Файл: Агрессивности детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 2

Заполните сравнительную таблицу, характеризующую умственную отсталость и задержку психического развития.




Критерий

Умственная отсталость

Задержка психического развития

1

Причины

генетические аномалии, внутриутробное поражение плода (в том числе, цитомегаловирусной, токсоплазменной, сифилитической инфекцией), значительная недоношенность, повреждения центральной нервной системы в процессе родов (травма, асфиксия); травмы, гипоксия и инфекции в раннем возрасте, педагогическая запущенность. Бывают и случаи умственной отсталости с неясной этиологией.

в связи с перинатальной патологией, перенесенными в раннем возрасте

нейроинфекциями и травмами ;  хронические соматические заболевания;

конституциональные и наследственные факторы;

нарушение слуха, зрения; неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход и др.),

дефицит информации с раннего детства.

Причины резидуальноорганической задержки психоречевого развития

1. Перинатальная патология ЦНС: гипоксическиишемические, травматические поражения, внутриутробные инфекции, интоксикации (алкоголь, наркотические , лекарственные вещества и др.)

2. Аномалии развития мозга.

3. Неврологические заболевания, перенесенные в раннем возрасте (нейроинфекции, травмы) или с дебютом в раннем возрасте (эпилепсия, расстройства аутистического спектра)

2

Восприятие и ощущения

  • нарушения обобщенности;

  • замедленный темп восприятия;

  • узость объема восприятия;

  • малая дифференцированность;

  • пассивность восприятия.

  • восприятие недостаточно устойчиво, хаотич­но, с нарушенными целенаправленностью и целостно­стью.

  • трудности в вос­произведении образов восприятия — представлений.

Наблюдается нарушение представлений о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и др. Для представлений детей этой категории характерны недифференцированность, фрагментарность, поверхностный характер и уподобление образов. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и зна­ний — основные средства улучшения качества вос­приятий и ощущений.

Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность, что проявляется в трудностях узнавания предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных или схематических изображений предметов. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы. Страдает и целостность восприятия.

У ребят складываются фрагментарные знания об окружающем мире. Это объясняется не скудностью жизненного опыта. Дети с задержкой психического развития просто не узнают знакомый предмет в незнакомом ракурсе или положении.

Кроме того, патология замедляет получение и обработку информации от органов чувств. За короткий период, ребенок не успевает ухватить все мелкие детали увиденного-потроганного. Ему необходимо больше времени на усвоение стандартного объема информации.

При попадании в непривычные условия, скорость освоения получаемой информации падает еще сильнее.

3

Внимание

Слабость произвольного внимания выражается в: малом объёме устойчивости, трудностях распределения, медленном переключении на фоне быстрого истощения и повышенной отвлекаемости, отсутствии концентрации, трудностью переключения.

Носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребенок с легкостью переключается на посторонние предметы, не может сконцентрироваться на одном занятии. Можно обнаружить признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности.


4

Память

характеризуется нарушениями запоминания (недостаточная осмысленность и непоследовательность, зависимость от содержания материала), сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала) и воспроизведения (неточность). Следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала.

Память при ЗПР носит мозаичный характер, слабо избирательна. Наглядно – образная память превалирует над вербальной памятью, мыслительная активность при воспроизведении информации низкая.

Память детей с ЗПР сильно страдает, они воспринимают и запоминают меньше 25% потоковой информации на слух. Им тяжело пересказать даже то, что они только что услышали.

Эта же проблема возникает и с пониманием запомненной информации.

Лучше запоминают что-то яркое, интересное, наглядное, ограничен объем запоминания

5

Мышление

Мышление характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью, инертностью, нарушением всех мыслительных операций. В наибольшей степени страдают обобщение и абстрагирование, а также словесно-логический вид мышления.

Наиболее сохранно наглядно-действенное мышление. У умственно отсталых затруднено формирование понятий, суждений, умозаключений. Мотивация мышления снижена.

характеризуется как несформированностью отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности.

Выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к норме развивается наглядно-действенное

6

Речь

Речь умственно отсталого ребенка характеризуется бедностью содержания, недостаточной развернутостью, фрагментарностью.

Нарушен грамматический строй речи. Употребляемые ими предложения примитивны по своей конструкции, с большим количеством пропусков. В их речи отмечается нарушение синтаксических связей, т. е. отношений между словами предложения с помощью падежей и предлогов.

Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой активностью.

7

Эмоционально-волевая сфера

Плохо развита эмоциональная сфера, а игровая форма только отвлекает от выполнения задания и достижения цели. Настроение неустойчиво, поведение непоследовательное, не умеет сдерживать гнев и агрессию.

 

Характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.

Яркость эмоций позволяет длительное время выполнять задание, а игровая форма повышает продуктивность. Страдает сфера социальных эмоций (не готовы к теплым отношениям со сверстниками и близкими взрослыми)

8

Мотивационно-потребностная сфера

характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственна «ко­ роткая» («близкая») мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений.

Крайне низкий уровень осознания мотивов, сами мотивы неустойчивы, быстро сменяют друг друга.


Из внутренних мотивов доминируют игровые мотивы, мотивы сохранения целостного привычного функционирования

Мотивационная сфера детей дисгармонична с точки зрения соотношения реального уровня развития (как правило, несколько более низкого) и потенциальных возможностей. Это проявляется в расхождении между «знаемыми» и «реально действующими мотивами». Наиболее ярко это проявляется в аспекте анализа мотивационной готовности ребенка к предстоящему школьному обучению


9

Особенности личности

Развитие личности умственно отсталого ребенка своеобразно, поскольку из-за отклонений в развитии, он не может полностью взаимодействовать с окружающим его миром, сверстниками и взрослыми. Завышенная самооценка, не проявляет интерес к окружающему миру, действует шаблонно, нет тяги к новым знаниям, не принимает помощи взрослых.


Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками.