Файл: Методические рекомендации по разработке и проведению экологических экскурсий учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

61
выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. Методический прием зритель- ного сравнения построен на зрительном сопоставлении различ- ных природных объектов или частей одного природного объ екта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и раз ные по своему внешнему облику объекты. Сравнение может быть зрительным, сло весным, а также мысленным, когда данный объект сравнива- ется с находящимся в другом месте, но всем известным, или с объ- ектом, показанным экскурсантам ранее.
П р и м е р
«Ель сильно отличается от сосны своим строением, свойствами
и требованиями к условиям жизни. У ели крона гуще, чем у сосны.
Ее тонкие ветви расположены чаще, побеги густо покрыты со всех
сторон хвоей, которая сидит отдельными иглами и остается на
ветвях от 5 до 7 лет. Ветка ели всегда кажется пышной и пуши-
стой, но на самом деле, она колючая. Семена у ели темно-коричне-
вого цвета с острым кончиком. В крылышке, если вытянуть из него
семечко, остается углубление. Вынутое же семечко сосны оставля-
ет отверстие. По этим признакам легко отличить еловые семена
от сосновых. Семена ели после весеннего посева прорастают через
2–5 недель. Первые десять — пятнадцать лет ель растет медлен-
нее сосны, к десяти годам высота ее всего 1–3 метра. К 30–60 го-
дам ель догоняет сосну и вырастает до 25–30 метров.
К почвенным условиям ель гораздо требовательнее, чем сосна.
Для хорошего роста ели нужны суглинистые плодородные почвы, не
сухие, но и не чрезмерно влажные. Ель — порода морозостойкая, но
она страдает от весенних заморозков. Отличается ель от сосны
и корневой системой. У сосны кроме боковых корней развивается
сильный стержневой корень, идущий глубоко в почву, поэтому со-
сна — ветроустойчивая порода. Вы вряд ли когда-нибудь встрети-
те в лесу после сильного урагана поваленные сосны. В еловом же
лесу — это типичная картина».
Методический прием движения
Названный методический прием пред ставляет собой движение экскурсантов к объекту для лучшего его наблюдения (например, осмотр ландшафта, векового дерева и др.). Методически этот прием показа строится таким образом, что в ходе движения объект начи-

62
нает постепенно вырисовываться все явственней, воз никая и увели- чиваясь в размерах на глазах экскурсантов. Это позволяет показать особенности объекта, обращая на них внимание экскурсантов, по- казать объект вначале в сочетании с окружением, затем перейти ко все более мелким деталям и на основе такого показа подвести экс- курсантов к необходимым выводам. В ряде случаев движение ис- пользуется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутиз не склона холма, глу бине оврага и т. п. Иногда движение пешеходной группы организуется при панорамном показе, напри- мер, вдоль смотровой площадки на экологической тропе.
Другой вариант указанного методического приема — движение вокруг объекта. Например, движение вокруг растительного сообще- ства позволит выявить особенности внешнего вида с разных сторон, обратить внимание на особенности условий произрастания и т. п., продемонстрировать сочетание разных видов в одном ареале и т. д.
Если профессионально и умело использовать формы и вари- анты методического приема движения в экологической экскур- сии, можно добиться более эффективного усвоения нагляд ного материала.
Использование методических приемов рассказа в экологи- ческой экскурсии
Как было отмечено выше, экскурсия — это уникальное явле- ние, представляющее собой сочетание экскурсионного показа и рассказа. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить их органическое единство, т. е. единство между тем, что получает экскурсант при наблюдении объектов, и пояснениями экскурсо- вода. В этом контексте необходимо определить и понять, что такое экскурсионный рассказ. В экскурсионном плане рассказ сле- дует понимать и рассматривать как методическое понятие, вслед- ствие чего он характеризуется тем, что применяется на экскурсии и ведется экскурсоводом, имеет свои особенности. Рассказэто услов но принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсо вод дает группе. Это образная специально подобранная выверенная информация об экскурсионных объектах.
В экскурсии рассказ выполняет две задачи:
1) комментирует, поясняет, дополняет увиденное;
2) реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.


