Файл: Оптимизация управления товарными запасами на предприятии.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Новосибирский торгово-экономический колледж»
(ГБПОУ НСО «НТЭК»)
Цикловая комиссия коммерции и сервиса
КУРСОВАЯ РАБОТА
По ПМ 01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью
Тема: Оптимизация управления товарными запасами на предприятии
Дата: «_____» ___________ 2023 Оценка__________________ _________________________ (подпись преподавателя) | Выполнил обучающийся гр. К-11 Специальность: 38.02.04 Коммерция (по отраслям) Ф.И.О. Руководитель |
Новосибирск-2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
-
Понятие, сущность и классификация товарооборота и товарных запасов предприятия 5 -
Методы анализа товарооборота на предприятии 11 -
Показатели эффективности использования товарных запасов предприятия 14 -
Порядок управления запасами 16
Заключение 21
Список использованных источников 23
Введение
На современном этапе развития российской экономики, в условиях продолжающегося развития предпринимательской деятельности, торговля является одной из важнейших отраслей хозяйственной деятельности. Неотъемлемой частью деятельности каждого торгового предприятия являются товарные запасы, от использования которых напрямую зависят результаты коммерческой деятельности всего предприятия. При этом, на основании анализа такого показателя как товарооборот предприятия, можно судить об эффективности его хозяйствования в целом.
Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики предприятиям торговли необходимо эффективно управлять товарными запасами во избежание излишков или недостатка товаров.
Целью курсовой работы является изучение понятия товарных запасов и сущности товарооборота предприятия, теоретических и практических аспектов анализа товарооборота и товарных запасов предприятия.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
-
изучить экономическую сущность понятий «товарооборот» и «товарные запасы», их роль в деятельности торгового предприятия; -
рассмотреть виды, функции, классификацию товарных запасов; -
исследовать методы анализа товарооборота и эффективности использования товарных ресурсов предприятия;
Предметом исследования в данной работе являются особенности товарооборота и управления товарными запасами предприятия, а также поиск путей их совершенствования.
Объектом исследования в курсовой работе являются товарно-материальные запасы.
Для реализации поставленных в работе целей и задач были использованы: обзор литературных источников, наблюдение, классификация, анализ полученной информации.
Данная тема имеет обширный теоретический и методологический материал, представленный большим списком научной литературы, информацией из справочников, периодических изданий и ресурсов Интернета по избранной теме.
Структура курсовой работы представляет собой: введение; две главы; список использованной литературы; заключение.
В первой главе работы рассматриваются такие вопросы, как понятие и сущность товарооборота и товарных запасов, их классификация, методы анализа исходя из теоретического материала.
1. Понятие, сущность и классификация товарооборота и товарных запасов предприятия
Одним из условий достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является его бесперебойное снабжение товарами, что напрямую зависит от применяемой на данном предприятии системы управления товарными запасами. То есть понятие товарных запасов неразрывно связано с понятием товара. Товар – материально-вещественный и интеллектуальный продукт или услуга, обладающие полезными потребительскими свойствами и предназначенный для продажи. Пока товар не продан и находится в каналах сферы товарного обращения, а также ожидает момента продажи, он является товарным запасом. Их наличие обусловлено тем, что постоянно происходящие процессы производства, обращения и потребления не совпадают во времени и пространстве, что вызывает необходимость обеспечения их непрерывности.
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, на складах, в перевозке, в хранилищах оптовых и розничных торговых предприятий, при этом их объем постоянно изменяется в связи с вовлечением их в товарооборот, когда они перестают быть запасами и становятся товарами для продажи [6]. Таким образом, под товарными запасами следует понимать предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, то есть товары, ожидающие времени своей продажи.
Существуют различные классификации видов товарных запасов предприятия. Основные признаки, по которым они подразделяются, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация товарных запасов предприятия
Классификационный признак | Виды товарных запасов |
Назначение | 1 Текущего хранения 2 Сезонного хранения 3 Досрочного завоза 4 Целевого назначения |
Местонахождение | 1 На предприятиях розничной торговли (в магазинах) 2 На предприятиях оптовой торговли (на базах и складах) 3 На производственных предприятиях 4 На предприятиях общественного питания |
Время формирования | 1 Входные (на начало периода) 2 Выходные (на конец периода) 3 На определенную дату |
Единицы измерения | 1 Абсолютные (натуральные и стоимостные) 2 Относительные (дни оборота) |
Соответствие нормативу | 1 Нормативные 2 Сверхнормативные 3 Ниже норматива |
Потребительское назначение (товарный состав) | 1 Продовольственные 2 Непродовольственные |
Текущие товарные запасы служат для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий, сезонные – для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения. Товарные запасы досрочного завоза необходимы для поддержания бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров. Под целевыми товарными запасами понимаются запасы, предназначенные для осуществления определенных целевых мероприятий.
Таким образом, наиболее полно можно охарактеризовать понятие товарных запасов как количество товаров определенного вида, сорта, находящихся на данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, на витринах магазина.
Существует ряд факторов, которые вызывают необходимость образования товарных запасов на предприятиях, основными из которых являются следующие:
– территориальные факторы, предполагающие некоторую удаленность
мест производства и потребления определенного товара;
– несоответствие между производственным и торговым ассортиментом
товаров;
– сезонность в производстве и потреблении отдельных категорий
товаров;
– время, необходимое для транспортировки товаров от места
производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;
– отсутствие возможности для хранения товара.
Наличие товарного запаса служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения продукции. В то же время запасы не должны быть избыточными, поскольку при этом возрастают издержки производства и обращения, так как именно в товарных запасах аккумулирована большая часть финансовых средств торговой организации. Таким образом, эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей предприятий оптовой и розничной торговли.
Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота. Поддержание нужных пропорций между величиной товарооборота и товарных запасов необходимо для предприятий торговли. При недостаточной величине запасов возникают трудности в удовлетворении покупательского спроса. Излишние товарные запасы вызывают дополнительные потери, рост потребности в кредитах банка и расходов по оплате процентов за пользование ими, ухудшение финансового состояния торговли.
Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения. Общепринятым является отнесение продуктов труда к товарным запасам у предприятий отраслей обращения от момента их поступления на эти предприятия до момента погрузки на транспортные средства для отправки или непосредственной передачи потребителям.
Материальные запасы - это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно–технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
Товарный запас - это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи.
Товарно-материальные запасы - это запасы какого-либо ресурса или предмета, используемые фирмой в производственно-хозяйственной деятельности (сырье, материалы, незавершённое производство, готовая продукция).
Управление запасами - это определенный вид деятельности, объектом которого является создание и хранение запасов. Управление запасами - это функциональная деятельность, целью которой является уменьшить до минимума общую сумму ежегодных затрат на содержание запасов при условии удовлетворительного обслуживания клиентов.
Основными факторами образования запасов готовой продукции являются задержки, необходимые для:
- накопления готовой продукции до размеров отгружаемых партий;
- укомплектования партий поставки, если потребителю одновременно – отгружается несколько номенклатур;
- упаковки и затаривания продукции;
- оформление отгрузочной документации;
- погрузки в транспортные средства.
Выделяются следующие виды товарно – материальных запасов (рис. 1)
Рисунок 1 – Основные виды запасов
Производственные запасы - запасы, формируемые на предприятиях и в организациях-потребителях для обеспечения бесперебойности производственного процесса.
Товарные запасы - запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
Текущие запасы - основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.
Страховые запасы – предназначены для непрерывного обеспечения материалами и товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором; возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков; непредвиденного возрастания спроса.
Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог.
Переходящие запасы – это остатки материальных ресурсов на конец одного – начала следующего отчетного периода.
Подготовительные запасы – запасы, выделяемые в производственных и товарных запасах при необходимости подготовки продукции к использованию: в производстве (сушка древесины) или отпуску покупателям (продаже).