Файл: Реферат Тема Древнеиндийская философия Астика. Омск 2023.pdf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Письменная работа N1 1 семестр
Дисциплина: Философия
Реферат
Тема: Древнеиндийская философия Астика.
Омск 2023.
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Письменная работа N1 1 семестр
Дисциплина: Философия
Реферат
Тема: Древнеиндийская философия Астика.
Омск 2023.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Особенности древнеиндийской философии.....................................5
Глава 2. Этапы развития древнеиндийской философии................................8
Глава 3. Астика как одно из основных направлений
Древнеиндийской философии...........................................................11
Заключение............................................................................................ Список использованной литературы
3
ВВЕДЕНИЕ
В истории философии, берущей отсчёт с го года до нашей эры, когда,
предположительно, были написаны Веды, священные, ныне относящиеся к ортодоксальной индийской школе мысли (Астике), тексты, путь востока оставался и посей день остаётся принципиально отличным от хорошо знакомого нам западного, те. европейского пути развития, настолько что в современном дискурсе наличествует евразийское отрицание - например,
деление на философию и нефилософию, к которой иные мыслители несправедливо относят восточную. С другой стороны бытует ложное мнение,
что Ведический канон следует воспринимать прафилософским пунктом, от коего человечеству суждено стремительно двигаться к космологической сингулярности. Однако доказано, что это не совсем таки восток с западом в своём самосознании (первое время) шли параллельно. В будущем же, восток развивался более плавно люди рефлексировали, задавали вопросы, меняли мнение о непреложности ритуалов и их действенности, в то время как на западе осмысление религии претерпевало самые резкие, иногда неожиданные повороты.
Долгое время Веды являлись единственным подспорьем, определяющим этический, рационалистический и даже нормативный вопрос сословного сосуществования в древнейшей цивилизации такие жёсткие ограничения обусловлены в первую очередь рядом сакральных символов, религиозных идей,
как например, распространённые на западе сансара (круг перевоплощений) и карма (условие для пребывания в сансаре), или нирвана (полное ничто,
освобождение от материальных перевоплощений (реинкарнация, или рассеивание кармы. Большую любовь во всём мире приобрела школа (санскр.
даршана - воззрение) Йоги (проистекающую из веданского корпуса) и Буддизм
(он уже является некоей оппозицией
В общем философский биом индии, в наш день представляет плюрализм взглядов и понятий. Делится он на две полноценные подсистемы Астика и
Настика (неортодоксальные школы, для которых веды - неавторитетный модус)
Мы поговорим об Астике.
Цель: понять общую концепцию ортодоксальной (астической) картины индийской философской традиции.
Задача: Рассмотреть основные школы, входящие в блок астики.
Настика (неортодоксальные школы, для которых веды - неавторитетный модус)
Мы поговорим об Астике.
Цель: понять общую концепцию ортодоксальной (астической) картины индийской философской традиции.
Задача: Рассмотреть основные школы, входящие в блок астики.
ГЛАВА Особенности древнеиндийской философии.
В середине I тысячелетия до нашей эры одновременно с Грецией возникает философия в Индии. На основе экономических, социальных,
политических и духовных предпосылок складывается духовная атмосфера,
благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением.
Философия Древней индии характеризуется рядом особенностей. общие черты философии Древнего Востока. слабый интерес к социальными политическим проблемам. направленность на анализ духовного мира человека, на поиск индивидуального пути спасения, интерес к самоанализу и саморегуляции.
Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.
Некоторые полагают, что индийская философия (Indian philosophy) есть синоним философии индусов (Hindu philosophy). Это было бы верно в том случае, если бы слово индус понималось исключительно в географическом смысле — как житель Индии. Однако поскольку под словом «индус»
подразумевается последователь индуизма, то есть определённого религиозного верования, то такое отождествление было бы неправильным.
Индийская философия отличается поразительной широтой кругозора,
которая свидетельствует о её неуклонном стремлении к отысканию истины.
Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению,
тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привёл к образованию особого метода философского рассмотрения,
а именно прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Это установление
В середине I тысячелетия до нашей эры одновременно с Грецией возникает философия в Индии. На основе экономических, социальных,
политических и духовных предпосылок складывается духовная атмосфера,
благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением.
Философия Древней индии характеризуется рядом особенностей. общие черты философии Древнего Востока. слабый интерес к социальными политическим проблемам. направленность на анализ духовного мира человека, на поиск индивидуального пути спасения, интерес к самоанализу и саморегуляции.
Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.
Некоторые полагают, что индийская философия (Indian philosophy) есть синоним философии индусов (Hindu philosophy). Это было бы верно в том случае, если бы слово индус понималось исключительно в географическом смысле — как житель Индии. Однако поскольку под словом «индус»
подразумевается последователь индуизма, то есть определённого религиозного верования, то такое отождествление было бы неправильным.
Индийская философия отличается поразительной широтой кругозора,
которая свидетельствует о её неуклонном стремлении к отысканию истины.
Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению,
тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привёл к образованию особого метода философского рассмотрения,
а именно прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Это установление
доводов оппонента должно быть первоначальной точкой зрения (пурвапакша).
Затем следуете опровержение (кхандана) и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа, которая поэтому называется последующей точкой зрения (уттарапакша), или выводом (сиддханта).
Этот всеобъемлющий характер индийской философии — терпимость одних её философских школ по отношению к другим — имел то положительное значение, что каждая философская система приняла обоснованный и завершенный вид. Если мы откроем обширные труды ведантистов, то найдём там тщательное и продуманное рассмотрение точек зрения всех других систем чарвака, буддийской, джайнской, санкхьи, йоги,
мимансы, ньяйи и вайшешики; равным образом в трудах буддийских или джайнских философов рассматриваются взгляды других философских систем.
Поэтому каждая система становится энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям. Неудивительно поэтому, что многие проблемы современной западной философии были уже рассмотрены в индийской философии. Касаемо отличительных черт индийской философии, стоит отметить, что индивидуальное творческое начало в индийской философии выражено чрезвычайно слабо. Хотя источники и донесли до нас отдельные имена индийских философов, но их индивидуальный вклад в индийскую философию в значительной мере растворен в коллективном творчестве,
принявшем форму того или иного направления или школы. Это своего рода
«безликость» индийской философии. Та же безликость философской мысли в
Индии неразрывно связана и с такой её чертой, как крайняя хронологическая неопределённость её памятников, иногда датируемых в диапазоне не только веков, но и целых тысячелетий. В духовной культуре Древней Индии почти отсутствовала историческая наука.
Другая отличительная черта древнеиндийской философии - связь с собственно научной мыслью. Вообще говоря, вне отношения к научному знанию нет никакой философии, в том числе и философии древнего мира
Затем следуете опровержение (кхандана) и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа, которая поэтому называется последующей точкой зрения (уттарапакша), или выводом (сиддханта).
Этот всеобъемлющий характер индийской философии — терпимость одних её философских школ по отношению к другим — имел то положительное значение, что каждая философская система приняла обоснованный и завершенный вид. Если мы откроем обширные труды ведантистов, то найдём там тщательное и продуманное рассмотрение точек зрения всех других систем чарвака, буддийской, джайнской, санкхьи, йоги,
мимансы, ньяйи и вайшешики; равным образом в трудах буддийских или джайнских философов рассматриваются взгляды других философских систем.
Поэтому каждая система становится энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям. Неудивительно поэтому, что многие проблемы современной западной философии были уже рассмотрены в индийской философии. Касаемо отличительных черт индийской философии, стоит отметить, что индивидуальное творческое начало в индийской философии выражено чрезвычайно слабо. Хотя источники и донесли до нас отдельные имена индийских философов, но их индивидуальный вклад в индийскую философию в значительной мере растворен в коллективном творчестве,
принявшем форму того или иного направления или школы. Это своего рода
«безликость» индийской философии. Та же безликость философской мысли в
Индии неразрывно связана и с такой её чертой, как крайняя хронологическая неопределённость её памятников, иногда датируемых в диапазоне не только веков, но и целых тысячелетий. В духовной культуре Древней Индии почти отсутствовала историческая наука.
Другая отличительная черта древнеиндийской философии - связь с собственно научной мыслью. Вообще говоря, вне отношения к научному знанию нет никакой философии, в том числе и философии древнего мира
Однако характер связи философии с конкретно-научным знанием был различен уже в древнем мире. Отдельные элементы естественнонаучной мысли,
отражавшие тысячелетний опыт человечества, были вкраплены в религиозно- мифологическую идеологию. Только учитывая наличие такого рода знаний,
основанных на общечеловеческом опыте (например, медицинских, наиболее характерных в этом отношении, можно понять тот факт, что исходным пунктом развития философской мысли в Древней Индии — да ив других странах древнего мира — стала религиозно-мифологическая мысль.
Для древнеиндийской философии является характерным то, что естественнонаучные знания (астрономия, физика) не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии. В-третьих,
для древнеиндийской философии был характерен глубокий традиционализм.
Если, например, в западноевропейской традиции философия постоянно ассоциируется со скепсисом, неустанностью поиска истины, то для индийской типично осуждение сомнений, утверждение их бесплодности, а потому вредности. Восточная традиция, несмотря на разнообразие школ,
демонстрировала постоянство и преемственность на протяжении многих столетий. В это же время западная философия развивалась через борьбу идей, в процессе которой новые теории вызревали в недрах старых и, преодолевая их,
приходили им на смену
отражавшие тысячелетний опыт человечества, были вкраплены в религиозно- мифологическую идеологию. Только учитывая наличие такого рода знаний,
основанных на общечеловеческом опыте (например, медицинских, наиболее характерных в этом отношении, можно понять тот факт, что исходным пунктом развития философской мысли в Древней Индии — да ив других странах древнего мира — стала религиозно-мифологическая мысль.
Для древнеиндийской философии является характерным то, что естественнонаучные знания (астрономия, физика) не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии. В-третьих,
для древнеиндийской философии был характерен глубокий традиционализм.
Если, например, в западноевропейской традиции философия постоянно ассоциируется со скепсисом, неустанностью поиска истины, то для индийской типично осуждение сомнений, утверждение их бесплодности, а потому вредности. Восточная традиция, несмотря на разнообразие школ,
демонстрировала постоянство и преемственность на протяжении многих столетий. В это же время западная философия развивалась через борьбу идей, в процессе которой новые теории вызревали в недрах старых и, преодолевая их,
приходили им на смену
Глава 2. Этапы развития древнеиндийской философии.
Существуют общие закономерности развития древнеиндийской философии. Во-первых, самосознание древних индийцев конструируется по типу родовых субстанциально-генетических связей. Род объективирует своё
сознание в природе, но себя из неё не выделяет. Такое соотношение природы,
человека и сознания в первоначальной или первой индийской философии реализуется в мировоззренческих концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций родового сознания. Геометрия и стереометрия космического времени, пространства и пластики сознания древних индийцев содержат в себе возможность числовой абстракции философской категории, которая затем проявляется в философских учениях. В- третьих, телесно-духовные оппозиции категорий верха и низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии. Выбор предфилософского типа фиксации сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве исходной основы и философского направления диктуется не произволом философа, а его социальными условиями и классовыми интересами. В частности, веданта избирает миф, миманса - ритуал и т.д.
Предфилософия начинается в родовом обществе коллективными формами сознания. Каждый этапе развития сопровождается качественными изменениями самосознания дорефлективное родовое сознание сменяется послеродовыми мировоззренческими нравственными исканиями мудреца. В
классовом обществе с государственным устройством предфилософия сменяется философским познавательным творчеством, первой философией. Понятийные образы предфилософии попадают в философскую разработку и выливаются в абстрактную всеобщность. При этом философия сохраняет в своём категориальном арсенале понятийный образ первопредка,
хотя и
трансформирует его, придавая ему другие значения
Существуют общие закономерности развития древнеиндийской философии. Во-первых, самосознание древних индийцев конструируется по типу родовых субстанциально-генетических связей. Род объективирует своё
сознание в природе, но себя из неё не выделяет. Такое соотношение природы,
человека и сознания в первоначальной или первой индийской философии реализуется в мировоззренческих концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций родового сознания. Геометрия и стереометрия космического времени, пространства и пластики сознания древних индийцев содержат в себе возможность числовой абстракции философской категории, которая затем проявляется в философских учениях. В- третьих, телесно-духовные оппозиции категорий верха и низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии. Выбор предфилософского типа фиксации сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве исходной основы и философского направления диктуется не произволом философа, а его социальными условиями и классовыми интересами. В частности, веданта избирает миф, миманса - ритуал и т.д.
Предфилософия начинается в родовом обществе коллективными формами сознания. Каждый этапе развития сопровождается качественными изменениями самосознания дорефлективное родовое сознание сменяется послеродовыми мировоззренческими нравственными исканиями мудреца. В
классовом обществе с государственным устройством предфилософия сменяется философским познавательным творчеством, первой философией. Понятийные образы предфилософии попадают в философскую разработку и выливаются в абстрактную всеобщность. При этом философия сохраняет в своём категориальном арсенале понятийный образ первопредка,
хотя и
трансформирует его, придавая ему другие значения
Первая философия закладывает прочные основания традиционализма в сознании. Тем самым она начинает обслуживать устойчивые социально- экономические системы, сохранившиеся в Индии вплоть до ХХ века. На каждом историческом этапе развития индийского общества духовная древность тесно соседствовала с современностью.
Отмечу некоторые, наиболее общие черты древнеиндийской философии,
которые отличают её от философии древнегреческой. Индийская философия характеризуется неполной отчлененностью от предфилософии.
В
древнеиндийской философии преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение, задававшее древним индийцам свои высшие ценности.
Этапы развития:
Можно выделить три основных этапа, в течение которых философская мысль претерпела существенные метаморфозы. Ведический период – 15-16 вв. до нашей эры. Это период написания ранних Вед, характеризующийся привнесением концепции Дхармы универсального закона, устанавливающего правила общественной и личной жизни и нацеленного на достижение гармонии и счастья. Веды (дословно знания)
–
религиозно-философские трактаты,
которые создавались пришедшими в Индию после 15 века до нашей эры из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами ариев. Наибольший интересу исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части вед упанишады,
в которых даётся философская трактовка содержания вед.
Как правило, веды состояли из нескольких частей. Это священное писание, религиозные гимны «самхиты». Далее шло описание ритуалов
«брахманы», написанные брахманами жрецами и используемые ими при отправлении религиозных культов. Книги лесных отшельников «араньяки» и философские комментарии к ведам «упанишады».
В ведах запечатлены всезнания Ариев того времени о самих себе и об окружающем мире. Известны четыре веды Ригведа (веда гимнов, Самаведа
Отмечу некоторые, наиболее общие черты древнеиндийской философии,
которые отличают её от философии древнегреческой. Индийская философия характеризуется неполной отчлененностью от предфилософии.
В
древнеиндийской философии преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение, задававшее древним индийцам свои высшие ценности.
Этапы развития:
Можно выделить три основных этапа, в течение которых философская мысль претерпела существенные метаморфозы. Ведический период – 15-16 вв. до нашей эры. Это период написания ранних Вед, характеризующийся привнесением концепции Дхармы универсального закона, устанавливающего правила общественной и личной жизни и нацеленного на достижение гармонии и счастья. Веды (дословно знания)
–
религиозно-философские трактаты,
которые создавались пришедшими в Индию после 15 века до нашей эры из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами ариев. Наибольший интересу исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части вед упанишады,
в которых даётся философская трактовка содержания вед.
Как правило, веды состояли из нескольких частей. Это священное писание, религиозные гимны «самхиты». Далее шло описание ритуалов
«брахманы», написанные брахманами жрецами и используемые ими при отправлении религиозных культов. Книги лесных отшельников «араньяки» и философские комментарии к ведам «упанишады».
В ведах запечатлены всезнания Ариев того времени о самих себе и об окружающем мире. Известны четыре веды Ригведа (веда гимнов, Самаведа
веда напевов, священных мелодий, Яджурведа (веда жертвенных формул) и
Атхарведа (веда магических заклинаний. Эпический этап – 6-2 вв. до нашей эры. Приземлённая концепция
Дхармы трансформируется в стремление освобождения от бесконечного цикла перерождений. Прежняя смысловая нагрузка Дхармы не отбрасывается, но обогащается понятием личного духовного освобождения (мокши), которое становится доминирующим. Наиболее известными источниками периода являются две поэты – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Также это период становления основных классических школ философии и деления их на ортодоксальные – астика (основанные на ведийских знаниях) и оппозиционные настика. К первой группе принадлежат шесть главных философских систем:
миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы
—
материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская.
3. Эра сутр – 2 век до нашей эры в. н.э. В середине го тысячелетия нашей эры вводится понятие бхакти – служение и любовь к личному божеству.
В этот период основной целью становится не столько уход от череды земных воплощений, сколько достижение единения с божеством ещё при жизни. Сутра краткий философский трактат, рассматривающий отдельные проблемы
(например, «нама-сутра» и др. Эра сутр завершает период древнеиндийской философии.
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18-20 вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности английской
Атхарведа (веда магических заклинаний. Эпический этап – 6-2 вв. до нашей эры. Приземлённая концепция
Дхармы трансформируется в стремление освобождения от бесконечного цикла перерождений. Прежняя смысловая нагрузка Дхармы не отбрасывается, но обогащается понятием личного духовного освобождения (мокши), которое становится доминирующим. Наиболее известными источниками периода являются две поэты – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Также это период становления основных классических школ философии и деления их на ортодоксальные – астика (основанные на ведийских знаниях) и оппозиционные настика. К первой группе принадлежат шесть главных философских систем:
миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы
—
материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская.
3. Эра сутр – 2 век до нашей эры в. н.э. В середине го тысячелетия нашей эры вводится понятие бхакти – служение и любовь к личному божеству.
В этот период основной целью становится не столько уход от череды земных воплощений, сколько достижение единения с божеством ещё при жизни. Сутра краткий философский трактат, рассматривающий отдельные проблемы
(например, «нама-сутра» и др. Эра сутр завершает период древнеиндийской философии.
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18-20 вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности английской
ГЛАВА 3. Астика как одно из основных направлений древнеиндийской философии.
Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В её рамках была создана оригинальная философия,
оказавшаяся большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени как в самой Индии, таки за её пределами, в частности, в западной Европе.
В эпоху перехода от родового общества к раннеклассовому происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии.
В развитии древнеиндийской философии можно выделить два основных направления ортодоксальное (астика) – признающее авторитет Веди неортодоксальное(настика) – отрицающее Веды. Каждое направление имело несколько школ, развивающихся параллельно.
Астика – течение, признающее священность Вед. К этому направлению относятся 6 философских школ санкхья, веданта, ньяя, миманса, вайшешика,
йога. Течение астики представлено идеалистическими и дуалистическими учениями.
Рассмотрим некоторые из основных философских систем. Философия веданта.
Философской системой, непосредственно опирающейся на Веды,
является веданта (завершение вед, которая служила теоретическим обоснованием брахманизма. Для этой философии спекулятивная часть ведического комплекса (Упанишады) есть тоже самое, что для христианской философии Новый завет. Из Упанишад заимствуется, прежде всего, учение о
Брахмане-Атмане как абсолютной субстанции, основе всего сущего.
Важнейшими древними источниками по философии веданты являются трактат
Бадараяны (II в. н.э.), а также комментарии Шанкары (VIII-IX вв. н.э.).
Согласно веданте абсолютной духовной сущностью мира является
Брахман - причина всего сущего. Тождественной с Брахманом считается душа
12
(джива), которая вечна, безначальна и неучтожима. Душа - это сознание,
рассматриваемое как вечно существующая, самоочевидная реальность. Философия санкхья
Одной из ранних философских школ, имеющих прямое отношение к ведической традиции, является санкхья. Основателем её был Капила (VI века до нашей эры. Самым древним из дошедших до нас трудов является работа
Ишвара-Кришны «Санкхья - карика».
Санкхья - это дуалистическая философия, которая пытается объяснить все мироздание и найти спасение от страдания, исходя из двух изначальных реальностей - пракрити (материя, природа) и пуруши (абсолютная душа).
Правда, диалистична лишь классическая санкхья, а возникшие на её основе варианты носят либо материалистический, либо теистический характер. Философия Ньяя и Вайшешика. Эти школы сформировались примерно в веке дон. э. Со временем они объединились в одну философскую систему.
Ньяя (в дословном переводе с санскрита — правило, канон, логика вообще)
является гносеологической школой.
Источниками знания представители этой школы считают восприятие, умозаключение, свидетельство и аналогию. Именно эти четыре источника определяют мотивацию поступков человека. Предметом размышлений для представителей этой школы являлись проблемы логики, семантики, грамматики и теории познания, возникающие при определении правил ведения философских диспутов и нахождении критериев достоверного опытного знания.
Вайшешика (от санскр. - вишеша – особенный, отличный) осуществляла метафизическое осмысление бытия, поэтому здесь предпринят анализ базовых элементов – земли, воды, воздуха и огня. Сточки зрения вайшешики,
разнообразие, характерное для чувственно воспринимаемого мира, порождено искажённым восприятием. Субстанция не меняется, она едина. Изменяются только её формы. Субстанция является главной из шести категорий,
определяющих всё существующее. Пять других – это качество, действие, общее,
особенное и присущее. Вайшешика придерживается атомистической точки
Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В её рамках была создана оригинальная философия,
оказавшаяся большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени как в самой Индии, таки за её пределами, в частности, в западной Европе.
В эпоху перехода от родового общества к раннеклассовому происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии.
В развитии древнеиндийской философии можно выделить два основных направления ортодоксальное (астика) – признающее авторитет Веди неортодоксальное(настика) – отрицающее Веды. Каждое направление имело несколько школ, развивающихся параллельно.
Астика – течение, признающее священность Вед. К этому направлению относятся 6 философских школ санкхья, веданта, ньяя, миманса, вайшешика,
йога. Течение астики представлено идеалистическими и дуалистическими учениями.
Рассмотрим некоторые из основных философских систем. Философия веданта.
Философской системой, непосредственно опирающейся на Веды,
является веданта (завершение вед, которая служила теоретическим обоснованием брахманизма. Для этой философии спекулятивная часть ведического комплекса (Упанишады) есть тоже самое, что для христианской философии Новый завет. Из Упанишад заимствуется, прежде всего, учение о
Брахмане-Атмане как абсолютной субстанции, основе всего сущего.
Важнейшими древними источниками по философии веданты являются трактат
Бадараяны (II в. н.э.), а также комментарии Шанкары (VIII-IX вв. н.э.).
Согласно веданте абсолютной духовной сущностью мира является
Брахман - причина всего сущего. Тождественной с Брахманом считается душа
12
(джива), которая вечна, безначальна и неучтожима. Душа - это сознание,
рассматриваемое как вечно существующая, самоочевидная реальность. Философия санкхья
Одной из ранних философских школ, имеющих прямое отношение к ведической традиции, является санкхья. Основателем её был Капила (VI века до нашей эры. Самым древним из дошедших до нас трудов является работа
Ишвара-Кришны «Санкхья - карика».
Санкхья - это дуалистическая философия, которая пытается объяснить все мироздание и найти спасение от страдания, исходя из двух изначальных реальностей - пракрити (материя, природа) и пуруши (абсолютная душа).
Правда, диалистична лишь классическая санкхья, а возникшие на её основе варианты носят либо материалистический, либо теистический характер. Философия Ньяя и Вайшешика. Эти школы сформировались примерно в веке дон. э. Со временем они объединились в одну философскую систему.
Ньяя (в дословном переводе с санскрита — правило, канон, логика вообще)
является гносеологической школой.
Источниками знания представители этой школы считают восприятие, умозаключение, свидетельство и аналогию. Именно эти четыре источника определяют мотивацию поступков человека. Предметом размышлений для представителей этой школы являлись проблемы логики, семантики, грамматики и теории познания, возникающие при определении правил ведения философских диспутов и нахождении критериев достоверного опытного знания.
Вайшешика (от санскр. - вишеша – особенный, отличный) осуществляла метафизическое осмысление бытия, поэтому здесь предпринят анализ базовых элементов – земли, воды, воздуха и огня. Сточки зрения вайшешики,
разнообразие, характерное для чувственно воспринимаемого мира, порождено искажённым восприятием. Субстанция не меняется, она едина. Изменяются только её формы. Субстанция является главной из шести категорий,
определяющих всё существующее. Пять других – это качество, действие, общее,
особенное и присущее. Вайшешика придерживается атомистической точки
зрения. Атомы никем не созданы и существуют вечно, но они пассивны первое движение они получают от невидимой силы и затем соединяются под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и управляется особым всеобщим моральным законом (дхарма).
4. Философия йога
Древние ведические корни имеет классическая йога, основателем которой был Патанджали (II век до нашей эры. Все восемь частей этой философии восходят к элементам йогической практики, содержащимся в ряде упанишад.
Это учение разрабатывало способы обуздания мысли, способы отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой очищенной мысли в самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек сознает, по мнению представителей этой школы, отличие своего я от мира, освобождается от него. Этой цели сосредоточения мысли служат различные позы и положения тела, контроль над дыханием и т.п. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.д. В
систему предписаний йоги входит также требование поклонения богу. Миманса (в дословном переводе – исследование, изучение) возникла как изучение Вед. Миманса подразделяется на две школы пурва-миманса
(ранняя) и уттара-миманса (более позднее учение. Считается, что основателем мимансы и автором «Миманса-сутр» был мудрец Джаймини, живший в III веке н. э. Как школа миманса сформировалась в IV–VIII вв. н. э. Этот периоде развития связан с именем Кумарилы, считающегося одним из величайших философов Индии.
Миманса старается логически осмыслить предписания Веди заявляет о том, что в Ведах заключена истина в последней инстанции. И каждый человек должен осмысливать предписания, применяя их к конкретным жизненным ситуациям. В теории познания мимансы утверждается вечность и
4. Философия йога
Древние ведические корни имеет классическая йога, основателем которой был Патанджали (II век до нашей эры. Все восемь частей этой философии восходят к элементам йогической практики, содержащимся в ряде упанишад.
Это учение разрабатывало способы обуздания мысли, способы отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой очищенной мысли в самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек сознает, по мнению представителей этой школы, отличие своего я от мира, освобождается от него. Этой цели сосредоточения мысли служат различные позы и положения тела, контроль над дыханием и т.п. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.д. В
систему предписаний йоги входит также требование поклонения богу. Миманса (в дословном переводе – исследование, изучение) возникла как изучение Вед. Миманса подразделяется на две школы пурва-миманса
(ранняя) и уттара-миманса (более позднее учение. Считается, что основателем мимансы и автором «Миманса-сутр» был мудрец Джаймини, живший в III веке н. э. Как школа миманса сформировалась в IV–VIII вв. н. э. Этот периоде развития связан с именем Кумарилы, считающегося одним из величайших философов Индии.
Миманса старается логически осмыслить предписания Веди заявляет о том, что в Ведах заключена истина в последней инстанции. И каждый человек должен осмысливать предписания, применяя их к конкретным жизненным ситуациям. В теории познания мимансы утверждается вечность и
абсолютная истинность ведийских знаний, а познание отождествляется с самопознанием.
Веды неразрывно связаны с идеей дхармы - закона, долга, который должен неукоснительно соблюдаться. Выполнение или соблюдение долга при условии бескорыстия, те. исполнения не ради последующего вознаграждения,
а просто в силу предписанности, ведёт к постепенному очищению (или уничтожению) кармы и освобождению
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив истоки зарождения индийской философии, можно сделать вывод о её бесспорной целостности. По всему миру существует множество приверженцев йоги, которым практики данной школы оказываются полезными,
помогают найти внутренний баланс и спокойствие. Так что астика ничуть не менее важна чем настика, учитывая политеизм всех даршанов. Более пятисот миллионов людей, не являющимися при этом индусами по национальному признаку, верят, также, в буддизм, при этом некоторые из них совмещают это с ортодоксальными учениями. Нам, безусловно, ближе европоцентристский подход к самопознанию, т.к. корни нашей культуры во многом произрастают оттуда, из древнегреческого корпуса, но, находясь на пересечении двух миров,
мы должны уметь понимать и уважать обе стороны, ведь философия, в первую очередь,
нужна для преодоления идеологических,
человеческих,
мировоззренческих, а иногда и языковых барьеров.
Также, философу, знающему тонкости иных, сформированных в противоположных условиях социогенеза, метафизических систем, открываются секреты и заимствования своей собственной культуры, что также приближает знающего к терпимости, любви и предостерегает от приобретения шовинистических, расистских и фашистских наклонностей. Поэтому древнеиндийская философия так важна
Веды неразрывно связаны с идеей дхармы - закона, долга, который должен неукоснительно соблюдаться. Выполнение или соблюдение долга при условии бескорыстия, те. исполнения не ради последующего вознаграждения,
а просто в силу предписанности, ведёт к постепенному очищению (или уничтожению) кармы и освобождению
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив истоки зарождения индийской философии, можно сделать вывод о её бесспорной целостности. По всему миру существует множество приверженцев йоги, которым практики данной школы оказываются полезными,
помогают найти внутренний баланс и спокойствие. Так что астика ничуть не менее важна чем настика, учитывая политеизм всех даршанов. Более пятисот миллионов людей, не являющимися при этом индусами по национальному признаку, верят, также, в буддизм, при этом некоторые из них совмещают это с ортодоксальными учениями. Нам, безусловно, ближе европоцентристский подход к самопознанию, т.к. корни нашей культуры во многом произрастают оттуда, из древнегреческого корпуса, но, находясь на пересечении двух миров,
мы должны уметь понимать и уважать обе стороны, ведь философия, в первую очередь,
нужна для преодоления идеологических,
человеческих,
мировоззренческих, а иногда и языковых барьеров.
Также, философу, знающему тонкости иных, сформированных в противоположных условиях социогенеза, метафизических систем, открываются секреты и заимствования своей собственной культуры, что также приближает знающего к терпимости, любви и предостерегает от приобретения шовинистических, расистских и фашистских наклонностей. Поэтому древнеиндийская философия так важна
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Альбанезе, Марилия Древняя Индия. От возникновения до XIII века /
Марилия Альбанезе. - М АСТ, Астрель, ОГИЗ, 2015.
2. Антология мировой философии. Древний Восток. - М Харвест, АСТ, 2001.
3. Волкова, АН. История философии / АН. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н.
Данильченко и др. - М Издат ПРИОР, 1997.
4. Донцов Н.В. Особенности философии Древней Индии и Китая- Финансовый
Университет при Правительстве РФ, 2017.
5. Канаева НА. Индийская философия древности и средневековья Текст / Н.А.
Канаева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2008 6. Ливрага ХА. Введение в мудрость Востока. - М Новый Акрополь, 2005.
7. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (древний Китай и Индия).
-М.: ИНСАН, РМФК, 2002.
8. Панов Е.Г. Философия Древней Индии проблемные вопросы преподавания. -Финансовый университет при Правительстве РФ, 2016.
9. Степанянц 2011 -- Степанянц М.Т. Восточные философии Учебник для вузов. М Академический проект Культура, 2011.
10. Томсон М. Восточная философия. Перс англ. Ю. Бондарева. - М ФАИР
ПРЕСС, 2002.
11. Электронная библиотека Института философии РАН. Новая философская энциклопедия
Марилия Альбанезе. - М АСТ, Астрель, ОГИЗ, 2015.
2. Антология мировой философии. Древний Восток. - М Харвест, АСТ, 2001.
3. Волкова, АН. История философии / АН. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н.
Данильченко и др. - М Издат ПРИОР, 1997.
4. Донцов Н.В. Особенности философии Древней Индии и Китая- Финансовый
Университет при Правительстве РФ, 2017.
5. Канаева НА. Индийская философия древности и средневековья Текст / Н.А.
Канаева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2008 6. Ливрага ХА. Введение в мудрость Востока. - М Новый Акрополь, 2005.
7. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (древний Китай и Индия).
-М.: ИНСАН, РМФК, 2002.
8. Панов Е.Г. Философия Древней Индии проблемные вопросы преподавания. -Финансовый университет при Правительстве РФ, 2016.
9. Степанянц 2011 -- Степанянц М.Т. Восточные философии Учебник для вузов. М Академический проект Культура, 2011.
10. Томсон М. Восточная философия. Перс англ. Ю. Бондарева. - М ФАИР
ПРЕСС, 2002.
11. Электронная библиотека Института философии РАН. Новая философская энциклопедия