ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2021

Просмотров: 701

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


IV. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Морфо-функциональную характеристику анализаторов слуха, вкуса и вестибулярного.

2. Строение и функциональное значение звукопроводящей и звуковоспринимающей систем.

3. Теории восприятия звуковых колебаний, вкусовых раздражителей и изменения положения тела в пространстве.

Студент должен уметь:

1. Определять остроту слуха (речевая методика), правильно записывать результаты.

2. Исследовать воздушную и костную проводимость звука, делать выводы.

3. Исследовать топографию вкусовых рецепторов языка, зарисовать схему их расположения.

4. Проводить указательную пробу Барани, правильно регистрировать данные.


V. Вопросы для самоподготовки:

1. Характеристика слухового анализатора и его отделов.

2. Орган слуха, функциональное значение его отделов.

3. Локализация, структура, функциональное значение кортиева органа.

4. Понятие о звукопроводящей и звуковоспринимающей системах органа слуха.

5. Теории восприятия звуковых колебаний (резонансная, телефонная, бегущей волны).

6. Доказательство наличия воздушной и костной проводимости звука.

7. Понятия об остроте слуха.

8. Вестибулярный анализатор, характеристика отделов.

9. Механизм восприятия изменения положения тела в пространстве.

10. Характеристика вкусового анализатора и его отделов.

11.Теории восприятия вкусовых раздражителей.


V. Информационно-дидактический блок


ВКУСОВОЙ АНАЛИЗАТОР


Вкусовые рецепторы - вкусовые почки языка воспринимают горькое, сладкое, кислое, соленое. Различные участки языка обладают неодинаковой способностью воспринимать эти вкусовые раздражения. Так, кончик языка наиболее чувствителен к сладкому, его края - к кислому, корень - к горькому, кончик и края - к соленому. Средняя часть спинки языка не имеет вкусовых луковиц и поэтому не чувствительна по отношению ко всем вкусовым раздражениям. Проводниковый отдел представлен волокнами лицевого, языкоглоточного, тройничного нервов. По ним возбуждение передается в продолговатый мозг, таламус и нижние отделы задней центральной извилины.



Работа 1. Определение чувствительности отдельных участков языка к различным вкусовым раздражителям.

Проведение работы. На различные участки языка испытуемого (кончик, края, средняя часть спинки, корень) наносят пипеткой капельку одного из исследуемых растворов: 3% раствора сахара, 10% р-ра поваренной соли, 1% р-ра лимонной кислоты и р-р эритромицина. Определяют участок языка, при воздействии на который испытуемый правильно определяет вкус раствора. Испытуемый не должен знать заранее, какой раствор наносится ему на язык.

Интервал между нанесением растворов 2 минуты. После каждой пробы ополаскивают ротовую полость водой.

Зарисовать схему расположения вкусовых рецепторов языка. Обозначения флаконов:


А - 3% р-р сахара


В -10 % р-р поваренной соли

С - 2% р-р лимонной кислоты

Д - р-р эритромицина



О - кислое

+- сладкое

Δ - соленое

- горькое


Рис 5. Схема топографии вкусовых рецепторов языка


СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР


Слуховой анализатор состоит из рецепторного отдела - кортиевого органа, который расположен в улитке внутреннего уха. Отсюда начинается слуховой нерв, далее задние бугры четверохолмия, медиальные коленчатые тела (проводниковый отдел). В височной доле коры головного мозга находится центральный отдел слухового анализатора.

Передача звуковой волны к кортиеву органу происходит за счет воздушной и костной проводимости звука. Воздушная передача осуществляется наружным и средним ухом. Звук улавливается наружным ухом, проводится к барабанной перепонке и вызывает ее колебания, которые по системе слуховых косточек среднего уха, через мембрану овального окошечка передаются на пере лимфу и эндо лимфу внутреннего уха, а через них -кортиеву органу. Костная проводимость осуществляется через кости черепа. В норме она значительно ниже воздушной.


Работа 2. Исследование костной и воздушной проводимости звука.

Проведение работы. Ножку звучащего камертона прикладывают к сосцевидному отростку височной кости. Слышен звук, который постепенно ослабевает и исчезает вовсе. Тут же камертон приближают к наружному слуховому проходу, и звук вновь становится слышным.

При поражении звукопроводящей системы воздушная проводимость оказывается ниже костной. Если ножку звучащего камертона прикладывают к средней линии головы, оба уха воспринимают звук в одинаковой степени. Закрывая один из слуховых проходов ватным тампоном, вновь прикладывают к тому же месту ножку звучащего камертона. Закрытое ухо воспринимает звук с большей силой. Это объясняется меньшей потерей звуковой волны через наружный слуховой проход.


Работа 3. Речевое исследование остроты слуха.

Исследование слуха производится с помощью речи, камертона и аудиометра. Во всех видах исследования слуха надо стремиться проводить его до работы. Нарушение нервно-психического равновесия и физическое утомление испытуемого значительно искажают действительное состояние слуха.

Исследование уха проводится в помещении, где обеспечивается тихая обстановка (шумовой фон не должен превышать 30 дБ) с минимальным расстоянием между врачом и испытуемым 6 м. Исследование проводится на каждое ухо в отдельности.

Наиболее важно определение слухового восприятия речи, которое является критерием возможности социального контакта больного.

Проведение работы. Слух исследуют сначала шепотом, затем - разговорной речью. Обследуемого ставят на расстоянии 6 м от себя. Исследуемое ухо должно быть направлено в сторону врача, а противоположное ухо медицинская сестра закрывает, плотно прижимая козелок к отверстию слухового прохода. Обследуемому объясняют, что он должен громко повторить услышанные слова (необходимо исключить чтение с губ, для этого обследуемый не должен смотреть в сторону врача). Врач шепотом произносит слова на выдохе (после спокойного вдоха) с низкими звуками: номер, нора, много, море, мороз и т.д. (таблица 1).


Слова с низкими звуками, произнесенные шепотом, воспринимаются здоровым ухом на расстоянии 6 метров (острота слуха равна 6 м).

Если обследуемый не слышит с расстояния 6 м, врач сокращает расстояние на 1 м и вновь исследует слух. Эта процедура повторяется до тех пор, пока обследуемый не будет слышать все произносимые слова. Остроту слуха выражают в метрах, указывающих расстояние, с которого обследуемый слышит слова, произнесенные шепотом.

Слова с высокими звуками: чаще, уж, щи и т.д. человек должен слышать на расстоянии 20 м.

При выраженной тугоухости проводят исследования обычной разговорной речью по тем же правилам.

Рекомендации к оформлению результатов работы: записать данные по определению остроты слуха.

ТАБЛИЦА СЛОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА

вон

вор

вру

мор

мну

но

ну

он

рву

ром

ум

ворон

ровно

руно

умно

умру

урон

двор

мимо

Мирон

много

море

мороз

мутно

номер

норов

нора

овин

свод

одно

окно

опор

ревун

ровня

роман

ий

ой

жечь

сжечь

сей

час

чай

чей

щи

язв

еще

жижа

заяц

зашей

ищи

сажа

сияй

сейчас

сеча

чаша

чеши

дача

жесть

зажать

зажить

сварка

зайка

зайти

зайчик

заказ

яша

шея


закись

зачесть

знать

кисть зять сажать

сайка

сдача

сич

ситец

снять

стая

смести

счистить

шить

съесть

сети

сядь

сеть

зажечь

счищать

чайка

часть

честь

чисти

чтец

тайна

шейка

шить

щека

езда

тише

жить

яйцо



Работа 4. Определение остроты слуха методом аудиометрии.

Речевой аудиометр представляет собой установку, состоящую из магнитофона, аудиометрической приставки, телефонов воздушной и костной проводимости, контрольного телефона, а также магнитофонной ленты с текстом из стандартных слов. Приставка позволяет изменять и измерять в децибеллах уровень интенсивности звука, подаваемого от магнитофона на приставку и телефоны воздушной и костной проводимости, переключать телефоны правого и левого уха, регулировать громкость звука в контрольном телефоне.

Проведение работы. Подготавливают аппаратуру к работе согласно инструкции. На магнитофон ставят кассету с текстом. Испытуемый садится на некотором расстоянии от прибора, надевает наушники телефона воздушной проводимости. На аудиометрической приставке устанавливают самую слабую интенсивность звука и просят испытуемого воспроизвести услышанные слова. С началом движения ленты постепенно усиливают звук до тех пор, пока испытуемый не повторит правильно два-три слова подряд. При этом стрелка индикатора интенсивности звука на аудиометрической приставке показывает степень потери слуха в децибеллах. Контрольный телефон используют для проверки правильности повторяемых слов.


Так проверяют бинауральный слух и слух каждого уха в отдельности сначала по воздушной проводимости, а затем, сменив наушники, по костной.

Рекомендации к оформлению результатов работы: записать данные по определению остроты слуха с помощью аудиометра.

Определение звуковой чувствительности у новорожденных осуществляется путем регистрации движений век в ответ на звук. Определяют также интенсивность звуков, вызывающих электроэнцефалографическую реакцию пробуждения у спящего ребенка или появление на электроэнцефалограмме вертекс-потенциала. Наблюдается реакция на звук вздрагиванием, изменением дыхания, сердцебиения, закрывание глаз, открывание рта и др. Обнаружено наличие звуковой чувствительности у плода – прослушивалось изменение сердцебиения плода в ответ на звуковое раздражение.



ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АНАЛИЗАТОР


Вестибулярный анализатор обеспечивает равновесие тела и правильность перемещения его в пространстве, участвует в регуляции мышечного тонуса, реагирует на перемену скорости при движении и перемену направления силы тяжести. Рецепторный отдел представлен волосковыми клетками полукружных каналов и преддверия внутреннего уха, вестибулярным нервом, вестибулярными ядрами продолговатого мозга, центральный отдел – различные зоны коры головного мозга.


Работа 5. Определение функционального состояния вестибулярного аппарата с помощью указательной пробы Барани.

Проведение работы. Испытуемый садится на вращающийся стул, на расстоянии 0,5 метра на уровне головы устанавливают карандаш или другой указатель, укрепленный в штативе в вертикальном положении. Посмотрев на карандаш, испытуемый, закрыв глаза, касается указательным пальцем его верхнего конца. Затем испытуемого вращают на стуле со скоростью 10 оборотов за 20 сек. Сразу же после остановки стула он, не открывая глаз, снимает руку с колена, протягивает ее вперед и снова пытается коснуться верхнего конца указателя. Обычно это сделать не удается, так как рука непроизвольно отклоняется в сторону вращения. Измеряют величину ошибки, то есть расстояние от пальца до верхнего конца указателя.

Резкое отклонение свидетельствует о нетренированности вестибулярного аппарата.


VII. Содержание занятия:

- Самостоятельная работа:

1. Речевое исследование остроты слуха.

2. Исследование воздушной и костной проводимости звука.

3. Исследование топографии вкусовых рецепторов языка.

4. Исследование функционального состояния вестибулярного аппарата с помощью указательной пробы Барани.

- Работа с преподавателем (разбор теоретического материала и методики выполнения работ).

1. Определение остроты слуха методом аудиометрии.

- Контроль исходного, текущего и конечного уровня знаний проводится по вопросам для самоподготовки с использованием тестов и ситуационных задач.



Тесты по физиологии анализаторов

1

а) миопия

б) гиперметропия

в) астигматизм



1. За сетчаткой

2. Перед сетчаткой

3. В разных участках по горизонтальному и вертикальному меридиану



. Установите соответствие между аномалией рефракции глаз
а и местом схождения лучей


Ответ: 1.а-3, б-2, в-1

2. а-2, б-1,в-3

3. а-1,б-3, в-2


2. Установите соответствие между клетками сетчатки глаза и названием содержащегося в них пигмента

1. Родопсин

2. Меланин

3. Йодопсин




О

а) пигментный эпителий

б) палочки

в) колбочки



твет: 1. а-2, б-1, в-3

2. а-1, б-2, в-3

3. а-3, б-3, в-1


3

А. Вкусовой

Б. Обонятельный

В. Слуховой

Г. Тактильный

Д. Зрительный


1. дистантные

2. контактные


.Установите соответствие между анализатором и видом рецептора

Ответ: 1. А-1, Б-1, В-1, Г-1, Д-2

2. А-2, Б-1,В-1,Г-2,Д-1

3. А-1, Б-2, В-2, Г-1, Д-2


4

1. Ядро одиночного пучка, таламус

2. Спинальный ганглий, ядро Голля,

Бурдаха, таламус

3. Ядра Бехтерева, Дейтерса, Швальбе

4. Верхние бугры четверохолмия

5. Нижние бугры четверохолмия



. Установите соответствие между анализатором и его подкорковым центром (промежуточной станцией)

О

а зрительный

б слуховой

в соматосенсорный

г вестибулярный

д вкусовой


а) зрительный

б) слуховой

в) соматосенсорный

г) вестибулярный

д) вкусовой


твет: 1. а-2, б-3, в-1, г-4, д-5

2. а-1,б-2, в-4,г-5,д-3

3. а-4, б-5, в-2, г-3, д-1

4. а-3, б-4, в-5, г-1, д-2

5. а-5, б-1, в-3, г-2, д-4

5. Установите соответствие между реакцией зрачка и раздражителем

а) расширение

б) сужение



О

1.Свет

2. Темнота

3. Боль

4. Передозировка наркоза

5. Возбуждение симпатических нервных волокон

6. Возбуждение парасимпатических нервных волокон



твет: 1. а-1,3,4,6, б-2,5

2. а-2,3,4,5,б-1,6


6

а) вкусовой

б) обонятельный

в) соматосенсорный

г) слуховой

д) зрительный



1. Зрительный нерв

2. Задние корешки спинного мозга

3. Хордальная струна, языкоглоточный нерв

4. Ольфакторный нерв

5. Кохлеарный нерв



. Установите соответствие между анализатором и его афферентными нервами


Ответ: 1. а-1, б-2, в-3, г-4, д-5

2. а-2, б-1 ,в-4, г-3, д-5

3.а-3, б-4, в-2, г-5, д-1

4. а-4, б-3, в-1, г-2, д-5

5. а-5, б-1, в-2, г-3, д-4

Ситуационные задачи по теме:

"ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ"


1. Сколько горошин под пальцами ощущается человеком с закрытыми глазами, если катать одну горошину двумя неперекрещенными и перекрещенными пальцами? Дайте объяснение результатам опыта. Кто описал этот феномен?


2. Какой покажется испытуемому вода, температура которой 20°, при помещении в нее обеих рук, если до этого он держал одну руку в воде температурой 40°, другую - температурой 10°? Чем объяснить возникающие при этом ощущения?


3. Человека усадили в кресло Барани и вращают с частотой 1 оборот за секунду. К какому состоянию это может привести? Опишите все его проявления и объясните причину их возникновения.