Файл: Выпускной квалификационной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области
«Астраханский социально-педагогический колледж»
НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
РАБОТЫ
Астрахань, 2021

4
ББК
74.258.1
796
Написание и оформление выпускной квалификационной работы.
Автор - составитель Канаева Т.Н. –Астрахань, 2021. – 80с.
Рецензенты:
Семенищева М.Г., заместитель директора по УВР МБОУ г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа №56 имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук.
Миронова Г.В., преподаватель ГАПОУ АО «Астраханский социально- педагогический колледж», кандидат педагогических наук.
Завершающим этапом обучения по специальностям
44.02.02
Преподавание в начальных классах и 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образования является написание и защита выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это аттестационное
(финальное) испытание студента, систематизирующее полученные знания по выбранной квалификации.
Основная задача этой работы – самостоятельный анализ теоретических сведений и проведение исследований в решении проблем обучения и воспитания.
Такая работа должна проводиться в соответствии с методическими указаниями и правилами по написанию ВКР, а так же со следующими государственными документами: с
Федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям и профессиям СПО (среднего профессионального образования); Порядком проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО; Положением о Государственной итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения.
Методические рекомендации по написанию и оформлению выпускной квалификационной работе раскрывают этапы разработки и особенности оформления ВКР, рекомендованы преподавателям и студентам по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах и 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Печатается по решению методического совета Астраханского социально- педагогического колледжа

5
Введение
Все более очевидно, что в процессе подготовки специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Меняется сама парадигма конечной образовательной цели: от специалиста-исполнителя к компетентному профессионалу-исследователю. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности невозможно.
В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних учебных заведений говорится, что после окончания обучения учащиеся должны: быть способными к самостоятельному поиску истины, к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности; обладать стремлением к самосовершенствованию (самосознанию, самоконтролю, саморегуляции, саморазвитию); стремиться к творческой самореализации.
При выполнении курсовых работ, дипломных проектов, выступлении с докладами на научных конференциях, написании статей начинающие исследователи нередко проявляют удивительную неосведомленность в той или иной научной области вообще и в гносеологии (теории научного познания), в частности. Логика научных работ студентов нередко строится по аналогии с другими учебными работами, отсутствует осознанный научный подход к выбору проблемы изучения, структуры и методов исследования и т.д.
Включение в учебно-исследовательскую работу помогает студентам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей педагогической позиции и сформировать умение еѐ отстаивать и защищать, что, в конечном счете, поможет развитию у будущих специалистов способностей к творческому отношению к своей профессии.
Выпускник готовится к работе в качестве учителя, а также к выполнению педагогических функций с детьми. Исходя из «Требований к уровню подготовки специалистов…» в области психолого-педагогической и медико- биологической подготовки, выпускник должен осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную работу в сфере образования.


6
Глава I. Категориально-понятийный аппарат и структура выпускной
квалификационной работы
Исследовательская деятельность подразделяется на множество исследовательских операций, количество которых зависит от того, что выполняется - реферат, курсовая или ВКР. Каждая операция выполняет функцию контрольной точки исследования.
Точное количество и наименования операций могут уточняться с научным руководителем при учете особенностей самой работы.
Последовательный перечень операций с указанием примерных сроков выполнения и является графиком работы.
Состав научного аппарата различных форм исследований
№ п/п
Компоненты научного аппарата
Реферат
Курсовая
ВКР
1
Актуальность темы
+
+
+
2
Противоречие
-
-
+
3
Проблема
-
-
+
4
Цель
+
+
+
5
Объект
-
+
+
6
Предмет
+
+
+
7
Гипотеза
-
-
+
8
Задачи
-
+
+
9
Методологическая база
-
-
+
10
Методы
+
+
+
11
Этапы
-
-
+
12
Научная новизна
-
-
+
13
Практическая значимость
-
-
+
Итого:
4
6
13
Вместе с научным руководителем студент определяет тему будущего исследования.
Тема - этo лапидарная форма предъявления содержания всей работы, отражающая ее сущность. Она формулируется как заглавие работы. Студент имеет право предложить свою тему в соответствии с изучаемыми учебными курсами и целями обучения. Выбор темы совершается при соблюдении нескольких общих правил:
 тема выбирается строго с учетом профиля подготовки специалиста;
 тема выбирается с учетом и на основе личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя. Личные познавательные и

7 исследовательские возможности - это особенности мышления, характера и накопленного практического опыта. Личный практический опыт может ограничить или расширить возможности выбора темы, к тому же он сделает исследование более убедительным и доказательным;
 тема выбирается с учетом актуальности, т. е. ее востребованности в науке или в практике конкретного образовательного учреждения или самого исполнителя. Это значит, что тема кому-нибудь должна быть нужна, а ее разрешение принесет пользу;
 тема выбирается с учетом времени, отводимого на ее исследование.
Это правило заставляет заранее просчитывать время, необходимое для полного выполнения работы. Надо оценить имеющиеся материалы, умения ими пользоваться, рассчитать, сколько дней и недель потребуется на поиск и чтение литературы, ее анализ, подготовку и проведение эксперимента и т. д.
После следует поразмыслить над ее формулировкой: соответствует ли она некоторым общим требованиям, которым равно должны отвечать темы и рефератов, и курсовых и ВКР: предельная краткость; проблемность; ясность смыслов, т. е. понятность; благозвучность.
Краткость темы - важнейшее ее качество. Из формулировки, т. е. из заглавия, темы следует убрать лишние слова, чтобы их общее количество довести по возможности до 6-7. В заглавии не должно быть придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Каждое слово должно быть понятно исполнителю. В целом тема должна читаться, как говорят, на одном дыхании, легко и свободно, что означает лексическую грамотность ее формулировки.
Проблемностътемы означает ее направленность на совершение каких- либо действий, т. е. на изменение, или установление зависимостей.
Тема исследования - это своего рода рамочное соглашение, определяющее границы предполагаемого исследования. Ключевые слова в заголовке представляют собой те понятия, которым посвящается вся работа. В теме указываются и ограничительные условия, определяющие поле исследования.
От них зависит, насколько широко или узко она может формулироваться.
Например. Педагогическая коррекция гиперактивного поведения младшего школьника.
Ключевые слова – гиперактивное поведение. Это и есть объект Вашего исследования.
Предметом исследования Вы отграничите рамки ВКР: педагогическая коррекция гиперактивного поведения младшего школьника.
К исследовательским операциямстратегического характера относятся:


8
 определение актуальности темы;
 выявление противоречия;
 определение проблемы;
 формулировка конечной цели исследования.
Актуальность темы исследования определяется и описывается на основании соответствия ее государственному и региональному заказу, т. е. тем идеям и положениям, которые заложены в законах, положениях, указах, постановлениях и рекомендациях, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе и региональной; степени ее разработанности в науке,
прежде всего - отечественной; состояния практического воплощения и практической потребностив разрешении вопросов, определяющих тему.
Противоречие исследования выявляется при анализе актуальности темы.
Любое явление в образовании и педагогике складывается из неравномерно развивающихся компонентов. Студент может увидеть несоответствие между государственным заказом и научной разработанностью темы, практической востребованностью и слабой научной изученностью данной проблемы и т. д.
Определение противоречия - это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между элементами какой-либо педагогической системы или процесса, обеспечивающими в своем единстве иx развитие. В таких связях есть «слабое звено», препятствующее успешному развитию педагогических систем и процессов, практики образования и педагогической теории. Любое противоречие, следовательно, возникает при наличии
«сильного» и «слабого» звеньев. Формулируется противоречие с помощью предлога «между».
Исследование следует начинать с проблемы, решение которой может улучшить результаты практической деятельности учителя, воспитателя. При выдвижении проблемы важно установить, что уже известно, а что не получило ответа по данной проблеме (в чем суть, когда и кем впервые поставлена, кем и как разрабатывалась, к каким выводам приходили ученые и практики, какие
«белые пятна» остались, что еще не разработано, что не удовлетворяет современную практику обучения и воспитания).
Проблема исследования представляет собой попытку осмыслить «слабое звено» - одну из сторон противоречия. В формулировке любой проблемы требуются вопросительные слова «какой», «какая», «какова», «сколько», «чтo»,
«почему» и др.

9
Цель исследования - это продолжение поставленной проблемы, поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме. Цель как предвидение результата исследования всегда формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, обычно с помощью глагольных форм
- «разработать», «выявить», «усовершенствовать», «обосновать», «определить» и др. Все четыре операции последовательно связаны между собой, одна как бы вытекает из другой. Постановкой цели завершается процедура выработки стратегии исследования. Например:
 определить наиболее эффективные пути по формированию основ экологической культуры у младших школьников.
 разработать цикл занятий по духовно-нравственному развитию младшего школьника.
Тактика исследования - это серия операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность. Ее можно определить как систему локальных практических действий, направленных на достижение поставленной цели исследования. В качестве таковых определяются: объект исследования; предмет исследования; гипотеза исследования; задачи исследования; методы исследования; методология исследования; этапы исследования.
Объект исследования - это научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование. Научное пространство - теория, учение или концепция, определяющие характер исследования. Практическое же пространство - конкретные образовательные, воспитательные или учебные системы, процессы или ситуации. Объект исследования определяет условия, в которых и будет осуществляться работа по достижению намеченной цели.
Например: внимание младшего школьника.
Предмет исследования - это часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию. Это «слабое звено», обнаруживаемое уже в противоречии, затем становящееся проблемой и, наконец, включенное в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично цели или темы ВКР. Только при четком представлении о предмете исследования, возможно разработать гипотезу исследования. Например: развитие концентрации внимания младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.


10
Гипотеза - это предположение о путях достижения цели по преобразованию предмета исследования, по созданию условий для его развития и совершенствования.
Гипотеза должна отвечать следующим условиям:
 непротиворечивости (выдвигается с учетом известного фактического и теоретического материала и если вступает с ним в противоречие, то должна доказать несостоятельность факта или теоретического положения);
 проверяемости (должна допускать возможность ее проверки);
 приложимости (должно относиться к ряду объектов, т.е. объяснить не единичный случай, а предсказывать ряд родственных явлений).
Структура гипотезы: утверждение; догадка
(вместе с тем); предположение (можно); научное обоснование (если). Гипотеза осуществляет следующие функции: а) описательную (если, то) б) объяснительную (что) в) прогностическую (так как, ...)
Эти функции реализуются отдельно, в сочетаниях и в совокупности.
Примеры гипотез:
 Использование разнообразных заданий в рамках развивающих программ, обогащающих поведенческий репертуар младших школьников, в том числе младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, поможет преодолеть коммуникативные трудности.
 Педагогически целесообразное использование разнообразных форм и методов организации учебной и внеурочной деятельности будет способствовать развитию социальной компетентности у младших школьников
 Система занятий по духовно - нравственному воспитанию способствует выработке у младшего школьника умений соотносить совершаемый поступок с известным образцом, осознавать свои поступки, способности правильно оценивать и дифференцировать хорошее и плохое поведение с точки зрения его соответствия или несоответствия моральным образцам, принимать решение в выборе образца поведения.
 Процесс формирования опыта нравственного поведения младших школьников будет более продуктивным, если созданы условия для расширения ценностного пространства ученика в значимой для него деятельности.
Задачи исследования, будучи фрагментами цели - подцелями, ставятся только после разработки гипотезы. Задачи - это ступеньки поиска, потому они и выделяются в соответствии с его логикой. Задачи следует формулировать с помощью глаголов, а также и имен существительных: «проведение»,


11
«изучение», «обобщение», «разработка». При определении задач надо помнить, что ни одна из них не может повторять цель или быть шире ее. Цель достигается через решение задач, а потому каждая из таковых должна в своем решении продвигать исследование к намеченной Цели, в сумме же своей задачи должны ей соответствовать. Задач должно быть столько, сколько параграфов в
ВКР. Например:
1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Определить дидактические возможности системы развивающих и коррекционных упражнений для развития концентрации и устойчивости внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать отдельные задания, способствующие коррекции и развитию концентрации и устойчивости внимания у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
4. Обработать полученные результаты, сделать выводы
Методология исследования - это та научная база, над которой оно строится. В качестве таковой могут использоваться учения, научные подходы
(деятельностный, личностно-ориентированный и др.), принципы (гуманизации, природосообразности, культуросообразности). Методология исследования определяет его характер, концептуальность. В методологию составной частью входит определение теоретической базы исследования. Теоретическая база - это те учения, разработки, теории конкретных авторов, которые связаны с предметом исследования и объясняют его сущность. Например:
Методологическая и теоретическая основы исследования: исследования по проблеме работы отечественных психологов, связанные с общепсихологической теорией деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко,
А.А. Смирнов и др.), теорией происхождения высших психических функций
(Л.С. Выготский); психологические теории внимания Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе,
П.Я. Гальперина.
При защите ВКР в слове называйте полное имя и отчество авторов
научных теорий.
Методы исследования определяются поставленными задачами. Для разрешения каждой из них требуются особые методы. Если речь идет о теории вопроса, нужны теоретические методы, например критический, системный и другие виды анализа, обобщение, моделирование и т. д. Если же дело касается практики, то необходимы эмпирические: методы наблюдения, изучения

12 продуктов деятельности и документации, эксперимент, различные виды опросов и т. д.
Особо выделяются методы обработки полученных данных - конкретных фактов или статистических показателей. В таком случае говорят о методах качественного и количественного, т. е. статистического, анализа, первые - методы понятийного описания, вторые - математического описания изучаемых явлений.
Например: наблюдение; педагогический эксперимент; анализ продуктов деятельности учащихся.
Этапы исследования определяют последовательность выполнения всего исследования. Ими могут быть: изучение теоретического материала; изучение практики; проведение эксперимента; написание самой работы. Описание этапов обязательно сопровождается указанием календарного времени их выполнения.
Они согласуются с контрольными точками исследовательской деятельности.
Например:
Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап - поисково-теоретический. В процессе анализа психолого- педагогической литературы были определены методология, методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
2 этап – опытно - экспериментальный. На этом этапе апробированы приемы развития концентрации и устойчивости внимания, формировались научные понятия, осуществлялась проверка рабочей гипотезы, проводилась обработка полученных результатов.
3 этап – заключительно - обобщающий. Этот этап включал обработку и систематизацию материала, апробацию и внедрение результатов в практику.