Файл: Предмет, метод и система земельного права. Предметом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, отмечая ее уникальность и неповторимость.
Вышеназванные федеральные законы — не единственная часть законов как источников земельного права. К ним относятся также федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы, участвующие в установлении земельных правоотношений.
В число законов, регулирующих земельные отношения, входят законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; количество их земельно-правовых актов постоянно увеличивается ввиду дальнейшего развития и совершенствования земельного законодательства РФ. Они приобретают немаловажное значение, восполняя пробелы и устраняя противоречия федерального законодательства: земельное законодательство согласно ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Конституционные основы земельного права — это положения, содержащиеся в Конституции, закрепляющие основы регулирования земельных отношений.
Конституция РФ предусматривает регулирование земельных отношений на основе приоритета публично-правовых норм земельного законодательства. Это означает, что право частной собственности на землю не может быть абсолютным правом. Права частных земельных собственников могут и должны быть ограничены в интересах общества.
Немаловажное значение для земельного права имеют конституционные нормы, регулирующие экологические отношения. Так, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), а также обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
В п. «д» ст. 71 Конституции РФ установлено, что в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (в том числе земли, находящиеся в федеральной собственности). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся: разграничение государственной собственности (п. «г» ч. 1 ст. 72); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (п. «д» ч. 1 ст. 72), а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к» ч. 1 ст. 72).
В соответствии с Конституцией РФ, нормами международного права и федеральными законами, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ закреплен принцип равенства всех форм собственности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная
, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земельные отношения – это отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, урегулированные нормами земельного права.
Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношенийявляются юридические факты, т. е. обстоятельства, влекущие в соответствии с законом юридические последствия.
Видами земельных правоотношений являются:
Регулятивные правоотношения – данные отношения возникают при практической реализации земельных отношений.
Правоохранительные правоотношения возникают по поводу правонарушений, когда существует необходимость юридического воздействия в ответ на нарушение земельного законодательства либо при угрозе наступления правонарушения.
Материальные правоотношения – это отношения, возникающие на основании норм земельного права, устанавливающие существенные права и обязанности участников земельных правоотношений.
Процессуальные правоотношения – это отношения, возникающие на основании норм процессуального права, предусматривают порядок подачи заявлений, просьб о предоставлении прав на земельные участки.
Имущественные отношения, связанные с землей – это отношения по приобретению, прекращению и защите прав на земельные участки.
Управленческие отношения, связанные с землей – это отношения, возникающие при осуществление органами государственной власти государственного управления в сфере использования и охраны земель, а также при осуществлении муниципальными органами, органами местного самоуправления муниципального управления.
Земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Признаки:
В статье 3 ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дается понятие искусственного земельного участка. Искусственный земельный участок - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.
Инициаторами создания искусственных земельных участков могут быть федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности…».
Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, кроме установленных законом случаев.
Требования установлены ст. 11.9 ЗК РФ:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования,
-
федеральные конституционные законы - ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ, Градостроительный кодекс, Федеральные законы об охране окружающей среды, о природных лечебных ресурсах, об особо охраняемых природных территориях, о мелиорации земель, о землеустройстве, о кадастровой деятельности и т.д.
Вышеназванные федеральные законы — не единственная часть законов как источников земельного права. К ним относятся также федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы, участвующие в установлении земельных правоотношений.
-
Указы Президента РФ и Постановления Правительства. Анализ нормативных актов показывает, что они изданы по самым разнообразным проблемам правового регулирования земельных отношений.
В число законов, регулирующих земельные отношения, входят законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; количество их земельно-правовых актов постоянно увеличивается ввиду дальнейшего развития и совершенствования земельного законодательства РФ. Они приобретают немаловажное значение, восполняя пробелы и устраняя противоречия федерального законодательства: земельное законодательство согласно ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 34
Конституционные основы земельного законодательства.
Конституционные основы земельного права — это положения, содержащиеся в Конституции, закрепляющие основы регулирования земельных отношений.
Конституция РФ предусматривает регулирование земельных отношений на основе приоритета публично-правовых норм земельного законодательства. Это означает, что право частной собственности на землю не может быть абсолютным правом. Права частных земельных собственников могут и должны быть ограничены в интересах общества.
Немаловажное значение для земельного права имеют конституционные нормы, регулирующие экологические отношения. Так, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), а также обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
В п. «д» ст. 71 Конституции РФ установлено, что в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (в том числе земли, находящиеся в федеральной собственности). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся: разграничение государственной собственности (п. «г» ч. 1 ст. 72); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (п. «д» ч. 1 ст. 72), а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к» ч. 1 ст. 72).
В соответствии с Конституцией РФ, нормами международного права и федеральными законами, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ закреплен принцип равенства всех форм собственности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная
, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
-
Земельные отношения; имущественные и управленческие отношения, связанные с землей: понятие, состав.
Земельные отношения – это отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, урегулированные нормами земельного права.
Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношенийявляются юридические факты, т. е. обстоятельства, влекущие в соответствии с законом юридические последствия.
Видами земельных правоотношений являются:
Регулятивные правоотношения – данные отношения возникают при практической реализации земельных отношений.
Правоохранительные правоотношения возникают по поводу правонарушений, когда существует необходимость юридического воздействия в ответ на нарушение земельного законодательства либо при угрозе наступления правонарушения.
Материальные правоотношения – это отношения, возникающие на основании норм земельного права, устанавливающие существенные права и обязанности участников земельных правоотношений.
Процессуальные правоотношения – это отношения, возникающие на основании норм процессуального права, предусматривают порядок подачи заявлений, просьб о предоставлении прав на земельные участки.
Имущественные отношения, связанные с землей – это отношения по приобретению, прекращению и защите прав на земельные участки.
Управленческие отношения, связанные с землей – это отношения, возникающие при осуществление органами государственной власти государственного управления в сфере использования и охраны земель, а также при осуществлении муниципальными органами, органами местного самоуправления муниципального управления.
-
Понятие и признаки земельного участка. Искусственный земельный участок.
Земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Признаки:
-
измеримость площади конкретной части поверхности земли; -
взаимосвязанность объекта с землей; -
наличие количественных и качественных характеристик; -
возможность установления масштабов по горизонтальным (территориальные границы) и вертикальным срезам (пределы хозяйственного использования); -
обязательность идентификации и постановки на учет в государственный кадастр недвижимости; -
свойство делимости.
В статье 3 ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дается понятие искусственного земельного участка. Искусственный земельный участок - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.
Инициаторами создания искусственных земельных участков могут быть федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 34
Образование земельных участков. Требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности…».
Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, кроме установленных законом случаев.
Требования установлены ст. 11.9 ЗК РФ:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования,