Файл: Методика развития техники перемещения волейболистов во время игры.rtf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогическая характеристика юных волейболистов в зависимости от игровой функции.
С учётом личностных отличительных черт нервной системы можно определить психологическое состояние волейболиста перед игрой. Например у спортсменов с неуравновешенной психикой могут быть быстрые переходы из состояния повышенного возбуждения в состояние торможения. Такие спортсмены должны разминаться длительное время и чем интенсивнее тем лучше. Кроме того усердно должны выполняться идеомоторные упражнения. По-иному обязана смотреться предигровая подготовка спортсмена с инертной психикой, вследствие чего он долгое время добивается рационального уровня возбуждения. Нередко моторная готовность превосходит по времени эмоциональную и интеллектуальную. А значит что во время разминки мимика должна отображать боевое а в некоторых моментах и агрессивное настроение. Во время упражнений с мячом в разминке желательно выполнить несколько рискованных уверенных действий.
В волейболе при выборе средств психического воздействия нужно принимать во внимание не только свойства нервной системы, тип темперамента или характера спортсмена, но и специфику игрового амплуа. Рассмотрим наиболее частые варианты.
-
Связующие игроки. Первый тип: выраженная мощь процессов возбуждения, экстравертированность, автономия, сильное «Я». Эти спортсмены обычно играют стабильно, хотя обожают поиграть и красиво. В тактическом отношении они склонны к импровизации и в перспективе неплохого состояния эмоциональности, способны увлечь за собой всю команду. Стабильности второй передачи у них не занимать, которая выполнена на высоком качестве и точно в нужное место для нападающего. В сложной фрустрирующей ситуации после 2-3 ошибок зачастую начинается поиск «виноватых», предъявляются претензии к партнерам, подаются апелляции к тренеру. Если ошибки всё же совершаются, то такой игрок может совсем опустить руки. Без чужой поддержки он не сможет выйти из этого состояния. В таком случае тренер может эмоционально высказать связующему о смене стратегии игры, целью которой является не игрок, а соперник. Спортсмену такого типа нужно давать выплеснуть все свои эмоции, которые в большинстве случаев помогают команде. Нельзя сдерживать такого игрока, необходимо дать ему возможность выплеснуть эмоции. В случае возникновения повторных ошибок игрока необходимо заменить и дать ему развеяться. Обратное возвращение на площадку должно произойти после 5-6 розыгрышей.
Второй тип: волейболисты с уравновешенной нервной системой, интровертированные, со слабо выраженным собственным «Я», с высокой зависимостью от команды. Хороших связующих немного, но, как правило, это не только талантливые, но и просто трудолюбивые и добросовестные спортсмены. В сложных игровых ситуациях стабильность передач понижается, появляются, казалось бы, детские ошибки. Излишняя мнительность мгновенно сокращает убеждённость в собственных способностях. В такие моменты тренер должен использовать реплики оценочно-экспрессивного характера. Спортсмены такого типа как правило не конфликтуют с партнёрами, но если всё таки конфликт произошёл , такого игрока нельзя выпускать на площадку. Но если и выпускать такого игрока то рядом с ним должен быть морально- настроенный, оптимистичный партнёр который и будет постоянной опорой..
Нападающие игроки. Первый тип: выраженная сила тормозных процессов, инертность, интровертированность, зависимость от группы, упорство, трудолюбие. Эти нападающие в основном играют однообразно. Такие игроки не могут стать лидером, они целиком и полностью зависят от команды. При довольно простой игре нападающие такого типа являются основой всех доигровок, но при довольно сложной игре они сразу попадают в полосу неудач и лучше в таком случае сделать замену. Для психологической поддержки этого типа нападающих подходит приём, называемый «снятие запрета на ошибку». Схема убеждения примерно такая: «Во вчерашней игре спад был случайным, в следующей игре ты сможешь не только сыграть лучше, но и решить исход в игре. Не бойся ошибок. Ты сильный нападающий и пробьешь любой блок».
Второй тип: преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, неуравновешенность, слабый самоконтроль на фоне сильной мотивационной установки. Такие игроки, как правило, одаренны, но сложно управляемы. Их игра не поддается практически никаким видимым закономерностям, а потому не надежна. Из-за сильного перевозбуждения и неадекватной оценки игры допускается большинство технических ошибок. Основную часть разминки для этого типа должна быть построена на имитации игры: перемещения в низкой стойке, упражнения с элементами акробатики, имитация действий в защите. В перерыве между такими упражнениями - спортсмены должны использовать приемы концентрации. В качестве объекта концентрации подходит сетка. Полезно также при перемещениях по площадке четко контролировать свое место на ней. Например, выполнив падение, сразу оценить, что сзади на расстоянии одного метра - лицевая линия. Чрезмерно возбудимые игроки должны перед игрой выговориться, дать выход эмоциям. Различные ритуальные действия для них играют особую роль.
Все эти методические рекомендации являются лишь канвой, которая обозначает практические пути индивидуализации психологической подготовки волейболистов. Реально должно быть так: сколько есть спортсменов, столько должно быть индивидуализированных систем подготовки, и тренер должен это понимать. Для этого необходимо тщательное изучение психологических особенностей того или иного игрока и команды в целом.
Эмоциональная устойчивость в спортивной деятельности. Проблема описания психических состояний за последние годы приобрела большую популярность и актуальность: ею интересуются психологи разных стран. До последнего времени подавляющее большинство исследований психических состояний в спорте относилось к предстартовым состояниям. Первыми были систематизированы сведения именно о предстартовых состояниях, т.к. они позволяли получить экспериментальные данные, без нежелательного (а часто просто невозможного) вмешательства экспериментатора непосредственно в спортивно-тренировочную деятельность. В настоящее время использование инструментальных методик позволяет получать более точную и объективную информацию о различных психических функциях спортсменов всего в процессе соревновательной деятельности. Кроме того, ряд видов спорта позволяет экспериментатору иметь непосредственный контакт с испытуемым во время кратковременных пауз, обусловленных правилами соревнований, когда «следы» только что выполненного действия настолько значительны, что фактически характеризуют психическое состояние, типичное для данного момента соревновательной деятельности. Эти и другие методики помогают тщательно изучить необходимость теоретического анализа этих состояний.
Постановка проблемы психических состояний в спортивной деятельности также имеет большое практическое значение. Успех на соревнованиях зависит не только от учета личных особенностей спортсмена, но и от его временных психических состояний. Психические состояния в спорте рассматриваются, как функция, играющая значительную роль в соревновательной деятельности спортсмена, и как психологический механизм, поддающийся внешнему воздействию. Необходимо также отметить многообразие связей между индивидуальными особенностями спортсмена и количественными и качественными характеристиками игровых состояний. Изучение и влияние этих факторов на особенности развития игровых состояний - задача будущего.
Влияние соревновательных условий на эффективность деятельности спортсмена имеет объективную основу. Л.М. Аболин, Н.И. Наенко утверждают, что психическое напряжение, возникающее в соревновательных условиях и представляющее собой эмоциональный фон, приводит к сдвигам в деятельности функциональных систем организма. В частности, к изменению чувствительности двигательного анализатора, эффективности реализации особенностей внимания и некоторых других факторов, которые оказывают существенное влияние на эффективность соревновательной деятельности и, как следствие, на результат.
Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности, является фактор эмоциональной устойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования нервно-психических резервов. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных явлений, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Поэтому эмоциональная устойчивость - один из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха спортивной деятельности.
В последние годы в области психологии стали все чаще говорить об эмоциональной устойчивости как о свойстве личности, которое обеспечивает высокоэффективную деятельность и целенаправленное поведение человека в условиях стресса. Существует целый ряд определений эмоциональной устойчивости. При этом важно отметить, что большинство исследователей под эмоциональной устойчивостью понимают свойство или качество личности, способствующее высокой продуктивной напряженной деятельности. У некоторых авторов можно заметить сосуществование в определении эмоциональной устойчивости различных взглядов или формулировок. Наиболее конкретно эта неоднозначность проявляется в том, что хотя большинство исследователей употребляют понятие эмоциональной устойчивости для обозначения функциональной устойчивости человека в напряженных условиях, некоторые из них включают в его содержание термин «устойчивость эмоций», который, по сути, означает некоторое постоянство эмоциональных переживаний человека, его предрасположенность к переживанию того или иного качества.
Польский психолог Я. Рейковский, останавливаясь на эмоциональной устойчивости как гипотетической особенности человека, говорит о ее значении: человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины.
Эмоциональная устойчивость - это системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся в напряженной деятельности. Поскольку эмоциональные механизмы содержат приспособительный эффект, выступая в динамическом единстве по отношению к успеху достижения принятой цели, то эмоциональная устойчивость может быть представлена как целостный процесс эмоциональной саморегуляции напряженной деятельности (Л.М. Аболин 1989).
Рациональный момент в подходе авторов к изучению эмоциональной устойчивости - подчеркивание роли эмоционального возбуждения в экстремальных условиях деятельности. Действительно эмоциональное возбуждение характеризуется состоянием активации различных функций организма, повышением психической готовности к различным неожиданным действиям. Поэтому оно является необходимым условием использования ресурсов личности для успешного выполнения деятельности.
Так, корреляционную структуру соревновательной эмоциональной устойчивости волейболисток составили, прежде всего, наиболее тесно связанные с ней показатели тревожности и эмоционального возбуждения, а также типы внимания и игровые функции спортсменок.
Предполагается, что возникновение эмоционального процесса равнозначно появлению состояния возбуждения, связанного с повышением уровня активации центральной нервной системы. Известный психолог Д.Б. Кретти считает, что тренеру необходимо знать, что именно возбуждает конкретного спортсмена в определенный момент. Это даст возможность помочь ему выступить более успешно. Усиление эмоционального возбуждения может привести к двигательной активности, увеличению скорости и силы моторных реакций, но может этих эффектов и не вызывать, т.к. будет выражаться в ощущении сильного беспокойства, желании что-то сделать, потоке фантазий и грез и т.п.
Эмоциональный процесс, для которого характерно уменьшение эмоционального возбуждения, возникает тогда, когда сложившаяся ситуация исключает возможность приспособления (бурная эмоциональная вспышка, долгое пребывание в состоянии возбуждения).
Эмоциональное возбуждение имеет положительное значение только при определенной степени его интенсивности и при направленности на выполнение основных задач соревновательной деятельности. В этой связи спортсменов важно научить формированию и сохранению оптимального уровня эмоционального возбуждения, умению направлять его на выполнение задач, стоящих перед спортсменами. Как считают Г.Д. Бабушкин и А.Ф. Караваев, А.А. Красников, в случае повышения эмоционального возбуждения и совпадения его с состоянием тревоги, беспокойства оно является неблагоприятным фактором для реализации потенциальных возможностей спортсмена и не позволяет достичь результатов, к которым готовился спортсмен.