Файл: 1. 2 Последствия и методы предотвращения перегрева экономики 5.rtf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внешний спрос - он и есть внешний. На него остается только молиться. Если же его не будет, то цены на российский экспорт пойдут вниз. А вот что дальше будет, как всегда, говорить не стоит.
Одно из главных реформаторских достижений российского ЦБ в посткризисные (с 2008-2009) годы - это отказ от таргетирования курса рубля в пользу таргетирования инфляции.
По сути, речь идет вот о чем: в кризис 2009 года, когда рубль "посыпался", ЦБ бросился ему на подмогу, стал продавать доллары из своих резервов и скупать рубли. Ну и что из этого вышло? В России был отток капиталов, банкам не хватало денег, кредитный рынок замер, а это и есть кризис ликвидности, за которым следуют неплатежи, банкротства, обманутые вкладчики и прочие "радости". ЦБ, спасая курс рубля, вытягивал с рынка столь необходимые ему рубли, тем самым усугубив удар кризиса. Теперь ЦБ контролирует прежде всего объем ликвидности, курс его интересует гораздо меньше. Итог явно позитивный: в 2011 году на фоне кризиса еврозоны рубль за август обесценился на 10%, но экономика продолжала рост, ни тебе кризиса, ни паники. Эта политика свободного валютного курса - один из демпферов удара падающих цен на нефть по российской экономике.
Фактор инфляции - привычная травма российской экономики. Самое печальное - она снижает не только потребительскую, но и инвестиционную активность, тем самым выступает в неразрывной паре с фактором отсутствия не загруженных мощностей и необходимости привлечения новых инвестиций.
Значит, борьба с инфляцией - приоритет экономической политики. Пока же она намерена не останавливаться на 6,1% - рекорде 2011 года, сейчас она уже превышает 6,4%, Минэкономразвития в прогнозе до конца года называет 7%. Но проблема не в одних цифрах.
Здесь есть как минимум две острые и очень трудно решаемые проблемы. Первая - госрасходы. С одной стороны, вроде ясность есть, как есть "бюджетное правило", о котором ВБ отзывается в возвышенных тонах. Оно ограничивает расходные аппетиты рамками доходов, получаемых бюджетом при средней за определенный период цене нефти + 1% ВВП. Но есть предвыборные обещания Путина, которые требуют большего, и президент, как показала демонстративная порка правительства 18 сентября, об этом не забыл. И есть амбиции. Войти в топ-пятерку мира по ВВП и главное - совершить технологический, а заодно диверсификационный рывок (в девичестве - модернизацию), но для этого нужны госрасходы, правда, скорее всего, не с нынешними военно-полицейскими приоритетами, а с упором на развитие человеческого капитала (наука, образование, здравоохранение).
Борьба с инфляцией - это показатель перегрева экономики, которую и диагностировал ВБ. Из перегрева не выйти, если двигаться в сторону каких бы то ни было амбициозных целей. Значит, спичрайтерам президента надо сменить привычные ходы своих опусов. [13, с.144].
Деловые круги России знают, что на протяжении многих перестроечных лет Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ) публикуют ежегодные доклады с оценкой экономического положения и перспектив развития нашей страны. Как правило, эти влиятельные международные организации нас поучают, критикуют, рисуют то радужные, то провальные прогнозы для нашей страны. Следует признать, что раньше даже самые неприятные оценки ВБ и МВФ не вызывали отторжения у правительственных чиновников и явно учитывались при принятии решений.
Представители ВБ и МВФ усматривают два типа рисков для России: внешний и внутренний. Они признают, что от внешних рисков страна сейчас надежно защищена: падение цены на нефть маловероятно, золото-валютные резервы накоплены больше, а нынешний финансовый кризис в мире в целом не оказал негативного влияния на российский рынок.
Главный риск - внутренний, и состоит он в том, что экономика России "перегревается".
Понятие "перегрев экономики" ВБ определяет, как неспособность производственных мощностей удовлетворять растущий совокупный спрос. Такое явление обычно характерно для экономики, темпы роста которой на конкретном временном участке превышают долгосрочный потенциал.
Упомянутые международные организации насчитали семь признаков перегрева экономики России, т.е. фактически весь набор признаков, обычно применяемых при анализе западными экономистами экономик других стран. Если смотреть на все эти признаки отдельно, то они подмечены в целом справедливо, оспаривать их не стоит, но вот ведут ли они к "перегреву" в совокупности - это спорный вопрос.
Признаки:
1. Налицо ускоренные темпы подъема экономики.
2. Сохраняется высокая инфляция, которая так и не "поддается" обузданию административными и другими мерами, и в 2013 году составит 14 %. Кстати, с этими прогнозами согласны и многие российские эксперты.
3. Почти максимума достигла загрузка производственных мощностей в большинстве основных производств. Это положение можно легко оспаривать.
4. Минимальный уровень безработицы (6,1 %), достижение высокого коэффициента использования трудовых ресурсов.
5. Стремительный рост номинальной заработной платы, опережающий инфляцию.
6. Низкая производительность труда (в 10 и более раз ниже, чем в развитых странах), рост удельных трудовых издержек на выпуск единицы продукции.
7. Наращивание бюджетных расходов, ведущее к тому, что тяжесть борьбы с инфляцией ложится на Центробанк, который вынужден, будет ужесточить денежно - кредитную политику (т.е. "ударить по тормозам"), что приведет к замедлению роста экономики.
В наличии и прочие признаки "перегрева": инфраструктурные ограничения, рост цен на недвижимость, рост импорта, ухудшение счета текущих операций.
Иными словами, спор вокруг "перегрева" экономики идет не только между российскими высокопоставленными чиновниками, с одной стороны, и специалистами из ВБ и МВФ, с другой, но и внутри Правительства России. Одну позицию представляют те, кто озабочен не только сегодняшним днем, но и тем, каким образом вброс дополнительных денег в экономику скажется на перспективах развития страны. Другие полагают, что инфляционных последствий бояться не стоит, поскольку "лишние" деньги поглощаются быстрорастущей экономикой. Российская сторона не оспаривает наличие выявленных ВБ и МВФ признаков возможного "перегрева" нашей экономики. Они, скорее всего, не видят угрозы самого "перегрева". Этим объясняется недоверие к выводам международных организаций. Для России не приемлем предлагаемый путь к "охлаждению" экономики через принятие таких шагов, которые непременно приведут к сокращению темпов развития страны. Кстати, мировая экономика знает и более быстрые темпы роста на более длительном интервале времени, которые не сопровождаются явными признаками перегрева (на протяжении последних 20 лет экономика КНР ежегодно растет на 10-12%).
Среди симптомов многие финансисты опять-таки подчёркивают переинвестирование в экономические фонды (товары и оборудование, услуги, капитал), вызванное низкой ценой заёмных денег (процентные ставки ЦБ), либо высоким потребительским спросом, либо международной рыночной конъюнктурой (состоянием цен), либо спекулятивным бумом, вызванным новыми инвестиционными возможностями в экономике или отдельных отраслях (бум доткомов 2012 - 2015 гг.). Перегрев экономики может сопровождаться как инфляцией (ростом цен) так и дефляцией (падением цен) в зависимости от денежной политики Центрального банка (государственный эмиссионный банк). Обычно он сопровождается высокими (значительно выше средних) темпами роста экономики, ростом товарных и фондовых (рынок ценных бумаг) рынков, и обязательно, умеренной или низкой ценой кредитных денег. Перегрев всей экономики вызывается чрезмерным влиянием государства через Центральный банк, на кредитный рынок. Планирование денежной политики государством в условиях свободного рынка не может отражать потребности и тенденции развития экономики, что приводит к переинвестированию капитала предпринимателями, ориентирующимися на банковскую процентную ставку и перепотреблению частными лицами, также ориентирующимися на ставки по кредитам. Перегрев экономики чреват экономическим спадом, безработицей, падением уровня жизни населения.
Симптомы, найденные Всемирным банком и ЦБ в России, пока не опасны. Но они могут стать губительными, если мир покатится в рецессию.
О том, что российская экономика перегрета, Всемирный банк сообщил в своем докладе, опубликованном 2 июня. Все признаки этого явления присутствуют, считают эксперты международной организации. Миссия МВФ поддерживает своих коллег из ВБ, только в более мягкой формулировке: в России обострились риски перегрева. [12, с.30].
Специалисты международных организаций не первые произнесли это слово вслух. Схожие опасения неоднократно звучали в ЦБ и Минфине. Однако единства во власти по этому вопросу все же нет: "горячую гипотезу" категорически отвергают в Минэкономразвития [12, с.24].
С формальной точки зрения мнение Всемирного банка выглядит вполне обоснованным. Инфляция в России действительно измеряется двузначными цифрами на фоне ускорения экономического роста. Согласно последним оценкам ведомства Эльвиры Набиуллиной, в январе-апреле ВВП увеличился на 8,3% относительно уровня в аналогичном периоде прошлого года. Экономика немного ускорилась даже по сравнению с успешным 2013-м, когда темпы роста составили 8,1%. Но разогнались и цены: только с начала года они увеличились уже на 7,7%, а за 12 месяцев к началу лета инфляция превышала 15%. При этом темпы роста денежной массы сокращаются: если в 2013 году агрегат М2 увеличился почти в 1,5 раза, то в начале мая 2014-го его годовой прирост составлял лишь 33%. Впрочем, трудно отрицать и то, что эффективность денежно-кредитной политики как инструмента борьбы с инфляцией имеет свои границы. По оценкам различных ведомств экономического блока, вклад монетарной составляющей в общий рост цен - чуть больше половины. К тому же в начале года беспорядок на мировых финансовых рынках вызвал отток капитала из России, и в этих условиях со стороны ЦБ было бы верхом безответственности "пережать" ликвидность: Россия получила бы полномасштабный банковский кризис.
Точки кипения. Сторонники версии перегрева правы в том, что российская экономика уже страдает от дефицита ресурсов для дальнейшего развития. Наиболее очевидна нехватка инфраструктуры, которая недоинвестируется в течение многих лет. Но проблемы не только в этом.
Явно накаляются и рынки труда, особенно в крупных городах, где ресурсы снижения безработицы уже исчерпаны или приближаются к нулю, а катастрофический дефицит квалифицированных кадров - одна из самых горячих тем обсуждения в деловых кругах. Причем непохоже, что проблема может "рассосаться" сама собой.
О перегреве можно говорить тогда, когда страна не собирается переходить на новую модель экономики. Если бы не было ожиданий роста промышленности, то можно было предполагать, что этот риск есть. Но, исходя из планов властей, мы должны перейти к принципиально другой экономической модели, с развитием новых отраслей промышленности, диверсификации старых. Риск заключается совсем в другом: государство взяло на себя слишком большую ответственность за развитие, отодвинув частную инициативу на второй план.
О каком перегреве вообще может идти речь? Само это понятие подразумевает, что при развитой инфраструктуре, банковской системе не происходит роста производительности труда и промышленности. У нас же пока ничего нет: слабый банковский рынок, слабый обрабатывающий сектор. Инфляция привезенная: все, что дорожало (за исключением бензина), дорожало не только у нас, но и во всем мире. А в структуре потребляемого нашими гражданами продовольствия 40-50% составляет импорт. Возможно, специалисты Всемирного банка проанализировали только рынок Москвы. Он действительно перегрет. Здесь обилие банков, рабочей силы, денежной массы. Однако это едва ли не несет угрозы всей России. Скорее экономика сама себя вылечит - уже есть такие тенденции. Банки выводят из Москвы свои структуры, например call-центры, рабочая сила постепенно перетекает в регионы, где наблюдаются высокие темпы роста зарплат при более медленном, чем в Москве, росте цен на услуги.
Как Всемирный банк предлагает России лечиться от инфляции? Для сокращения уровня избыточной ликвидности, охлаждения внутреннего спроса и снижения темпов заимствований частным сектором необходимо ужесточить бюджетную и денежно-кредитную политику. Этого можно добиться при помощи ужесточения бюджетной политики в краткосрочный период и поэтапного планирования расходов в долгосрочный период. Кроме того, будет необходимо дальнейшее ужесточение кредитно-денежных условий с использованием постепенного повышения процентных ставок и резервных требований в сочетании с более гибким обменным курсом, как уже было объявлено ЦБ".
Российские экономисты расходятся во мнении об адекватности подобных советов. Если бороться с "привезенной" инфляцией теми мерами, которые предлагает Всемирный банк, это приведет к замедлению темпов роста экономики и финансового сектора, что гораздо быстрее, чем перегрев, может загнать экономику в кризис, уверен Владимир Тихомиров.
Основной механизм - это резкое ужесточение бюджетной политики, дальнейшее аккумулирование нефтяной ренты в Фонде национального благосостояния и в Резервном фонде.