Файл: Конспект содержания программы Инклюзивное и интегративное образование детей с овз в условиях введения и реализации фгос ноо овз.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Конспект содержания программы

«Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ»
Тема 1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Приказами Министерства образования и науки РФ 19 декабря 2014 года были утверждены два федеральных государственных образовательных стандарта (ФГОС):

ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

ФГОС образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Разработчики Стандартов.

Разработка Стандартов осуществлялась учеными

Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена;

При участии сотрудников:

Института коррекционной педагогики РАО;

Московского городского психолого-педагогического университета;

Московского городского педагогического университета;

Московского педагогического государственного университета;

Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова;

авторитетными педагогами из разных субъектов федерации.

Нормативно – правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов.

ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года.

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 года.

Инновационный характер Стандартов.

Созданные документы имеют выраженный инновационный характер:

- впервые в отечественной образовательной практике создана программа ФГОС обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) системного характера.

- предусмотрено обучение для детей с различной степенью выраженности аутистических расстройств.

Инновационность Стандартов определяется базированием на инклюзивной «философии» образовательной политики.

Согласно разработанной Концепции ФГОС в Стандартах закреплены возможности интегрированного обучения для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, тем самым обеспечивается единство образовательного пространства Российской Федерации.


Оба Стандарта ориентированы на федеральный государственный стандарт начального общего образования, имеют единую с ним нормативно-правовую базу.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ НОО).

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к общему образованию разных групп детей:

-глухих,

-слабослышащих,

-позднооглохших,

-слепых,

-слабовидящих,

-с тяжелыми нарушениями речи,

-с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

-с задержкой психического развития,

-с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

Предмет Стандарта.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), возникающие при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО).

Образовательная деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования (АООП НОО) осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями.

Стандарт включает в себя требования к:

1) структуре АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения АООП НОО.

Стандарт НОО обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с ОВЗ и соответствия образовательной деятельности Организации установленным требованиям.

Стандарт направлен на обеспечение:

-равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;



-единства образовательного пространства Российской Федерации государственных гарантий качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП НОО и результатам их освоения;

-максимального расширения доступа обучающимся с ОВЗ к общему образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям; преемственности основных образовательных программ общего образования обучающихся с ОВЗ;

Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов (в соответствии с Приложениями 1 – 8).

I.10. Стандарт устанавливает сроки освоения АООПНОО от четырех лет до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей:

Приложение 1. Требования к АООПНОО для глухих обучающихся,

Приложение 2. Требования к АООПНОО для слабослышащих, позднооглохших обучающихся,

Приложение 3. Требования к АООПНОО для слепых обучающихся,

Приложение 4. Требования к АООПНОО для слабовидящих обучающихся,

Приложение 5. Требования к АООПНОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,

Приложение 6. Требования к АООПНОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

Приложение 7. Требования к АООПНОО для обучающихся с задержкой психического развития,

Приложение 8. Требования к АООПНОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Смысл разработки ФГОС.

Гарантировать каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, не зависимо от:

-степени тяжести нарушений психического развития;

-способности к освоению цензового уровня образования;

-вида учебного заведения;

-региона проживания.

Функции ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья:

-максимально расширить охват детей с ограниченными возможностями здоровья образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

-дать возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование;


-гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;

-обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта;

-обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

-эволюционно перейти от двух параллельных к единой системе образования, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

Предмет стандартизации:

результаты образования на каждой ступени;

структура образовательной программы;

условия, необходимые для получения образования.

Предмет стандартизации совпадает, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося.

Предметом стандартизации в специальном стандарте образования детей с ОВЗ становится сам уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок.

Выделяют три уровня школьного образования с точки зрения результатов обучения:

один из них является цензовым, т.е. полностью сопоставимым с уровнем неполного и/или полного среднего образования обычных сверстников, два других - принципиально не сопоставимы с цензом.

I уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, как в академическом компоненте, так и в области жизненной компетенции ребенка.

II уровень школьного образования - нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка;

III уровень школьного образования, также нецензовый
, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Кардинальное отличие от ФГОС НОО состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих наличествующему диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.

Потребность в дифференцированном ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из-за неоднородности состава учащихся требуется дифференцированный стандарт для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья – разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием и обучением, соответствующим их возможностям и потребностям.

В случае необходимости предусмотрено пролонгирование календарных сроков обучения.

Для всех вариантов образовательных программ обязательным является:

включение в их содержание специальной коррекционной работы;

специальная организация среды;

обеспечение систематической специальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с целью создания условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей.

Области образования.

Реорганизация предметных областей (практико – ориентированные ситуативные задачи на каждом уроке, на каждом занятии).

Шесть традиционных областей образования, но их содержание выстраивается в новой логике:

Каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента- «академический» и «жизненных компетенций».

 «Академический» компонент» – накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития;

 «академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

 Компонент «жизненной компетенции» – овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции.