Файл: Конспект содержания программы Инклюзивное и интегративное образование детей с овз в условиях введения и реализации фгос ноо овз.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект содержания программы
«Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ»
Тема 1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Приказами Министерства образования и науки РФ 19 декабря 2014 года были утверждены два федеральных государственных образовательных стандарта (ФГОС):
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
ФГОС образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Разработчики Стандартов.
Разработка Стандартов осуществлялась учеными
Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена;
При участии сотрудников:
Института коррекционной педагогики РАО;
Московского городского психолого-педагогического университета;
Московского городского педагогического университета;
Московского педагогического государственного университета;
Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова;
авторитетными педагогами из разных субъектов федерации.
Нормативно – правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов.
ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 года.
Инновационный характер Стандартов.
Созданные документы имеют выраженный инновационный характер:
- впервые в отечественной образовательной практике создана программа ФГОС обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) системного характера.
- предусмотрено обучение для детей с различной степенью выраженности аутистических расстройств.
Инновационность Стандартов определяется базированием на инклюзивной «философии» образовательной политики.
Согласно разработанной Концепции ФГОС в Стандартах закреплены возможности интегрированного обучения для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, тем самым обеспечивается единство образовательного пространства Российской Федерации.
Оба Стандарта ориентированы на федеральный государственный стандарт начального общего образования, имеют единую с ним нормативно-правовую базу.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ НОО).
Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к общему образованию разных групп детей:
-глухих,
-слабослышащих,
-позднооглохших,
-слепых,
-слабовидящих,
-с тяжелыми нарушениями речи,
-с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
-с задержкой психического развития,
-с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
Предмет Стандарта.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), возникающие при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО).
Образовательная деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования (АООП НОО) осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями.
Стандарт включает в себя требования к:
1) структуре АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения АООП НОО.
Стандарт НОО обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.
Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с ОВЗ и соответствия образовательной деятельности Организации установленным требованиям.
Стандарт направлен на обеспечение:
-равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
-единства образовательного пространства Российской Федерации государственных гарантий качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП НОО и результатам их освоения;
-максимального расширения доступа обучающимся с ОВЗ к общему образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям; преемственности основных образовательных программ общего образования обучающихся с ОВЗ;
Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов (в соответствии с Приложениями 1 – 8).
I.10. Стандарт устанавливает сроки освоения АООПНОО от четырех лет до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей:
Приложение 1. Требования к АООПНОО для глухих обучающихся,
Приложение 2. Требования к АООПНОО для слабослышащих, позднооглохших обучающихся,
Приложение 3. Требования к АООПНОО для слепых обучающихся,
Приложение 4. Требования к АООПНОО для слабовидящих обучающихся,
Приложение 5. Требования к АООПНОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,
Приложение 6. Требования к АООПНОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
Приложение 7. Требования к АООПНОО для обучающихся с задержкой психического развития,
Приложение 8. Требования к АООПНОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Смысл разработки ФГОС.
Гарантировать каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, не зависимо от:
-степени тяжести нарушений психического развития;
-способности к освоению цензового уровня образования;
-вида учебного заведения;
-региона проживания.
Функции ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья:
-максимально расширить охват детей с ограниченными возможностями здоровья образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
-дать возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование;
-гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;
-обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта;
-обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
-эволюционно перейти от двух параллельных к единой системе образования, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
Предмет стандартизации:
результаты образования на каждой ступени;
структура образовательной программы;
условия, необходимые для получения образования.
Предмет стандартизации совпадает, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося.
Предметом стандартизации в специальном стандарте образования детей с ОВЗ становится сам уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок.
Выделяют три уровня школьного образования с точки зрения результатов обучения:
один из них является цензовым, т.е. полностью сопоставимым с уровнем неполного и/или полного среднего образования обычных сверстников, два других - принципиально не сопоставимы с цензом.
I уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, как в академическом компоненте, так и в области жизненной компетенции ребенка.
II уровень школьного образования - нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка;
III уровень школьного образования, также нецензовый
, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.
Кардинальное отличие от ФГОС НОО состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих наличествующему диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.
Потребность в дифференцированном ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из-за неоднородности состава учащихся требуется дифференцированный стандарт для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья – разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием и обучением, соответствующим их возможностям и потребностям.
В случае необходимости предусмотрено пролонгирование календарных сроков обучения.
Для всех вариантов образовательных программ обязательным является:
включение в их содержание специальной коррекционной работы;
специальная организация среды;
обеспечение систематической специальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с целью создания условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
Области образования.
Реорганизация предметных областей (практико – ориентированные ситуативные задачи на каждом уроке, на каждом занятии).
Шесть традиционных областей образования, но их содержание выстраивается в новой логике:
Каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента- «академический» и «жизненных компетенций».
«Академический» компонент» – накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития;
«академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Компонент «жизненной компетенции» – овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции.