Файл: Методические рекомендации по разработке и проведению экологических экскурсий учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

71
в лесу перестают петь птицы, не стрекочут кузнечики. Организу- ются и более сложные наблюдения, вскрывающие взаимосвязь элементов природы, например воздействие микрорельефа на ув- лажнение почв, обусловливающее изменение видового состава рас- тительности на лугу. Наблюдения за растениями, животными и яв- лениями природы помогают глубже познать окружающую природу.
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопро- сам-заданиям, заставляющим экскурсантов рассматривать пред- мет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно в процессе наблюдения яв- лений использовать произведения художественной литературы, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, нена- вязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели, содержания экскур- сии, состава участников.
Иногда в экологических экскурсиях используется прием иссле-
дования. Прием исследования способствует активизации восприя- тия содержания экскурсии ее участниками, чаще он ис пользуется в экскурсиях с детьми и подростками.
П р и м е р
Глубина колодца определяется при помощи го рящего листа бума-
ги, который, падая, освещает сначала стенки, затем далекое дно;
глубина оврага измеряется бро шенным камешком, толщина крупно-
го дерева обхватами и т. п.
Прием заданийв разных по составу участников экскурсиях пре- следует различные цели и, соответственно, по-разному выглядит.
При проведении экологической экскурсии для массовой аудитории он выполняет функцию активизации внимания экскурсантов. В рас- сказе экскурсовода он находит выражение в обращении к экскур- сантам: «Подумайте, почему это растение так выглядит? Вспомни- те, на что оно похоже? Какие приметы на местности говорят о ее геологическом прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь мы встретили эти растения?» и др. Задача этого приема — заинте- ресовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизиро вать свою мыслительную деятельность, возбудить воображе ние. Когда экскурсо вод дает подобные задания, он не предполагает, что участ- ники их тут же выполнят. Прием направляет внимание экс курсантов на конкретный природный объект или группу объектов, опреде-


72
ленную его часть, на те детали, понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Что же касается ответов на эти вопросы, экскурсовод дает их сам в дальнейшем рассказе, как бы суммируя мне ния экскурсантов.
Другая разновидность этого методического приема связана с учебными экологическими экскурсиями для школьников или студентов, когда в процессе экскурсии под руководством экскур- совода, при его активном участии выполняются конкретные за- дания, предусмотренные учебной программой.
Особенности методики проведения экологических экскурсий для школьников
При использование методических приемов показа и рассказа в раскрытия материала экологической экскурсии для школьников следует исходить из дидактических правил: от простого к слож- ному, от неизвестного к известному, от частного к общему и на- оборот. В экскурсиях для школьников необходимо разнообразить методические приемы, чередуя их с активной не только мысли- тельной, но и физической деятельностью.
При проведении экскурсии для младших школьников основ- ная задача — создать обстановку, располагающую к размышлению и анализу.
Для среднего школьного возраста характерна смена видов деятельности и впечатлений. Ребята этого возраста быстро запо- минают и прочно сохраняют конкретные сведения, построенные на аналогии, сравнении, поэтому следует применять при прове- дении экскурсии соответствующие методические приемы.
При разработке и проведении экскурсий для старших школь- ников нужно следить, чтобы экскурсия была богата фактическим материалом об экскурсионных объектах. В этом возрасте идет формирование личности, поэтому большое значение имеет при- мер взрослых. Экскурсовод должен уметь подобрать соответ- ствующую форму общения. Большое значение имеет внешний вид экскурсовода, манеры поведения и общения.
Музейная экспозиция в экологической экскурсии
В экологические экскурсии рекомендуется включать посеще- ние разных музеев (природы, геологических, минералогических, краеведческих). В городских экологических экскурсиях также

73
можно предусмотреть посещение обсерватории, планетария, пи- томника, зоопарка и т. д. Вопрос включения музейной экспози- ции в экологическую экскурсию должен быть заранее предусмот- рен, еще на стадии разработки экскурсии.
Необходимость введения музейных экспонатов в зритель- но-повествовательную ткань экологических экскурсий для рас- крытия темы настолько естественна и очевидна, что не вызывает сомнений. Однако только умелое и методически правильное со- четание объектов живой природы с музейными материалами по- вышают образную и эмоциональную сторону экологической экс- курсии, позволяет осветить такие аспекты, которые недоступны другим средствам экскурсионного раскрытия. Объясняется это тем, что в музеях сосредоточены уникальные естественно-научные свидетельства, всесторонне раскрывающие особенности природы, ее закономерности. Экскурсии в музей хорошо использовать, ког- да нет возможности увидеть растения и животных в природе (ве- дут скрытый образ жизни, вымерли и т. д.).
Методические требования экскурсионной методики, на ко- торых мы останавливались выше, вполне распространяются и на музейную экспозицию. Главным требованием здесь остается пре- обладание показа над рассказом и первичность показа. В музеях это требование надо выдерживать особенно четко, так как насы- щенность объектами показа здесь гораздо выше, чем на маршру- те экскурсии.
Показ музейной экспозиции в экологической экскурсии дол- жен быть созвучен экскурсионной теме и основным задачам экс- курсии. Он должен восполнить те моменты зрительного ряда экс- курсии, которые по разным причинам невозможно продемонстри- ровать на маршруте, поэтому здесь надо учитывать, что показ экспозиции музея будет подчиняться принципу избирательности, а это значит, что нужно показывать только те объекты, которые невозможно увидеть на маршруте.


74
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, А. Ю. Международный туризм: учебник /
А. Ю. Александрова. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 470 с.
2. Гецевич, Н. А. Основы экскурсоведения / Н. А. Гецевич. —
Минск: Университетское, 1988. — 160 с.
3. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение: учебник / Б. В. Емелья- нов — М.: Советский спорт, 2004. — 216 с.
4. Дмитрук, О. Ю. Экологический туризм: современные кон- цепции менеджмента и маркетинга / О. Ю. Дмитрук. — М.: Аль- терпрес, 2004. — 192 с.
5. Квартальнов, В. А. Теория и практика туризма: учебник /
В. А. Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 672 с.
6. Кекушев, В. П. Основы менеджмента экологического туриз- ма: учеб. пособие / В. П. Кекушевич, В. П. Сергеев. — М.: Изда- тельство МНЭПУ, 2001. — 60 с.
7. Охрана окружающей среды в Республике Беларусь. Стати- стический сборник. — Минск, 2022.
8. Потаева, Г. Р. Основы экскурсоведения: пособие для сту- дентов / Г. Р.Потаева, Т. А.Федорцова. — Минск: БГУ, 2011. —
159 с.
9. Национальный правовой Интернет-портал Республики Бе- ларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://pravo.
by/document/?guid=3871&p0=C22100099/.
— Дата доступа:
20.11.2022 10. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг [Электронный ресурс]: ГОСТ 28681.1-95. —Ре- жим доступа:http://internet-low.ru/gosts/gost/7239/. — Дата досту- па: 22.11.2022.
11. Отчеты Всемирной туристской организации. Журнал «Ту- ристский барометр» (UNWTO World Tourism Barometer) [Элек- тронный ресурс]. — Режим доступа: https://tourlib.net/wto.htm. —
Дата доступа: 15.11.2022.

75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Структура особо охраняемых природных территорий
Беларуси (на 1 января 2021 г.)
Особо охраняемые природные территории
Количество, единиц
Площадь, тыс. га
% от территории
Особо охраняемые природные территории
В том числе:
заповедники
национальные парки
заказники (всего)
в том числе:
республиканского значения местного значения
памятники природы (всего)
в том числе:
республиканского значения местного значения
1307
2
4
381
99
282
921
326
595
1879,1
298,8
389,4
1390,3
972,1
418,2
13,3
3,5
9,8
9,0
2,3
6,7
4,7
2,0
0,1
Составлено по [7].

76
Приложение 2
Заповедники и национальные парки Беларуси (на 1 января 2021 г.)
Название
Общая площадь,
тыс. га
Березинский биосферный заповедник
81,6
Полесский радиационно-экологический заповедник
217,2
Национальный парк «Беловежская пуща»
150,1
Национальный парк «Браславские озера»
64,2
Национальный парк «Нарочанский»
87,1
Национальный парк «Припятский»
88,0
Составлено по [7].
Приложение 3
Рамсарские угодья Беларуси

п/п
Наименование
на русском
языке
Местонахож-
дение: область
(район)
Пло-
щадь, га
Дата пода-
чи заявки
Национальный
природоохранный
статус (год начала
охраны)
1 Биологиче- ский заказник
«Споровский»
Брестская (Бе- резовский,
Дрогичинский,
Ивацевичский,
Ивановский)
19 384 22.11.1999 Республиканский биологический заказник (1991)
2 Республикан- ский ланд- шафтный за- казник «Сред- няя Припять»
Брестская
(Пинский, Лу- нинецкий,
Столинский);
Гомельская
(Житко- вичский)
93 062 10.08.2001 Республиканский ландшафтный за- казник (1999)
3 Заказник
«Ольманские болота»
Брестская
(Столинский)
94 219 10.08.2001 Республиканский ландшафтный за- казник (1998)


77

п/п
Наименование
на русском
языке
Местонахож-
дение: область
(район)
Пло-
щадь, га
Дата пода-
чи заявки
Национальный
природоохранный
статус (год начала
охраны)
4 Котра
Гродненская
(Щучинский)
10 464 21.10.2002 Республиканский ландшафтный за- казник (2003)
5 Освейский
Витебская
(Верхнедвин- ский)
30 567 21.10.2002 Республиканский ландшафтный за- казник (2000)
6 Ельня
Витебская
(Миорский,
Шарковщин- ский)
25 301 21.10.2002 Республиканский ландшафтный за- казник (1968)
7 Званец
Брестская
(Дрогичин- ский)
16 227 21.10.2002 Республиканский ландшафтный за- казник (1996)
8 Простырь
Брестская
(Пинский)
9544 18.10.2005 Республиканский ландшафтный за- казник (1994)
9 Березинский биосферный заповедник
Витебская (Ле- пельский,
Докшицкий);
Минская (Бо- рисовский)
85 192 25.01.2010 Биосферный за- поведник (1925)
10 Острова Ду- лебы — Зао- зерье
Могилевская
(Белыничский,
Кличевский)
30 772 09.07.2012 Республиканский гидрологический заказник «Заозе- рье» (1968) и Ре- спубликанский гидрологический заказник «Остро- ва Дулебы»
(1998)
11 Морочно
Брестская
(Столинский)
6444 07.09.2012 Республиканский водно-болотный заказник (2015)
12 Старый Жа- ден
Гомельская
(Житко- вичский, Лель- чицкий)
17 048 07.09.2012 Республиканский водно-болотный заказник (2015)
Продолжение прилож. 3

78

п/п
Наименование
на русском
языке
Местонахож-
дение: область
(район)
Пло-
щадь, га
Дата пода-
чи заявки
Национальный
природоохранный
статус (год начала
охраны)
13 Выгонощан- ское
Брестская
(Иваце- вичский, Ля- ховичский,
Ганцевичский)
54 182 16.01.2013 Республиканский ландшафтный за- казник (1968)
14 Выдрица
Гомельская
(Жлобинский,
Светлогор- ский)
21 292 29.03.2013 Республиканский ландшафтный за- казник (1999)
15 Козьянский Витебская
(Полоцкий,
Шумилин- ский)
26 060 29.03.2013 Республиканский ландшафтный за- казник (1960)
16 Националь- ный парк
«Припятский»
Гомельская
(Житко- вичский, Лель- чицкий, Пе- триковский)
88 553 29.03.2013 Национальный парк (1969)
17 Пойма реки
Днепр
Гомельская
(Брагинский,
Лоевский)
29 353 29.05.2014 Без статуса
18 Сервечь
Витебская
(Докшицкий,
Глубокский)
9068 29.05.2014 Республиканский гидрологический заказник (1997)
19 Вилейты
Витебская
(Поставский)
8452 30.09.2014 Водно-болотный заказник мест- ного значения
(2013)
20 Прибужское
Полесье
Брестская
(Брестский)
23 159 29.05.2014 Республиканский ландшафтный за- казник (2013)
21 Дрожбит- ка-Свина
Витебская
(Полоцкий)
6727 29.05.2014 Республиканский водно-болотный заказник (2015)
22 Пойма реки
Ипуть
Гомельская
(Добрушский)
3502 30.03.2015 Водно-болотный заказник местного значения (2013)
Продолжение прилож. 3


