать информацию.

Объяснять, чем был вызван интерес ряда европейских правителей к идеям Просвещения

Государства Европы в XVIII в. (6 ч)

Монархии в Европе XVIII в.: абсолютные и парламентские монархии. Просвещенный абсолю-тизм: правители, идеи, практика. Политика в отношении сословий: старые порядки и новые веяния. Государство и Церковь. Секуляризация церковных земель. Экономическая политика власти. Меркантилизм.
Великобритания в XVIII в. Королевская власть и парламент. Тори и виги. Предпосылки промышленного переворота в Англии.Технические изобретения и создание первых машин. Появление фабрик, замена ручного труда машинным. Социальные и экономические последствия промышленного переворота. Условия труда и быта фабричных рабочих. Движения протеста. Луддизм.

Характеризовать основные формы государств в Европе XVIII в.

Систематизировать информацию об основных мероприятиях политики «просвещенного абсолютизма» в отдельных европейских странах (государственное управление, социальные отношения, образование, религия и церковь).

Объяснять значение понятий: парламентская монархия, просвещенный абсолютизм, секуляризация, меркантилизм, протекционизм.

Высказывать и аргументировать оценку результатов политики «просвещенного абсолютизма» в европейских странах.

Раскрывать, в чем выразилось изменение отношения к Церкви, религии в ряде европейских государств в XVIII в.

Объяснять, как распределялась власть в парламентской монархии в Англии.

Раскрывать предпосылки промышленного переворота в Англии.

Называть важнейшие технические изобретения, способствовавшие переходу от мануфактуры к машинному производству.

Объяснять значение понятий и терминов: промышленный переворот (революция), машинное производство, луддизм.

Раскрывать, в чем состояли социальные последствия промышленного переворота в Англии.

Описывать условия труда и быта горняков и фабричных рабочих.

Рассказывать о борьбе промышленных рабочих за свои права.





Франция в XVIII в. Абсолютная монархия: политика сохранения старого порядка. Попытки проведения реформ. Королевская власть и сословия.
Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в XVIII в. Раздробленность Германии. Возвышение Пруссии. Фридрих II Великий. Австрия в XVIII в. Правление Марии Терезии и Иосифа II. Реформы просвещенного абсолютизма. Итальянские государства: политическая раздробленность.

Усиление власти Габсбургов над частью итальянских земель.

Объяснять, почему после «блестящего правления» Людовика XIV Франция оказалась перед лицом значительных проблем в экономике, внутренней и внешней политике.

Рассказывать о попытках проведения реформ во Франции при Людовике XVI, объяснять, почему они не были доведены до конца.

Характеризовать состав и статус «третьего сословия» во Франции, объяснять, почему не только низы, но и верхушка сословия были недовольны своим положением.
Характеризовать развитие германских государств в XVIII в. (политическое устройство, социальные отношения, экономика).

Объяснять, в чем выразилось усиление Пруссии в XVIII в., какими средствами прусские короли добивались этого.

Представлять характеристику Фридриха II, его внутренней и внешней политики.

Показывать на исторической карте владения австрийских Габсбургов в XVIII в., называть проживавшие там народы.

Рассказывать о преобразованиях, проводившихся в правление Марии Терезии и Иосифа II, давать оценку их значения.

Характеризовать политическое положение итальянских земель в XVIII в., используя историческую карту.




Государства Пиренейского полуострова. Испания: проблемы внутреннего развития, ослабление международных позиций. Реформы в правление Карла III. Попытки проведения реформ в Португалии. Управление колониальными владениями Испании и Португалии в Южной Америке. Недовольство населения колоний политикой метрополий

Рассказывать о состоянии хозяйства и социальных отношениях в Испании XVIII в.

Характеризовать реформы второй половины XVIII в. в Испании и Португалии (цели, инициаторы реформ, содержание, итоги).

Раскрывать, в чем выразилось соперничество Испании и Великобритании в XVIII в. и чем оно завершилось.

Объяснять, что способствовало распространению в американских колониях Испании и Португалии во второй половине XVIII в. идей борьбы за независимость от метрополий

Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость (2 ч)

Создание английских колоний на американской земле. Состав европейских переселенцев. Складывание местного самоуправления.

Рассказывать, кто и почему направлялся в XVI—XVII вв. в английские колонии в Северной Америке.

Характеризовать порядки, устанавливавшиеся в колониях, объяснять, что в них отличалось от устоев Старого света.

Рассказывать о развитии хозяйства в британских колониях в XVIII в., используя информацию исторической карты.




Колонисты и индейцы. Южные и северные колонии: особенности экономического развития и социальных отношений. Противоречия между метрополией и колониями. «Бостонское чаепитие». Первый Континентальный конгресс (1774) и начало Войны за независимость. Первые сражения войны. Создание регулярной армии под командованием Дж. Вашингтона. Принятие Декларации независимости (1776). Перелом в войне и ее завершение. Итоги Войны за независимость. Конституция (1787). «Отцы-основатели». Билль о правах (1791). Значение завоевания североамериканскими штатами независимости

Объяснять, чем было вызвано обострение отношений между метрополией и населением колоний в 1760 — начале 1770-х гг.

Рассказывать, привлекая карту, о ключевых событиях борьбы североамериканских колоний Великобритании за независимость.

Объяснять значение понятий и терминов: Бостонское чаепитие, конгресс, «отцы-основатели», конфедерация, федерация, президент.

Называть документы, заложившие основы американского государства (Декларация независимости, Конституция, Билль о правах), характеризовать их основные положения.

Анализировать исторические тексты (фрагменты документов и др.), отрывки из работ историков.

Представлять характеристику руководителей борьбы североамериканских колоний за независимость (Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Вашингтон — по выбору).

Рассказывать об отношении европейских держав, в том числе России, к борьбе североамериканских колоний.

Раскрывать причины и значение победы североамериканских штатов в борьбе за независимость

Французская революция конца XVIII в. (3 ч)

Причины революции. Хронологические рамки и основные этапы революции. Начало революции: решения депутатов и действия парижан. Декларация прав человека и гражданина. Политические течения и деятели революции (Ж. Дантон, Ж.-П. Марат). Переход от монархии к республике. Вареннский кризис. Начало войн против европейских монархов. Казнь короля. Вандея. Политическая борьба в годы республики. Конвент и «революционный порядок управления». Комитет общественного спасения. М. Робеспьер. Террор. Отказ от основ «старого мира»: культ разума, борьба против церкви, новый календарь. Термидорианский переворот (27 июля 1794 г.). Учреждение Директории. Наполеон Бонапарт. Государственный переворот 18—19 брюмера (ноябрь 1799 г.). Установление режима консульства. Итоги и значение революции

Раскрывать причины обострения социальной напряженности во Франции в 1780-е гг.

Рассказывать о событиях 1789 г. в Париже, положивших начало революции.

Систематизировать информацию об основных этапах и ключевых событиях революции 1789—1799 гг. (в форме хроники, таблицы).

Называть основные положения «Декларации прав человека и гражданина», раскрывать их значение.

Характеризовать основные политические течения Французской революции, называть их идеологов и лидеров.

Объяснять значение понятий и терминов: Национальное собрание, Учредительное собрание, Законодательное собрание, декрет, жирондисты, монтаньяры, якобинцы, санкюлоты, «вареннский кризис», Национальный конвент, Комитет общественного спасения, Вандея, террор, Директория, переворот 18 брюмера, режим консульства.

Рассказывать об основных преобразованиях, проведенных в годы революции в сферах политики, экономики, социальных отношений, религии, культуры, давать оценку их значения.

Характеризовать отношение ведущих европейских держав к революционным событиям во Франции.

Рассказывать о войнах революционной Франции, используя историческую карту.

Анализировать документы революции (извлекать информацию, характеризовать сущность и значение содержащихся в документе положений).
Подготовить и представить сообщение об одном из известных деятелей Французской революции конца XVIII в. (по выбору).

Объяснять, в чем заключалась сущность переворота 18 брюмера 1799 г.

Характеризовать итоги и значение Великой Французской революции конца XVIII в., объяснять, почему события революции по-разному оценивались их современниками и затем историками

Европейская культура в XVIII в. (3 ч)

Развитие науки. Новая картина мира в трудах математиков, физиков, астрономов. Достижения в естественных науках и медицине. Продолжение географических открытий.

Рассказывать о наиболее значительных достижениях европейской науки XVIII в. — физики, математики, естествознания (называть имена ученых и их открытия).

Показывать на карте маршруты географических экспедиций и места открытий, совершенных европейскими, в том числе российскими, путешественниками и мореплавателямив XVIII в.

Представлять сообщение об одном из известных европейских исследователей новых земель (по выбору).




Распространение образования. Литература XVIII в.: жанры, писатели, великие романы. Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Музыка духовная и светская. Театр: жанры, популярные авторы, произведения. Сословный характер культуры. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень.

Раскрывать, какие успехи в развитии образования в европейских странах были достигнуты в «век Просвещения» (в том числе в России).

Рассказывать об основных жанрах европейской литературы XVIII в., называть известные произведения.

Показывать, используя иллюстрации учебника и интернет-ресурсы, в чем заключались основные художественные особенности классицизма и барокко.

