Файл: Методические рекомендации по разработке и проведению экологических экскурсий учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

83
показа — это природа края, лес, заповедная природная зона, ланд- шафты, рельеф местности, реки, отдельные породы деревьев;
Š
как и в любой загородной экскурсии, здесь встречаются объекты, не связанные с темой, о них надо дать краткую справку, чтобы не возникало вопроса — что это?
Š
особенность природоведческих экскурсий в том, что ме- стом ее проведения является природа и сами экскурсанты всту- пают с ней в непосредственный контакт;
Š
экскурсоводу необходимо не только обладать глубокими и разносторонними знаниями, но также умело и логично связать и объединить их вокруг общей, единой темы и цели экскурсии;
Š
экскурсовод должен сам любить природу, умело, точно пе- редавать это чувство экскурсантам;
Š
экскурсоводу необходимо уметь выбрать для показа самые живописные уголки природы, продумать, как наиболее красочно и точно их описать, чтобы вызвать у экскурсантов желание обе- регать увиденную красоту;
Š
особенности показа этой экскурсии объясняются самими объектами природы, правильным выбором места показа (березо- вой рощи, отдельной березы, соснового бора, ельника и т. д.);
Š
отличительная особенность методики показа объекта при- роды состоит еще и в том, что источником знаний, источником информации здесь является сам объект, а не события, произо- шедшие на его месте;
Š
экскурсовод должен умело подвести экскурсантов к выво- дам, что в природе ничего не существует обособленно, все ее эле- менты взаимообусловлены, влияют друг на друга, поэтому ущерб, нанесенный одному виду животных или растений, немедленно вызывает изменение условий жизни для других. Таким образом, не следует нарушать сложившееся в природе равновесие, надо бе- режно относиться ко всему живому и неживому в природе (напри- мер, загрязнение водоема приведет к гибели рыбы).
Общие организационные указания:
Š
предусмотреть время на посещение музея-заповедника и во- льеров (посещение музея по предварительной договоренности);
Š
предупреждать, особенно детей, о правилах поведения при посещении музея и вольеров; при выходе из автобуса, а затем посадке в автобус, о соблюдении правил безопасности;
Š
четко указывать место и время сбора группы;

84
Š
при возвращении к месту приема группы напомнить: не забывать вещи в автобусе и проследить за этим;
Š
не приступать к проведению экскурсии, не установив пол- ного внимания в группе.
Вступление к экскурсии: в организационной части после зна- комства с группой назвать свою фамилию, имя, отчество и пред- ставить водителя (если он не знаком группе), сообщить тему экс- курсии, ее маршрут и продолжительность по времени, место и вре- мя ее окончания; затем напомнить о правилах поведения в автобусе на маршруте; в информационной части — краткое со- общение о содержании экскурсии. Цель вступления — установить контакт с группой, привлечь внимание к теме, помнить, что всту- пление — только начало экскурсии, когда у экскурсантов склады- вается первое впечатление об экскурсоводе и будущей экскурсии.
Вступление давать после посадки группы в автобус до начала движения по маршруту.
Примечание: в расположенной ниже графической схеме время, указанное в графе «4», включает как время показа данного объ- екта, так и время переезда автобуса (или перехода группы) к сле- дующей остановке или объекту.


85
Маршрут
экскурсии
Места
остановок
Объекты показа
Время
(мин)
Основное содержание
экскурсии. Перечень подтем
и вопросов
Организационные
указания
Методические указания
1 2
3 4
5 6
7
От места приема группы на
Витебское шоссе
Проездом перед подъездом к первому объекту
10
Вступление к теме.
Бела
- русь
— земля под белы
- ми крыльями. Березин
- ский биосферный запо
- ведник
— край нетронутой природы, часть земли под белыми крыльями
Вступление закон
- чить до подъезда к первому объекту и обязательно сде
- лать паузу при подъезде к нему
Вводное слово должно быть кратким и динамичным, не утомлять экскурсантов
Витебское шоссе
Проездом
Дорога как часть ланд
- шафта
10
Дорога
— неотъемлемая
1   2   3   4   5   6   7

часть ландшафта.
История дороги. Дорога в восприятии поэтов, писателей, путешествен
- ников
Экскурсия начи
- нается с выездом на Витебское шоссе
Обратив внимание на доро
- гу, дать справку об истории возникновения дорог; пока
- зывая дорогу как неотъем
- лемую часть ландшафта, объяснить, если есть необ
- ходимость, что такое «ланд
- шафт», частью ландшафта является и спортивный комплекс «Раубичи»
18–26 км
Проездом вблизи спортком
- плекса
Спортивный комплекс
«Раубичи», рельеф мест
- ности, леса, возвышенно
- сти, река
6
Спортивный комплекс
Раубичи как часть ланд
-
шафта
. История созда
- ния комплекса
При показе спор
- тивного комплек
- са «Раубичи» ско
- рость движения замедлить, о чем водителя преду
- предить заранее
После панорамного показа справа от дороги хорошо просматриваемых трампли
- нов и острых шпилей быв
- шего костела дать о них краткую справку. Объяс
- нить, почему было выбрано это место для строитель
- ства, подчеркнуть красоту этих мест, обратив внима
- ние на рельеф местности.

86 1
2 3
4 5
6 7
Процитировать слова уро
- женца Минской губернии
Фаддея Булгарина о красоте белорусской земли: «Бело
- русская сторона живопис
- нейшая, изобилующая пре
- лестнейшими… местополо
- жениями… Ливонской
Швейцарии». Эти слова мо
- гут служить вариантом логи
- ческого перехода и раскры
- тию следующей подтемы и показу Логойщины, лесных массивов, рельефа местно
- сти, что дало возможность строительства двух горно
- лыжных комплексов. Пока
- зав их местонахождение,
дать краткую справку
Витебское шоссе,
26–36 км
Проездом по террито
- рии Логой
- ского райо
- на
Территория
Логойского района, опушка леса, лесной мас
- сив, дороги, ведущие к спортком
- плексам, ука
- затели
10
Лес
— основное богат
-
ство республики.
Логойщина. Особен
- ность ее рельефа.
Лес
— колыбель челове
- чества.
Роль леса в жизни чело
- века. Природный состав леса. Взаимосвязь про
- цессов и явлений приро
- ды в лесу
Показывая красоту и значе
- ние леса процитировать слова писателя Л. Леонова:
«Лес является единствен
- ным открытым для всех источником… не повесила пудового замка»
Про
до
лж
ение таб
л.


87
Витебское шоссе,
36–50 км
Проездом по террито
- рии Логой
- щины и
Логойска
Дорога на
Логойск, сте
- ла «Логойск», панорама го
- рода, парк
14
Создание национальных
парков в Беларуси.
Ло- гойск
— один из древ
- нейших городов Бела- руси.
Цели и основные задачи создания национальных парков.
Логойский пейзажный парк
— образец пейзаж
- ного парка.
Создание национального парка «Белая Русь». Со
- здание национальных парков в Беларуси, их названия и основные за
- дачи.
Поэты и писатели о кра
- соте этих мест
При показе доро
- ги и стелы, пано
- рамы города ско
- рость движения снизить, о чем во
- дителя предупре
- дить заранее
Учитывая, что в загородных экскурсиях рассказ может предшествовать показу, краткую справку по исто
- рии Логойска дать при подъезде к городу, чтобы затем, показав место распо
- ложения города, объяснить его название. Обратить внимание на пейзаж, ланд
- шафт местности, отдельные краевиды, объяснить, поче
- му здесь было решено
(1974 г.) создать националь
- ный парк «Белая Русь»
Витебское шоссе,
50–56 км
На обочи
- не, не до
- езжая по
- ворота на мемориал
(2–3
мин)
Стела «Ха
- тынь», мемо
- риальная до
- рога на ме
- мориальный комплекс
6
Мемориалы в природной
среде.
Роль окружающей среды в достоверности истори
- ческих фактов, взаимо- связь архитектурно- скульптурного комплек
- са и природной среды, ландшафта.
Мемориал «Хатынь»
— органическая часть окружающей среды
Для восприятия этого материала группу подгото
- вить заранее. Ско
- рость движения при подъезде к
53 км замедлить
Показав указатель «Ха
- тынь», затем дорогу к ме
- мориалу, дать краткую справку о мемориале. Вы
- вод о том, что благодаря замыслу авторов мемориал стал органической частью окружающей среды, какой являются и эти леса, стоя
- щие стеной у нашей доро
- ги, станет логическим пе
- реходом к следующей под
- теме