79

п/п
Наименование
на русском
языке
Местонахож-
дение: область
(район)
Пло-
щадь, га
Дата пода-
чи заявки
Национальный
природоохранный
статус (год начала
охраны)
23 Болото Дикое Брестская
(Пружанский),
Гродненская
(Свислочский)
23 145 30.03.2015 В составе нацио- нального парка
«Беловежская пуща» (1968)
24 Голубицкая
Пуща
Витебская
(Докшицкий,
Глубокский)
18 240 29.05.2014 Ландшафтный заказник мест- ного значения
(1992)
25 Подвеликий
Мох
Брестская
(Ганце- вичский)
10 647 30.03.2015 Республиканский гидрологический заказник (2005)
26 Свислочско-
Березинский
Могилевская
(Осипо- вичский, Кли- чевский, Ки- ровский)
18 341 30.03.2015 Республиканский ландшафтный за- казник (2015)
Окончание прилож. 3

80
Приложение 4

81
Приложение 5
Название организации
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор организации
_____________________
«___»____________2015 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
«Березинский биосферный заповедник»
Тип экскурсии: тематическая (природоведческая)
Вид экскурсии: автобусно-пешеходная
Продолжительность: 4 часа экскурсионных + 5 часов сопрово-
ждения
Протяженность маршрута: 250 км
Состав группы: массовая аудитория
Автор-составитель: экскурсовод, к.г.н., доцент Федорцова Т.А.
Минск
2015

82
Содержание экскурсии: экскурсия знакомит с природой Бела- руси, растительным и животным миром; историей создания ста- рейшего в республике Березинского заповедника.
Цель экскурсии:
Š
способствовать формированию научного мировоззрения, умению видеть прекрасное в окружающей природе;
Š
воспитывать любовь к родине и родному краю;
Š
способствовать бережному отношению к природе и окру- жающей среде;
Š
способствовать развитию наблюдательности, воображения, умения мыслить и делать выводы;
Š
способствовать эстетическому воспитанию.
Задачи экскурсии:
Š
воспитывая любовь и бережное отношение к природе, способствовать тому, чтобы каждый экскурсант был активным и сознательным участником мероприятий по рациональному использованию, охране и воспроизводству национальных бо- гатств;
Š
познакомить экскурсантов с наиболее острыми природоох- ранными планетарными проблемами, неизбежность решения ко- торых очевидна, так как природой земного шара управляют еди- ные, глобальных масштабов законы (например, радиация, за- грязнения воздуха, водоемов, рек и т. д. не знают границ);
Š
осмотр, изучение локального ландшафта, флоры, фауны, рек, озер, различных предметов и явлений природы;
Š
показать роль и значение природы, окружающей среды в жизни человека.
Маршрут экскурсии:
Š
место приема группы — выезд на Витебское шоссе — Остро- шицкий Городок — Логойск — Плещеницы — Бегомль — Домже- рицы — Витебское шоссе — Минск — место приема группы.
Особенности методики проведения природоведческой экскурсии:
Š
особенности методики показа — показ объектов в их при- родной среде, ее экскурсионными объектами являются предметы и явления природы, не являясь обычным наглядным пособием, принесенным на лекции или на урок;
Š
учитывая, что данная экскурсия строго тематическая (точнее природоведческая), в ней должны быть четко определены объекты