Файл: Пояснительная записка 4 общая характеристика учебного предмета история 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»2
Структура и последовательность изучения курсов3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ8
5 КЛАСС (68 часов) 9
Тематические блоки, темы | Основное содержание2 | Основные виды деятельности обучающихся |
История Древнего мира (68 ч) | ||
Введение (2 ч) | Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта | Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом. Приводить примеры вещественных и письменных исторических источников. Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика. Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра). Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру. Объяснять, какая историческая и географическая информация содержится на исторических картах |
Первобытность (4 ч) | ||
Первобытность (4 ч) | Происхождение и расселение древнейшего | Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам. Рассказывать о занятиях первобытных людей. |
| человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей | Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей. Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали. Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков. Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди. Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф. |
Древнейшие земледельцы и скотоводы. Род и племя. Изобретение орудий труда. Появление ремесел. Производящее хозяйство | Характеризовать значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства. Распознавать (на изображениях, макетах) орудия труда древних земледельцев, ремесленников. Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, род, племя. Рассказывать о важнейших ремеслах, изобретенных древними людьми | |
От первобытности к цивилизации. Использование металлов. Развитие обмена и торговли. От родовой общины | Рассказывать, как произошло открытие людьми металлов, какое значение это имело. Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном обществе. Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать. | |
| к соседской общине. Появление знати. Возникновение древнейших цивилизаций | Называть признаки, по которым историки судят о появлении цивилизации |
Древний Восток (20 ч) | ||
Древний Египет (7 ч) | Природа Египта. Занятия населения. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, чиновники, жрецы). Условия жизни, положение, повинности древних египтян. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы египтян; Тутмос III. Могущество Египта при Рамcесе II. | Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения. Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной государственной власти. Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие. Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец. Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и скульптурные изображения. Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленники). Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта. Рассказывать об организации и вооружении египетского войска. Объяснять, чем прославился фараон Рамсес II. |
| Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян. Письменность (иероглифы, папирус); открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески) | Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне. Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства египетских храмов, пирамид (на основе фотографий, иллюстраций). Излагать сюжет мифа об Осирисе, объяснять, в чем заключалась его главная идея. Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон. Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных успехов. Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма). Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта. Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска |
Древние цивилизации Месопотамии (4 ч) | Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания. | Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях живших там в древности людей. Называть и показывать на карте древнейшие города-государства Месопотамии. Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зиккурат. Показывать на карте расположение древнего Вавилонского царства. |
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Создание сильной державы. Завоевания ассирийцев. Культурные сокровища Ниневии. Нововавилонское царство. Создание сильной державы. Легендарные памятники города Вавилона | Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи. Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника. Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска. Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой. Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях. Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона. Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня» | |
Восточное Средиземноморье в древности (2 ч) | Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел и торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания | Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья. Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии. Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит. Называть и показывать на карте древние государства Палестины. Объяснять, чем известен в истории царь Соломон. Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет |
Персидская держава (2 ч) | Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии. Управление империей. Религия персов | Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества. Объяснять причины военных успехов персидской армии. Характеризовать систему управления персидской державой. Рассказывать о религии древних персов. Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм, Авеста |
Древняя Индия(2 ч) | Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Переселение ариев в Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индий- цев. Легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии | Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения. Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту. Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит. Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме. Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения. Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства индуистских и буддийских храмов (на основе текста и иллюстраций учебника). Объяснять, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем они интересны для историков |
Древний Китай (3 ч) | Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы | Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения. Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях. Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства. Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности. Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли. Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались. Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия. Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия. Представлять характеристику достижений древних китайцев в развитии письменности, в науке, технике, художественной культуре (в форме устных сообщений, альбомов, презентаций) |
Древняя Греция. Эллинизм (20 ч) | ||
Древнейшая Греция (4 ч) | Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения. Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах. Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея». Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь» |
Греческие полисы (10 ч) | Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие ремесла и торговли. Образование городов-государств. Политическое устройство полисов. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение.Спарта: основные группы населения, общественное устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание. Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн. Расцвет Афинского государства. Развитие демократии. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Упадок Эллады | Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства. Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония. Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к власти. Рассказывать о составе и организации полисного войска. Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями. Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм. Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена. Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией. Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством. Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты. Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в Греции. Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и недостатках. Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия. Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции. Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений греко-персидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе). Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы. Характеризовать роль конкретных людей — руководителей полисов, военачальников, воинов в ходе военных событий. Называть основные итоги греко-персидских войн. Высказывать суждение о том, почему небольшой группе греческих полисов удалось одержать победу в войнах против могущественной Персидской державы. Раскрывать причины укрепления демократии в Афинах в период греко-персидских войн. Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла. Называть основные источника рабства в Древней Греции, объяснять, почему численность рабов значительно возросла в V в. до н. э. Характеризовать условия жизни и труда рабов в греческих полисах. Рассказывать о развитии ремесла и торговли в греческих городах. Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны. Объяснять, в чем проявилось ослабление греческих полисов после Пелопоннесской войны |
Культура Древней Греции (3 ч) | Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Пантеон богов. Храмы и жрецы. Школа и образование. Развитие наук. Греческая философия. Литература. Архитектура и скульптура. Театр. Спортивные состязания; общегреческие игры в Олимпии | Называть главных богов, которым поклонялись древние греки, распознавать их скульптурные изображения. Объяснять, кто такие титаны и герои. Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции. Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика. Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим отраслям наук. Представлять описание внешнего вида и планировки древнегреческого храма (в виде устного высказывания, презентации). Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях. Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений. Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм |
Македонские завоевания. Эллинизм (3 ч) | Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира | Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II. Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами. Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра Македонского. Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского. Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского. Раскрывать смысл понятия «эллинизм». Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского. Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира |
Древний Рим (20 ч) | ||
Возникновение Римского государства (3 ч) | Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии | Рассказывать, используя историческую карту, о природных условиях Апеннинского полуострова и племенах, населявших его в древности. Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований историков. Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул,народный трибун, Сенат, вето, легион, понтифик, авгур. Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание). Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника. Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов. Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией. Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли», «Пиррова победа», «Разделяй и властвуй!» |
Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч) | Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции | Представлять общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги). Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал. Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций |
Поздняя Римская республика. Гражданские войны (5 ч) | Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Реформы Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Первый триумвират. Участие армии в гражданских войнах. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана | Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли». Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля», гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират, вольноотпущенник, гладиатор. Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов. Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оценочные суждения). Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу. Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме. Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги). Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю. Раскрывать, при каких обстоятельствах появились и что означали выражения «Жребий брошен!», «Перейти Рубикон». Называть главных участников борьбы за власть после смерти Цезаря и ее итоги |
Расцвет и падение Римской империи (6 ч) | Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи | Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа. Представлять характеристики римских императоров, их правления (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору). Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано управление провинциями. Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной жизни в столице и провинциях Римской империи. Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда. Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы. Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян. Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена. Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ. Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную. Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим. Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская империя?» |
Культура Древнего Рима (3 ч) | Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон | Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии», называть имена поэтов золотого века. Рассказывать о развитии научных знаний в Древнем Риме (философия, география, история). Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме ораторскому искусству. Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору). Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов. Определять общие черты и различия. Изучать иллюстрации учебника, объяснять, о чем рассказывают римские скульптурные портреты |
Обобщение (2 ч). Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира |
6 КЛАСС (68 часов)
Всеобщая история. История Средних веков (23 ч) | ||
Введение (1 ч) | Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья | Обозначать на ленте времени даты ключевых событий, связанных с падением Западной Римской империи, а также хронологические рамки и основные периоды истории Средних веков |
Народы Европы в раннее Средневековье (4 ч) | Падение Западной Римской империи и возникновение варварских королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие франками христианства. | Показывать на исторической карте маршруты перемещения варварских народов в Европе в V—VI вв. и наиболее значительные варварские королевства, основанные в бывших владениях Западной Римской империи. Характеризовать общественное устройство германских племен, объяснять, в чем состояли его отличия от римских порядков. Рассказывать, как вождь франков Хлодвиг сумел стать королем, укреплял свою власть. Раскрывать значение принятия Хлодвигом христианства. |
| Франкское государство в VIII—IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение. Образование государствво Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение | Объяснять значение понятий и терминов: Салическая правда, майордом, бенефиций. Рассказывать об обстоятельствах перехода королевской власти к династии Каролингов. Рассказывать, используя историческую карту, о завоеваниях Карла Великого. Представлять характеристику Карла Великого, давать оценку его деятельности. Объяснять смысл понятия «Каролингское возрождение». Характеризовать обстоятельства и причины распада державы Карла Великого, показывать на исторической карте владения, на которые она распалась. Рассказывать о создании государств на территории бывшей империи Карла Великого — во Франции, германских и итальянских землях. Обозначать на ленте времени последовательность завоеваний Британских островов англами и саксами, норманнами в раннее Средневековье. Рассказывать о нормандском завоевании Англии в XI в. Характеризовать общественный строй норманнов, показывать на исторической карте маршруты их походов. Показывать на исторической карте государства, возникшие в раннее Средневековье в Восточной Европе (государства славянских народов, венгров). |
| Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители и папы | Объяснять значение принятия христианства восточноевропейскими народами. Рассказывать о просветительской миссии Кирилла и Мефодия. Раскрывать значение понятий и терминов: норманн, конунг, эрл, драккар, путь «из варяг в греки», миссионер, латиница, кириллица. Объяснять, из-за чего возникали конфликты между императорами Священной Римской империи и римскими папами. Извлекать и анализировать информацию из исторических источников (фрагментов Салической правды, документов, хроник) |
Византийская империя в VI—XI вв. (2 ч) | Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан I. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть императора и церковь. Культура Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура (архитектура, иконопись) | Характеризовать, используя историческую карту, географическое положение и состав населения земель, входивших в Восточную часть Римской империи. Рассказывать о власти византийских императоров. Представлять характеристику личности и деятельности императора Юстиниана I (завоевания, законодательство, строительство). Объяснить значение понятий и терминов: ромеи, басилевс, кодекс Юстиниана, базилика, икона, иконоборчество, церковный собор, фема. Раскрывать, какое место занимала церковь в византийском государстве, как складывались отношения императоров и патриархов. Характеризовать отношения Византии с соседними государствами и народами, в том числе Русью. Представлять описание внешнего вида и внутреннего убранства византийских храмов, используя иллюстрации учебника. Характеризовать культурное наследие Византии, ее вклад в мировую культуру |
Арабы в VI—ХI вв. (2 ч) | Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Мир ислама. Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура | Рассказывать о расселении и основных занятиях арабских племен. Объяснять, в чем заключался главный смысл проповедей пророка Мухаммада, чем отличалось его учение от традиционных верований арабов. Раскрывать значение понятий: ислам, хиджра, Коран, Сунна, Кааба, хадж, мечеть, имам, шариат, халиф, халифат. Объяснять, какие положения были закреплены в главных священных книгах ислама, какое значение они имели для арабской общины. Показывать на исторической карте территории, завоеванные арабами к середине VIII в., объяснять причины побед арабских войск. Характеризовать политику мусульманских правителей в завоеванных землях. Объяснять причины распада Арабского халифата. Раскрывать, в чем состоял вклад арабов в развитие наук, литературы, искусства. Представлять описание внешнего вида и внутреннего убранства мечетей арабского мира, используя иллюстрации учебника |
Средневековое европейское общество (3 ч) | Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. | Рассказывать, кто и с какой целью отдавал землю в феод, как строились отношения сеньора и вассала. Раскрывать значение понятий и терминов: феод, сеньор, вассал, сословие, рыцарь, турнир. |
| Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община | Представлять характеристику средневекового рыцаря (социальное положение, образ жизни, кодекс рыцарской чести). Описывать внешний облик и внутреннюю планировку средневекового замка, объяснять назначение отдельных частей замка, построек. Характеризовать положение и повинности средневековых крестьян. Объяснять значение понятий и терминов: барщина, подать, десятина, община, натуральное хозяйство |
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан | Рассказывать, как происходило возрождение городов в средневековой Европе. Называть основные группы населения средневековых городов, описывать их занятия и положение. Объяснять, как горожане добивались независимости своих городов от власти сеньоров. Раскрывать значение понятий: цех, гильдия, цеховой устав, городское право, городское самоуправление, магистрат, ратуша, ярмарка, банк. Показывать на исторической карте крупнейшие торговые центры средневековой Европы, основные торговые пути. Составлять описание центральной площади средневекового города (по выбору), объяснять назначение находившихся на ней зданий, характеризовать особенности их архитектуры. Рассказывать о повседневной жизни горожан, используя текст и иллюстрации учебника. Объяснять, какая информация содержится в средневековых миниатюрах, в чем состоит их ценность как исторических источников. | |
| Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков | Характеризовать место церкви в средневековом обществе (церковная иерархия, влияние церкви на общество, имущественное положение). Раскрывать значение понятий и терминов: монастырь, монашеский орден, Святая земля, крестоносцы. Объяснять, кто и почему отправлялся в походы в Святую землю. Называть наиболее значительные Крестовые походы, их участников и итоги. Подготовить сообщение о духовно-рыцарских орденах, созданных во время Крестовых походов (с использованием информации учебника и дополнительных материалов). Характеризовать причины появления и основные положения еретических учений в европейских странах в XII—XIII вв. Рассказывать, какие средства и методы церковь использовала в борьбе против еретиков. Объяснять значение понятия инквизиция. |
Государства Европы в XII—XV вв. (4 ч) | Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. | Раскрывать, в чем выражалось усиление королевской власти в странах Западной Европы в период зрелого Средневековья. Рассказывать о создании парламентов в европейских государствах, раскрывать значение этих событий. Объяснять смысл понятий и терминов: сословно-представительная монархия, парламент, централизованное государство, Великая хартия вольностей, Реконкиста. Рассказывать о создании централизованных государств в Англии, Франции, на Пиренейском полуострове, выделять общие черты этих процессов и особенности отдельных стран. |
| Священная Римская империя в ХII—ХV вв. Польско-литовское государство в XIV—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские государства в XII—XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя | Называть причины, главных участников, ключевые события и итоги Столетней войны. Объяснять, чем известна в истории Жанна Д’Арк. Раскрывать особенности политического развития земель Священной Римской империи и итальянских государств. Рассказывать о развитии сельского хозяйства и усилении городов в странах Западной Европы в период зрелого Средневековья. Объяснять причины обострения социальных противоречий в городах и деревнях. Называть крупнейшие восстания XIV в. (Жакерия, восстание под руководством Уота Тайлера). Представлять характеристику гуситского движения в Чехии и Гуситских войн 1419—1434 гг. Показывать на исторической карте территории и государства, завоеванные османами в XIV—XV вв. Рассказывать о взятии османами Константинополя. Объяснять, как было воспринято современниками это событие и какие последствия оно имело |
Культура средневековой Европы (2 ч) | Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И. Гутенберг | Раскрывать роль религии в жизни средневекового человека и общества. Объяснять, кого и чему учили в средневековых школах. Рассказывать, когда и в каких странах появились первые европейские университеты, кто выступал их основателями. Объяснять значение понятий и терминов: университет, магистр, лекция, диспут, схоластика. Раскрывать, в чем проявлялся сословный характер средневековой культуры, приводить примеры разных литературных жанров. Характеризовать основные черты романского и готического стилей в художественной культуре, выявлять их в изображениях архитектурных сооружений. Раскрывать значение понятий и терминов: романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение. Называть известных представителей европейского гуманизма и Раннего Возрождения, объяснять, что было новым в их взглядах на мир и человека. Представлять рассказ (сообщение) о жизни и творчестве мастеров Раннего Возрождения (по выбору). Раскрывать значение изобретения европейского книгопечатания. |
Страны Востока в Средние века (3 ч) | Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии). Управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония: образование государства, власть императоров и управление сегунов. | Показывать на исторической карте территории крупнейших государств Востока в Средние века. Рассказывать, используя историческую карту, о возникновении Османского государства и завоеваниях турок-османов в XIII—XV вв. Характеризовать систему управления Османской империей, политику османов в отношении покоренных народов. Систематизировать в форме таблицы информацию о завоеваниях монголов в правление Чингисхана и его наследников. Рассказывать об организации и вооружении монгольского войска. Показывать на карте территории главных улусов монгольской державы и объяснять, как монголы управляли завоеванными землями. Объяснять, как было организовано управление средневековыми китайскими империями, как осуществлялась подготовка императорских чиновников. Характеризовать важнейшие изобретения китайцев в VII—XIII вв. и объяснять, как эти изобретения попадали к другим народам. Объяснять, каким было положение императора в Японии и какую роль в управлении страной играли сегуны. Рассказывать о религиозных верованиях жителей Японии. Сравнивать статус и кодекс поведения японского самурая и европейского рыцаря, определять, что было общим. |
| Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла | Рассказывать, используя историческую карту, о мусульманском завоевании Индии и создании Делийского султаната. Используя иллюстрации, рассказывать о культуре народов Востока в V—XV вв., распознавать характерные черты в архитектурных сооружениях, произведениях живописи |
Государства доколумбовой Америки в Средние века (1 ч) | Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских завоевателей | Рассказывать о древних обитателях Америки, условиях их жизни, основных занятиях. Называть и показывать на исторической карте крупные государства, существовавшие в Америке в эпоху Средневековья. Систематизировать материал о цивилизациях средневековой Америки в таблице (территория, главные города, правители, религиозные верования, знания, искусство). Представлять сообщение (презентацию) о художественной культуре одной из средневековых цивилизаций Америки (по выбору) |
Обобщение (1 ч) | Историческое и культурное наследие Средних веков | |
История России. От Руси к Российскому государству (45 ч) | ||
Введение (1 ч) | Место и роль России в мировой истории. Периодизация и источники российской истории | Объяснять, что изучает история Отечества. Различать виды исторических источников, с опорой на приобретенные ранее знания (5—6 кл.). Характеризовать источники по российской истории. Показывать своеобразие геополитического положения России с опорой на историческую карту |
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. (5 ч) | Заселение территории нашей страны человеком. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент. Великое переселение народов. Славянские общности Восточной Европы и их соседи. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникно вение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария | Находить и показывать на исторической карте места расселения древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов. Характеризовать культурное наследие древних цивилизаций на территории нашей страны (привлекая знания из истории Древнего мира). Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Показывать на исторической карте территории расселения восточных славян; извлекать из карты информацию о природных условиях, влияющих на занятия славян. Характеризовать общественный строй и политическую организацию восточных славян. Описывать жизнь и быт, верования славян. Объяснять смысл понятий и терминов: ислам, иудаизм, подсечная система земледелия, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, язычество |
Русь в IX — начале XII в. (13 ч) | Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь. Князь Владимир. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. | Раскрывать предпосылки и называть время образования государства Русь. Показывать на исторической карте территорию государства Русь, главные торговые пути, крупные города. Извлекать из исторической карты информацию о направлениях походов князей (Олега, Игоря, Святослава). Систематизировать информацию о деятельности первых русских князей (в виде таблицы). Приводить примеры взаимоотношений Руси с соседними племенами и государствами. Давать оценку значению принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий и терминов: государство, Русь, христианство, православие, князь, дружина, полюдье, дань, уроки, погосты. |
| Русь в конце X — начале XII в. Территория, органы власти, социальная структура, хозяйственный уклад, крупнейшие города Восточной Европы. Территориально-политическая структура Руси. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Древнерусское право: Русская Правда. Внешняя политика и международные связи. | Характеризовать политический строй Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце X — первой трети XII в. Раскрывать значение съезда князей в Любече. Извлекать информацию из письменных источников: «Русской Правды», «Устава» Владимира Мономаха и использовать ее в рассказе о положении отдельных групп населения Руси. Составлять характеристику (исторический портрет) Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха (привлекая дополнительные источники информации). Рассказывать о роли Православной церкви на Руси. Объяснять смысл понятий и терминов: вече, вотчина,люди, смерды, закупы, холопы, посадник, десятина, митрополит, монастырь, инок (монах). Описывать древнерусский город; рассказывать о жизни горожан. |
| Культурное пространство. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Формирование единого культурного пространства. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Ремесло. Военное дело и оружие | Характеризовать основные достижения культуры Древней Руси. Объяснять смысл понятий и терминов: крестово-купольный храм, фреска, мозаика, берестяные грамоты, летопись, житие, былины. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Осуществлять поиск информации для проектной работы «Как жили наши предки в далеком прошлом» (на материале истории края, города) |
Русь в середине XII — начале XIII в. (6 ч) | Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Внешняя политика русских земель. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси. | Называть время и раскрывать причины и последствия распада Руси на отдельные самостоятельные земли. Извлекать из исторической карты информацию о географическом положении важнейших самостоятельных центров Руси; раскрывать их особенности. Характеризовать социально-политическое развитие, достижения культуры отдельных земель (в том числе с использованием регионального материала). Систематизировать материал о важнейших русских землях в XII — первой трети XIII в. (в форме таблицы). Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных исторических личностях и памятниках культуры периода политической раздробленности. Описывать памятники архитектуры рассматриваемого периода (включая региональные) |
Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в. (10 ч) | Возникновение Монгольской империи и ее завоевательные походы. Борьба Руси против монгольского нашествия. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Новгородская и Псковская земли. | Объяснять значение понятий и терминов: орда, хан, курултай, ярлык, баскаки, военный монашеский Орден, крестоносцы, святитель. Извлекать информацию из материалов, свидетельствующих о походах монгольских завоевателей (исторической карты, отрывков из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять содержащиеся в них сведения. Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от ордынских ханов. Показывать на исторической карте рост территории Литовского государства в XIII—XIV вв. Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище; давать оценку их значения. Составлять характеристику (исторический портрет) Александра Невского. Характеризовать положение Северо-Восточной и Северо-Западной Руси после монгольского нашествия. |
| Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский. Княжества Северо- Восточной Руси. Противостояние Твери и Москвы. Возвышение Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII—XV вв.Золотая Орда. Принятие ислама. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Рассказывать о Куликовской битве, привлекая историческую карту; раскрывать ее значение. Оценивать вклад Дмитрия Донского в историю страны. Приводить примеры роли Православной церкви в ордынский период. Характеризовать политику Золотой Орды в отношении подчиненных народов. Рассказывать о судьбе Крыма после монгольского завоевания (на основании учебника и дополнительных источников). Показывать на исторической карте государства, возникшие после распада Золотой Орды. |
| Народы Северного Кавказа. Культурное пространство. Межкультурные связи и коммуникации. Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев | Составлять план рассказа о развитии летописания, памятниках литературы рассматриваемого периода. Представлять описание памятников архитектуры и изобразительного искусства рассматриваемого периода. Подготовить сообщение о творчестве Андрея Рублева |
Формирование единого Русского государства в XV в. (8 ч) | Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Новгород и Псков в XV в. Падение Византии и рост церковно- политической роли Москвы в православном мире. Иван III. | Показывать на исторической карте рост территории Русского государства в XV в. Характеризоватьотношения Москвы с Литвой и Ордой. Раскрывать последствия династической войны в Московском княжестве во второй четверти XV в. Рассказывать о событиях, приведших к ликвидации ордынского владычества. Систематизировать (в форме таблицы) информацию оприсоединении к Москве городов, земель в правление Ивана III. Раскрывать значение создания единого Русского государства. Объяснять значение понятий и терминов: централизация, поместье, крестьяне, кормление. |
| Присоединение к Москве Новгорода и Твери, других земель. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование единого аппарата управления. Культурное пространство единого государства. Изменение восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание. Житийная литература. Архитектура. Русская икона. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей | Характеризовать политический строй русского государства, систему управления страной. Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана III, давать оценку его вклада в историю России. Извлекать информацию из Судебника 1497 г. и использовать ее в рассказе о взаимоотношениях между землевладельцами и крестьянами. Характеризовать роль Православной церкви в укреплении Русского государства. Раскрывать значение понятий: ересь, автокефалия. Сопоставлять позиции нестяжателей и иосифлян, объяснять, в чем заключались различия. Систематизировать информацию о достижениях культуры Русского государства в XV в. (в форме таблицы, тезисов). Составлять описание памятников культуры на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, интернет-ресурсов, непосредственного наблюдения (использование регионального материала). Участвовать в составлении и презентации альбома о повседневной жизни жителей родного края, памятниках культуры изучаемого периода |
Обобщение (2 ч) | |
7 КЛАСС (68 часов)
Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII в. (23 ч) | ||
Введение (1 ч) | Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация Нового времени | Обозначать на ленте времени общие хронологические рамки и основные периоды истории Нового времени |
Великие географические открытия (2 ч) | Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами морских путей в страны Востока. Экспедиции Колумба. | Объяснять, что способствовало росту интереса европейцев к дальним странам в XV в., раскрывать предпосылки Великих географических открытий. Рассказывать, используя карту, о начале поисков морского пути в Индию в XV в. Подготовить и представить сообщение об экспедициях Х. Колумба, давать оценку их результатов и значения. |
| Тордесильясский договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие Австралии. Завоевание конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф. Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северо- восточного морского пути в Китай и Индию. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий конца XV — XVI в. | Объяснять, в чем состояли главные положения и значение Тордесильясского и Сарагосского договоров. Показывать на исторической карте маршруты экспедиций Васко да Гамы, Ф. Магеллана, А. Тасмана, называть их результаты. Раскрывать смысл понятий и терминов: каравелла, конкистадор, доминион, монополия, плантация. Объяснять, почему конкистадорам удалось относительно быстро завоевать могущественные государства Центральной и Южной Америки. Раскрывать, что изменилось в положении населения Центральной и Южной Америки с приходом европейских завоевателей. Сравнивать начало освоения европейцами территорий в Южной Америке и в Северной Америке (основные занятия европейских колонистов; положение местного населения; организация хозяйства), выявлять различия. Рассказывать, используя историческую карту, о поисках европейцами северо-восточного пути в страны Дальнего Востока, о том, как устанавливались их отношения с российским государством. Характеризовать итоги Великих географических открытий конца XV — XVII в.: а) для европейских стран; б) для народов Нового света; в) для всеобщей истории |
Изменения в европейском обществе в XVI—XVII вв. (2 ч) | Развитие техники, горного дела, производства металлов. Появление мануфактур. Возникновение | Называть новые источники энергии, которые стали использоваться в Европе в XV—XVII вв., объяснять, развитию каких отраслей производства это способствовало. Сравнивать ремесленное и мануфактурное производство, объяснять, в чем заключались преимущества мануфактур. |
| капиталистических отношений. Распространение наемного труда в деревне. Расширение внутреннего и мирового рынка. Изменения в сословной структуре общества, появление новых социальных групп. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень | Объяснять значение понятий и терминов: централизованная и рассеянная мануфактура, капиталистические отношения, буржуазия. Раскрывать, в чем выражалось и к чему вело расслоение крестьянства в начале Нового времени. Называть новые группы населения, появившиеся в европейских странах в раннее Новое время. Составлять описание европейского города XVI—XVII вв. («типичный город» или конкретный город по выбору). Характеризовать условия жизни разных групп населения в европейских городах XVI—XVII вв. |
Реформация и контрреформация в Европе(2 ч) | Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер. Развертывание Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Кальвинизм. Религиозные войны. Борьба католической церкви против реформацион | Характеризовать предпосылки Реформации в Германии. Раскрывать содержание основных положений учения Лютера, объяснять, в чем заключалась их новизна. Объяснять значение понятий и терминов: Реформация, индульгенция, секуляризация, булла, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, гугеноты, пуритане, иезуиты. Раскрывать, представители каких групп германского общества и почему поддержали М. Лютера. Представлять характеристику Крестьянской войны в Германии. Извлекать и комментировать информацию из исторических текстов (фрагменты богословских сочинений и др.). Представлять характеристики М. Лютера, Ж. Кальвина. Объяснять, кем и каким образом осуществлялась контрреформация, каковы были результаты этой политики. |
| ного движения. Контрреформация. Инквизиция | Раскрывать, привлекая информацию карты, чем завершились к концу XVI в. религиозные войны между католиками и протестантами |
Государства Европы в XVI—XVII вв.(7 ч) | Абсолютизм и сословное представительство. Борьба за колониальные владения. Начало формирования колониальных империй. Испанияпод властью потомков католических королей. Внутренняя и внешняя политика испанских Габсбургов. Национально-освободительное движение в Нидерландах: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение Нидерландской революции. Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть и централизация управления страной. | Объяснять значение понятий: абсолютизм, централизованное государство, протекционизм. Характеризовать политическое устройство и особенности экономического развития Испании в XVI—XVII вв. Раскрывать, на что была направлена внешняя политика испанских Габсбургов, приводить примеры конкретных действий. Характеризовать положение Нидерландов под властью Габсбургов. Рассказывать, привлекая историческую карту, о национально- освободительном движении в Нидерландах, его причинах, целях, участниках, формах борьбы. Объяснять, в чем состояло значение событий 1566—1609 гг. для Нидерландов и для Европы начала Нового времени. Разъяснять, что свидетельствовало об усилении королевской власти во Франции в XVI в. Представлять характеристику Религиозных войн второй половины XVI в. во Франции (хронологические рамки; основные участники; формы борьбы; ключевые события; итоги и последствия). |
| Католики и гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV. Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и кардинал Ришелье. Фронда. Французский абсолютизм при Людовике XIV. Англия.Развитие капиталистического предпринимательства в городах и деревнях. Укрепление королевской власти при Тюдорах. Генрих VIII и королевская реформация. «Золотой век» Елизаветы I. Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы революции. Размеже вание в революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Реставрация Стюартов. Славная революция. Становление английской парламентской монархии. | Объяснять, что стоит за названием «Варфоломеевская ночь», как оценивали это событие современники. Рассказывать, в результате каких обстоятельств и событий Генрих Бурбон стал основателем новой королевской династии во Франции. Объяснять, что предусматривал Нантский эдикт 1598 г., давать оценку значения этого документа. Представлять характеристику (исторический портрет) Людовика XIV. Раскрывать, что составляло основу экономического процветания Англии в XVI в. Объяснять значение понятий и терминов: огораживания, новое дворянство, королевская реформация, монополия, Великая Армада. Раскрывать, в чем заключалось усиление королевской власти в Англии при королях династии Тюдоров. Рассказывать об особенностях английской реформации, объяснять, почему ее назвали «королевской». Представлять характеристику (исторический портрет) Елизаветы I. Объяснять, что давало основание определять правление Елизаветы I как «золотой век». Раскрывать причины Английской революции середины XVII в. Объяснять, почему события 1642—1648 гг. историки определяют понятием «гражданская война». Характеризовать состав и цели противостоявших друг другу в гражданской войне лагерей. Объяснять значение понятий и терминов: роялист, пресвитериане, железнобокие, лорд-протектор. Раскрывать причины победы парламентского лагеря в борьбе против короля. Представлять характеристику (исторический портрет) Оливера Кромвеля. Рассказывать о причинах и следствиях Славной революции 1688 г. Давать сравнительную характеристику партий вигов и тори. Высказывать суждение о том, что изменила в Англии революция середины XVII в. |
| Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы. В мире империй и вне его. Германские государства. Итальянские земли. Положение славянских народов. Образование Речи Посполитой | Показывать на исторической карте государства, находившиеся в рассматриваемый период в Центральной, Южной и Юго-Восточной Европе. Раскрывать обстоятельства вхождения различных народов в состав империй |
Международные отношения в XVI—XVII вв.(2 ч) | Борьба за первенство, военные конфликты между европейскими державами. Столкновение интересов в приобретении колониальных владений и господстве на торговых путях. Противостояние османской экспансии в Европе. Образование державы австрийских Габсбургов. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир | Называть основные группы противоречий, существовавших в отношениях между ведущими европейскими государствами в XVI—XVII вв., приводить примеры их проявления. Рассказывать с опорой на историческую карту об экспансии Османской империи в Европе. Рассказывать о причинах Тридцатилетней войны и событиях, ставших поводом к ее развязыванию. Систематизировать информацию о Тридцатилетней войне 1618—1648 гг. (хронологические рамки и этапы; основные участники, блоки государств и их цели; ключевые события и их последствия; итоги). Показывать на карте территории, охваченные военными действиями в годы Тридцатилетней войны. Рассказывать о характере военных действий и их последствиях для населения и хозяйства европейских стран. Называть основные положения Вестфальского мира, объяснять, какие государства усилили свои позиции по итогам войны, а какие были ослаблены |
Европейская культура в раннее Новое время(3 ч) | Высокое Возрождение в Италии: художники и их произведения. Северное Возрождение. Мир человека в литературе раннего Нового времени. М. Сервантес. У. Шекспир. Стили художественной культуры (барокко, классицизм). Французский театр эпохи классицизма. Развитие науки: переворот в естество знании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся ученые и их открытия (Н. Коперник, И. Ньютон). Утверждение рационализма | Называть мастеров итальянского Возрождения, творивших в первой четверти XVI в. (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти), и их произведения, объяснять, почему этот период получил название Высокого Возрождения. Рассказывать, о чем повествовали знаменитые романы XVI—XVII вв., объяснять, чем они привлекали читателей в ту эпоху и в последовавшие столетия. Представлять характеристику стилей классицизма и барокко, приводить примеры произведений. Раскрывать, в чем заключались новые взгляды на строение Вселенной, высказанные европейскими мыслителями, учеными в XVI—XVII вв., и объяснять, почему они вызвали отпор и преследование со стороны католической церкви. Раскрыть на примере трудов И. Ньютона, что изменяли исследования в области физики во взглядах на мир |
Страны Востока в XVI—XVII вв.(3 ч) | Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I Великолепный: завоеватель, законодатель. Управление многонациональной империей. Османская армия. Индия при Великих Моголах. Начало проникновения европейцев. Ост-Индские компании. Китай в эпоху Мин. Экономическая и социальная политика государства. Утверждение маньчжурской династии Цин. | Объяснять, привлекая информацию исторической карты, почему XVI в. считается временем наибольшего роста Османской державы. Рассказывать о правлении султана Сулеймана I, объяснять, почему он был прозван Великолепным. Рассказывать об организации османской армии, высказывать суждение о причинах ее побед. Характеризовать османскую систему управления обширными владениями в Азии, Европе, Африке. Раскрывать: а) что означало для населения Северной Индии установление власти мусульманской династии Великих Моголов; б) какие традиции населения Индии сохранялись и при новых правителях. Объяснять, что представляли собой Ост-Индские компании, созданные в европейских странах. Определять по материалу учебника, какие традиционные черты древних и средневековых китайских империй сохранялись в империи Мин, существовавшей в XIV—XVII вв. Объяснять, в чем заключались особенности прихода к власти в Китае и последующей политики маньчжурской династии Цин. |
| Япония: борьба знатных кланов за власть, установление сегуната Токугава, укрепление централизованного государства. «Закрытие» страны для иноземцев. Культура и искусство стран Востока в XVI—XVII вв. | Рассказывать об обстоятельствах утверждения у власти в Японии династии сегунов Токугава. Характеризовать политику первых сегунов Токугава, ее результаты. Объяснять, чем было вызвано решение властей Японии «закрыть» свою страну для европейцев. Распознавать в иллюстрациях учебника и других визуальных материалах характерные черты архитектуры и живописи отдельных стран Востока. Подготовить сообщение (презентацию) о художественной культуре одной их стран Востока в XVI—XVII вв. (по выбору), используя иллюстрации учебника и интернет-ресурсы |
Обобщение (1 ч) | Историческое и культурное наследие раннего Нового времени | |
История России. Россия в XVI—XVII вв.: от великого княжества к царству (45 ч) | ||
Россия в XVI в. (13 ч) | Завершение объединения русских земель. Княжение Василия III. Присоединение к Москве Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами. Органы государственной власти. Местничество. Местное управление. Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Унификация денежной системы. Период боярского правления. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Земские соборы. Формирование органов местного самоуправления. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». | Показывать на исторической карте территорию России в первой трети XVI в.; называть русские земли, присоединенные к Москве в правление Василия III. Характеризовать структуру центральной и местной власти в первой трети XVI в. Сравнивать вотчину и поместье; раскрывать различия между ними. Характеризовать внешнюю политику России в первой трети XVI в.; оценивать ее результаты. Объяснять смысл понятий и терминов: сословно-представительная монархия, реформы, Земский собор, местничество, опричнина, приказ, стрельцы, заповедные лета, урочные лета, засечная черта. Раскрывать значение денежной реформы Елены Глинской. Характеризовать основные мероприятия реформ 1550-х гг. Извлекать информацию из Судебника 1550 г., царских указов и использовать ее в рассказе о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Раскрывать значение создания стрелецкого войска. Показывать на исторической карте рост территории России в царствование Ивана IV; ход Ливонской войны, маршрут похода Ермака. Составлять план рассказа о народах Поволжья и Сибири в XVI в. Раскрывать последствия Ливонской войны для России. |
| Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Поход Ермака Тимофеевича. Начало присоединения к России Западной Сибири. Социальная структура российского общества. Начало закрепощения крестьян: Указ о «заповедных летах». Многонациональный состав населения Русского государства. Опричнина, причины и характер. Опричный террор. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного. Результаты и цена преобразований | Рассказывать об отношениях России с Крымским ханством в XVI в. Характеризовать положение основных групп населения Российского государства в XVI в. Показывать с использованием карты, как расширялся национальный состав населения Русского государства. Объяснять причины введения, сущность и последствия опричнины. Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана IV Грозного; представлять и обосновывать оценку итогов его правления. Систематизировать в виде таблицы материал о закрепощении крестьян в XVI в. |
| Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Учреждение патриаршества. Продолжение закрепощения крестьянства: Указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей | Объяснять значение учреждения патриаршества. Рассказывать о событиях и обстоятельствах, приведших к пресечению московской династии Рюриковичей |
Смута в России (9 ч) | Накануне Смуты. Династический кризис. Воцарение Бориса Годунова и его политика. | Раскрывать противоречия, существовавшие в русском обществе накануне Смуты. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова. |
| Смутное время начала XVII в. Дискуссия о его причинах, сущности и основных этапах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Открытое вступление Речи Посполитой в войну против России. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. | Раскрывать причины Смуты. Называть хронологические рамки Смутного времени. Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Основные события Смутного времени». Объяснять смысл понятий и терминов: Смута, самозванство. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, места действий польских и шведских интервентов, маршруты движения отрядов первого и второго ополчения. Высказывать суждения о роли Православной церкви, духовных лидеров в событиях Смутного времени. Представлять характеристики участников ключевых событий Смутного времени. |
| Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Первое и второе земские ополчения. «Совет всея земли». Освобождение Москвы в 1612 г. Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Итоги и последствия Смутного времени | Объяснять, что привело к подъему национально-освободительного движения. Показывать на карте места действий земских ополчений. Характеризовать итоги и последствия Смуты для Российского государства. Участвовать в поиске материалов, подготовке и презентации группового сообщения «Организаторы и участники первого и второго ополчений» |
Россия в XVII в. (16 ч) | Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы. Развитие приказного строя. Усиление воеводской власти. Затухание деятельности Земских соборов. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. | Характеризовать личность и деятельность первых Романовых — Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Представлять в виде схемы структуру высших органов государственной власти и управления в России XVII в. Разъяснять, в чем заключались функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством. Объяснять смысл понятий: самодержавие, раскол, старообрядчество. Раскрывать причины и последствия церковного раскола. Составлять исторические портреты (характеристики) патриарха Никона, протопопа Аввакума. |
| Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами и Востоком. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Соборное уложение 1649 г. Завершение оформления крепостного права и территория его распространения. Социальные движения. Городские восстания. Соляной бунт. Медный бунт. Восстание Степана Разина. | Характеризовать экономическое развитие России в XVII в., используя информацию исторической карты. Объяснять значение понятий и терминов: Государев двор, мануфактура, посад, ясак, ярмарка, крепостное право. Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую; объяснять, в чем заключались различия. Раскрывать значение принятия Новоторгового и Таможенного уставов. Составлять таблицу «Основные сословия и их положение в России XVII в.». Проводить поиск информации в отрывках из Соборного уложения 1649 г. для характеристики положения отдельных групп населения России, процесса закрепощения крестьян. Раскрывать причины социальных движений в России XVII в. Показывать на исторической карте места городских восстаний; территорию, охваченную восстанием Степана Разина. Систематизировать (в форме таблицы) материал о социальных движениях в России XVII в. |
| Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение земель Войска Запорожского в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Укрепление южных рубежей. Конфликты с Османской империей. Отношения России со странами Западной Европы. | Объяснять значение понятий и терминов: гетман, полки нового (иноземного) строя, засечная черта. Раскрывать причины восстания под руководством Б. Хмельницкого. Давать оценку значения вхождения земель Войска Запорожского в состав России. Характеризовать причины и итоги русско-польской (1654—1667) и русско-шведской (1656—1658) войн. Приводить примеры конфликтов России с Османской империей. Объяснять, в чем заключались результаты внешней политики России в XVII в. |
| Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и Сибири. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты | Объяснять, опираясь на знания из курсов всеобщей истории 6—7 кл., какие события получили название Великих географических открытий. Показывать на карте территории расселения народов в Российском государстве XVII в.; маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке. Рассказывать о народах, живших в России в XVII в., привлекая дополнительную информацию (в том числе по истории края). Осуществлять поиск информации для подготовки сообщения об одном из первопроходцев (Семене Дежневе, Василии Пояркове, Ерофее Хабарове). |
Культурное пространство XVI—XVII вв. (5 ч) | Изменения в картине мира человека в XVI—XVII вв. Повседневная жизнь. Семья и семейные отношения. Жилище и предметы быта. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоев населения. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли. Крепости. Федор Конь. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Домострой. Усиление светского начала в культуре. Симеон Полоцкий. Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах | Извлекать информацию из Домостроя, изобразительных материалов для рассказа о нравах и быте российского общества в XVI—XVII вв. Характеризовать новые веяния в отечественной культуре, быту в XVII в. Объяснять значение понятий и терминов: шатровый стиль, парсуна. Систематизировать материал о достижениях культуры XVI—XVII вв. (в форме таблицы), раскрывать их значение. Составлять описание одного из памятников культуры XVI—XVII вв.; оценивать его художественные достоинства. Приводить примеры известных архитектурных сооружений XVI—XVII вв., выявлять их назначение. Объяснять, что способствовало развитию образования в России XVII в. Называть основные жанры русской литературы XVI—XVII вв. Осуществлять поиск и анализ информации для проектной работы «Путешествие по русскому городу XVII в.». |
Обобщение (2 ч) | | |