Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВО АСТРАХАНСКИЙ ГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ
Кафедра наркологии, психотерапии и правоведения
зав. кафедрой д.м.н., профессор Великанова Л.П.
РЕФЕРАТ
На тему: «Стадии наркоманической зависимости».
Реферат выполнила:
студентка 301 группы фарм. фак
Лепёхина Ирина
Реферат проверила:
профессор, д.м.н. Великанова Л.П.
Астрахань 2023
Содержание
Введение
Как любое хроническое заболевание, наркомания развивается исподволь. Нельзя стать наркоманом сегодня или завтра, нельзя указать время начала болезни с точностью до недели или месяца. Границы болезни размыты. Исключение — случаи интенсивной, продолжительной наркотизации, при обрыве которой обнаруживается наркологическая симптоматика; нечто подобное можно видеть на примере острой болезни с исходом в хронизацию, но и здесь недостаточно оснований говорить об «острой наркомании».
Развитие наркомании - постепенно утяжеляющееся, ускоряющееся, прогредиентное - «идущее вперед». Обратное, рекуррентное развитие достоверно неизвестно. Изредка появляющиеся публикации о возможности полного выздоровления сомнительны, не убеждают, что описываемые случаи - случаи болезни, а не злоупотребления до границ болезни.
Развитие болезни - процесс, который клинически выражается неуклонным появлением наркоманических синдромов, последствий и осложнений хронической интоксикации в психической и соматоневрологической сфере.
Однако если для формирования наркоманической симптоматики требуется постоянный фон злоупотребления, то для развития осложнений это условие необязательно. Раз возникнув, психические и соматоневрологические осложнения могут приобретать независимое от наркотизации течение, способны к саморазвитию. Наркоманическая же симптоматика в ремиссии как бы застывает, возобновляясь при злоупотреблении не в более тяжелой степени, чем была ранее. Следовательно, патогенетическое состояние двух сфер патологии различно. Это обстоятельство, так же как необязательность и неопределенность возникновения осложнений во времени, доказывает правомерность нашего расчленения клинической картины наркомании на, собственно, наркоманическую симптоматику, синдромы зависимости (измененной реактивности, психической и физической зависимости) и синдромы - последствия и осложнения острой и хронической интоксикации
Глава 1. Этап злоупотребления наркотиком
Опьянения чередуются с неопределенной длительности состоянием трезвости. Клиническая симптоматика наркоманий отсутствует, здоровье остается хорошим. Основные звенья этапа злоупотребления наркотиком:
1) эйфория как субъективное чувство удовольствия, наслаждения, благоприятного сдвига в физическом или психическом самочувствии;
2) формирование предпочтения определенного наркотика;
3) регулярность приема;
4) угасание первоначального эффекта наркотика.
Эйфория - первое звено в цепи, представляющей наркоманию. То, что начало наркомании лежит в субъективном эффекте удовольствия, наслаждения, благоприятного сдвига в физическом или психическом самочувствии, доказывают не только рассказы пациентов, но и тот факт, что не существует привыкания к веществам, оказывающим неблагоприятный или лишь опасный для жизни эффект. По меткому выражению, если бы спиртное действовало в обратном известному порядке, не от психической релаксации к параличу центров продолговатого мозга, а наоборот, т. е. если бы действие спиртного начиналось с паралича продолговатого мозга, - проблемы пьянства не существовало бы.
Формирование предпочтения определенного наркотика - второе звено в развитии наркомании. Этот признак выявляется в случаях, когда начинающему представляется широкий выбор наркотиков. Но более распространенная ситуация — выбор между алкоголем и каким-либо наркотиком. В таких условиях на первых порах пробуются все доступные препараты. При этом один нравится, другой не нравится, один вызывает неприятные ощущения, другой - неискаженную эйфорию, один дает эйфорию сильную, другой - слабую, один вид эйфории предпочтительнее другого. Здесь мы снова сталкиваемся с вопросом, что такое индивидуальное восприятие наркотика. Пробы занимают некоторое, измеряемое неделями время, пока начинающий наркоман не остановит свой выбор на том наркотике, который «нравится». Наглядно это «нравится» в тех случаях, которым предшествует «не нравится». Так, первые введения не только морфина, но и снотворных, кокаина, гашиша могут показывать непереносимость: тошнота, рвота, головная боль, чувство страха, беспокойство.
Регулярность приема - третье звено в развитии наркомании. Установление относительно постоянного приема наркотиков определяется желанием повторно ощутить благоприятный эффект. Даже в условиях доступности наркотического препарата, а это выдвигается иногда причинным фактором потребления, нельзя упускать из виду, что мотивом приема остается желание воспроизвести состояние опьянения. Доступность можно оценивать только как условие, способствующее частоте наркотизации, но не ее причину.
Угасание первоначального эффекта — четвертое звено в формировании наркомании. Ослабление действия прежней дозы — шаг к подъему толерантности, и доза повышается в целях получения прежнего эффекта.
Глава 2. Продром болезни
Любое известное продромальное состояние включает признаки нарушения гомеостаза, симптомы декомпенсации здоровья. Эти симптомы неспецифичны. В лучшем случае они позволяют лишь ориентировочно подозревать группу болезней: инфекционные (подъем температуры), обменные (изменение вкусовых ощущений, аппетита), психические (нарушение самоосознавания, настроения) и т. д. Чем длительнее болезнь, тем менее четок, менее внятен продром. Однако при всех нозологических единицах основополагающими свойствами продромального состояния являются нарушение адаптации к обычным жизненным нагрузкам, признаки нарушения организации функций и отдельные - не типичные, органные, а системные - симптомы раздражения.
Продром отличался от начальной стадии алкоголизма тем, что влечение к спиртному лишь начинало формироваться, слабо проявляясь только в определенных условиях, что еще существовали естественные ограничители интоксикации (сохранность рвотного рефлекса и чувство насыщения в состоянии опьянения), что состояние опьянения характеризовалось устойчивостью функций (эмоциональная стабильность), невыраженностъю последствий хронической интоксикации, например астеническим синдромом.
Дизадаптационные продромальные явления (гипоадаптивные и гиперадаптивные) соотносимы с синдромом измененной реактивности. Ранее нами было показано, что синдром измененной реактивности при алкоголизме опережает в своем развитии синдром психической зависимости. Признаки измененной реактивности в течение злоупотребления возникают раньше, чем влечение и другие признаки психической зависимости. Временной разрыв между этими двумя синдромами, как показал анализ различных форм наркомании, сокращается в случаях злоупотребления высокоэйфоризирующими веществами.
При употреблении наркотиков опийной группы, например героина, влечение (синдром психической зависимости) может возникнуть при первых же инъекциях. Этанол в сравнении с наркотическими веществами не дает интенсивной эйфории, и синдром психической зависимости развивается при алкоголизме медленнее. Таким образом, продромальная наркологическая симптоматика при алкоголизме может быть выявлена лишь в связи с синдромом измененной реактивности.
Глава 3. Первая стадия наркоманической зависимости
Прием наркотика регулярен. Установился ритм наркотизации, как правило, систематический, но при злоупотреблении некоторыми стимуляторами и психоделическими препаратами может быть периодическим, интенсивным в течение нескольких дней с последующими днями «отдыха». Такой прием может быть в начале алкоголизма; старыми авторами он описывался как «перемежающееся пьянство», ремиттируюшее.
И систематическая, и периодическая манера наркотизации превышают возможности здорового человека, но интоксикации от такого «накопления» не возникает, а защитные реакции появляются лишь при превышении разовой дозы. Защитные реакции достаточно однообразны, мало зависят от вида препарата, т. е. они малоспецифичны. Это обычно рвота, при злоупотреблении летучими наркотическими средствами - чаще послабление кишечника, при злоупотреблении опиатами - кожный зуд верхней части туловища, шеи, лица, кончика носа. Зуд следует оценивать как защитную реакцию, потому что его смысл - экстероцептивный сигнал тревоги. Аналогично защитная реакция -собственно тревожное состояние психики, появляющееся в начале злоупотребления психоделическими препаратами (гашиш) и стимуляторами. Токсическая реакция на разовый прием, впрочем, возможна, но для этого требуется очень большая передозировка препарата. В этих случаях необходима ургентная помощь. Больных госпитализируют в зависимости от симптоматики или в токсикологические центры (головная боль, тошнота и рвота, расстройство сердечно-сосудистой и дыхательной деятельности, прогрессирующее помрачение сознания, судорожные припадки), или в психиатрические больницы (психомоторное возбуждение или заторможенность, галлюцинаторно-параноидные переживания).
В течение I стадии толерантность растет, защитные реакции слабеют, вероятность токсических реакций снижается. Если на этапе предположительного продрома мы видели учащение приема в течение суток, увеличение суточной толерантности, то в I стадии болезни начинается подъем разовой переносимости. Доза наркотика повышается, поскольку действие прежней уже не удовлетворяет: слабеет и укорачивается вначале первая, субъективно наиболее ценимая фаза опьянения («приход»), последующие фазы эйфории пока остаются прежними в своем качестве и длительности. И регулярность наркотизации, и учащение приема в течение суток, и возрастание разовой дозы - следствие влечения к наркотику. Но такая реализация влечения становится возможной потому, что растет толерантность.
Быстрота формирования влечения различна. Очень быстро появляется влечение к повторению опьянения при употреблении опиатов и некоторых стимуляторов, медленнее - при употреблении других седативных препаратов и психоделических средств. Однако и в последнем случае влечение формируется скорее, чем при алкоголизме; для этого требуются недели и месяцы, а не годы, как при пьянстве. Влечение еще не приобрело неодолимый характер. Пока оно навязчивые мысли о наркотике, куда пойти, где купить или достать его, о том, как повторить опьянение. С этими мыслями заболевший пытается бороться - он остерегается неприятностей, вспоминает о необходимости других дел. Эти колебания, борьба мотивов и позволяют называть такое влечение обсессивным. Другое его название - психическое влечение - не совсем правильно, поскольку каждое влечение психично, но используется для отличения возникающего в дальнейшем физического влечения, компульсивности. Влечение к наркотику постепенно обесценивает для наркомана значение других радостей, состояние одурманивания становится единственным значимым удовольствием. Это происходит тем скорее, чем меньше эмоционального содержания было в жизни больного, меньше интересов и увлечений. Складывается убежденность, что психический комфорт, его исключительность возможны только в состоянии наркотического опьянения. Это наглядно в сравнении с бывшим до начала заболевания, когда в состоянии опьянения могли возникать неприятные психические ощущения, тревога и страх, а по выходе - депрессивное или дисфорические состояния. Теперь эти переживания, как и другие интоксикационные знаки, ослабели и постепенно исчезли.
Таким образом, I стадия наркоманической зависимости представлена двумя наркоманическими синдромами. Синдром измененной реактивности -измененная форма потребления, рост толерантности, падение защитных реакций. Синдром психической зависимости - обсессивное (психическое) влечение к опьянению, способность психического комфорта в интоксикации.
При продолжении злоупотребления происходит дальнейшее развитие этих синдромов, появляется их новое качество, клиническая картина усложняется присоединением еще одного наркоманического синдрома - физической зависимости.
Глава 4. Вторая стадия наркоманической зависимости
Прием наркотика по-прежнему регулярен; в тех случаях, когда наркотизация была периодической, промежутки между приступами сокращаются, что говорит о выросшей переносимости. Действительно, дозы разового (и, следовательно, суточного) введения максимальны за всю историю заболевания. При этом они постоянны, без тех колебаний, которые были в начале злоупотребления и в I стадии зависимости. Наркоман четко знает потребное ему количество вещества и ритм приема, распределение дозы по времени суток. Вечерняя доза обычно самая большая, так как вечером легче создать условия, когда никто не мешает прочувствовать опьянение, вечернее сильное опьянение легко переходит в ночной сон. Утром и днем больной принимает, если наркотик не в избытке, только «чтобы продержаться» - теперь его самочувствие вне интоксикации плохое.