Файл: Пояснительная записка 4 общая характеристика учебного предмета история 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»2
Структура и последовательность изучения курсов3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов | Показывать на карте основные регионы Российской империи конца XIX в., рассказывать об их населении. Представлять сообщение (презентацию) о положении и культурных традициях народов России. Раскрывать причины возникновения и цели национальных движений во второй половине XIX в. Приводить примеры взаимодействия народов, взаимовлияния национальных культур | |
Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений (2 ч) | Общественная жизнь в 1860—1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Идейные течения и общественное движение. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической аппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии | Называть характерные черты общественной жизни 1860—1890‑х гг. Характеризовать основные положения идеологии консерватизма, национализма, либерализма, социализма, анархизма в России. Составлять исторические портреты представителей общественных течений. Объяснять, в чем заключалась эволюция народнического движения в 1870—1880-х гг. Рассказывать о распространении марксизма и формировании социал-демократии в России |
Россия на пороге XX в. (9 ч) | На пороге нового века: динамика и противоречия раз вития. Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия — мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика, борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. | Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., привлекая информацию карты. Сравнивать темпы и характер модернизации в России и в других странах, объяснять, в чем заключались особенности модернизации в России. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в. Сопоставлять государственный, политический, социальный строй России в начале XX в. и европейских государств, выявлять общие черты и различия. Характеризовать положение и образ жизни разных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (сообщение, презентация, эссе). Проводить поиск источников об условиях жизни людей в начале ХХ в. (в том числе материалов региональной истории, семейных архивов). |
| Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение. | Рассказывать о народах России, национальной политике власти, национально-культурных движениях в конце XIX — начале XX в. Характеризовать задачи политики России на Дальнем Востоке. Раскрывать причины русско-японской войны, планы сторон, ход боевых действий, привлекая историческую карту. Давать оценку воздействию войны и ее итогов на российское общество, используя информацию учебника и источники. Приводить примеры патриотического поведения россиян в ходе боевых действий, высказывать свое отношение к ним. Называть основные положения Портсмутского мира. |
| Первая российская революция 1905— 1907 гг. Начало парламентаризма в России. Николай II и его окружение. Оппозиционное либеральное движение. Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Правомонархические партии. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906—1907 гг. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки | Раскрывать причины революции 1905—1907 гг. Рассказывать о начале, ключевых событиях, участниках Первой российской революции. Анализировать текст Манифеста 17 октября 1905 г., высказывать суждения о значении его основных положений. Раскрывать значение понятий: «Кровавое воскресенье», Государственная дума, кадеты, октябристы, эсеры, социал-демократы. Характеризовать основные политические течения в России начала XX в., выделять их существенные черты. Давать оценку значения формирования многопартийной системы в России. Систематизировать информацию об оформлении политических партий в России (в виде таблицы). Сопоставлять Государственную думу и представительные органы власти европейских государств (структура, состав, полномочия). Составлять характеристики лидеров партий, депутатов Думы, государственных деятелей начала ХХ в. (в форме сообщения, эссе — по выбору). Излагать точки зрения историков на события революции 1905—1907 гг., действия ее участников, высказывать и обосновывать свои суждения |
| Общество и власть после революции. Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы | Раскрывать значение понятий: отруб, хутор, переселенческая политика, думская монархия. Излагать оценки историками аграрной реформы П. А. Столыпина. Называть основные положения аграрной реформы, характеризовать ее результаты. Составлять характеристику (исторический портрет) П. А. Столыпина. Характеризовать политическую систему России после революции 1905—1907 гг., место в ней Государственной думы и Государственного совета. Излагать оценки личности и деятельности Николая II, приведенные в учебной литературе, объяснять, на чем они основываются, высказывать и аргументировать собственную оценку его деятельности. Систематизировать информацию об участии России в формировании системы военных блоков и международных отношениях накануне Первой мировой войны (в виде таблицы, тезисов) |
| Серебряный век российской культуры Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX в. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Вклад России начала XX в. в мировую культуру | Характеризовать основные стили и течения литературы и искусства в России начала XX в., называть их крупнейших представителей, их произведения. Представлять описание памятников художественной культуры начала ХХ в., определяя их принадлежность к тому или иному стилю, характерные черты (в том числе на региональном материале). Характеризовать место российской культуры начала ХХ в. в европейской и мировой культуре. Участвовать в подготовке проектов, посвященных выдающимся представителям науки, литературы и искусства. Характеризовать вклад российской науки начала XX в. в развитие мировой науки, называть ученых и их достижения. |
Обобщение (1 ч) | | |
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
1Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 8. — С. 7—8.
2Последовательность изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
3Количество учебных часов определено исходя из нагрузки 2 ч в неделю при 34 учебных неделях.
4Материал по истории своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории.
5Цели изучения данного модуля, его содержание, планируемые результаты освоения отражены в Примерной рабочей программе учебного модуля «Введение в Новейшую историю России».
6Исторические источники выделены из широкого круга источников исторической учебной и внеучебной информации как особая совокупность материалов исторических эпох и специальный объект исторического анализа.
7Предметные результаты представлены в виде общего перечня для курсов отечественной и всеобщей истории, что должно способствовать углублению содержательных связей двух курсов, выстраиванию единой линии развития познавательной деятельности учащихся. Названные ниже результаты формируются в работе с комплексом учебных пособий — учебниками, настенными и электронными картами и атласами, хрестоматиями и т. д. Это предполагается по определению, но не повторяется для каждого результата из соображений компактности изложения.
8Последовательность изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
9Содержание разделов и тем изложено в планировании укрупненно по сравнению с программой, что помогает выделить ключевые вопросы, рассматриваемые на уроках. Курсивом выделены метапредметные компоненты содержания курсов и деятельности учащихся.