Файл: Применение повторного метода спортивной тренировки в предсоревновательном периоде бегунов на средние дистанции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИМЕНЕНИЕ ПОВТОРНОГО МЕТОДА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Кузьмин И. И.

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск
Аннотация. В данной статье рассматривается применение повторного метода спортивной тренировки в предсоревновательном периоде бегунов на средние дистанции. Представлены результаты корреляционного анализа физической подготовленности бегунов на средние дистанции.

Ключевые слова. Физическая подготовленность, спортивная тренировка, спортсмен, бег, повторный метод тренировки, предсоревновательный период.
Введение. На сегодняшний день бег на средние дистанции считается одним из самых сложных и затратных видов легкой атлетики, и требует от спортсменов исключительно высокой подготовленности. Для достижения лучших результатов на соревнованиях в беге на средней дистанции необходимо иметь отличную физическую форму, развитую общую выносливость, высокий уровень скоростных качеств, а также скоростную и специальную выносливость. Основное развитие этих важных качеств происходит в предсоревновательном периоде, который является одним из основных этапов подготовки спортсмена.

Предсоревновательный период — это такой период, который предшествует соревнованиям и направлен на достижение наилучших результатов и приведение организма к пиковой форме к началу соревнований. В этот период, спортсмен проводит последние действенные тренировки, которые должны помочь ему достичь максимальных результатов в основное время соревнований [4, c.101].

Тренировки в предсоревновательный период могут проводиться с использованием различных методов тренировки. Одним из таких методов является повторный метод спортивной подготовки, который используется для развития основных спортивных качеств. Повторный метод может помочь найти баланс между интенсивными тренировками и отдыхом, оптимизирует процесс восстановления и подготавливает организм к наиболее эффективной работе во время соревнований [3, c.91].

Актуальность использования повторного метода спортивной тренировки в предсоревновательный период бегунов на средние дистанции определяется несколькими факторами [2, c.220]:


Во-первых, с использованием этого метода можно достичь более высоких спортивных результатов. В спортивных соревнованиях каждая секунда имеет значение, и поэтому необходимо использовать наиболее эффективные методы тренировки, которые могут помочь достичь лучших результатов.

Во-вторых, повторный метод тренировки используется для повышения физической подготовки спортсменов и увеличения выносливости на средних дистанциях. Это особенно важно в предсоревновательный период, когда тренировки проводятся с целью достижения максимальной формы к самому важному соревнованию.

В-третьих, повторный метод тренировки широко используется в спортивной практике и утвержден как эффективный и безопасный метод тренировки, что подтверждают многие исследования.

В связи с этим, изучение эффективности применения повторного метода спортивной тренировки в предсоревновательный период бегунов на средние дистанции является весьма актуальной темой для исследования в современной спортивной практике.

В связи с вышеизложенным, целью данного исследования является экспериментальная проверка эффективности применения повторного метода спортивной тренировки в предсоревновательном периоде бегунов на средние дистанции

Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 16 спортсменов, тренирующихся в спортивном комплексе «Дохсун» г. Якутск. Была сформирована экспериментальная и контрольная группы, по 8 спортсменов 20-23 лет в каждой группе.

Для проведения исследования были использованы следующие методы исследования:

1. тестирование;

2. педагогический эксперимент;

3. метод математической статистики.

Результаты исследования. Исследование проводилось в предсоревновательном периоде бегунов на средние дистанции. Тренировочные процессы в экспериментальной и контрольной группах были различными, что сказалось на общем объеме тренировочных нагрузок и процентном соотношении нагрузки в различных зонах интенсивности. С целью определения уровня физической подготовленности спортсменов экспериментальной и контрольной группы был подобран соответствующий комплекс тестов. Тесты были взяты из Федерального стандарта подготовки по виду спорта «Легкая атлетика» [1]. Показатели физической подготовленности экспериментальной и контрольной группы представлены в таблице 1.



Таблица 1. Результаты показателей физической подготовленности экспериментальной и контрольной группы

Название тестов

№ группы

X±mх

t

p

Тест Купера, (м)

ЭГ

3120±130,38

1,44

>0,05

КГ

3020±83,66

Бег с изменением 2 направления с утяжелением, (с)

ЭГ

14,28±0,22

-0,44

>0,05

КГ

14,34±0,19

Пятерной прыжок в длину, (см)

ЭГ

1372±34,5

0,64

>0,05

КГ

1359±28,82

Бег 60м, (с)

ЭГ

7,44±0,24

0,31

>0,05

КГ

7,4±0,16


Таким образом, на этапе тестирования показателей физической подготовленности контрольной и экспериментальной группы, можно сделать вывод о том, что экспериментальная группа бегунов на первом этапе педагогического эксперимента статистически не отличается (p> 0,05) от контрольной группы бегунов по всем измеряемым показателям физической подготовленности.

В контрольной группе на занятиях легкой атлетикой упражнения для развития общей выносливости выполнялись в соответствии с программой по спортивной подготовке по виду спорта «легкая атлетика».

В тренировочном процессе бегунов экспериментальной группы использовался повторный метод спортивной тренировки.

При разработке программы спортивной тренировки экспериментальной группы в предсоревновательном периоде мы ориентировались, прежде всего, на применение повторного метода спортивной тренировки в соответствии с целью нашего исследования.

Программа спортивной тренировки экспериментальной группы в предсоревновательном периоде представлена в таблице 2.

Таблица 2. Программа спортивной тренировки экспериментальной группы в предсоревновательном периоде





Предсоревновательный период

ПН

Интервальные беговые упражнения: бег на 200 м на максимальной скорости, затем отдых на 2-3 минуты, повтор 5-8 раз. Затем 20-30 минут легкой пробежки на средней скорости.

ВТ

Фартлек: бег на средней скорости в течение 20-30 минут, периодически увеличивая скорость на короткие участки. Затем тренировка силы и выносливости: подъемы на брусьях (3-4 серии по 10-15 повторений), выпады с гантелями (3-4 серии по 10-12 повторений на каждую ногу), прыжки со скакалкой (3-4 серии по 1-2 минуты).

СР

Отдых или легкая тренировка на беговой дорожке или в бассейне (на выбор)

ЧТ

Интервальные беговые упражнения: бег на 400 м на максимальной скорости, затем отдых на 2-3 минуты, повтор 6-8 раз. Затем тренировка на скорость и выносливость: бег на средней скорости в течение 45-60 минут.

ПТ

Фартлек: бег на средней скорости в течение 20-30 минут, периодически увеличивая скорость на короткие участки. Затем тренировка силы и выносливости: приседания (3-4 серии по 15 повторений), жим ногами в тренажере (3-4 серии по 10-12 повторений), бег на беговой дорожке с уклоном (3-4 серии по 5 минут на средней скорости).

СБ

Отдых или легкая тренировка на беговой дорожке или в бассейне (на выбор)

ВС

Равномерный длительный бег на средней скорости в течение 60-90 минут.


Для того чтобы оценить эффективность программы спортивной тренировки в предсоревновательном периоде бегунов на средние дистанции, разработанного на основе повторного метода, проводился повторный сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп после проведения педагогического эксперимента.

Показатели среднего значения экспериментальной контрольной группы по тестам до и после эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты оценки физической подготовленности бегунов на средние дистанции ЭГ и КГ после проведения педагогического эксперимента

Название тестов

№ группы

X±mх

t

p

Тест Купера, (м)

ЭГ

3860±114,02

6,8

>0,05

КГ

3400±100

Бег с изменением 2 направления с утяжелением, (с)

ЭГ

13,82±0,22

-2,8

>0,05

КГ

14,14±0,13

Пятерной прыжок в длину, (см)

ЭГ

1430±19,52

3,2

>0,05

КГ

1389±20,4

Бег 60м, (с)

ЭГ

7,4±0,2

0,19

>0,05

КГ

7,38±0,13



Выводы. Результаты оценки физической подготовленности бегунов на средние дистанции ЭГ и КГ после проведения педагогического эксперимента, показало, что в экспериментальной группе произошли значительные улучшение физической подготовленности в конце педагогического эксперимента. Так, экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем четырем тестированиям, в то время как контрольная группа показала незначительное улучшение. Следовательно, полученные результаты исследования подтвердили эффективность применения разработанного содержания программы спортивной тренировки экспериментальной группы в предсоревновательном периоде с использованием повторной методики.
Литература:

  1. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Легкая атлетика» утвержденный приказом Минспорта России от 16.11.2022 N 996 // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2022, N 0001202212190091

  2. Веденеев, И. С. Использование метода повторной тренировки для развития профессионально значимых физических качеств у студентов на занятиях физической культурой в вузе / И. С. Веденеев // . – 2020. – № 4-2. – С. 219-222.

  3. Спортивная тренировка : Учебное пособие / Н. Е. Копылова, С. И. Бочкарева, Т. П. Высоцкая [и др.]. – Москва : Академия МНЭПУ, 2021. – 226 с.

  4. Теория и методика избранного вида спорта : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. А. Завьялова [и др.] ; под редакцией С. Е. Шивринской. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 189 с.

  5. Шатунов, Д. А. Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика : Учебно-методическое пособие / Д. А. Шатунов ; Печатается по решению УНМС ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». – Казань : Вестфалика, 2020. – 127 с.