Файл: Психологияспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 672

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

387
ПРИМЕРЫ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВР В ПСИХОЛОГИИ СПОРТА
стье более жестким, что позволяло им лучше регулировать сопро- тивление. Подготовленные испытуемые добивались более высоких результатов за счет снижения количества «лишних» манипуляций с ракеткой. Неподготовленным испытуемым требовались для это- го повторения движений.
Р. Ваенс и коллеги
27
изучали механизмы «визуальных стра- тегий поиска», опосредующих процесс успешного принятия ре- шения. Используя при этом в качестве методической процедуры специально смоделированный фильм-тест в системе ВР, авторы старались показать связь между процессами восприятия, когни- тивной переработки информации и уровнем мастерства спортсме- на. Игроков разделяли на группы «успешных» и «неуспешных» на основе специального фильма-теста, моделирующего ситуации атаки в футболе и позволяющего оценивать способность челове- ка к принятию решений. Авторы предполагали, что игроки более успешные по показателям данного теста должны были показать более высокую скорость сканирования ситуации и более частое чередование фиксаций взора на разных частях дисплея, на кото- ром демонстрировались ситуации атаки, чем их менее успешные коллеги. В качестве испытуемых в этом исследовании выступали
65 футболистов, из них 21 элитный спортсмен (международный уровень), 21 спортсмен, выступающий в молодежной сборной вто- рого и третьего уровня (национальный уровень), 23 спортсмена из региональных команд.
Подготовительный этап исследования был посвящен созда- нию фильма, для чего привлекались профессиональные игроки в футбол, ровесники будущих испытуемых, движения которых сни- мал профессиональный оператор. Фильм-тест был сделан таким образом, что в ситуации атаки, то есть во взаимодействии напа- дающих и защитников, был включен игрок, отображающий по- зицию испытуемого в этой задаче. Соответственно, испытуемый должен был представить себя на месте атакующего центрального полузащитника в различных ситуациях: 2 нападающих против 1 защитника; 3 нападающих против 1 защитника; 3 нападающих против 2 защитников и т.д. В каждый видеоэпизод (длительно- стью примерно в 6 секунд) были включены изменения положений не только защитников и нападающих, но и действия вратаря. Кро-
27
Vaeyens R. et al. Th e eff ects of task constraints on visual search behavior and decision-making skill in youth soccer players // Journal of Sport & Exercise
Psychology. — 2007. — №29.

388
ГЛАВА 9. ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ…
ме того, каждый видеоэпизод заканчивался пассом мяча игроку- испытуемому.
Процедура опыта состояла в следующем: испытуемый стоял на двух чувствительных к давлению датчиках с надетым на голову шлемом, позволяющим наблюдать фильм-тест. Футбольный мяч был расположен перед испытуемым на расстоянии одного ме- тра, и под ним также находился датчик. От испытуемого требо- валось быстро и точно принять правильное решение, как только мяч пасовался по направлению к нему (то есть, игроку, который представлял испытуемого на экране). Авторы заранее предлагали испытуемым возможные варианты ответов: пас мяча игроку на экране; сильный удар мячом по цели; движение «обводки» защит- ника. Кроме того, от испытуемого требовалось вербализировать способ, которым он отвечает на пас. С помощью вышеупомянутых датчиков регистрировалось время, затрачиваемое испытуемым на процесс принятия решения. Правильность решения оценивалась семью тренерами.
Из 65 испытуемых 20 человек попали в группу с высокими показателями, («успешные» в принятии решений) и 20 — в группу
«менее успешных». В первую группу в основном вошли спортсмены международного и национального уровней, а во вторую — регио- нального уровня. Как показали результаты, во всех видеоэпизодах испытуемые «успешной» группы затрачивали меньшее количество времени на процесс принятия решения, чем испытуемые «менее успешной». Также «успешные» испытуемые давали более правиль- ные ответы. «Успешные» испытуемые для анализа ситуации бо- лее часто и эффективно использовали движения глаз, чем менее успешные испытуемые. Авторы отмечают, что «успешные» испы- туемые затрачивали больше времени, фиксируя взор на экране на игроках, владеющих мячом, и меньше времени на игроке, который репрезентировал их самих. Авторы делают вывод, что «успешные» испытуемые принимают игрока, владеющего мячом, за точку от- счета для принятия решения, тогда как все остальные параметры ситуации уходят в область контроля периферического зрения, извлекать информацию из которых они могли, при необходимо- сти, используя саккадные движения глаз. В связи с этим, авторы считают правомерным рекомендовать к использованию подобных
«зрительных точек опоры» для других видов спорта.
Раскроем далее перспективу использования ВР с точки зрения особенностей психологии здоровья и массового спорта, ведь из-


389
ПРИМЕРЫ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВР В ПСИХОЛОГИИ СПОРТА
вестно, что выполнение физических упражнений не только физи- чески укрепляет здоровье, но и приносит психологическую пользу.
Исследование Э. Кинана и коллег
28
раскрывает преимущества ис- пользования системы ВР как составляющей двигательной терапии, восстанавливающей функциональные возможности, и восстано- вительного обучения у людей с параличом верхних конечностей после перенесенного инсульта. Авторы полагают, что применение их подхода уже во время острой постинсультной фазы ускорит реабилитационный процесс. В качестве нейропсихологической основы подхода авторы предлагают рассматривать несколько основных положений. Во-первых, исследуемые процессы связаны с работой «зеркальных» нейронов моторных отделов коры голов- ного иозга, возбуждение которых происходит как при выполнении определенного произвольного действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия со стороны. Во-вторых, активация поврежденных участков моторной коры вызывает зеркальные дви- жения в здоровой конечности, то есть сознательная попытка пред- ставить выполнение движения парализованной рукой вызывает его зеркальное выполнение другой, не парализованной. Так, ис- пользуя в работе с больными, страдающими от фантомных болей, простое зеркало, наблюдение в зеркале за движениями здоровой конечности, вызывает у больных впечатление, что и отсутствую- щая конечность также способна двигаться. В-третьих, работа с неповрежденными конечностями стимулирует поврежденные участки моторной коры, и тем самым управляет визуализацией работы поврежденных конечностей, что способствует более бы- строму восстановлению поврежденных нейронных сетей. Работа в системе ВР организована таким образом, что «виртуальные» руки пациентов, (которые они видят на стоящем перед ними мо- ниторе), максимально аналогичны по ориентации и положению в пространстве их реальным рукам, (лежащим перед ними на столе и подключенным к специальным «перчаткам»), аналогия доходит до того, что в системе возможно изменение цвета рукавов «вирту- альных рук» в соответствии с цветом реальной одежды пациента.
Авторы утверждают, что отображения в ВР могут рассматриваться в качестве обобщенного метода «зеркальной терапии».
В ходе терапевтической работы пациенты действуют «вирту- альными» руками как своими собственными, наблюдая на экране
28
Kynan Eng et al. Interactive visuo-motor therapy system for stroke reha bi- litation // Med. Bio. Eng. Comput. — 2007. — №45.


390
ГЛАВА 9. ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ…
за виртуальными репрезентациями конструируемых ими движе- ний. Если же пациенты не могут непосредственно контролировать движения «виртуальных» рук, перемещая соответствующие им ре- альные конечности, они получают инструкцию пытаться имитиро- вать движения, которые они видят на экране. Такие наблюдения за движениями с целью их имитации являются оптимальным спосо- бом стимуляции системы распознавания движений.
Кроме того, ВР дает возможность для осуществления различ- ных сценариев игровых двигательных задач в ходе реабилитаци- онного процесса, тем самым реализующих программу поэтапных тренировок целенаправленных движений. В данном исследовании рассмотрены три таких сценария: толкание — испытуемые долж- ны были отталкивать по столу виртуальные мячи от себя (регули- руемыми параметрами здесь выступали скорость мячей, интервал между подачами мячей, левая /правая начальная позиция мяча); хватание — испытуемые выполняли операцию «схватывания» мя- ча соответствующей свободной рукой; зажимание — после «схва- тывания» испытуемые должны были, удерживая мяч, переместить его в подвижную мишень.
В эксперименте приняли участие больные с небольшим параличом рук после первого (кортикального /кортикально- подкоркового) удара в возрасте от 18 до 80 лет. Все они начинали участвовать в исследовании уже в течение первой недели после удара (терапевтические сессии проходили по 45 минут каждый день, в течение 3-5 недель) и одновременно с этим больные про- ходили курс традиционной терапии. В терапевтических сессиях врач индивидуально для каждого больного регулировал устано- вочные параметры игры таким образом, чтобы через увеличение трудности задачи усиливать мотивацию пациента до тех пор, по- ка сохраняется относительно высокий уровень набранных очков
(примерно 85% от максимально возможных). В результате авто- рами были получены количественные данные, демонстрирующие эффект восстановления функциональных возможностей в пара- лизованных конечностях.
Обратимся к работе Т. Планте и коллег
29
, в которой изучается роль использования ВР на появление психологических эффектов, приносимых физическими нагрузками. Предыдущие исследования
29
Plante T.G. et al. Brief Reports Psychological Benefi ts of Exercise Paired With
Virtual Reality: Outdoor Exercise Energizes Whereas Indoor Virtual Exercise Relaxes
// International Journal of Stress Management. — 2006. — №1.

