Файл: Предмет, метод и система земельного права. Предметом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Предмет, метод и система земельного права.
Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений — земельные отношения.
Земельные отношения — это отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками,
Метод земельного права – это совокупность способов и приемов воздействия на поведение людей, которая соответствует характеру и природе земли как уникального природного ресурса, необходимого всем гражданам. Для земельного права характерен два вида методов: императивный и диспозитивный.
Императивный метод выражается в установлении субъектов правоотношений и запретов, подлежащих исполнению. Данный метод исключает юридическое равенство сторон, автономию воли субъектов, предполагая отношения власти и подчинения. Диспозитивный метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода в реализации ими своих целей или задач.
Под системой земельного права понимается научно обоснованная последовательность расположения земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленная характером регулируемых общественных отношений. Институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют общую часть земельного права, куда входят следующие институты: собственности на земельные участки; ограниченных вещных прав на земельные участки; оборота земельных участков; управления земельным фондом; охраны земель; ответственности за земельные правонарушения.
Особенная часть земельного права складывается из институтов, которые определяют правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому назначению, а именно: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т. д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.
-
Принципы земельного права.
Установлены ст. 1 ЗК РФ:
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы.
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека
4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю
5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
7) платность использования земли.
8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории.
9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
-
История земельного права России до 1991 года.
До начала 20 века в России не существовало обособленной системы Земельного Законодательства. В разные периоды истории на земельные правоотношения влияли отдельные события: установление в IX веке феодальной собственности на землю; после принятия христианства в X веке сосредоточение значительной части земель в руках церкви; деление Иваном Грозным территории государства на за земщину и опричнину; установление правового режима поместий и вотчин в Соборном Уложении 1649 года; издание Указа Петра 1 о единонаследии и.тд.
Первая аграрная реформа была проведена в 1861г., в связи с чем отменялось крепостное право, крестьяне получали «усадебную оседлость» и наделы на условиях последующего выкупа или отработки, была оказана государственная «помощь» крестьянству в осуществлении выкупа и укреплении крестьянской общины.
Основными направлениями реформы Столыпина являлись: передача земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, кредитование крестьян.
Земельное право в качестве самостоятельной отрасли права возникло после Октябрьской революции с первым Декретом ВЦИК «О земле» от 26 октября 1917 г. Декрет вводил новые принципы землевладения и землепользования. Провозглашалась отмена частной собственности на землю, национализация всей земли и ее недр. Земли помещиков и крупных собственников подлежали конфискации. В то время была проведена национализация всей имеющейся земли, которая привела к выделению самостоятельной совокупности отношений, связанных с земельной собственностью.
Первым законом СССР, определившим правовой режим всех категорий земель, стали «Общие начала землепользования и землеустройства» 1928г. В 1953 г. был взят курс на подъем сельского хозяйства, стартовала компания по освоению целинных земель Казахстана, Сибири. Аграрная реформа 1965 г. вводила повышение закупочной цены, вводила денежное авансирование труда колхозников, затем принятие «Продовольственной программы» 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе.
Новый этап развития земельного законодательства на территории постсоветского пространства связывают с принятием в 1990 г. «Закона о собственности в СССР» и «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Этими актами была предпринята попытка восстановить право частной собственности на землю.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 34
Развитие земельного законодательства после 1991 года. Основные направления государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы.
С 1990 года в законодательство РФ вносятся изменения, реформирующие земельный строй:
-
Законом «О собственности в РСФСР» введен правовой режим равенства всех форм и видов собственности, а также правовые гарантии для собственников по владению, пользованию и распоряжению землей. -
Создание механизма приватизации земельных участков гражданами. -
Обеспечение свободного хозяйствования на земле. -
Введение платности землепользования -
Приоритет правового статуса земель с/х назначения -
Разработка НПА, обеспечивающих охрану окружающей среды и так далее.
Было принято значительное количество НПА, направленных на конкретизацию направлений, порядка и правил осуществления земельной реформы. Особое место занимают нормы ГК РФ.
Они способствовали формированию земельного рынка и реализации сделок о перераспределении земельных участков между собственниками и землепользователями, гражданами и юридическими лицами. Разработана и утверждена Правительством РФ «Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 гг.».
К числу основных документов следует отнести ЗК РФ от 25 октября 2001 г. и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Кодекс является основным документом, определяющим земельные отношения в России.
Основные направления государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы были установлены распоряжением Правительства РФ от 03.03.2012. Цели - повышение эффективности использования земель, охрана земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны.
Государственная политика по управлению земельным фондом осуществляется посредством реализации следующих мероприятий:
- разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование земельно-имущественных отношений в соответствии с направлениями земельной политики;
- разработка и осуществление государственных и муниципальных программ по соответствующим направлениям земельной политики;
- контроль и надзор за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации земельной политики.
-
Формы земельного права.
Источник (форма) права — это способ закрепления и выражения государством норм права.
Источник земельного права — это документ установленной формы, изданный уполномоченным государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц и являющийся элементом системы земельного законодательства.
Иерархия земельных правовых нормативных актов представляет собой следующие уровни:
-
Международные договоры РФ, содержащие земельно‑правовые нормы (ст. 4 ЗК РФ). В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. -
Основным источником земельного права, как и всех отраслей права, является Конституция РФ.
Так, конституционные нормы устанавливают, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, Конституция РФ ставит землю в особое положение по сравнению с другими объектами правового регулирования