Файл: Конспект содержания программы Инклюзивное и интегративное образование детей с овз в условиях введения и реализации фгос ноо овз.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития предусмотрены только два варианта программ: первый и второй.

В этих случаях в третьем четвертом варианте ведущим нарушением развития является умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), что обусловливает выбор для этих категорий детей Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучение по данному Стандарту предусматривает обязательную логопедическую работу.

ТРЕБОВАНИЯ К АООП НОО ДЛЯ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Требования к структуре АООП НОО для слепых обучающихся 3.1. 3.2. 3.3. 3.4.

Вариант1. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО. Реализация АООП НОО предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4 года.

Вариант 2. Реализация АООП НОО предполагает, что слепой обучающийся получает в пролонгированные календарные сроки образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 5 лет.

Вариант 3. Реализация АООП НОО предполагает, что слепой обучающийся с умственной отсталостью получает образование, несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 5 лет.

Вариант 4. Реализация АООП НОО предполагает, что слепой обучающийся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью получает образование с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальных образовательных возможностей. Нормативный срок обучения 5 лет.

Раздел II.3. Стандарта, приложение 3 указывает, что на основе стандарта Организация может разработать в соответствии со спецификой своей уставной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей слепых обучающихся.

Вариант 3.1. АООП НОО предназначен для слепых, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу, и у которых развиты компенсаторные способы деятельности, необходимые для систематического обучения.


АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной общеобразовательной программы начального общего образования.

АООП НОО предполагает введение коррекционных мероприятий, четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей слепых обучающихся.

вариант 3.2. предназначен для слепых, которые не смогли достичь уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу; не достигли на момент поступления в образовательную организацию достаточного уровня развития компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения, но при этом имеют достаточно большие потенциальные возможности.

Вариант 3.3. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слепоты и легкой умственной отсталости, что значительно осложняет развитие и использование компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения.

Вариант 3.4. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слепоты с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, что затрудняет формирование элементарных способов деятельности, овладение учебными знаниями, умениями и навыками.

Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ОВЗ.

Согласно разработанной Концепции и самим Стандартам отнесение ребенка к тому или иному варианту осваиваемой образовательной программ категорически не является зафиксированной раз и навсегда константой, предусматривается возможность перехода с одного варианта на другой.

Пункт II.13 ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает следующее:

«Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого - медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей)».

Возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой.

В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК.

Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется Организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО.

По рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



Стандарт предусматривает:

-разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;

-объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;

-проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;

осуществления внутреннего мониторинга качества образования в Организации;

-профессиональной подготовки и переподготовки (по основным и дополнительным программам профессионального образования);

-повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.
Тема 3. Коррекционно-развивающая область. Адаптированность и индивидуализация образовательных программ второго, третьего и четвертого вариантов.

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Содержательный раздел АООП.

Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижения личностных и предметных результатов:

программа формирования базовых учебных действий;

программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;

программа духовно-нравственного развития и т.д.

Организационный раздел должен включать учебный план, предметные и коррекционно-развивающие области, внеурочную деятельность и т.д.

Варианты образовательной программы.

В Стандартах предусмотрены несколько вариантов образовательной программы в зависимости от уровня развития и особых образовательных потребностей обучающихся.

Для всех вариантов образовательных программ обязательным является включение в их содержание специальной коррекционной работы, а также специальная организация среды и обеспечение систематической специальной помощи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Коррекционно- развивающая область для категорий детей с нарушениями слуха.

Для различных категорий глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся коррекционно-развивающая область может быть представлена учебными предметами «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи», « Музыкально-ритмические занятия», «Развитие слухового восприятия и техника речи», «Социально-бытовая ориентировка».

Коррекционно- развивающая область для категорий детей с нарушениями зрения.

Для различных категорий слепых и слабовидящих обучающихся коррекционно-развивающая область может быть представлена предметами: «Ритмика», «Адаптивная физическая культура», «Охрана развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», « Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка», «Развитие осязания и мелкой моторики», «Развитие коммуникативной деятельности».

Реализация второго, третьего и четвертого вариантов образовательных программ обусловила создание на основе Стандартов адаптированных образовательных Программ, которые при необходимости индивидуализируются и к которым также может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальных.

Адаптированные основные образовательные программы
Целевой раздел.

АООП должна содержать 3 раздела: целевой, содержательный и организационный

Целевой раздел: цели, задачи, план, результаты реализации адаптированной основной образовательной программы, способы достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижения личностных и предметных результатов:

программа формирования базовых учебных действий;

программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;

программа духовно-нравственного развития и т.д.

Организационный раздел должен включать учебный план, предметные и коррекционно-развивающие области, внеурочную деятельность и т.д.

Деятельностный и дифференцированный подходы.

В основу Стандарта положен деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

признание обучения как процесса ограничений речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования.


признание того, что развитие личности обучающегося с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной.

Стандарт является основой для:

разработки и реализации организацией АООП;

определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана;

определения требованиям к результатам освоения обучающимися с умственным отставанием (интеллектуальными нарушениями.)

разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере образования обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и т.д.

Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет.

Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования на основе: комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключение ПМПК и согласия родителей.

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1).

Целевой раздел

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы.

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

Содержательный раздел:

- Программа формирования базовых учебных действий

- Программы учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области

- Программа духовно-нравственного развития

- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

- Программа коррекционной работы

- Программа внеурочной деятельности

Организационный раздел