Файл: Предмет, метод и система земельного права. Предметом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Правомочия, составляющие право государственной собственности на недра, в пределах территории РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами.

В зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующие виды:

- для геологического изучения, то есть общее геологическое изучение, а также поиск и оценка месторождений полезных ископаемых;

для разведки и добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из недр минерального сырья неорганического и органического происхождения, а также для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопроводов и т. д.);

для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

- для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).

Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств – обязательно наличие лицензии.


Государство сохраняет свою монополию на добычу радиоактивного сырья, захоронение радиоактивных отходов и токсичных веществ. Государству принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых драгоценных металлов и драгоценных камней в целях пополнения Государственного фонда.
  1. 1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   34

Особенности правового режима земель промышленности и земель энергетики.


Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (п.1 ст.88 ЗК РФ). 

В составе земель промышленности различают две разновидности земель с дифференцированным правовым режимом: а) земельные участки, которые используются или предназначены для размещения производственных, административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности; б) для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности. 

В составе обеих разновидностей при необходимости устанавливаются санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования.

Особенностью правового режима земель промышленности является строгое нормирование размеров земельных участков. Размеры таких ЗУ определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей
.

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Правовой режим земельных участков при использовании атомной энергии установлен Федеральным законом «Об использовании атомной энергии». Этим Законом устанавливаются полномочия по размещению объектов атомной энергии, которые непосредственно связаны с полномочиями по отводу земельных участков для этих целей. 
  1. Особенности правового режима земель транспорта и земель связи, радиовещания, телевидения, информатики.


Землями транспорта (ст. 90 ЗК РФ) признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 

З/уч, находящиеся в гос/муниц. собственности, предоставленные для размещения объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения – признаны
ограниченными в обороте.

Особенности правового режима отдельных видов земель транспорта и связанных с ними объектами недвижимости устанавливаются специальными НПА.

Особенности правового режима земель транспорта, прежде всего, зависят от вида и назначения транспортных коммуникаций, например:

Ж/Д: свободные з/уч на полосах отвода железных дорог в пределах земель ж/д транспорта могут передаваться в аренду гражданам и ЮЛ для с/х использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения;

Авто: з/уч в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться гражданам и ЮЛ для размещения объектов дорожного сервиса. 
Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики (ст. 91 ЗК РФ) признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, ФЗ и законами субъектов РФ.

Правовое положение земель радиовещания, телевидения и информатики не конкретизировано российским законодательством, в отличие от земель связи. Согласно ст. 10 ФЗ «О связи», к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. Для защиты объектов связи вокруг них могут создаваться охранные зоны.
  1. 1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   34