Объяснять, в чем выразилось усиление светского начала в литературе и художественной культуре XVIII в.

Называть источники, рассказывающие о повседневной жизни разных слоев населения в Европе XVIII в., определять характер и ценность содержащейся в них информации.

Составлять описание «одного дня из жизни» представителей разных слоев европейского общества (в форме презентации, проектной работы)

Международные отношения в XVIII в. (2 ч)

Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Участие России в международных отношениях в XVIII в. Северная война (1700—1721). Династические войны «за наследство». Семилетняя война (1756—1763). Разделы Речи Посполитой.

Раскрывать, какие государства и в силу каких причин определяли баланс сил в Европе в XVIII в.

Объяснять, когда и почему в XVIII в. возникали «войны за наследство».

Характеризовать участие России в крупных международных событиях XVIII в. (Северная война, Семилетняя война, разделы Польши).

Рассказывать о Семилетней войне (1756—1763), используя историческую карту (причины; основные участники и их цели в войне; территория боевых действий; ключевые сражения; итоги).

Раскрывать внутренние и внешнеполитические предпосылки разделов Речи Посполитой, показывать на исторической карте.

Войны антифранцузских коалиций против революционной Франции. Колониальные захваты европейских держав.

территории, отошедшие к трем государствам — участникам разделов.

Объяснять, какое место в международных отношениях XVIII в. занимала борьба европейских держав за колониальные владения.

Страны Востока в XVIII в. (3 ч)

Османская империя: от могущества к упадку. Положение населения. Попытки проведения реформ; Селим III.
Индия. Ослабление империи Великих Моголов. Борьба европейцев за владения в Индии. Утверждение британского владычества.

Давать описание территории и состава населения Османской империи в XVIII в., используя карту. Рассказывать о попытках проведения реформ в Османском государстве в XVIII в., их результатах.

Раскрывать, что свидетельствовало о кризисном положении Османской империи в конце XVIII в.

Представлять сообщение на тему «Османская империя и европейские державы в XVIII в.».

Объяснять, чем была вызвана серия русско-турецких войн в XVIII в., каковы были их итоги.
Рассказывать, используя историческую карту, о крупнейших государствах, существовавших на территории Индостана в XVIII в., их отношениях друг с другом.

Объяснять, как и почему британцы одержали победу в соперничестве европейских колонизаторов за господство в Индии.

Характеризовать колониальные порядки, установленные в Индии британцами.





Китай. Империя Цин в XVIII в.: власть маньчжурских императоров, система управления страной. Внешняя политика империи Цин; отношения с Россией. «Закрытие» Китая для иноземцев.
Япония в XVIII в. Сегуны и дайме. Положение сословий.

Культура стран Востока в XVIII в.

Рассказывать, как было организовано управление обширной китайской империей при императорах династии Цин.

Характеризовать, используя историческую карту, внешнюю политику Цинской империи в XVIII в., ее отношения с Россией.

Объяснять, что побудило правителей Китая установить в середине XVIII в. режим изоляции.

Объяснять, как в японском государстве распределялась власть между императором, сегуном, дайме.

Называть основные сословия, существовавшие в Японии в XVIII в., характеризовать их статус, имущественное положение, обязанности.
Раскрывать последствия политики самоизоляции Японии, проводившейся сегунами Токугава.

Рассказывать о достижениях культуры народов Востока в XVIII в., привлекая иллюстрации учебника и интернет-ресурсы.

Высказывать суждение о причинах увлечения восточной культурой в Европе XVIII в., о том, какие достоинства произведений восточной культуры привлекали европейцев

Обобщение (1 ч)

Историческое и культурное наследие XVIII в.





История России. Россия в конце XVII — XVIII в.: от царства к империи (45 ч)

Введение (1 ч)




Россия в эпоху преобразований Петра I (11 ч)

Причины и предпосылки преобразований. Россия и страны Европы в конце XVII в.

Характеризовать географическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв., опираясь на историческую карту, раскрывать влияние географического фактора на развитие экономики страны

Давать сравнительную характеристику международного положения России в начале и в конце XVII в.




Воцарение Петра I. Борьба за власть. Великое посольство.

Экономическая политика. Развитие промышленности. Строительство мануфактур. Создание металлургической базы на Урале. Развитие транспортных коммуникаций. Создание новой налоговой системы.

Социальная политика.

Положение различных сословий России. Консолидация дворянского сословия, усиление его роли в управлении страной.

Сопоставлять государственный, политический, социально-экономический строй России и европейских государств в конце XVII в., выявляя общие черты и различия.

Раскрывать значение понятий: абсолютизм, модернизация.

Объяснять, в чем состояли причины и предпосылки преобразований.

Характеризовать развитие экономики России в первой четверти XVIII в. (на основе информации учебника и карты).

Раскрывать значение понятий и терминов: приписные крестьяне, посессионные крестьяне, протекционизм, меркантилизм, подушная перепись, крепостная мануфактура, фискал.

Разъяснять сущность системы налогообложения в петровское время.

Систематизировать в виде схемы информацию о социальной структуре российского общества в первой четверти XVIII в., характеризовать правовое положение основных социальных групп.

Рассказывать о переменах в положении дворянства на основе анализа документов (Табель о рангах, Указ о единонаследии и др.).

Раскрывать значение понятий: Сенат, коллегии, губерния, Генеральный регламент, Табель о рангах, ратуша, магистрат, гильдия.





Реформы управления.

Реформирование центрального и местного управления. Новая столица.

Создание регулярной армии, военно-морского флота.

Церковная реформа.

Упразднение патриаршества. Создание Синода.
Оппозиция преобразованиям Петра I. Социальные движения. Аристократическая оппозиция.
Внешняя политика. Азовские походы. Северная война. Прутский и Персидский походы Петра I. Ништадтский мир со Швецией. Провозглашение России империей.

Систематизировать материал о реформах государственного управления в петровскую эпоху.

Сравнивать аппарат управления при Петре I и в допетровскую эпоху.

Давать оценку значения создания регулярной армии и военно-
морского флота при Петре I.

Объяснять понятия: гвардия, рекрутский набор.

Объяснять термины: конфессия, Синод.

Раскрывать значение упразднения патриаршества.
Рассказывать о социальных выступлениях в петровскую эпоху, привлекая информацию карты.

Систематизировать информацию об оппозиции Петру I (в виде развернутого плана, тезисов).

Характеризовать основные направления внешней политики России в петровскую эпоху.
Систематизировать информацию о Северной войне 1700—1721 гг. (причины, участники, ключевые события, итоги).

Рассказывать о сражениях Северной войны, используя информацию учебника, карты, визуальные источники.

Характеризовать международное положение России к концу правления Петра.





Преобразования Петра I в культуре. Развитие светских начал в культуре. Просвещение и наука. Открытие Академии наук. Технические новшества. Литература, архитектура, изобразительное искусство. Градостроительство по европейскому образцу. Изменение дворянского быта. «Юности честное зерцало».

Итоги и значение петровских преобразований

Объяснять значение понятий и терминов: дворянская культура, ассамблея.

Характеризовать нововведения в разных областях культуры в петровскую эпоху с использованием визуальных и письменных источников («Юности честное зерцало», указы Петра I, отрывки из сочинений историков и др.).

Осуществлять поиск информации на образовательных сайтах о градостроительстве в петровскую эпоху.


Составлять характеристику (исторический портрет) Петра I, высказывать суждения о его личности и деятельности.

Излагать точки зрения историков о причинах, предпосылках, итогах и значении петровских преобразований.

Участвовать в обсуждении вопроса о значении петровских преобразований для развития России, высказывать и аргументировать свое мнение

Россия после Петра I. Дворцовые перевороты (7 ч)

Начало дворцовых переворотов. Причины дворцовых переворотов после смерти Петра I. Создание Верховного тайного совета. Фаворитизм. Приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров» и управление империей. Укрепление границ России на южных рубежах. Война с Османской империей.

Правление Елизаветы Петровны. Развитие внутреннего рынка: ликвидация внутренних таможен. Создание Дворянского и Купеческого банков. Основание Московского университета. Участие России в Семилетней войне.

Петр III. Манифест о вольности дворянской.

Переворот 28 июня 1762 г.

Объяснять причины дворцовых переворотов.

Систематизировать информацию о дворцовых переворотах (даты, участники, результаты).

Объяснять значение понятий и терминов: Верховный тайный совет, дворцовые перевороты, фаворитизм.

Проводить анализ «Кондиций верховников» как исторического документа.

Давать оценку роли фаворитов в управлении и политике России после Петра I.

Рассказывать, используя информацию карты, об укреплении южных границ России в 1730-е гг.

Составлять характеристику (исторический портрет Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны).

Давать оценку экономической и финансовой политики Елизаветы Петровны, ее результатов.

Раскрывать значение создания Московского университета.

Систематизировать информацию о Семилетней войне и участии в ней России (причины, участники, ключевые сражения российской армии, итоги).

Проводить анализ Манифеста о вольности дворянской как исторического документа, высказывать суждение о его значении.

Объяснять причины переворота 28 июня 1762 г.

Россия в 1760—1790‑х гг. Правление Екатерины II и Павла I (18 ч)

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Уложенная комиссия. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий.

Национальная политика и народы России в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. Башкирские восстания. Формирование черты оседлости.

Представлять характеристику личности и деятельности Екатерины II.

Объяснять значение понятий и терминов: «просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, секуляризация.

Извлекать информацию из «Наказа» Екатерины II, выявлять особенности «просвещенного абсолютизма» в России.

Представлять в виде схемы систему местного управления по губернской реформе.

Раскрывать значение участия сословных представителей в местном самоуправлении России в конце XVIII в.

Показывать на карте территории расселения народов в Российской империи в XVIII в.

Характеризовать национальную и религиозную политику власти в правление Екатерины II.

Объяснять причины выступлений, имевших национальную направленность.





Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Роль крепостного строя в экономике страны.

Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности. Начало известных предпринимательских династий.

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Ярмарки и их роль во внутренней торговле.

Рассказывать об экономических районах и развитии экономики страны при Екатерине II, используя информацию учебника и карты.

Сравнивать экономическую и социальную политику Петра I и Екатерины II, выявлять общие черты и различия.

Характеризовать положение российского крепостного крестьянства с привлечением материала книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Проводить анализ исторических документов (Жалованные грамоты дворянству и городам и др.) для выявления прав и обязанностей дворянства и городского сословия.

Участвовать в подготовке проекта «Известные предпринимательские династии» (в том числе на материале истории региона).

Показывать на карте важнейшие торговые пути, местоположение крупнейших российских ярмарок.




Обострение социальных противоречий. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Показывать на карте территорию, раскрывать причины, ход, итоги, значение восстания под предводительством Е. И. Пугачева.

Представлять характеристику Е. И. Пугачева.

Объяснять, в чем состояло влияние восстания под руководством Пугачева на внутреннюю политику, общественную жизнь.




Внешняя политика России второй половины XVIII в. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Первый, второй и третий разделы. Борьба поляков за национальную независимость.

Сравнивать основные направления внешней политики России при Петре I и Екатерине II, выявлять черты сходства и различия.

Систематизировать информацию о русско-турецких войнах второй половины XVIII в. (даты, участники, ключевые сражения, итоги).

Давать характеристику личности и деятельности П. А. Румянцева, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, Г. А. Потемкина.

Высказывать и обосновывать суждения о причинах побед русских войск.

Рассказывать с опорой на карту об освоении новых территорий, присоединенных в ходе русско-турецких войн.

Давать оценку итогам внешней политики и международному положению России в конце правления Екатерины II.

Систематизировать информацию об участии России, наряду с империей Габсбуров и Пруссией, в разделах Речи Посполитой.





Россия при Павле I.

Личность Павла I. Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма. Ограничение дворянских привилегий. Указы о престолонаследии и о «трехдневной барщине». Политика Павла I по отношению к дворянству.

Внешняя политика. Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.

Причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.

Составлять характеристику (исторический портрет)Павла I.

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла I, называть основные мероприятия.

Давать оценку политике Павла в отношении дворянства и крестьянства на основе анализа документов (указы о престолонаследии, о «трехдневной барщине» и др.).

Рассказывать об Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова, действиях русской эскадры в Средиземном море (с привлечением материала курса всеобщей истории).

Раскрывать причины заговора против Павла I

Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (6 ч)

Российская общественная мысль, публицистика и литература. Влияние идей Просвещения. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы, их издатели и авторы. Н. И. Новиков. Произведения А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие светской культуры после преобразований Петра I. Распространение в России стилей и жанров европейской художественной культуры. Культура и быт российских сословий.

Характеризовать направления общественной мысли в России в XVIII в.

Сравнивать идеи европейского Просвещения и общественные идеи в России в XVIII в., выявлять общие черты и особенности.

Раскрывать значение понятий: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм.

Характеризовать основные стили и жанры художественной культуры, раскрывать их особенности на конкретных примерах.

Составлять описание памятников культуры XVIII в. (в том числе региональных).






Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII в. Академия наук в Петербурге. М. В. Ломоносов и его роль в становлении российской науки и образования. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Северо-Западного побережья Америки. Образование в России в XVIII в. Московский университет — первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Переход к классицизму. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков.

Изобразительное искусство, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в.

Участвовать в подготовке проектов «Дворянская усадьба», «Быт крепостной деревни».

Высказывать и обосновывать суждения об образе жизни, мировоззрении, жизненных ценностях дворянства, купечества, духовенства и крестьянства.
Раскрывать предпосылки становления российской науки в XVIII в.

Высказывать и обосновывать суждения о роли Академии наук, Московского университета в развитии российского образования и науки.

Характеризовать основные направления развития российской науки на конкретных примерах.

Представлять характеристику личности и научной деятельности М. В. Ломоносова.

Представлять в виде схемы и характеризовать систему образования в России в конце XVIII в.

Составлять описание Петербурга при Петре I и Екатерине II.

Характеризовать творчество выдающихся архитекторов и художников, приводить примеры их произведений.

Составлять описание памятников различных архитектурных стилей, построенных в XVIII в. в столицах и крупных городах (в том числе в своем регионе), различать в них национальные и европейские традиции.

Участвовать в подготовке проектов, посвященных выдающимся деятелям российской культуры XVIII в.

Обобщение (2 ч)

Историческое и культурное наследие XVIII в. в истории России





9 КЛАСС (68 часов)


Всеобщая история. История Нового времени. XIХ — начало ХХ в. (23 ч)

Введение (1 ч)




Европа в начале XIX в.(2 ч)

Провозглашение империи Наполеона I во Франции. Реформы. Законодательство. Наполеоновские войны. Антинаполеоновские коалиции.

Характеризовать внутреннюю политику Наполеона I (проведение реформ государственного управления, финансов, развитие образования, кодификация законов).

Раскрывать значение Гражданского кодекса Наполеона.

Систематизировать информацию о военных кампаниях Наполеона Бонапарта в 1799—1815 гг. (годы и направления походов, военные и политические итоги).




Политика Наполеона в завоеванных странах. Отношение населения к завоевателям: сопротивление, сотрудничество. Поход армии Наполеона в Россию и крушение Французской империи. Венский конгресс: цели, главные участники, решения. Создание Священного союза

Объяснять причины побед армий Наполеона I над войсками коалиций европейских государств.

Характеризовать порядки, устанавливавшиеся на захваченных французскими войсками территориях европейских стран.

Характеризовать соотношение сил и тактику французской и российской армий в войне 1812 г., называть ключевые события войны, привлекая материал курса отечественной истории.

Раскрывать причины поражения Наполеона I в войне против России (приводить мнения историков, высказывать и обосновывать свои суждения).

Систематизировать информацию о важнейших военных и дипломатических событиях в Европе в 1813—1815 гг. (в форме хроники, таблицы).

Составлять характеристику (исторический портрет) Наполеона Бонапарта.

Характеризовать цели, участников и решения Венского конгресса 1815 г.

Объяснять значение понятий и терминов: коалиция, Континентальная блокада, герилья, Священный союз

Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политические процессы(2 ч)

Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Социальные и национальные движения в странах Европы. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий

Представлять характеристику промышленного переворота (сущность, общие хронологические рамки и этапы, география, ключевые явления, результаты).

Раскрывать, как менялись условия труда работников в ходе промышленного переворота.

Объяснять, кого называли социалистами-утопистами, какие идеи они выдвигали.

Рассказывать о выступлениях фабричных рабочих в странах.


Европы в первой половине XIX в. и их основных требованиях.

Раскрывать значение понятий и терминов: пролетариат, профсоюзы.

Объяснять причины подъема социальных и национальных движений в европейских странах в первой половине XIX в.

Называть и характеризовать основные политические течения, оформившиеся в XIX в. — консервативное, либеральное, радикальное (социалистическое).

Систематизировать информацию о смене политических режимов во Франции в 1820—1840-х гг.

Политическое развитие европейских стран в 1815—1840‑х гг. (2 ч)

Франция: Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика. Великобритания: борьба за парламентскую реформу; чартизм. Нарастание освободительных движений. Освобождение Греции. Европейские революции 1830 г. и 1848—1849 гг. Возникновение и распространение марксизма

Составлять характеристику движения чартизма в Великобритании (участники, основные требования, действия, итоги).

Рассказывать о борьбе греческого народа за освобождение от османского владычества и ее итогах.

Объяснять, в чем заключались цели участников социальных выступлений и освободительных движений в европейских странах в 1820—1830-х гг.

Систематизировать информацию о революциях 1848—1849 гг. в европейских странах (география революционных выступлений, их участники, основные требования революционных сил, ключевые события, итоги).

Рассказывать о возникновении и основных положениях марксизма.

Анализировать исторические тексты (документы политических движений, отрывки из работ историков) и визуальные источники — извлекать информацию, высказывать оценочные суждения и др.



Страны Европы

и Северной Америки в середине ХIХ — начале ХХ в.(6 ч)

Великобританияв Викторианскую

эпоху. «Мастерская мира». Рабочее движение. Политические и социальные реформы. Британская колониальная империя; доминионы.

Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика. Активизация колониальной экспансии. Франко-германская война 1870—1871 гг. Парижская коммуна.
Италия. Подъем борьбы за независимость итальянских земель. К. Кавур, Дж. Гарибальди. Образование единого государства. Король Виктор Эммануил II.

Составлять характеристику Викторианской эпохи (хронологические рамки; личность монарха; система управления;

общественные ценности; социальные проблемы и способы их решения).

Объяснять, привлекая информацию исторической карты, на чем основывалось определение Англии в XIX в. как «мастерской мира».

Характеризовать содержание основных политических и социальных реформ, проведенных в Англии во второй половине XIX — начале XX в., высказывать оценку их значения.
Рассказывать о внутренней и внешней политике Наполеона III.

Систематизировать информацию о франко-германской войне (причины; соотношение сил; ключевые события; итоги).

Представлять характеристику Парижской коммуны в сопоставлении с другими социальными выступлениями во Франции XIX в.

Рассказывать, привлекая информацию карты, о политическом положении итальянских земель в середине XIX в.

Объяснять, какие силы выступали за объединение итальянских земель в XIX в., какие способы достижения этой цели они использовали.

Рассказывать, привлекая информацию исторической карты, о ходе борьбы за объединение Италии в 1850—1860-е гг.

Характеризовать обстоятельства и значение образования единого итальянского государства.




Германия. Движение за объединение германских государств. О. фон Бисмарк. Провозглашение Германской империи. Социальная политика. Включение империи в систему внешнеполитических союзов и колониальные захваты.


Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX — начале ХХ в. Габсбургская империя: экономическое и политическое развитие, положение народов, национальные движения. Провозглашение дуалистической Австро-Венгерской монархии (1867).

Объяснять, какие государства и на каких основаниях претендовали на роль центра Германского союза, как во главе процесса объединения встала Пруссия.

Рассказывать об обстоятельствах провозглашения Германской империи (1871), давать оценку этому событию.

Сравнивать процессы создания единых государств в Италии и Германии, выявляя особенности каждой страны.

Характеризовать роль политических деятелей в создании единых национальных государств в Италии и Германии, представлять сообщения о К. Кавуре, Дж. Гарибальди, О. фон Бисмарке (по выбору).

Рассказывать о положении народов в многонациональной Габсбургской монархии во второй половине XIX в., о характере национальных движений. Объяснять причины и значение провозглашения в 1867 г. двуединого австро-венгерского государства.
Рассказывать о положении балканских народов в составе Османской империи, их борьбе за независимость.

Характеризовать с привлечением материала из курса отечественной истории ход и итоги Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., ее значение для обретения балканскими народами независимости.






Югославянские народы: борьба за освобождение от османского господства. Русско-турецкая война 1877—1878 гг., ее итоги.
Соединенные Штаты Америки. Север и Юг:экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Проблема рабства; аболиционизм. Гражданская война (1861—1865): причины, участники, итоги. А. Линкольн. Восстановление Юга. Промышленный рост в конце XIX в.



Раскрывать, привлекая информацию исторической карты, особенности экономического развития Севера и Юга США в первой половине XIX в.

Рассказывать, что привело к обострению противоречий между северными и южными штатами в середине 1850-х — начале 1860-х гг.

Объяснять значение понятий и терминов: плантационное хозяйство, аболиционисты.

Систематизировать информацию о Гражданской войне в США (хронологические рамки; участники, их цели; ключевые события; итоги войны).

Объяснять причины победы северян в Гражданской войне.

Представлять сообщение об одном из известных политиков, военных деятелей времен Гражданской войны (по выбору).

Экономическое и социально-поли

тическое развитие стран Европы и США в конце XIX — начале ХХ в.Завершение промышленного переворота. Вторая промышленная революция. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий

Объяснять, в чем выразился и какое значение имел переход в конце XIX в. от «века пара» к «веку электричества».

Характеризовать новые формы организации промышленного производства в начале ХХ в., экономические и социальные последствия их внедрения.

Подготовить и представить сообщение о Г. Форде.

Объяснять значение понятий и терминов: индустриализация, монополии, урбанизация, миграция.

Характеризовать предпосылки возникновения, разновидности и последствия деятельности монополий.

Рассказывать о развитии профсоюзного движения в конце XIX — начале XX в. (численный рост; организационные формы; тактика движения).

Выделять характерные черты рабочего и профсоюзного движения в США в сопоставлении с европейскими странами

Страны Латинской Америки в XIX — начале ХХ в. (2 ч)

Политика метрополий в латиноамериканских владениях. Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. Ф. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Влияние США на страны Латинской Америки. Традиционные отношения; латифундизм. Проблемы модернизации. Мексиканская революция 1910—1917 гг.: участники, итоги, значение.

Характеризовать положение латиноамериканских колоний европейских держав к началу XIX в., основные проблемы колониального общества.

Объяснять, в чем состояло значение революции конца XVIII в. на о. Гаити.
Рассказывать, используя историческую карту, об освободительной войне в латиноамериканских владениях Испании (1810—1826), провозглашении независимых государств.

Представлять сообщения о С. Боливаре, других руководителях освободительной борьбы (по выбору).

Высказывать и обосновывать суждение о направленности политики США в отношении латиноамериканских государств в XIX в.

Характеризовать уровень социально-экономического развития латиноамериканских стран в конце XIX — начале ХХ в., объяснять, в чем заключались трудности модернизации в регионе.

Раскрывать значение понятий и терминов: латифундия, каудильо.

Систематизировать информацию о Мексиканской революции 1910—1917 гг. (причины; задачи; участники; ключевые события; итоги), объяснять, в чем состояло значение революции

Страны Азии в ХIХ — начале ХХ в. (3 ч)

Япония.Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава. «Открытие» Японии. Реставрация Мэйдзи. Введение конституции. Модернизация в экономике и социальных отношениях.

Характеризовать последствия режима самоизоляции, существовавшего в Японии на протяжении нескольких столетий.

Рассказывать, когда и как западные державы осуществили «открытие» Японии.

Систематизировать информацию об основных преобразованиях эпохи Мэйдзи в разных сферах (политическое устройство, экономика, социальные отношения, образование, армия) и высказывать оценку их значения.

Подготовить сообщение об императоре Муцухито.




Переход к политике завоеваний.


Китай. Империя Цин. «Опиумные войны». Восстание тайпинов. «Открытие» Китая. Политика «самоусиления». Восстание ихэтуаней. Революция 1911—1913 гг. Сунь Ятсен.

Османская империя. Традиционные устои и попытки проведения реформ. Политика Танзимата. Принятие конституции. Младотурецкая революция 1908—1909 гг.

Революция 1905—1911 гг. в Иране.

Характеризовать, привлекая информацию исторической карты, внешнюю политику Японии в конце XIX — начале ХХ в. (в том числе причины, ход и итоги Русско-японской войны 1904—1905 гг.).

Систематизировать информацию об «опиумных войнах» (причины, годы, участники, ключевые события, итоги), высказывать суждение о характере этих войн со стороны западных держав и со стороны Китая.

Рассказывать о восстании тайпинов.

Объяснять значение понятий и терминов: концессия, доктрина «открытых дверей».

Рассказывать о причинах, событиях и последствиях восстания ихэтуаней.

Представлять характеристику китайской революции 1911—1913 гг. (причины; участники; цели; ключевые события; итоги).

Составить сообщение о Сунь Ятсене.
Объяснять, с какими внутренними и внешнеполитическими проблемами столкнулась Османская империя в XIX в.

Систематизировать информацию о реформах, проводившихся в Османской империи в XIX в. (содержание и итоги преобразований).

Раскрывать предпосылки возникновения, состав участников и цели движении младотурок.

Представлять характеристику младотурецкой революции 1908—1909 гг. (причины; участники; задачи; ключевые события; итоги).
Рассказывать о ходе и итогах революции 1905—1911 гг. в Иране.

Характеризовать британское колониальное управление Индией, его последствия для страны.




Индия. Колониальный режим. Индийское национальное движение. Восстание сипаев (1857—1859). Объявление Индии владением британской короны. Политическое развитие Индии во второй половине XIX в. Создание Индийского национального конгресса. Б. Тилак, М. К. Ганди.

Рассказывать о восстании сипаев, высказывать оценку его значения.

Представлять характеристику Индийского национального конгресса (время основания; состав, лидеры; программные задачи; тактика).

Составлять сообщения о руководителях национального движения Б. Тилаке и М. К. Ганди, объяснять, чем различалась предлагавшаяся ими тактика освободительной борьбы.

Народы Африки в ХIХ — начале ХХ в. (1 ч)

Завершение колониального раздела мира. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения в странах Африки. Выступления против колонизаторов. Англо-бурская война.

Показывать на исторической карте крупнейшие государства-метрополии и их колониальные владения в конце XIX в.

Объяснять, как различалось положение стран, определявшихся понятиями «колония», «доминион», «сфера влияния», приводить примеры.

Рассказывать, используя карту, о борьбе ведущих европейских держав за колониальные владения в XIX в., о включении ряда государств в конце XIX — начале ХХ в. в борьбу за передел мира.

Характеризовать отношение жителей колоний к политике метрополий, приводить примеры.

Рассказывать о выступлениях народов Африки против колонизаторов в XIX — начале ХХ в.

Рассказывать о причинах, участниках, ключевых событиях и итогах Англо-бурской войны.