63
Глубина рассказа диктуется объектом, его особенностями, ко- личеством информации, которой объект располагает. Основные требования к экскурсионному рассказу:тематичность, конкрет-
ность, связанность, логичность, краткость, убедительность, до-
ступность изложения, законченность суждений, связь с показом,
научность.
В экскурсионном рассказе используются различные формы, которые получили название «методические приемы рассказа».
Из методических приемов рассказа в экологических экскур- сиях чаще всего прибегают к описанию, характеристике, объяс- нению, цитированию, а также репортажу и комментированию,
благодаря которым можно установить причинные связи между объектами.
Прием описания ставит своей задачей описать экскурсионный объект, составить его образ, правильно отобразить объект в со- знании экскурсантов (форма, объем, расположе ние относительно окружающих объектов и т. п.). Он предполагает изложение экс- курсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определен ной последовательности.
П р и м е р
«Валуны на этой "каменной" карте располагаются точно по ге-
ографическому принципу: именно в тех местах, где они были собра-
ны на самом деле.
Карта ориентирована по сторонам света. Вертикальный
(1:100) и горизонтальный (1:2500) масштабы карты различны,
однако основные элементы поверхности проявляются достаточно
отчетливо. Самые высокие холмы на карте (до 3,5 м), располо-
женные в центральной ее части, имитируют Минскую возвышен-
ность с максимальными абсолютными отметками 345 (гора Свя-
тая, Дзержинская) и 342,7 м (гора Лысая). Сюда ведут дорожки,
позволяющие осматривать всю территорию. Несколько меньшими
по высоте с сохранением пропорций относительных превышений
являются насыпные холмы, отражающие другие возвышенности
и гряды ледникового рельефа: Гродненскую, Волковысско-Слоним-
скую, Новогрудскую, Копыльскую, Ошмянскую, Оршанскую, Брас-
лавскую, Свентянскую, Городокскую, Витебскую, Мозырскую,
Загородье. На них с сохранением географического принципа рас-
пределения размещено шестьсот крупных валунов. Объем многих
экспонируемых валунов достигает 6 м
3
(около 16 т), в среднем —
3–4 м
3
(8–10 т).

64
Скопления валунов приурочены не только к местам остановок
ледников (краевым моренам), но и к моренным равнинам, формиро-
вавшимся при их движении. Завалунеными на территории нашей
страны явились и равнины, созданные в момент движения ледников.
Эти особенности распределения валунного материала показаны на
примере двух равнин: Прибугской и Центрально-Березннской. Ком-
позиция участка "Прибугская равнина" выполнена в виде своеобраз-
ной овальной крушни с центром из трех крупных валунов, выложен-
ных в виде ворот. Подобное сооружение, созданное самой природой
и сохранившееся до сих пор, обнаружено под Выборгом Ленинград-
ской области. Камни находились в леднике и после его таяния обра-
зовали оригинальную композицию. Среди руководящих валунов здесь
преобладают породы северной Швеции, Аландских островов и дна
Балтийского моря.
Композиция "Центрально-Березинская равнина" составлена сери-
ей валунных полос и крушней. Здесь часто встречаются различного
состава сланцы и другие породы, характерные для южных и цен-
тральных районов Карелии».
Прием описания относится не только к природным объектам, но и к природным процессам и явлениям. В отличие от описания объектов описание природных процессов и явлений носит образ- ный характер. Оно вызывает у экскур сантов зрительные образы, позволяет им мысленно предста вить, как это происходило. Таким образом,прием опи сания природных процессов, явленийносит подчиненный характер, смыкаясь с методическим приемом зри-
тельной реконструкции.
Прием характеристики иногда отождествляют с приемом опи- сания, что в корне неверно. Прием характеристики построен на определении отличи тельных свойств и качеств экскурсионного объекта. С его помощью дается характеристика внутренних, не- видимых для глаза свойств и качеств экскурсионного объекта, в отличие от приема описания, который касается лишь внешних сторон объекта. Прием характеристики представляет собой де- монстрацию свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет луч- ше понять его сущность. При использовании приема характери- стики дается оценка качественных сторон объекта. В экологиче- ских экскурсиях методический прием характеристики тесно свя- зан с приемом естественно-научного анализа и представляет собой начальный этап анализа.


65
П р и м е р
«Но не только внешний облик лесов меняется в зависимости от
места произрастания. Вид самого дерева изменяется в зависимости
от того, где оно растет. Те сосны, которым посчастливилось ро-
диться на открытом месте, где много солнечного света, невысоки,
с широкими раскидистыми ветвями, спускающимися к самой земле.
Те же деревья, которые растут рядом со своими подружками, име-
ют высокие гладкие ровные стволы, вершины которых венчают
маленькие шапочки-кроны. А вот сосенки, которым было уготовано
родиться на болоте, остались низенькими, тоненькими, похожими
на молодые неразвившиеся побеги».
При характеристике объектов в экологических экскурсиях важно уделять вопросами топонимики. Название каждого геогра- фического объекта несет в себе определенный смысл, раскрыв который можно добавить важные штрихи к пониманию сущности объекта. Многие названия (топонимы) очень четко, образно от- ражают характерные черты природного комплекса региона, помо- гают понять причины, способы его изменения. Раскрытие тайн географических названий активизирует внимание экскурсантов, оживляет экскурсию, вызывает живой интерес. В целом около
20 % всех географических названий Беларуси отражают местные природные условия. Много названий, которые связаны с особен- ностями рельефа (Глубокое, Горки, Высокое), местной фауны
(Бобруйск, Вороново, Дятлово), флоры (Брест, Береза, Ивенец,
Ивье, Ельск, Дубровно, Новоельня) и т. д.
П р и м е р
В экскурсии «Заповедная Беларусь», в ходе характеристики бо-
бров, приводится такая информация: «18 октября отмечается
Международный день бобра. Бобруйск в Беларуси, Бобров в Воро-
нежской области, Кастория в Греции, белорусская река Бобр и бес-
численные речки Бивер в англоязычных странах напоминают нам
о том, что эти небольшие симпатичные животные живут бок о бок
с человеком многие века».
Прием объяснения. Поскольку экскурсоводу в экологической экскурсии необходимо раскрыть механизм взаимозависимого формирования и развития природы, компонентов ландшафта, природы и хозяйственной деятельности человека, особую важ-

66
ность имеет методический прием объяснения. Вопросы «поче- му?», «каким образом?» на маршруте экологической экскурсии находятся постоянно в центре внимания: почему здесь сложил- ся такой тип растительности, в чем особенности того или ино- го природного объекта, как возникло озеро, откуда здесь поя- вились валуны и т. п. Для этого используется методический прием объяснения.
Прием объяснения — форма изложения материала, когда в рассказе раскрываются сущность и причины природных объек- тов, процессов и явлений, их вызвавшие.
П р и м е р
«В борах обычно хорошо развиваются мхи и лишайники, хотя
состав их меняется в зависимости от почвы и ее влажности. На су-
хих оподзоленных песках обычны лишайниковые боры с древесиной
невысокого качества. На супесчано-суглинистых почвах с небольшим
увлажнением распространены полнодревесные боры-зеленомошники
с вереском, черникой и можжевельником. При заболачивании почв
боры из зеленомошников превращаются сначала в долгомошники с ку-
кушкиным льном, хвощами, осоками и молинией. Затем при сильном
заболачивании в них развивается сфагновый покров с багульником
и голубикой, поэтому сосна здесь растет плохо. Лес редеет и усту-
пает место верховому болоту. Около рек и ручьев в борах очень
густой травостой, много папоротников и кустов таволги. В таких
местах сосна растет хорошо, высота деревьев больше 30 метров».
Как видно из вышеприведенного примера, особенность при- ема объяснения состоит в том, что рассказ об объекте носит до- казательный характер.
П р и м е р
«Как же повлияло происхождение здешних форм рельефа на рас-
тительный мир? Это влияние реализуется здесь через два факто-
ра — пересеченность рельефа и механический состав почвы.
Наличие отдельных холмов и протяженных эоловых гряд созда-
ет для растений разные условия по освещенности, влажности,
продолжительности вегетативного периода. Обращенные к солнцу
стороны холмов получают больше света, весной с них раньше схо-
дит снег, и сок начинает раньше циркулировать в капиллярах де-
ревьев. Эти напоенные солнцем склоны облюбовали березы, дубы
и другие деревья».


67
Прием репортажа. Этот методический прием рассказа довольно часто используется в экологических экскурсиях, особенно тематиче- ских. Обусловлено его применение тем, что в экологических экскур- сиях существует так называемый вероятностный характер показа объ- ектов живой природы. В первую очередь это относится к зоологиче- ским, орнитологическим, ботаническим экскурсиям, экскурсиям, посвященным знакомству с особо охраняемыми природными терри- ториями с редкими видами животных, птиц, растений. При возмож- ности наблюдения за ними (период брачных игр, весенних или осен- них миграций птиц, период воспитания птенцов, смена растительных сообществ по ходу движения и т. п.) уместно использовать прием репортажа. С помощью репортажа экскурсантам оперативно сообща- ется информация о том, что в данный момент происходит перед их глазами. Рассказ при этом идет об объекте, попавшем в поле их зре- ния. Этот прием помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблюдения.
Сложность использования приема репортажа состоит втом,что рассказ в значительной своей части не готовится зара нее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскур совода, а носит характер импровизации, т. е. составляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходя щего.
Прием цитирования. Важным методическим приемом рассказа в экологических экскурсиях является прием цитирования. Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или приводимые в точно- сти чьи-либо сло ва (прямая речь). Цитирование как методический прием рассказа обозначает введение в рассказ экскурсовода выдержек из художественных произведений, включение в экскурсию точных отрывков из различных научных источников, которые подтверждают или опровергают какие-либо особенности жизни и развития природ- ных объектов.
Этот прием употребляется, когда цитируемый отрывок совпадает с конкретным экскурсионным объектом, дополняет зрительные впе- чатления экскурсантов. К цитированию прибегают для подтвержде- ния, яркого и убедительного выра жения своей мысли или ознаком- ления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет).
П р и м е р
«Помимо “магических” свойств, зверобой обладал и лекарствен-
ными. В древности зверобой считали растением от девяноста де-
вяти болезней. “Как без муки нельзя испечь хлеб, так и без зверобоя

68
нельзя лечить многие болезни людей и животных”, — писал извест-
ный русский врачеватель М. А. Носаль».
Или другой пример: «За вегетационный период облик низинного
болота часто меняется. Вот как это описывает один из крупнейших
знатоков и основоположников болотоведения известный исследова-
тель Полесья Г. И. Танфильев:
"После спада вешних вод болота покрываются сначала желтым
ковром калужницы, а затем появляются осоки, кукушкин лен с ро-
зовыми цветами, белые с серебристыми кистями пушицы, золоти-
стые лютики и вахта с бело-розовыми колосьями. Опираясь на них,
ползут вверх тонкие шершавые стебли болотного подмаренника,
нежные сосенки хвощей, кружевной папоротник, а внизу образует-
ся густой мягкий ковер зеленого мха. К концу июня вид болота
меняется. Вместо яркоокрашенных венчиков двудольных цветковых
растений теперь зацветают осоки, а вместе с ними и некоторые
болотные травы, создающие однообразный серо-коричневый фон из
метелок. Среди них выделяются отдельные кисти таволги, зонти-
ки поручейника, веха, горичника, красные метелки колосьев пла-
кун-травы и розовые зонтики валерьяны. После сенокоса остается
буреющий мох и ржавые стебли осок. Затем осоки отрастают,
появляются белые звездочки белозора и золотые лютики, а к осени,
где посуше, — темно-синие горечавки"».
Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в созна- нии экскурсантов зрительный образ, т. е. выступает в роли зри- тельно воспринимаемой информации. Особенно эффективно ци- тирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины природы, настроить на ее восприятие.
П р и м е р
«Как только вы входите в лес, вы сразу оказываетесь в мире
живого звука. В лесу услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и ба-
рабан, и флейту, и лай, и кашель, и вой, и жужжание, и уханье —
настоящий оркестр. В лесном оркестре участвуют все: и живот-
ные, и насекомые, и деревья, и травы. Стоит только прислушать-
ся — и ты услышишь чарующую музыку леса. Вот послушайте, как
описал лесную симфонию Пятрусь Броўка.
Лясныя музыканты
Я музыку люблю и песнi.
Пачую, сэрца не суняць.


