Файл: 1. Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 6373
Скачиваний: 849
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 3 _ Лаврова А.В
1. Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.
2. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда.
3. Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, минуя реализацию базовых потребностей?
4. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему?
1. Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.
Индивидуальная психология А. Адлера описывает человека как единого и целостного. Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.
Согласно А. Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, также психолог полагает, что основной детерминантой развития личности является «воля к власти», которая с рождения присутствует в человеке.
Адлер считал, что сознание и бессознательное не являются антагонистическими частями индивида, личность характеризуется не внутренней противоречивостью, а единством, которое отражается в жизненном стиле, формирующемся в процессе преодоления пережитых в детстве трудностей и основывающемся на стремлении к цели. В понимании Адлера, быть человеком - значит обладать чувством неполноценности, которое компенсируется стремлением индивида к власти, превосходству, совершенству.
Согласно К. Юнгу, либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, может принимать различные формы. Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов:
1) коллективного бессознательного;
2) индивидуального бессознательного;
3) сознания.
В центре учения Юнга лежит представление об «индивидуации».
Юнг подчеркивал важность религиозной функции души, считая ее важным элементом индивидуации. Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцеление)1.
Индивидуальная теория личности
По А.Адлеру
Психоаналитическая теория личности
Иллюстрационно можно изобразить психоаналитическую теорию личности следующим образом:
Аналитическая теория личности по К. Юнгу
- На формирование личности оказывает влияние как их устремленность в будущее , так и основываясь на прошлый опыт; - Корни содержания бессознательного в духовном коллективном бессознательном; - Личность стремиться к творческому самоопределению. |
- Индивид не может быть отдален от социума ; - Преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более «удовлетворенную» жизнь; - Совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания. |
2. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда.
Фрейд считал, что ничего в психической жизни человека не происходит беспричинно. Основы психической активности заложены в бессознательной сфере человека, а особенности психики формируются в раннем детстве. Основными положениями психоанализа по З. Фрейду являются:
1). Человек, который пытается осознать свои влечения, сам того не ведая, включает защитные механизмы, которые мешают процессу осознания;
2). Конфликты между сознанием и бессознательным. Эти конфликты приводят к неврозу
, страху, депрессии и другим расстройствам психики;
3) З.Фрейд определяет, что психика состоит из 3-х блоков :
ИД(оно)- инстинкты, принцип удовольствия, « нет контроля»;
ЭГО(Я) – разум, рассудок, принцип реальности ;
СУПЕР-ЭГО ( Сверх- я)- Ценности, нравственности , духовность , самоконтроль.
3. Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, минуя реализацию базовых потребностей?
Да, я согласна с иерархичностью потребностей по А. Маслоу. Каждый человек испытывает данные потребности, в то же время выступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка могут быть достигнуты только в том случае, когда удовлетворены базовые потребности. На мой взгляд, у каждого человека потребности выражаются по разному и может происходить на любой ступени пирамиды. Все человеческие потребности одинаково важны, находятся, на мой взгляд, на одном уровне и человек обращается то к одной, то к другой ступени, в зависимости от своих задач. Поэтому так важно «слышать» свои глубинные желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, чтобы находиться в состоянии удовлетворенности и быть « в ресурсе».
4. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему?
Все представленные теории личности в модуле важны и применяются в практике, вместе с тем, хочу отметить модуль « Психоаналитическое учение З. Фрейда». Его трехкомпонентная структура модели психики логична и понятна: есть нечто «ОНО» - неизвестная сила, управляющая поступками человека, есть «Я» - олицетворение разума, личности, и «СВЕРХ-Я» - некая инстанция, включающая в себя внутренний голос, опирающийся на идеалы и совесть.
Фрейд выделяет многозадачность бессознательного, выделяя: предсознательное и бессознательное.
Рассматривая бессознательное, в данной теории, личность описывается как набор бессознательных влечений, главной целью которой является стремление максимально удовлетворить эти влечения с минимальными потерями. Для того, чтобы понять процессы психики, необходимо допустить существование бессознательного. Например, в сознании есть феномены, которые нельзя назвать логичными, а ведь они встречаются чуть ли не каждый день, например, оговорки, описки, иррациональные мысли, сновидения. Это своего рода « подсказки» , которые должны привести к нашему эго.
К предсознательному относятся те представления и образы, которые могут стать осознанными, то есть находятся ближе всего к сознанию. Сюда относятся наши воспоминания, в любой момент можем освежить в памяти какие-то события нашего прошлого и поделиться ими, то есть перевести из предсознательного в сознание.
Подводя итог, данная теория импонирует больше всего , так как бессознательное является неизбежной фазой психической деятельности каждого: любое психологическое начало начинается как бессознательное и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться бессознательным, если на пути к сознанию возникают непреодолимые преграды.
1 Гловер Э. Фрейд или Юнг / Э. Гловер. – М.: АСТ-Пресс, 1999. – 250 с.