88 1
2 3
4 5
6 7
Витебское шоссе,
56–62 км
Проездом
Лесной мас
- сив, сосно
- вый лес
(красно
- лесье), сосны
6
«Леса
— кладезь бездон
-
ный богатства…» Леса
— легкие земли, украшение земли. Лес и здоровье человека. Лес
— хранитель воды.
Роль леса в очистке воз
- духа. Леонид Леонов о роли леса в жизни чело
- века. Сосна
— лесная царица. Особые свойства сосны
Панорамный показ лесного массива начать со строк из поэмы М.Гусовского: «Леса
— кладезь бездонный богатства. Он кладовая жи
- вицы и смол…» Обратить внимание на ярусы леса; показать лес, подлесок, ку
- старники, травы… При по
- казе роли леса в очистке воздуха процитировать сло
- ва К. Паустовского из по
- вести о лесах: «Леса
— ис
- полинская лаборатория … вечная гроза». Обратив внимание на сосновую рощу, цвет стволов сосны, объяснить называние «краснолесье» и «темно
- лесье». Это послужит пере
- ходом к показу ели и рас
- сказе о еловом лесе
Витебское шоссе,
62–68 км
Проездом
Ель
3
Ель
— символ вечности.
Распространенность ели в Беларуси. Особые свойства древесины. Значение и применение в народном хозяйстве. Роль леса в очищении воздуха и поглощении шума. Древние поверья
Показать ель или еловый лес, объяснить, почему ело
- вые леса называют «темно
- лесье», используя прием сравнения, показать роль разных пород деревьев в очищении воздуха: кроны еловых деревьев на 1 га за
- держивают ежегодно 32 т
Про
до
лж
ение таб
л.


89
немцев
— лесной дух живет в елке. Возникно
- вение обряда украшения елки в Новый год пыли, сосновых
— 36 т, ду
- бовых
— 56 т; хвойный лес в 1 га выделяет в атмосферу
4 кг фитонцидов, которые способны убивать болезнет
- ворные микробы
Витебское шоссе,
62–68 км
Проездом
Дуб
3
Дубы
— деревья долго
-
жители.
Характеристика дуба.
Желуди и их пищевая ценность. Дубы в Бере
- зинском заповеднике.
Площадь дубовых лесов.
Дубы
— памятники при
- роды, дубы
— долгожи
- тели
Эту подтему мож
- но раскрыть на любом отрезке пути, где будет дуб
Обратив внимание на дере
- во, дать характеристику этой породы леса, его месторас
- положение, процитировать строки из стихотворения
Я. Купалы «Дуб»:
«Распусціўшы сучча ў глухім прыволлі…»
Рассказывая о крепости дуба, сравнить его с листвен
- ницей
— деревом вечности
Витебское шоссе,
68–72 км
Проездом
Береза. Бере
- зовая роща, отдельно стоящие де
- ревья
4
Береза
— дитя солнца

символ родины, источник
вдохновения.
Виды березы. Береза и народные образы, пове
- рия. Роль березы в на
- родном хозяйстве. Бере
- за
— дерево
— пионер.
Поэты и писатели о бе
- резе. Береза
— символ чистоты и спокойствия.
Береза и березовый сок
Показ березы можно начать словами А. К. Толстого:
«О лес, о жизнь,
О солнца свет,
О свежий дух березы»,
затем показ белоствольной красавицы. Если будет экс
- курсия летом, можно выйти из автобуса, дать возмож
- ность найти березу боро
- давчатую и березу пуши
- стую, обратить внимание на их отличительные призна
- ки. Раскрывая вопрос «бе
- реза
— символ Родины»,

90 1
2 3
4 5
6 7
привести строки из романа
К. Симонова «Русские люди». Говоря о красоте бе
- резовой рощи, прочитать стихи С. Есенина, Е. Вино
- курова:
«…У дороги березы стеною,
Беспокойны, легки и чисты
Посадили их люди весною…»
Обязательно объяснить детям
(неплохо и взрослым), что подсечка березы приносит много вреда, особенно если это делать непродуманно.
Витебское шоссе,
72–79 км
Проездом
Лес, поля, дороги, объ
- екты приро
- ды
7
Охрана природы и окру
-
жающей среды.
Человек и природа. Вза
- имосвязь человека и природы. Роль человека в охране природы и окружающей среды.
Природа
— среда про
- живания человека, источник энергетиче
- ских и сырьевых ресур
- сов. Охрана природы
— одна из важнейших за
- дач государства и каждого человека.
Красная книга Беларуси
Раскрытие этой подтемы можно начать со слов
А. Мицкевича из поэма
«Пан Тадэуш»:
«Бацькаўскі дом, ты як зда
- роўе тое:
Не цэнім маючы, а страцім залатое…»
При раскрытии вопроса об охране природы процити
- ровать строки из заявления
Иоанна Павла II: «Если в некоторых случаях ущерб уже не возместим, то во многих других можно еще что-то предпринять… Необ-
Про
до
лж
ение таб
л.