Файл: 1. Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 6373

Скачиваний: 849

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 3 _ Лаврова А.В

1. Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.

2. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда.

3. Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, минуя реализацию базовых потребностей?

4. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему?

1. Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.

Индивидуальная психология А. Адлера описывает человека как единого и целостного. Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

Согласно А. Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, также психолог полагает, что основной детерминантой развития личности является «воля к власти», которая с рождения присутствует в человеке.

Адлер  считал, что сознание и бессознательное  не являются антагонистическими частями  индивида, личность характеризуется  не внутренней противоречивостью, а  единством, которое отражается в  жизненном стиле, формирующемся  в процессе преодоления пережитых  в детстве трудностей и основывающемся на стремлении к цели. В понимании  Адлера, быть человеком - значит обладать чувством неполноценности, которое  компенсируется стремлением индивида к власти, превосходству, совершенству.

Согласно К. Юнгу, либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, может принимать различные формы. Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов:


1) коллективного бессознательного;

2) индивидуального бессознательного;

3) сознания.

В центре учения Юнга лежит представление об «индивидуации».

Юнг подчеркивал важность религиозной функции души, считая ее важным элементом индивидуации. Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцеление)1.


Индивидуальная теория личности

По А.Адлеру

Психоаналитическая теория личности
Иллюстрационно можно изобразить психоаналитическую теорию личности следующим образом:


Аналитическая теория личности по К. Юнгу



- На формирование личности оказывает влияние как их устремленность в будущее , так и основываясь на прошлый опыт;

- Корни содержания бессознательного в духовном коллективном бессознательном;

- Личность стремиться к творческому самоопределению.

- Индивид не может быть отдален от социума ;

- Преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более «удовлетворенную» жизнь;

- Совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.


2. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда.

Фрейд считал, что ничего в психической жизни человека не происходит беспричинно. Основы психической активности заложены в бессознательной сфере человека, а особенности психики формируются в раннем детстве.  Основными положениями психоанализа по З. Фрейду являются:

1). Человек, который пытается осознать свои влечения, сам того не ведая, включает защитные механизмы, которые мешают процессу осознания;

2). Конфликты между сознанием и бессознательным. Эти конфликты приводят к неврозу

, страху, депрессии и другим расстройствам психики;

3) З.Фрейд определяет, что психика состоит из 3-х блоков :

ИД(оно)- инстинкты, принцип удовольствия, « нет контроля»;

ЭГО(Я) – разум, рассудок, принцип реальности ;

СУПЕР-ЭГО ( Сверх- я)- Ценности, нравственности , духовность , самоконтроль.

3. Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, минуя реализацию базовых потребностей?



Да, я согласна с иерархичностью потребностей по А. Маслоу. Каждый человек испытывает данные потребности, в то же время выступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка могут быть достигнуты только в том случае, когда удовлетворены базовые потребности. На мой взгляд, у каждого человека потребности выражаются по разному и может происходить на любой ступени пирамиды. Все человеческие потребности одинаково важны, находятся, на мой взгляд, на одном уровне и человек обращается то к одной, то к другой ступени, в зависимости от своих задач. Поэтому так важно «слышать» свои глубинные желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, чтобы находиться в состоянии удовлетворенности и быть « в ресурсе».

4. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему?

Все представленные теории личности в модуле важны и применяются в практике, вместе с тем, хочу отметить модуль « Психоаналитическое учение З. Фрейда».  Его трехкомпонентная структура модели психики логична и понятна: есть нечто «ОНО» - неизвестная сила, управляющая поступками человека, есть «Я» - олицетворение разума, личности, и «СВЕРХ-Я» - некая инстанция, включающая в себя внутренний голос, опирающийся на идеалы и совесть.

Фрейд выделяет многозадачность бессознательного, выделяя: предсознательное и бессознательное.


Рассматривая бессознательное, в данной теории, личность описывается как набор бессознательных влечений, главной целью которой является стремление максимально удовлетворить эти влечения с минимальными потерями. Для того, чтобы понять процессы психики, необходимо допустить существование бессознательного. Например,  в сознании есть феномены, которые нельзя назвать логичными, а ведь они встречаются чуть ли не каждый день, например, оговорки, описки, иррациональные мысли, сновидения. Это своего рода « подсказки» , которые должны привести к нашему эго.

К предсознательному относятся те представления и образы,  которые могут стать осознанными, то есть находятся ближе всего к сознанию. Сюда относятся наши воспоминания, в любой момент можем освежить в памяти какие-то события нашего прошлого и поделиться ими, то есть перевести из предсознательного  в сознание. 

Подводя итог, данная теория импонирует больше всего , так как бессознательное является неизбежной фазой психической деятельности каждого: любое психологическое начало начинается как бессознательное и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться бессознательным, если на пути к сознанию возникают непреодолимые преграды.


1 Гловер Э. Фрейд или Юнг / Э. Гловер. – М.: АСТ-Пресс, 1999. – 250 с.