Файл: Основные факторы и прогнозирование совокупного спроса в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 517

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Проверка гипотезы о статистической значимости коэффициентов регрессии, характеризующих степень значимости факторных признаков от совокупного спроса на картофель за 2011-2022 гг.

Показатели

7-пересечение

Переменная X1

Переменная X5

Коэффициенты

176.343

0.813

-0.005

Стандартная ошибка

93.95

0.13

0.00

t-статистика

2.88

6.07

3.12

P- Значение

0.09

0.00

0.01

Нижние 95%

-36.18

0.51

-0.01

Верхние 95%

388.86

1.12

0.00


Затем необходимо получить прогнозные значения факторов, используемых в модели, для построения прогноза результативного признака.

На основании полиномиального тренда второго порядка получим следующие уравнения:

  • для производства картофеля во всех категориях хозяйств Иркутской области: у = 811.7 + 3.842" t2 - 59.129 t (R2= 0.78);

  • для среднедушевого денежного дохода населения Иркутской области: у = 1204.8 + 22.376 t2 + 1131.9" t(R2= 0.99).

На основе прогноза выявлены наиболее вероятные показатели производства картофеля и среднедушевого денежного дохода, которые приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Прогнозные значения объемов совокупного спроса на картофель, производства и среднедушевого денежного дохода населения на 2021-2022 гг.

Показатели

Годы

2021

2022

Объем производства картофеля, тыс. т

692.3

736.9

Среднедушевые денежные доходы, тыс. руб.

19701.0

21437.1

Совокупный спрос на картофель, тыс. т

640.7

668.3



Используя прогнозные значения факторов и уравнение регрессии, рассчитаем объемы совокупного спроса на картофель. Прогнозные значения совокупного спроса на картофель на 2021-2022 годы увеличиваются за счет повышения объемов производства картофеля и снижаются за счет увеличения среднедушевых денежных доходов населения. Таким образом, совокупный спрос на картофель в 2022 году увеличится до 668.3 тыс. т, что на 8.2% выше, чем в 2021 году. Необходимо отметить, что один из факторов оказывает отрицательное влияние на результативный признак. Совокупный спрос на картофель снижается при увеличении среднедушевых денежных доходов населения.

На основании проведенных исследований нами выделены основные направления по увеличению предложения картофеля и повышению спроса на него:

  1. Диверсификация производства картофеля, увеличение ассортимента картофеля и продуктов его переработки.

  2. Развитие индустриального крупнотоварного производства картофеля на базе высокотоварных коллективных хозяйств, а также уменьшение доли хозяйств населения (с использованием ручного труда) в производстве картофеля.

  3. Стимулирование спроса на картофель и продукты его переработки путем информирования потребителей о качестве и полезных свойствах картофеля как диетического продукта.

  4. Развитие фирменной торговли путем применения современной упаковки для картофеля (сетка-мешок, сетка-рукав, вакуумная упаковка и др.).

  5. Развитие закупок картофеля на тендерных площадках для государственных нужд (школы, детские сады, больницы, армия, колонии и т.д.), развитие сети пунктов общественного питания.


3 Перспективные направления и проблемы стимулирования совокупного спроса в Росси

3.1 Стимулирование совокупного спроса в экономике России
Рост экономики России с 2013 г. стабильно ниже темпов роста мирового ВВП. Согласно различным прогнозам, низкие темпы роста в России сохранятся и в ближайшие годы. Это осложняет решение задач, поставленных Президентом РФ В. В. Путиным в майских указах 2018 г., где в качестве национальной цели развития, в том числе значится «обеспечение темпов экономического роста выше мировых.

Определенные ограничительное давление на расширение экспорта могут оказать и антироссийские санкции. Кроме того, нестабильность на внешних финансовых рынках и геополитическая напряженность способствуют сохранению высокого уровня неопределенности. В случае обвала на мировых финансовых рынках цены на сырьевых рынках могут существенно снизиться, что сократит приток экспортной выручки в РФ.



Поскольку прогнозы роста в основных странах выглядят сдержанно, а также вносят свою негативную роль санкционные препятствия (включая санкции, которые могут распространяться на третьи стороны), рассчитывать на внешний фактор как существенный механизм, стимулирующий спрос на российские товары, приходится лишь с оговорками. В таких условиях представляется целесообразным повышение значимости внутреннего спроса и национальных механизмов как рычагов роста и для отдельных направлений и регионов, и для экономики в целом.

Отметим, что, согласно ряду исследований, хотя значимость внутренних источников и внутреннего спроса для экономического роста различается по странам, во многих странах внутренние источники являются важнейшей составляющей роста.

Однако проводимая различными ведомствами экономическая политика в РФ — денежно-кредитная, бюджетная, налоговая, — крайне несогласована и создает препятствия для расширения текущей и инвестиционной активности, внутреннего спроса и всей экономики.

В сложившихся условиях важную роль должен сыграть внутренний спрос — спрос со стороны бизнеса и домашних хозяйств. Однако в последние годы со стороны домашних хозяйств наблюдается низкий спрос. Так, за период 2000–2013 гг. среднегодовой индекс физического объема оборота розничной торговли превысил 109%, а за период 2014–2018 гг. он составил всего 98,4%. Это свидетельствует о существенном снижении покупательной активности домохозяйств, а также о формировании отложенного спроса, увеличивая потенциал этого фактора в будущем.

По итогам 2018 г. оборот розничной торговли вырос на 2,8 %. Причем в целом в регионах картина несколько улучшилась. Так, если в 2016 г. положительная динамика оборота розничной торговли была только в 10 регионах (Чукотский АО, Ленинградская область, Белгородская область, Республика Адыгея, Костромская область, Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург и Севастополь), то в 2018 г. все регионы за исключением одного (Республика Дагестан) показали рост.

При этом в 43 регионах динамика была отрицательной, в четырех рост был нулевой. Естественно, сокращающиеся доходы не являются фактором, поддерживающим внутренний спрос домашних хозяйств. При этом рост розничной торговли происходит во многом благодаря наращиванию задолженности населения перед банковским сек тором. Так, портфель кредитов населению растет темпами, превышающими рост портфеля кредитов нефинансовым организациям (52 % и 15 % соответственно за период 2015 г. — октябрь 2019 г.). Частично рост задолженности происходит вследствие рефинансирования ранее взятых кредитов. Однако в условиях стагнирующих инвестиций и производства, которые будут тормозить повышение доходов населения, такая ситуация несет определенные риски как для населения, так и для стабильности отдельных банков. Учитывая меры Банка России по ограничению потребительского кредитования банками, которые регулятор вводит в последнее время, столь же активное рефинансирование населением ранее взятых банковских кредитов в дальнейшем может быть затруднено. В целом неоправданное наращивание задолженности населения является фундаментальным фактором, снижающим потенциал потребительского спроса в будущем [8, с. 14].


Ограничителем потребительского спроса является и сложившийся высокий абсолютный уровень цен, хотя годовой показатель инфляции в 2017–2018 гг. находился на исторически низких для России уровнях. За период 2014– 2018 гг. цены на потребительские товары выросли более чем на 40%. Рост цен на отдельные товары в этот период достиг 50–90%. Это означает, что даже при невысокой инфляции домашние хозяйства при сокращающихся доходах уже не могут позволить себе покупать тот набор потребительских товаров, который могли позволить себе пять лет назад. Поэтому, несмотря на то, что в 2017–2018 гг. цены росли меньшими темпами, чем в предыдущие годы, важен сложившийся абсолютный уровень цен, который в настоящее время существенно ограничивает потребительский спрос.

Расчеты показывают, что увеличение курса доллара на 1 рубль приводит к росту инфляции на 0,21%. Увеличение курса доллара на 1 рубль с лагом в 6 месяцев также оказывает положительное влияние на инфляцию и приводит к росту инфляции на 0,172%. Таким образом, был выявлен двойной эффект влияния номинального курса доллара США: часть цен изменяется сразу, в том же месяце, а часть — в течение полугода.

Укажем также, что дешевеющий рубль сжимает внутренний спрос, при этом дорожающий рубль, напротив, оказывает обратный эффект, тормозя рост цен и создавая тем самым условия для расширения потребительского спроса. Более того, удорожание рубля усиливает эффект дохода, способствуя большей склонности к потреблению в целом.

Также дешевеющий рубль вносит значимый вклад в рост цен производителей. Отметим, что за период 2014–2018 гг., то есть после введения режима свободного плавания, цены производителей повысились на 55 %. За 2014–2018 гг. уровень цен на продукцию инвестиционного назначения увеличился на 35%, уровень цен приобретения машин и оборудования инвестиционного назначения повысился на 45%. Рост цен производителей сокращает эффективность их деятельности и ограничивает доходы работников.

В 2018 г. волатильность рубля росла каждый раз, когда объявлялись антироссийские санкции (весной и осенью) и рубль дешевел. Дешевеющий рубль затрудняет инвестиционный импорт, что ограничивает развитие отдельных отраслей, особенно сильно зависящих от импортных комплектующих и сырья.


Подчеркнем, что недостаточное внимание регуляторов к такому фактору инфляции, как курс рубля, может привести к повышению вклада этого компонента в инфляцию и, в конечном итоге, будет способствовать общему увеличению уровня цен. С целью снижения уровня инфляции и уменьшения инфляционных рисков нельзя допускать увеличения волатильности курса рубля, значительной девальвации курса рубля, а также существенного усиления нынешнего достаточно высокого уровня недооценки курса рубля по отношению к курсу по ППС (в 2,5 раза).

Еще одним фактором роста инфляции является повышение базовой ставки НДС с 2019 г., решение о котором было принято в 2018 г. Оно спровоцировало рост потребительских цен уже во второй половине 2018 г. В 2019 г. вклад повышения НДС в инфляцию оказался умеренным и отмечался в основном в первой половине года, что является результатом ряда факторов: частичного включения в уровень цен ожидаемого роста НДС уже в 2018 г., укрепления рубля в 2019 г., более плавного повышения цен крупными розничными торговыми сетями.

Планы по росту НДС способствовали повышению ожиданий населения по инфляции с середины 2018 г. Банк России, расценив, что неопределенность с дальнейшей динамикой цен и инфляционными ожиданиями высока, во второй половине 2018 г. дважды повысил ключевую ставку (до 7,75% в декабре).

Кроме того, повышение ставки НДС будет способствовать дальнейшему ухудшению структуры роста экономики, замедляя рост в отраслях с повышенной добавленной стоимостью.

Отметим, что в 2018 г. рост в добывающих производствах вновь превышал рост в обрабатывающих (4,1% и 2,6% соответственно). В 2019 г. данная тенденция продолжилась. Отметим, что снижение уровня налогов является значимым и активно применяемым инструментом для стимулирования экономического роста в мире. В частности, в последние годы отмечалось значительное уменьшение ставки налогов в США и Китае. За последние 20 лет заметно снижен налог на корпоративные доходы в странах ОЭСР.

Вследствие высоких процентных ставок на российском рынке, нестабильного курса рубля, постоянно меняющейся налоговой нагрузки, а также в целом высокой неопределенности перспектив развития динамика инвестиций в основной капитал в 2014–2016 гг. была отрицательной. Снизилась и доля инвестиций в ВВП. Хотя в целом отношение инвестиций к ВВП в России соответствует показателю ряда развитых стран, тем не менее она существенно ниже, чем у лидеров в группе развивающихся стран