391
ПРИМЕРЫ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВР В ПСИХОЛОГИИ СПОРТА
в этой области показали, что выполнение упражнений в обогащен- ной среде (например, в присутствии других людей; со стимуляцией, поступающей из виртуальной реальности или, получая обратную связь, повышающую самоэффективность и ощущение удоволь- ствия от нагрузки) способствует снижению стресса, улучшению настроения и общего самочувствия
30
. Другими словами, было по- казано, что хорошее самочувствие во время выполнения физиче- ских упражнений может контролироваться внесением изменений в окружающую среду, что, в свою очередь, будет способствовать получению большей психологической пользы от нагрузок.
Т. Планте, предъявляя испытуемым в ВР сцены прогулки во- круг университетского кампуса, продемонстрировал ряд психоло- гических преимуществ использования ВР в сочетании с реальным выполнением движения по сравнению с условиями использования только ВР или только реального движения. В первом случае ис- пытуемые ощущали прилив энергии сразу же после нагрузки, и, соответственно, у них был зафиксирован самый низкий уровень усталости по сравнению с группами испытуемых из других экс- периментальных условий.
Итак, в заключение, отметим, что во всех рассмотренных на- ми исследованиях авторы на первый план, так или иначе, выдвига- ют одну и ту же характерную особенность системы ВР — «гибкость среды», что позволяет приблизить к реальности эксперименталь- ные условия. Сенсорная информация в ВР психологически более выпукла и в большей степени вовлекает в себя пользователя, чем это происходит в других типах медийных методов. То есть погру- жение в ВР так перцептивно окружает пользователя, что усиливает у него ощущения реальности происходящего. ВР может рассма- триваться в качестве более легко поддающегося стандартизации метода, нежели обычные тесты, сконструированные для измере- ния двигательных паттернов испытуемых.
Особо отметим, что благодаря ВР, мы можем изучать не только комплексные кинестетические механизмы осуществления движе- ний, но и исследовать стоящие за ними психологические механиз- мы формирования и улучшения двигательных навыков. Именно поэтому в большинстве рассмотренных нами работ утверждает-
30
McAuley et al. Exercise environment, self-effi cacy, and aff ective responses to acute exercise in older adults // Psychology and Health. — 2000. — №15 или
Plante T.G. et al. Does exercising with another enhance the stress-reducing benefi ts of exercise? // International Journal of Stress Management. — 2001. — №8.


392
ГЛАВА 9. ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ…
ся, что ВР можно успешно применять во всех практических обла- стях, связанных с обучением двигательным навыкам. Спортивная психология не ограничена только своей образовательной частью
(то есть работой по улучшению специальных навыков и техник движений спортсменов), в область ее научного знания включе- ны также проблемы реабилитации спортсменов, составляющие предметную область психология спортивной травмы. В связи с этим, важным является тот факт, что в ряде работ авторы каса- лись вопросов использования ВР в ходе реабилитационных про- цедур, как составляющую двигательной терапии. Поэтому, на наш взгляд, правомерной является также перспектива применения ВР для восстановления функциональных возможностей спортсменов.
Применение современных компьютерных технологий открывает новые перспективы перед психологией спорта.
Технологии ВР могут быть эффективно использованы для из-
учения взаимодействия когнитивных процессов спортсмена и его
двигательной активности в процессах зрительного восприятия в рамках подхода, называемого «активное восприятие». Разраба- тываемый в МГУ имени М.В. Ломоносова метод изучения такого взаимодействия основан на комбинации современных технологий
ВР с классическими методиками экспериментальной психологии.
Реализация метода позволит исследовать взаимодействия между когнитивными процессами и поведенческими актами спортсме- на, оценивать влияния двигательно-когнитивной кооперации на успешность выполнения спортсменом различных задач, а также изучать специфику активности его мозга и вегетативной нервной системы в условиях реального целенаправленного поведения.
Виртуальная реальность становится новым эффективным методом исследования в экспериментальной психологии. Анализ технологий виртуальной реальности свидетельствует о том, что эти технологии обладают целым рядом методологических особен-
ностей, отличающих их от методов традиционного психологиче- ского лабораторного эксперимента. Одни особенности методов ВР могут быть оценены как их «преимущества» перед методами клас- сической экспериментальной психологии, а другие — как новые проблемы, требующие специального анализа.


1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   53