69
А музыку вы чулi ў лесе,
Якую нi з чым нi зраўняць?
Арганаў шмат непараўняльных,
Паслухаеш — аж храм гудзiць.
Але, вiдаць, такiх арганаў
Не знойдзеш, свет хоць перайдзi.
Наш лес. Унiкнуць, толькi трэба —
Спяваючы сасна расце.
А чулi вы — спявае неба,
А так, што месяц аж цвiце.
А чулi вы, як дуб наўкола,
Здаецца басам загудзе,
А чулi папарацi голас,
Якi за вамі ўслед iдзе?
А як на ўсходзе дня рабiна
Так завядзе нiбы гусляр,
А ей шархоткамi асiна
Падсыпле, ажно кiне ў жар?
Салоўка возьме — сэрцу люба,
А шпак — заштатны тэнарок,
А дзяцел той як грукне ў бубен –
Здаецца, дрэвы йдуць у скок.
Часамi ледзь уловiш вухам
Памiж лiстоў ты спеў жучка.
А чулi вы, як плача муха
У тугiх абдымках павука?»
Наиболее важные цитаты приводятся в контрольном тексте и отражаются в технологической карте экскурсии.
П р и м е р
В технологической карте экскурсии «Березинский биосферный
заповедник».
Панорамный показ лесного массива начать со строк из поэмы
М. Гусовского: «Леса — кладезь бездонный богатства. Он кладовая
живицы и смол...» Обратить внимание на ярусы леса.

70
Показ березы можно начать словами А. К. Толстого: «О лес,
о жизнь, о солнца свет, о свежий дух березы», затем перейти к по-
казу белоствольной красавицы.
При показе роли леса в очистке воздуха процитировать слова
К. Паустовского из повести о лесах: «Леса — исполинская лабора-
тория … вечная гроза»
В заключение можно процитировать слова В. Короткевича: «Любіце
гэтую сваю зямлю ... i да канца. Іншай вам не дадзена, дый не трэба».
Используя прием цитирования важно помнить, что цитата должна быть краткой, точной, яркой и обязательно приведенной к месту и ко времени. Злоупотреблять цитатами не следует, чтобы у экскурсантов не сложилось впечатление, что у экскурсовода нет собственных мыслей по теме экскурсии.
Использование особых методических приемов в экологических экскурсиях
Помимо методических приемов показа и рассказа на экскур- сии используются особые приемы, которые помогают лучше усво- ить содержание материала.
В качестве распространенных особых методических приемов в экологических экскурсиях используются методические приемы наблюдений (фенологические, метеорологические, гидрологиче- ские, и др.), исследования и заданий (в соответствии с учебной программой по разным природоведческим предметам, сбор гер- бариев, минералогических коллекций и т. п.).
Среди названных особых методических приемов ведущим на любой экологической экскурсии, является наблюдение объектов и природных явлений, при этом используются:
Š
сравнения (деревья, растущие отдельно и в группе; характе- ристики снежного покрова на улицах, в парке или во дворе),
Š
выявления признаков (растения на открытых пространствах и в тени; сезонные признаки в неживой и живой природе),
Š
классификации (экологические группы растений, живот- ных),
Š
различные формы фиксации (составление таблиц, схем, дневников, зарисовок, фотографирование).
Используя прием наблюдения, внимание экскурсантов обраща- ется на то, что перед дождем ласточки летают низко над землей,