Файл: "Реформа пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе состояние и перспективы развития".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ "СИНЕРГИЯ"
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему

"Реформа пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе:состояние и перспективы развития"

Выполнила:

Лудан Алена Владимировна

Группа:

ОКП-1911АНП

Научный руководитель:

Волкова Мария Александровна

ВВЕДЕНИЕ


Место и роль сбережений в экономике трактуются с множества сторон. Обобщая, можно сказать, что сбережения — это часть доходов, которая не используется в определенный период времени на текущее потребление. Безусловно, сбережения теряют свое функциональное назначение вне движения, в этой связи представляется актуальным изучение видов сбережений и их дальнейшей трансформации. В данной статье будут рассмотрены такие сбережения, как пенсии.
Функциональная роль пенсий и пенсионной системы заключается в обеспечении людей, вышедших из трудового возраста, и других категорий нетрудоспособных граждан, в сохранении их привычного образа жизни, что носит крайне важный социально-экономический характер. Одним из важнейших факторов, характеризующих пенсионную систему, является «коэффициент замещения утраченного заработка». В соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 1952 г. 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» данный показатель должен составлять не менее 0,4, т.е. не менее 40 % от своего заработка гражданин должен получать при выходе на пенсию. Данный параметр выполняется во многих странах с развитой экономикой, в отдельных он достигает 50-70 %. В России по итогам 2007 г. данный коэффициент составил всего 27 %.
Постоянное реформирование пенсионной системы свидетельствует о неугасающей актуальности рассмотрения указанного процесса, а также предпосылок развития накопительной составляющей пенсии, за которую работники будут ответственны сами.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что при соблюдении общемировых принципов страны строят собственные пенсионные системы. К настоящему времени накоплен значительный опыт функционирования разнообразных пенсионных систем, который необходимо изучить на современном этапе реформирования пенсионного обеспечения в России.
Демографические и макроэкономические тенденции в мире и в России изменяют условия функционирования пенсионного механизма. В связи с этим существует необходимость исследовать теоретические основы социального страхования, особенности пенсионного страхования, природу и структуру современной пенсии, роль государства в ее формировании.
Значимость этой проблемы в предстоящий период, когда доля лиц пенсионного возраста будет неуклонно возрастать, в условиях неудовлетворительного функционирования пенсионной системы и необходимость ее реформирования определили выбор темы данного исследования.
Цель исследования заключается в анализе пенсионной системы РФ и мира на основе теоретического исследования пенсионной системы РФ, а также анализа международного опыта и действующей системы пенсионного обеспечения в мире.
Для реализации цели потребовалось решить следующие задачи:
Во-первых, рассмотреть общую характеристику пенсионной системы в России и проанализировать законодательство РФ о пенсионном обеспечении.
Во-вторых, провести сравнительно-правовой анализ пенсионных систем в зарубежных государствах, в частности, в Европейских и в Азиатских странах.
Объектом исследования являются общественные отношения в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации, предметом исследования является пенсионная система России.
Теоретическую и методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области пенсионного обеспечения населения, конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), нормативные документы, регулирующие сферу пенсионного страхования в Российской Федерации.
Методология исследования предполагала использование таких методов общенаучного познания, как законы формальной логики, анализ и синтез, метод перехода от общего к частному. В процессе изучения научных трудов и обработки фактического материала были использованы такие методы исследования, как наблюдение, группировка, сравнение, отдельные приемы системного, логического, сравнительного, экономического и статистического анализа.


Информационно-правовую основу исследования составили акты Международной организации труда, Конституция Российской Федерации, Трудовой и Гражданский кодексы Российской Федерации, Федеральные законы и другие нормативные правовые акты; материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения труда и социальной защиты, отдельных экспертов и экспертных групп, формирующих предложения по реформе пенсионной системы Российской Федерации, научные публикации, в том числе диссертационные исследования, Интернет-ресурсы.
Практическая значимость заключается в том, что реализация некоторых предложений может помочь построить гибкую и дифференцированную систему пенсионного обеспечения с четко разделенными финансовыми потоками, стимулирующую заинтересованное поведение бенефициариев с целью формирования самодостаточной страховой системы.
Структура работы определена ее целями и задачами, состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов и заключения.

ГЛАВА 1. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РОССИИ

1.1 Общая характеристика пенсионной системы в России

Пенсионное обеспечение — одна из главных гарантий социальной защиты граждан. Система пенсионного обеспечения выполняет две основные функции: социальную и стимулирующую. Суть социальной заключается в обеспечении нормального уровня жизни тем, кто вышел за пределы трудоспособного возраста или утратил трудоспособность. Стимулирующая функция обеспечивает связь результатов трудовой деятельности с размером будущей пенсии, что напрямую связано с активностью трудоспособной части населения.
Обратимся к пенсионной системе Российской Федерации и ее эволюции. Существенный дефицит Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), даже при довольно низком коэффициенте замещения в конце 1990-х гг., продемонстрировал несостоятельность действующей тогда солидарной пенсионной системы. Проблема состояла в том, что такая система не давала работнику возможности «заработать» на достойную пенсию, а просто перераспределяла средства между работниками и пенсионерами. В такой системе пенсионер был “потерян” и, видимо, данная система могла бы существовать дальше, если бы на одного пенсионера постоянно приходилось 4-5 работающих граждан. Но в текущей демографической ситуации это было невозможно без реформ. Ведь уже в начале XXI в. на каждого пенсионера приходилось 1,5 работника, а после 2030 г. при сохранении старой системы работники уже были бы не в состоянии прокормить пенсионеров, распределительная система потерпела бы полный крах, так как распределять было бы просто нечего.

Основными принципами пенсионного обеспечения, принятыми международным сообществом, являются всеобщая солидарность поколений, обеспечение адекватного размера пенсий, государственные гарантии пенсионного обеспечения, равенство прав и единство норм пенсионного обеспечения для всего населения страны независимо от места жительства и рода занятий, обязательность и всеобщность страховых взносов.
В соответствии с Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:
1) по старости;
2) по инвалидности;
3) по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой, страховой, накопительной.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей — базовой и страховой.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.
В настоящее время в Российской Федерации предоставляются трудовые и социальные пенсии. Сфера распространения социальных пенсий ограничивается и достаточно длительное время будет отграничиваться социально-экономическим развитием общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного гражданина на трудовую пенсию за свой (или кормильца) стаж работы.
Однако по мере развития рыночной экономики контингент лиц, не имеющих трудового (страхового) стажа, будет расширяться, а роль социальных пенсий возрастать. Государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения значительного круга нетрудоспособных, по разным причинам не охваченных социальным страхованием.
Таким образом, первым уровнем системы государственных пенсий является базовая пенсия, которая в перспективе должна заменить социальную пенсию.
Вторым уровнем является трудовая (страховая) пенсия. Роль этого типа государственной пенсии определяет всю организацию социального и в первую очередь пенсионного страхования. В контексте реформы она должна быть освобождена от несвойственных ей функций и соответствовать природе солидарности поколений работников наемного труда, на которой базируется социальное страхование. Из этого следует принципиальное требование к реформе трудовых пенсий: соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица, зависящему от продолжительности страхования и величины взносов, т.е. зависимость пенсии от стажа и дохода.

При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета (учеба, воинская служба по призыву и др.). Это означает последовательное осуществление в пенсионной системе страховых принципов, исключающих какие-либо привилегии для отдельных слоев или групп застрахованных.
Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться. Вместе с тем становление и развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем на современном этапе является приоритетной задачей и должно стимулироваться в первую очередь.
В связи с трудным экономическим положением создание дополнительных профессиональных пенсионных систем для работников всех организаций на современном этапе не представляется возможным. Поэтому их формирование будет осуществляться постепенно, по мере готовности отдельных организаций и их групп, отраслей хозяйства или территорий создавать у себя такие системы, а также возможности государства предоставить соответствующие льготы. После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей. Дополнительная профессиональная пенсионная система должна удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего она обязана обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения. Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами, солидарной либо накопительной или использовать одновременно об эти принципа. Ее финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателя, так и с участием работников. В то же время все обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов (актуарный баланс).