Файл: Лекции по программе Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки Профессиональная переподготовка Пожарная безопасность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
-Разбор и подведение итогов занятия.
-Отъезд в часть.
Выезд на объект занятия, как правило, производится по тревоге. Прибыв на объект, руководитель дает его общую характеристику, знакомит личный состав с планировкой, противопожарным водоснабжением, назначением зданий и сооружений, пожароопасностью технологического процесса и другими элементами оперативно-тактической характеристики. Особое внимание при этом обращается на наличие людей (животных), состояние путей эвакуации и т. п.
Это необходимо и для того, чтобы обучаемые в ходе решения задачи могли свободно ориентироваться в обстановке, прогнозировать возможные варианты ее развития, принимать решения и осмысленно выполнять боевые действия по тушению. По времени этот этап не должен превышать 25 - 30 мин.
Имитация обстановки пожара производится лично руководителем занятия или с помощью специально проинструктированного лица. Имитация должна быть более полной, так как именно это позволяет приблизить темп действий личного состава на занятии к темпу боевых действий на реальных пожарах. Имитация обстановки пожара должна проводиться в отсутствие обучаемых.
Отработка боевых действий личного состава в ходе решения ПТЗ производится в порядке, определенном планом-конспектом и пожарно-тактическим замыслом руководителя, в последовательности, как и при ликвидации реального пожара.
Приближение учебной обстановки к реальной - основная задача любого тактического занятия. Занятие считается достигшим цели, если тактический замысел руководителя выполнен полностью.
В ходе его проведения с РТП (начальником караула), командирами отделений и подчиненным им личным составом отрабатываются вопросы организации и проведения партийно-политической работы, управления силами и средствами, поддержания связи с пунктом связи части (ПСЧ), обязанности при проведении боевых действий и работы с пожарно-техническим оборудованием,
тактики тушения пожаров на объектах народного хозяйства и организации связи на пожаре, работы тыла, сигналы управления и др.
При решении ПТЗ руководитель усложняет обстановку в тех местах, где задерживается подача огнетушащих средств, упрощает там, где личный состав действует - тактически грамотно и энергично, используя при этом сочетание средств имитации и содержание вводных, опрос участников занятия. При этом не следует требовать от РТП, командиров отделений и рядовых пожарных окончательного решения, пока им полностью не ясна обстановка.
Если при решении задач обучаемые грубо нарушают правила техники безопасности или их действия могут нарушить технологический процесс и т. п.,
то подобные действия должны немедленно пресекаться с разъяснениями возможных последствий. Если обучаемые не могут выполнить необходимые действия (например, при обрушении строительных конструкций), то руководитель путем опроса помогает им выполнить эту операцию. Кроме того,
перед обучаемыми могут быть поставлены вопросы, уточняющие действия,
например по вскрытию и разборке конструкций и т. д.
После того, как будут отработаны все вопросы, предусмотренные руководителем, подается команда на свертывание сил и средств, которое должно проводиться в минимальные сроки. Это объясняется тем, что силы и средства должны быть как можно быстрее приведены в готовность к тушению реальных пожаров.
8
Если в ходе занятия огнетушащие вещества не применялись, то руководитель занятия должен проверить водоотдачу водопровода на объекте.
Разбор и подведение итогов занятия является его продолжением. Разбор начинается с изложения руководителем занятия сущности тактического замысла.
Затем слово предоставляется РТП, который в присутствии подчиненных докладывает об обстановке, принятом решении и приказаниях, отданных им подчиненным командирам и пожарным согласно обстановке, отмечает положительные стороны в работе личного состава, вскрывает недостатки. Затем выступают командиры отделений, докладывают о своих действиях и о работе подчиненных. После них руководитель занятия дает возможность пожарным охарактеризовать свои действия и действия других пожарных.
В заключение руководитель занятия подводит итоги. При этом указывает на достижение цели, в какой степени выполнен тактический замысел, где и кем была проявлена инициатива, отмечает положительные и отрицательные стороны в работе, ставит задачи перед начсоставом и пожарными на будущие тактические занятия.
После того, как пожарные направились к своим автомобилям, разбирают действия командиров отделений в присутствии начальника караула и отдельно действия начальника караула. Действия командиров отделений и начальника караула допускается анализировать и разбирать по возвращении в часть.
