Файл: Экзаменационные вопросы по общественному здоровью и здравоохранению.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 438
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
:
1) лечебно-реабилитационный
2) стационарный - в специализированных стационарных отделениях
3) амбулаторно-клинический
4) стационарный поздней медицинской реабилитации.
48. Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
Поликлиника – это многопрофильное ЛПУ, призванное оказывать медицинскую помощь населению на догоспитальном этапе. От качества работы поликлиники во многом зависит работа больничных учреждений и потребность в койках, т.к. надлежащая поликлиническая помощь повышает эффективность использования коечного фонда стационаров.
Классификация поликлиник:
а) по организационному принципу: объединенные и необъединенные со стационаром
б) по территориальному признаку: городские и сельские
в) по профилю: общие для обслуживания взрослого и детского населения, отдельно для взрослых и детей
г) по мощности
Структура городской поликлиники в соответствии с Приказом МЗ предусматривает наличие :
- руководства поликлиникой (главный врач, его заместители);
- регистратуры ("зеркало" поликлиники);
- лечебно-профилактических подразделений (терапевтические отделения, включая кабинет для оказания помощи подросткам, травматологическое отделение или кабинет, урологический кабинет, стоматологическое отделение, отоларингологический, кабинет инфекционных заболеваний и др.);
- отделения (кабинета) профилактики;
- отделения медицинской реабилитации;
- вспомогательно-диагностических подразделений (рентгеновское отделение или кабинет, лаборатория, отделение или кабинет функциональной диагностики и др.)
- кабинета медицинской статистики;
- административно-хозяйственной части.
Принципы оказания поликлинической помощи:
- доступность
- территориальная участковость
- профилактическая направленность
- преемственность
- бесплатность
- этапность
Задачи городской поликлиники:
1) оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;
2) организация и проведение комплекса профилактических мероприятий;
3) организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных);
4) проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения
, пропаганде здорового образа жизни.
Управление поликлиникой: руководит работой главный врач, при объединении с больницей – заместитель главного врача больницы по поликлинике. Главный врач несет полную ответственность за всю лечебно-профилактическую, организационную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность в поликлинике, планирует работу поликлиники, утверждает планы повышения квалификации медперсонала. Заместитель главного врача по медицинской части отвечает за всю медицинскую деятельность поликлиники: организует и контролирует правильность и своевременность обследования и лечения больных, внедрение новых методов лечения и профилактики, организацию госпитализации больных, нуждающихся в стационарном лечении, руководит профилактической работой поликлиники.
Непосредственный помощник главного врача по организации медицинской помощи населению – заведующий отделением, который: 1) консультирует больных; 2) участвует в решении вопросов экспертизы временной нетрудоспособности; 3) осуществляет контроль за качеством медицинской помощи населению территории, обслуживаемой поликлиникой; 4) участвует в повышении подготовки кадров; 5) участвует в составлении графиков работы персонала.
Основные показатели деятельности поликлиники.
а) штаты ЛПУ на конец года
1) показатель укомплектованности медицинским персоналом (врачами, средним медицинским персоналом)
Расчет ведется отдельно по врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, по различным врачебным специальностям.
2) коэффициент совместительства - характеризует объем занимаемых должностей одним физическим лицом. Рассчитывается по врачам, среднему медицинскому персоналу, по врачебным специальностям.
б) работа врачей поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации
1) средняя численность населения на одном участке:
Полученные данные сравниваются с нормативными данными, изучаются в динамике. Норматив численности населения на терапевтическом участке - 1300 взрослых, на педиатрическом участке - 800 детей, на акушерско-гинекологическом участке - 3300 женщин в возрасте 15 лет и старше. Проводится сравнительный анализ численности населения по территориальным участкам. Полученные данные в совокупности с данными о половозрастном составе населения, отдаленности участка от поликлиники следует учитывать при определении численности населения на каждом участке.
2) число посещений на одного жителя:
Показатель может быть рассчитан отдельно по посещениям на приеме в поликлинике и по посещениям на дому, по врачам каждой специальности.
3) распределение посещений поликлиники по виду обращения
Анализ данного показателя следует проводить по поликлинике в целом и по отдельным специальностям врачей. Этот показатель позволяет видеть основное направление в работе врачей, значимость профилактического раздела работы.
4) структура посещений к врачам по специальностям:
Данный показатель относится к группе экстенсивных показателей и не анализируется в динамике. Анализ посещений к врачам разных специальностей в динамике по показателям структуры может привести к ошибочным выводам. Изменение удельного веса по одной специальности в динамике не свидетельствует об изменении объема работы врача. Структура посещений зависит от набора специалистов, их занятость в течение года, укомплектованности врачей и др.
5) объем врачебной помощи на дому:
Данный показатель характеризует удельный вес медицинской помощи, оказываемой пациентам на дому.
6) среднечасовая нагрузка врача на приеме в поликлинике
7) среднечасовая нагрузка врача по обслуживанию на дому
Полученные данные сравниваются с утвержденными нормами нагрузки врача на приеме в поликлиники и по обслуживанию пациентов на дому. Для врачей узких специальностей нормы дифференцированы с учетом возраста обслуживаемых пациентов (взрослые, дети).
в) профилактическая работа
1) охват профилактическими осмотрами
Этот показатель определяется по отдельным группам (рабочие, подростки и др.). Величина его должна быть близка к 100%.
2) структура осмотренных лиц по группам диспансерного наблюдения
3) охват целевыми профилактическими осмотрами на туберкулез
Аналогично рассчитывается показатель охвата профилактическими осмотрами с целью выявления больных сифилисом.
г) работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов) - рассчитываются показатели:
д) диагностическая работа поликлиники - рассчитываются интенсивные и экстенсивные показатели:
49. Участковый принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы участкового врача-терапевта.
Работа поликлиники ведется по территориально-участковому принципу. При формировании терапевтических участков учитываются их протяженность, удаленность от поликлиники, исходя из этого численность населения на участке может несколько колебаться (норматив 1300 человек)
Виды участков:
а) территориальные - терапевтические, акушерские, педиатрические
б) цеховой
в) сельский врачебный - имеет радиус обследования до 10 км, включает ФАП, врачебную амбулаторию, участковую больницу.
г) приписной
Организация работы участкового терапевта.
Приемы в поликлинике и посещения на дому терапевтом ведутся в соответствии с графиком, который должен обеспечить доступность медицинской помощи, в том числе в праздничные и выходные дни. В графике предусмотрены часы амбулаторного приема больных, помощь на дому, профилактическая и другая работа.
Участковый терапевт является, как правило, первым врачом, к которому обращается население участка за медицинской помощью. Он обязан обеспечивать (содержание работы участкового терапевта):
- своевременную квалифицированную терапевтическую помощь в поликлинике и на дому;
- своевременную госпитализацию терапевтических больных с обязательным обследованием их при плановой госпитализации;
- в необходимых случаях консультацию больных заведующим отделением, врачами других специальностей;
- экспертизу временной нетрудоспособности;
- организацию и проведение комплекса мероприятий по диспансеризации;
- выдачу заключений проходящим медосмотр;
- организацию и проведение профилактических прививок и дегельминтизации населения;
- экстренную медицинскую помощь больным независимо от их места жительства.
50. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
Основные задачи (разделы и методы работы) кабинета инфекционных заболеваний:
- обеспечение своевременного и раннего выявления и лечение инфекционных больных;
- обеспечение квалифицированной консультативной помощи по диагностике и лечению больных инфекционными и паразитарными заболеваниями;
- изучение и анализ динамики инфекционной заболеваемости;
- диспансерное наблюдение реконвалесцентов, бактерионосителей;
- пропаганда знаний по профилактике инфекционных заболеваний.
Порядок получения и хранения прививочных препаратов. В ЦГЭ по получении заявок составляется сводный уточненный план профилактических прививок на данный год на все лечебно-профилактические учреждения района. Поликлиника получает бакпрепараты из ЦГЭ в соответствии с поданной заявкой. Вакцины должны находиться на строгом учете и храниться при определенных условиях, регламентированных инструкциями, прилагаемым к каждому препарату.
Основная документация кабинета инфекционных заболеваний:
а) учетная:
- контрольная карта диспансерного больного 030/у;
- экстренное извещение об инфекционном заболевании, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку 058/у;
1) лечебно-реабилитационный
2) стационарный - в специализированных стационарных отделениях
3) амбулаторно-клинический
4) стационарный поздней медицинской реабилитации.
48. Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
Поликлиника – это многопрофильное ЛПУ, призванное оказывать медицинскую помощь населению на догоспитальном этапе. От качества работы поликлиники во многом зависит работа больничных учреждений и потребность в койках, т.к. надлежащая поликлиническая помощь повышает эффективность использования коечного фонда стационаров.
Классификация поликлиник:
а) по организационному принципу: объединенные и необъединенные со стационаром
б) по территориальному признаку: городские и сельские
в) по профилю: общие для обслуживания взрослого и детского населения, отдельно для взрослых и детей
г) по мощности
Структура городской поликлиники в соответствии с Приказом МЗ предусматривает наличие :
- руководства поликлиникой (главный врач, его заместители);
- регистратуры ("зеркало" поликлиники);
- лечебно-профилактических подразделений (терапевтические отделения, включая кабинет для оказания помощи подросткам, травматологическое отделение или кабинет, урологический кабинет, стоматологическое отделение, отоларингологический, кабинет инфекционных заболеваний и др.);
- отделения (кабинета) профилактики;
- отделения медицинской реабилитации;
- вспомогательно-диагностических подразделений (рентгеновское отделение или кабинет, лаборатория, отделение или кабинет функциональной диагностики и др.)
- кабинета медицинской статистики;
- административно-хозяйственной части.
Принципы оказания поликлинической помощи:
- доступность
- территориальная участковость
- профилактическая направленность
- преемственность
- бесплатность
- этапность
Задачи городской поликлиники:
1) оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;
2) организация и проведение комплекса профилактических мероприятий;
3) организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных);
4) проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения
, пропаганде здорового образа жизни.
Управление поликлиникой: руководит работой главный врач, при объединении с больницей – заместитель главного врача больницы по поликлинике. Главный врач несет полную ответственность за всю лечебно-профилактическую, организационную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность в поликлинике, планирует работу поликлиники, утверждает планы повышения квалификации медперсонала. Заместитель главного врача по медицинской части отвечает за всю медицинскую деятельность поликлиники: организует и контролирует правильность и своевременность обследования и лечения больных, внедрение новых методов лечения и профилактики, организацию госпитализации больных, нуждающихся в стационарном лечении, руководит профилактической работой поликлиники.
Непосредственный помощник главного врача по организации медицинской помощи населению – заведующий отделением, который: 1) консультирует больных; 2) участвует в решении вопросов экспертизы временной нетрудоспособности; 3) осуществляет контроль за качеством медицинской помощи населению территории, обслуживаемой поликлиникой; 4) участвует в повышении подготовки кадров; 5) участвует в составлении графиков работы персонала.
Основные показатели деятельности поликлиники.
а) штаты ЛПУ на конец года
1) показатель укомплектованности медицинским персоналом (врачами, средним медицинским персоналом)
Расчет ведется отдельно по врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, по различным врачебным специальностям.
2) коэффициент совместительства - характеризует объем занимаемых должностей одним физическим лицом. Рассчитывается по врачам, среднему медицинскому персоналу, по врачебным специальностям.
б) работа врачей поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации
1) средняя численность населения на одном участке:
Полученные данные сравниваются с нормативными данными, изучаются в динамике. Норматив численности населения на терапевтическом участке - 1300 взрослых, на педиатрическом участке - 800 детей, на акушерско-гинекологическом участке - 3300 женщин в возрасте 15 лет и старше. Проводится сравнительный анализ численности населения по территориальным участкам. Полученные данные в совокупности с данными о половозрастном составе населения, отдаленности участка от поликлиники следует учитывать при определении численности населения на каждом участке.
2) число посещений на одного жителя:
Показатель может быть рассчитан отдельно по посещениям на приеме в поликлинике и по посещениям на дому, по врачам каждой специальности.
3) распределение посещений поликлиники по виду обращения
Анализ данного показателя следует проводить по поликлинике в целом и по отдельным специальностям врачей. Этот показатель позволяет видеть основное направление в работе врачей, значимость профилактического раздела работы.
4) структура посещений к врачам по специальностям:
Данный показатель относится к группе экстенсивных показателей и не анализируется в динамике. Анализ посещений к врачам разных специальностей в динамике по показателям структуры может привести к ошибочным выводам. Изменение удельного веса по одной специальности в динамике не свидетельствует об изменении объема работы врача. Структура посещений зависит от набора специалистов, их занятость в течение года, укомплектованности врачей и др.
