Файл: Конспект содержания программы Инклюзивное и интегративное образование детей с овз в условиях введения и реализации фгос ноо овз.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.

Области образования
Академический компонент и компонент «жизненной компетенции»


1. Язык – речевая практика.

2. Математика – практика применений математических знаний.

3. Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром.

4. Знание о человеке - практика личного взаимодействия с людьми.

5. Обществознание – практика жизни в социуме.

6. Знание об искусствах – практика творчества.

Специальная работа по формированию «жизненных компетенций».

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,

способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

Требования к образовательным результатам.

Результаты освоения основной образовательной программы предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образования:

что должен знать и уметь ребенок на данной ступени образования;

что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;

насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

Специфичность стандартизации.

Требования к готовым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования.

Требования к структуре адаптационной программы.

Структура специальной программы развития.

Требования к условиям получения образования.

Каждый вариант СФГОС НОО определяет:

требования к структуре основной образовательной программы (соотношение академического компонента и жизненной компетенции);

требования к результатам школьного образования на каждой его ступени (цензовый, нецензовый, индивидуальный);

требования к условиям, необходимым для освоения детьми с ОВЗ планируемых результатов образования.

Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.


Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1–2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Третий вариант СФГОС (не цензовый)

Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями.

Четвертый вариант специального стандарта (не цензовый)

(индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)

Этот вариант стандарта предусматривается для детей, до настоящего времени фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.

Реализация второго, третьего и четвертого вариантов образовательных программ обусловила создание на основе Стандартов адаптивных образовательных Программ.

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных образовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.



Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость (интеллектуальными нарушениями);

тяжелыми и множественными нарушениями развития.

АООП разрабатывается на основе Стандарта с учетом:

особенностей групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

их психофизического развития;

индивидуальных возможностей;

обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Стандарт учитывает особые образовательные потребности.

Возрастные, типологические, индивидуальные особенности, особые образовательные потребности

К общим образовательным потребностям для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) относятся:

-раннее получение специальной помощи средствами образования;

-обязательность, непрерывность коррекционно-развивающего процесса;

-научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

-доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

-удлинение сроков получения образования….

Особые образовательные потребности, характерные для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения):

выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

Овладение разнообразными видами, средствами, формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализацию социокультурных связей…

удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Существенным изменением содержания образования, предполагающих включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями): «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек» и др.;

созданием оптимальных путей развития;

использованием специфических методов и средств обучения;

дифференцированным «пошаговым» обучением;

обязательной индивидуализацией обучения.

Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) обучающихся
.

ВАРИАНТ 1 Предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости(интеллектуальными нарушениями).

ВАРИАНТ 2 Предназначен для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития).

Адаптированные основные образовательные программы
Целевой раздел.


АООП должна содержать 3 раздела: целевой, содержательный и организационный

Целевой раздел: цели, задачи, план, результаты реализации адаптированной основной образовательной программы, способы достижения этих целей и результатов.

Тема 2. Обзор структуры и содержания образовательных программ ФГОС.

Стандарт является основой для: разработки примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра);

Пример АООП ООН для обучающихся с НОДА.

Вариант 6.1 адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата адресован обучающимся, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.

Вариант 6.2 адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющим особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями, нуждающихся в специальных условиях получения образования.

Вариант 6.3 предназначен для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и НОДА. Обязательными являются организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей и использование адаптированной программы, которая при необходимости индивидуализируется.

Вариант 6.4 предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР – умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая сочетается с двигательными нарушениями, а в ряде случаев еще и с сенсорной, эмоционально-волевой, а также соматическими расстройствами.

Среда и учебное место организуется в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.

В этом варианте итоговые достижения определяются строго индивидуальными психофизическими возможностями и особыми образовательными потребностями каждого обучающегося.

Пример АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.