Пожарно-тактическое занятие на местности по усмотрению руководителя можно начинать сразу с решения пожарно-тактической задачи. Это целесообразно делать в том случае, если личный состав неоднократно бывал на данном объекте ранее, знает его общие оперативно-тактические особенности. Однако и в данном случае после окончания занятия руководитель или начальник караула знакомит подчиненных с особенностями объекта, при этом особое внимание заостряет на имеющихся изменениях, происшедших на объекте с момента последнего пребывания на нем.
4. Виды тактической подготовки начальствующего состава, изучение
объектов и района выезда части, пожарно-тактические учения, групповые
упражнения (деловые игры) и учебная практика начальствующего состава.
Разбор пожаров.
Тактическое мышление - это процесс изучения и анализа обстановки на пожаре и своевременной выработки решений, направленных на организацию боевых действий на пожаре, которые могут быть приняты лишь на основе глубоких и всесторонних знаний из многих областей науки с учетом тактических возможностей пожарных подразделений.
Необходимо постоянно развивать гибкость тактического мышления,
благодаря которой обеспечиваются своевременная и быстрая оценка обстановки на пожаре и корректировка ранее принятых решений. В некоторых случаях обстановка может складываться так, что все известные приемы и действия, ранее использовавшиеся начсоставом при ведении боевых действий на пожаре, не могут принести желаемых результатов. В этой обстановке только лицо, обладающее гибким тактическим мышлением, сможет найти новые, неординарные приемы и действия, позволяющие добиться успеха в тушении.
В процессе ПТП у начальствующего состава следует вырабатывать быстроту и смелость тактического мышления, так как время для принятия решения на боевые действия на пожаре крайне ограничено и зависит от быстро
9
меняющейся обстановки на пожаре. Чувствуя ответственность за решение,
принятое при тушении реального пожара, то или, иное лицо начсостава иногда отказывается от правильного, обоснованного решения. Это нередко приводит к бездеятельности к ожиданию прибытия на пожар старшего оперативного начальника. Вот почему у начсостава, возглавляющего первые подразделения,
прибывшие на пожар, необходимо вырабатывать смелость в принятии решений,
от которых прямо зависит исход тушения. Принимая решения, сотрудники органов управления силами и средствами на пожаре должны обосновывать его на основе анализа обстановки и оценкой тактических возможностей подразделений,
прибывших на пожар.
Для выполнения принятых решений и задач, поставленных подразделениям по тушению пожара, начсостав должен не только обладать развитым тактическим мышлением, но и иметь требуемые волевые качества: высокую дисциплинированность,
целеустремленность,
самостоятельность,
инициативность, решительность и настойчивость. Для выработки этих качеств на тактических занятиях должна быть создана обстановка, максимально приближенная к реальной на пожарах, правильная оценка которой, принятие эффективных решений и выполнение соответствующих действий связаны с высокими интеллектуальными, моральными, психологическими и физическими напряжениями.
Следовательно, ПТП призвана: выработать у начсостава высокие моральные и боевые качества, чувство товарищеской взаимопомощи и в то же время личной ответственности за выполнение служебного долга, самообладание, выдержку и психологическую устойчивость к работе в экстремальных условиях; научить личный состав умело выполнять свои обязанности при боевой работе на пожарах в строгом соответствии с требованиями уставов, наставлений и правил охраны труда; воспитать бережное отношение к пожарной технике и имуществу;
подготовить отделения и караулы к слаженному ведению боевых действий на пожарах; постоянно совершенствовать пожарно-тактические знания, развивать тактическое мышление у начсостава и практические навыки по управлению силами и средствами на пожарах; подготовить подразделения и гарнизоны пожарной охраны к взаимодействию с другими службами городов и объектов в условиях сложной оперативной обстановки и ведения мероприятий гражданской обороны; постоянно осуществлять анализ боевой работы пожарных подразделений, чтобы своевременно устранять недостатки и внедрять передовой опыт своего и других гарнизонов в организацию и проведение ПТП;
совершенствовать навыки у начсостава в организации обучения и воспитания подчиненных; выработать навыки у начсостава по изучению оперативно- тактических особенностей взрывопожароопасных и особо важных объектов в районе выезда части.
Для решения перечисленных задач ПТП личного состава необходимы:
тщательное планирование занятий; высокий уровень подготовки руководителей занятий и учебной материально-технической базы, что позволяет проводить занятия на требуемом методическом, теоретическом и практическом уровне;
сознательное отношение всего личного состава к усвоению учебного материала и повышению своего профессионального мастерства; внедрение в учебный процесс психологической подготовки и систематической отработки нормативов.
10
Одним из важнейших условий подготовки личного состава в системе ПТП
является соблюдение правил охраны труда при тушении пожаров. Они подлежат рассмотрению и отработке на каждом занятии.
Основные организационные формы пожарно-тактической подготовки
ПТП пожарных подразделений и начсостава осуществляется на теоретических и практических занятиях. Теория ПТП отражает рациональные формы обучения личного состава пожарной охраны. Практическая часть ПТП
позволяет закрепить теоретические знания по способам и приемам ведения боевых действий на пожарах и управлению силами и средствами на различных объектах в разнообразной обстановке.
Всю ПТП личного состава пожарной охраны можно условно разделить на два вида: ПТП подразделений и ПТП начсостава. Каждому виду ПТП
соответствуют определенные организационные формы. Рассмотрим основные организационные формы ПТП в пожарной охране.
Занятия по изучению особенностей тушения пожаров различных объектах проводят при ПТП подразделений и начсостава пожарной охраны, где изучают:
особенности развития пожаров на конкретных объектах; способы и приемы ведения боевых действий; огнетушащие средства, применяемые в той или иной обстановке на пожарах; особенности пожарной опасности технологических процессов и др. Эти занятия предшествуют практическим занятиям по ПТП
подразделений и начальствующего состава на этих объектах.
Оперативно-тактическое изучение охраняемых районов и объектов одна из основных форм ПТП. На этих занятиях изучают особенности
Организации боевых действий по тушению пожаров в районе выезда пожарной части, а также на пожаровзрывоопасных и особо важных объектах и других районах гарнизона, на которые караул выезжает для тушения пожаров по повышенным номерам вызова. Данная форма занятий предшествует всем практическим занятиям.
Решение пожарно-тактических задач - основная форма практическою обучения личного состава подразделений пожарной охраны. При решении тактических задач отрабатываются в комплексе действия и взаимодействие личного состава отделений и караула при тушении пожаров на чанных объектах в конкретной обстановке. Эта форма обучения дает возможность совершенствовать практические навыки работы личного состава, а также знания и умения командиров отделений и начальников караулов, позволяющие организовать управление силами отделения и караула на пожаре.
Разбор пожаров является наиболее общей формой обучения для всех видов
ПТП, так как позволяет анализировать и оценивать действия подразделений и начсостава в реальной обстановке на конкретных пожарах. Разбор дает возможность широко популяризировать новейшие достижения. В области теории и практики пожаротушения, вскрывать недостатки, допущенные в процессе тушения, и определять пути их устранения.
Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее
- тушение пожаров), совершенствования уровня готовности подразделений пожарной охраны и профессиональной подготовки их личного состава.
Изучение пожара включает в себя:
исследование пожара;
11
составление карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара или описания пожара;
разбор пожара.
Исследованию подлежит каждый пожар, подлежащий статистическому учету, независимо от количества работавших при тушении сил и средств и величины нанесенного ущерба. Исследование пожаров поручается наиболее подготовленным должностным лицам территориальных органов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и подразделений пожарной охраны.
При необходимости к изучению пожаров могут привлекаться специалисты научно-исследовательских и образовательных учреждений МЧС России.
Ответственность за своевременность, полноту и объективность изучения пожаров несут руководители территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны, силами которых проводилось изучение пожаров.
Исследование пожара имеет цель:
установить место и причину возникновения пожара;
изучить процесс развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению опасных факторов пожара, особенности поведения конструктивных элементов здания (сооружения) и производственного оборудования, а также различных веществ и материалов в условиях пожара;
проанализировать причины, приведшие к гибели и травмированию людей,
причинению материального ущерба;
оценить эффективность работы систем обнаружения и оповещения о пожаре,
дымоудаления, а также установок пожаротушения;
оценку действий подразделений, участвовавших в тушении пожара,
эффективности использования пожарной и аварийно-спасательной техники.
Карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара (далее - карточка) составляется по итогам исследования пожара, убыток от которого составил менее 3420 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ), в случае его соответствия одному или нескольким из следующих критериев, а именно:
на пожаре имели место случаи гибели людей (от 1 до 4 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны;
на пожаре имели место случаи травмирования людей (от 1 до 9 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны.
Карточка составляется в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, в срок не более 10 суток с момента составления изучается с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара.
Ответы на поставленные в карточке вопросы должны быть достоверными,
краткими и исчерпывающими.
К карточке прилагаются планы-схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны и на момент локализации пожара.