Файл: Агрессивности детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 2
Заполните сравнительную таблицу, характеризующую умственную отсталость и задержку психического развития.
№ | Критерий | Умственная отсталость | Задержка психического развития |
1 | Причины | генетические аномалии, внутриутробное поражение плода (в том числе, цитомегаловирусной, токсоплазменной, сифилитической инфекцией), значительная недоношенность, повреждения центральной нервной системы в процессе родов (травма, асфиксия); травмы, гипоксия и инфекции в раннем возрасте, педагогическая запущенность. Бывают и случаи умственной отсталости с неясной этиологией. | в связи с перинатальной патологией, перенесенными в раннем возрасте нейроинфекциями и травмами ; хронические соматические заболевания; конституциональные и наследственные факторы; нарушение слуха, зрения; неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход и др.), дефицит информации с раннего детства. Причины резидуальноорганической задержки психоречевого развития 1. Перинатальная патология ЦНС: гипоксическиишемические, травматические поражения, внутриутробные инфекции, интоксикации (алкоголь, наркотические , лекарственные вещества и др.) 2. Аномалии развития мозга. 3. Неврологические заболевания, перенесенные в раннем возрасте (нейроинфекции, травмы) или с дебютом в раннем возрасте (эпилепсия, расстройства аутистического спектра) |
2 | Восприятие и ощущения |
Наблюдается нарушение представлений о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и др. Для представлений детей этой категории характерны недифференцированность, фрагментарность, поверхностный характер и уподобление образов. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний — основные средства улучшения качества восприятий и ощущений. | Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность, что проявляется в трудностях узнавания предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных или схематических изображений предметов. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы. Страдает и целостность восприятия. У ребят складываются фрагментарные знания об окружающем мире. Это объясняется не скудностью жизненного опыта. Дети с задержкой психического развития просто не узнают знакомый предмет в незнакомом ракурсе или положении. Кроме того, патология замедляет получение и обработку информации от органов чувств. За короткий период, ребенок не успевает ухватить все мелкие детали увиденного-потроганного. Ему необходимо больше времени на усвоение стандартного объема информации. При попадании в непривычные условия, скорость освоения получаемой информации падает еще сильнее. |
3 | Внимание | Слабость произвольного внимания выражается в: малом объёме устойчивости, трудностях распределения, медленном переключении на фоне быстрого истощения и повышенной отвлекаемости, отсутствии концентрации, трудностью переключения. | Носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребенок с легкостью переключается на посторонние предметы, не может сконцентрироваться на одном занятии. Можно обнаружить признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности. |
4 | Память | характеризуется нарушениями запоминания (недостаточная осмысленность и непоследовательность, зависимость от содержания материала), сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала) и воспроизведения (неточность). Следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. | Память при ЗПР носит мозаичный характер, слабо избирательна. Наглядно – образная память превалирует над вербальной памятью, мыслительная активность при воспроизведении информации низкая. Память детей с ЗПР сильно страдает, они воспринимают и запоминают меньше 25% потоковой информации на слух. Им тяжело пересказать даже то, что они только что услышали. Эта же проблема возникает и с пониманием запомненной информации. Лучше запоминают что-то яркое, интересное, наглядное, ограничен объем запоминания |
5 | Мышление | Мышление характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью, инертностью, нарушением всех мыслительных операций. В наибольшей степени страдают обобщение и абстрагирование, а также словесно-логический вид мышления. Наиболее сохранно наглядно-действенное мышление. У умственно отсталых затруднено формирование понятий, суждений, умозаключений. Мотивация мышления снижена. | характеризуется как несформированностью отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к норме развивается наглядно-действенное |
6 | Речь | Речь умственно отсталого ребенка характеризуется бедностью содержания, недостаточной развернутостью, фрагментарностью. Нарушен грамматический строй речи. Употребляемые ими предложения примитивны по своей конструкции, с большим количеством пропусков. В их речи отмечается нарушение синтаксических связей, т. е. отношений между словами предложения с помощью падежей и предлогов. | Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой активностью. |
7 | Эмоционально-волевая сфера | Плохо развита эмоциональная сфера, а игровая форма только отвлекает от выполнения задания и достижения цели. Настроение неустойчиво, поведение непоследовательное, не умеет сдерживать гнев и агрессию. | Характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Яркость эмоций позволяет длительное время выполнять задание, а игровая форма повышает продуктивность. Страдает сфера социальных эмоций (не готовы к теплым отношениям со сверстниками и близкими взрослыми) |
8 | Мотивационно-потребностная сфера | характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственна «ко роткая» («близкая») мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Крайне низкий уровень осознания мотивов, сами мотивы неустойчивы, быстро сменяют друг друга. | Из внутренних мотивов доминируют игровые мотивы, мотивы сохранения целостного привычного функционирования Мотивационная сфера детей дисгармонична с точки зрения соотношения реального уровня развития (как правило, несколько более низкого) и потенциальных возможностей. Это проявляется в расхождении между «знаемыми» и «реально действующими мотивами». Наиболее ярко это проявляется в аспекте анализа мотивационной готовности ребенка к предстоящему школьному обучению |
9 | Особенности личности | Развитие личности умственно отсталого ребенка своеобразно, поскольку из-за отклонений в развитии, он не может полностью взаимодействовать с окружающим его миром, сверстниками и взрослыми. Завышенная самооценка, не проявляет интерес к окружающему миру, действует шаблонно, нет тяги к новым знаниям, не принимает помощи взрослых. | Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. |