5) объем врачебной помощи на дому:
Данный показатель характеризует удельный вес медицинской помощи, оказываемой пациентам на дому.
6) среднечасовая нагрузка врача на приеме в поликлинике
7) среднечасовая нагрузка врача по обслуживанию на дому
Полученные данные сравниваются с утвержденными нормами нагрузки врача на приеме в поликлиники и по обслуживанию пациентов на дому. Для врачей узких специальностей нормы дифференцированы с учетом возраста обслуживаемых пациентов (взрослые, дети).
в) профилактическая работа
1) охват профилактическими осмотрами
Этот показатель определяется по отдельным группам (рабочие, подростки и др.). Величина его должна быть близка к 100%.
2) структура осмотренных лиц по группам диспансерного наблюдения
3) охват целевыми профилактическими осмотрами на туберкулез
Аналогично рассчитывается показатель охвата профилактическими осмотрами с целью выявления больных сифилисом.
г) работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов) - рассчитываются показатели:
-
число процедур (по видам) на 100 посещений поликлиники -
число процедур (по видам) на одного пролеченного в отделении (кабинете);
-
структура процедур по видам и др.
д) диагностическая работа поликлиники - рассчитываются интенсивные и экстенсивные показатели:
-
число исследований (по видам) на 100 посещений поликлиники;
-
число исследований (по видам) на одного пролеченного; -
структура исследований по видам;
-
удельный вес сложных видов исследований и специализированных исследований; -
число исследований на одну занятую должность врача, нагрузка врача отделения и др.
49. Участковый принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы участкового врача-терапевта.
Работа поликлиники ведется по территориально-участковому принципу. При формировании терапевтических участков учитываются их протяженность, удаленность от поликлиники, исходя из этого численность населения на участке может несколько колебаться (норматив 1300 человек)
Виды участков:
а) территориальные - терапевтические, акушерские, педиатрические
б) цеховой
в) сельский врачебный - имеет радиус обследования до 10 км, включает ФАП, врачебную амбулаторию, участковую больницу.
г) приписной
Организация работы участкового терапевта.
Приемы в поликлинике и посещения на дому терапевтом ведутся в соответствии с графиком, который должен обеспечить доступность медицинской помощи, в том числе в праздничные и выходные дни. В графике предусмотрены часы амбулаторного приема больных, помощь на дому, профилактическая и другая работа.
Участковый терапевт является, как правило, первым врачом, к которому обращается население участка за медицинской помощью. Он обязан обеспечивать (содержание работы участкового терапевта):
- своевременную квалифицированную терапевтическую помощь в поликлинике и на дому;
- своевременную госпитализацию терапевтических больных с обязательным обследованием их при плановой госпитализации;
- в необходимых случаях консультацию больных заведующим отделением, врачами других специальностей;
- экспертизу временной нетрудоспособности;
- организацию и проведение комплекса мероприятий по диспансеризации;
- выдачу заключений проходящим медосмотр;
- организацию и проведение профилактических прививок и дегельминтизации населения;
- экстренную медицинскую помощь больным независимо от их места жительства.
50. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
Основные задачи (разделы и методы работы) кабинета инфекционных заболеваний:
- обеспечение своевременного и раннего выявления и лечение инфекционных больных;
- обеспечение квалифицированной консультативной помощи по диагностике и лечению больных инфекционными и паразитарными заболеваниями;
- изучение и анализ динамики инфекционной заболеваемости;
- диспансерное наблюдение реконвалесцентов, бактерионосителей;
- пропаганда знаний по профилактике инфекционных заболеваний.
Порядок получения и хранения прививочных препаратов. В ЦГЭ по получении заявок составляется сводный уточненный план профилактических прививок на данный год на все лечебно-профилактические учреждения района. Поликлиника получает бакпрепараты из ЦГЭ в соответствии с поданной заявкой. Вакцины должны находиться на строгом учете и храниться при определенных условиях, регламентированных инструкциями, прилагаемым к каждому препарату.
Основная документация кабинета инфекционных заболеваний:
а) учетная:
- контрольная карта диспансерного больного 030/у;
- экстренное извещение об инфекционном заболевании, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку 058/у;