Файл: Агрессивности детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание № 7

Астафьева Анастасия Андреевна

Задание 1

Составьте блок-схему программы коррекции.

АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и подобные состояния».

Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер.

Цель программы: помочь учащимся осознать агрессивность своих поступков, научить избавляться от этого, не нанося вред окружающим людям.

Задачи программы:

1. Сформировать установку на внимательное отношение к своим чувствам и чувствам других, на их конструктивное выражение.

2. Повысить уровень осознания своих чувств. Обучить приемам разрядки негативных чувств (злости, раздражения).

3. Повысить уровень самоконтроля.

4. Обучить конструктивным приемам решения конфликтов.

5. Сформировать положительную адекватную самооценку.

Диагностический блок

Цель: выявление особенностей агрессивного поведения детей с задержкой психического развития

Задачи:

1. Подобрать и адаптировать психодиагностические методики для выявления особенностей агрессивного поведения детей с задержкой психического развития.

2. Изучить аспекты агрессивного поведения детей с задержкой психического развития, как:

  • частота проявлений агрессивного поведения;

  • направленность агрессивных реакций;

  • возможность оценивать свою агрессивность;

  • возможность разрешения конфликтов конструктивным способом.

  • отношение испытуемых к агрессивному поведению;

В процессе психолого-педагогического исследования можно использовать следующий диагностический материал:

  • . Детский вариант теста рисуночной фрустрации Розенцвейга для детей 5 – 7 летнего возраста.

  • Тест «Руки» Э Вагнера (адаптирован Н.Я.Семаго)

  • Графическая методика М.А.Панфиловой «Кактус».

Установочный блок

ЦЕЛЬ: Установление контакта, доверительных отношений, снятие тревожности, повышение уверенности в себе. Работа с родителями, направленная на изменение воспитательной работы, разъяснение родителям содержания этой работы и возможностей в зависимости от тяжести заболевая ребенка. (Приложение №2)


Коррекционный блок

Цель: снижение уровня проявлений агрессивности у дошкольников с ЗПР.

Задачи:

  • Обучать детей приемным способам выражать гнев.

  • Обучать детей приемам саморегуляции.

  • Отрабатывать навыки общения в возможных конфликтных ситуациях.

  • Формирование качества эмпатии, доверия к людям,  доброты.

Комплекс занятий по снижению проявления агрессивности у детей состоит из четырех блоков:

1 блок – Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в проблемной форме.

1. «Назови себя ласково»

2. «Маленькое приведение»

3. «Солнечный зайчик»

4. «Подари подарок другу»

2 блок – Обучение детей проблемам саморегуляции, самообладания.

1. «Колечко»

2. «Нет! Да!»

3. «Зеркало»

4. «Путанка»

7. «Сотворение чуда»

3 блок – Отработка навыков общения.

1. «Брыкание»

2. «Кукла Бобо»

3. «Совместный рисунок»

4. «Необычный хор»

5. «Кот и пес»

4 блок – Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и т.д.)

1. «Бездомный заяц»

3. «Чудесный сон котенка»

4. «Сороконожка»

5. «Волшебный дождь»

6. «Мой хороший попугай»

7. «Разыгрывание ситуаций»

8. «Прощание»

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий

Оценка эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы по снижению уровня агрессивности у дошкольников с задержкой психического развития осуществлялась с помощью тех же методик, которые были использованы в диагностическом блоке.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Описание диагностических методик

Детский вариант теста рисуночной фрустрации Розенцвейга для детей 5 – 7 летнего возраста.

Цель данной методики – выявить особенности поведения детей в стрессовых фрустрирующих ситуациях, каким набором средств для выхода из конфликтной ситуации дети располагают.

Процедура исследования направлена на выявление ассоциации, возникшей в результате идентификации испытуемого с персонажем картинки, попавшим в ситуации фрустрации.

В тесте 24 рисунка с изображением различных ситуаций (см. приложение). На рисунках изображены два и более человека с незаконченным разговором. Рисунки по очереди предъявлялись ребёнку и после совместного обсуждения и прочтения текста, ребёнку предлагалось закончить разговор.



Каждый ответ оценивался по двум критериям – по направлению реакции и по типу реакции.

Направленность реакции:

  1. Экстрапунитивная направленность (Э) – направленность реакции ребёнка на окружающих. Ребёнок видит причину конфликта во внешнем мире, иногда разрешение ситуации требует от другого лица.

  2. Интропунитивная направленность (Ин) – реакция направлена на самого себя, ребёнок принимает вину и ответственность на себя за исправление возникшей ситуации, поведение окружающих не подлежит осуждению.

  3. Импунитивная направленность (Им) – выражает степень стремления разрешить ситуацию без причинения кому-либо вреда, конфликтная ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное.

Типы реакций.

  1. Доминантный тип реагирования (Д) – определяет степень внутреннего направления ребёнка, возникающего в стрессовых фрустрирующих ситуациях. Чем чаще встречается данный тип реагирования, тем более у ребёнка развиты впечатлительность, склонность к сочувствию и тем сильнее фрустрирован к предъявляемой ситуации ребёнок.

  2. Самозащитный тип реагирования (с) – определяет умение сдерживать эмоциональное напряжение, выявляет силу и слабость личности ребёнка. Чем выше этот показатель, тем слабее личность, ниже уровень самообладания. В ответе делается акцент на самозащиту, на порицание кого-либо, на отрицание собственной вины, уклонение от упрёка, направленные на защиту своего «Я».

  3. Упорствующий тип реагирования (У) – выражает степень адекватности реагирования и самостоятельность разрешения фрустрирующей ситуации. Чем выше этот показатель, тем чаще ребёнок проявляет самостоятельность. В ответе проявляется постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации.

Анализ результатов проводился следующим образом: каждый из девяти возможных вариантов обозначался двумя буквами (первая обозначает направленность реакции, вторая её тип).

Краткая характеристика возможных сочетаний:

Э – Д: Ребёнок видит все причины своих неудач во внешних обстоятельствах. Он не может сам решить конфликтные ситуации и требует этого от других людей. Вследствие этого ребёнок отличается повышенной конфликтностью и, возможно, агрессивностью. Со временем эти черты могут ещё более развиться и акцентироваться.

Э – С: Сильно выражена защита своего «Я». Ответственность за то, что произошло часто ни на кого не возлагается. Ребёнок, вероятно, имеет завышенную самооценку.


Э – У: Ярко выражено желание разрешить конфликтные ситуации, но ответственность за это возлагается на других людей. Особых проблем в общении ребёнок не имеет.

Ин – Д: Акцентируется сложность ситуации. Ответственность за разрешение конфликтных ситуаций ребёнок обычно берёт на себя. Это не плохо, но до определённых пределов, так как однажды может возникнуть ситуация, когда желания ребёнка не будут совпадать с его возможностями.

Ин – С: Ребёнок склонен обвинять себя за возникший конфликт, но при этом отмечается ярко выраженная самозащита. Такое расхождение может привести к неустойчивому эмоциональному реагированию.

Ин – У: Ребёнок уверен, что сам способен разрешить конфликтные ситуации конструктивно.

Им – Д: При столкновении со стрессовой ситуацией ребёнок склонен отрицать существование препятствий. При этом возрастает фрустрирующее влияние ситуации.

Им - С: Порицание ситуации, ярко выражена защита своего «Я». Возможно, нарушена самооценка. Ребёнок не умеет конструктивно решать конфликтные ситуации.

Им – У: Ребёнок уверен, что конфликт можно преодолеть. Особых проблем в общении он не имеет.

Проведённая методика способствовала пониманию того, какой стиль поведения в сложных ситуациях присущ детям с ЗПР в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием.

2. Графическая методика М.А.Панфиловой «Кактус».

Целью данной методики является исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики ребёнку выдается лист бумаги, простой и цветные карандаши. Ребёнку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

1. пространственное положение

2. размер рисунка

3. характеристики линий

4. сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний и т.д.)

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку диагностировались качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.


Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Данная методика способствует выявлению наличия агрессии, ее направленности и интенсивности у детей с ЗПР и детей с нормальным психическим развитием.

Приложение №2

Следующие рекомендации для родителей и педагогов:

  1. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности.

  2. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты.  Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

  3. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.  Не допускайте при нем вспышек гнева, ярости.

  4. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей. Не старайтесь все сделать за ребенка, предупредить любые затруднения. Нужно дать ему определенную меру свободы и открытых действий.

  5. Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его.  Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

  6. Седьмой год жизни ребенка – кризисный.  Одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость.  Поэтому, именно в этот период необходимо больше внимания уделять эмоциям ребенка, более терпеливо относиться к эмоциональной неустойчивости малыша.