Файл: 3 Разнообразие форм организации досуговой деятельности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 443

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Методика организации досуговых мероприятий

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Паршуков Роман Федорович

Преподаватель:

Проняева Надежда Анатольевна

Задание по теме 3.1. Разнообразие форм организации досуговой деятельности

Цель занятия: формирование умений использовать различные форм организации досуговой деятельности.

Задание 1. Разработайте фрагмент досугового занятия для детей подросткового возраста, связанного с профилактикой вредных привычек и девиантного поведения в подростковой среде. Аргументируйте потенциал выбранной формы его проведения. Спрогнозируйте возможные результаты его проведения. Осуществите оценку методов решения профессиональных задач и эффективности их качества. Охарактеризуйте информационные технологии, которые Вы использовали при подготовке данного фрагмента.

Ответ:

Занятие-тренинг

 «Профилактика девиантного поведения подростков»

Занятие-тренинг предназначено для групповых занятий с обучающимися 6-11 классов в возрасте от 14 до 18 лет. Задача упражнений - профилактика правонарушений, помощь при адаптации несовершеннолетнего, попавшего в трудную жизненную ситуацию, имеющего конфликт с законом, состоящими на различных видах учета, а также для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное.

Цели занятия:

Создание условий для формирования у несовершеннолетних объективных, соответствующих их возрасту знаний и умений о правильном образе жизни, через привитие здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя, наркотиков).

Основные задачи:

  1. Обобщить знания несовершеннолетних о полезных и вредных привычках, дать представление о том, что важнее прививать полезные привычки, чем искоренять вредные;

  2. Поддержание позитивной самооценки, предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков;

  3. Предоставить детям возможность попытаться изменить свое поведение, научить принимать ответственность за нормативные нарушения;

  4. Выработка адекватных и эффективных навыков правильного общения.


Ожидаемые результаты:

1. Развитие навыков противостояния негативным  факторам  внешней среды.

2. Стабилизация межличностных взаимоотношений.

3. Физическое, психологическое оздоровление подростков.

4. Приобщение к трудовой деятельности.

Комплекс упражнений:

Упражнение №1 «Письмо негодованию»

Педагог дает установку: «Напишите письмо своему негодованию, расскажите ему как вам приходится с ним уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Оцените пользу и вред, которые приносит вам негодование, а также оцените, как негодование может влиять на ваши отношения с людьми, окружающими вас».

Работа участников по выполнению установки педагога ведется самостоятельно. При желании по окончании упражнения можно, с согласия участников, прочитать «письма негодованию».

Упражнение №2 Групповая дискуссия «Ответ за поступки»

В дискуссии педагог предлагает вспомнить такие ситуации, которые подростки могли видеть по телевидению, в социальных сетях Интернет, где герой или группа лиц преступали закон. Затем организуется групповое обсуждение данной ситуации по вопросам: Какие права и чьи права были нарушены? Почему? Чем закончилась история? При этом основной задачей является попытка образовать диалог среди участников и оценка поступка не только со стороны уголовного наказания, но и общественного порицания.

Упражнение №3 «Сказка о законе и беззаконии»

Педагог предлагает обучающимся разделиться на две группы и придумать сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили царь и царица, а также их подданные. Перед участниками каждой группы ставится определенная задача. Первая группа сочиняет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа наоборот должна придумать сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются - о государстве беззакония. Для работы отводится 10-15 минут. Каждая группа зачитывает свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

В какой стране народу жилось лучше? Почему?

Для чего нужно контролировать исполнение законов? Кто это должен делать?

Можно ли вообще прожить без законов? Какова их роль?

Упражнение №7 «Самое лучшее в тебе, это…»

Педагог организует взаимодействие участников: «Давайте встанем в круг, а один из нас - ведущий - в середину круга. Каждый, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того

, кто стоит в центре, начиная со слов «Самое лучшее в тебе, это…». Участвуют все желающие.

После проигрывания упражнения важно обсудить какие чувства испытывали участники, стоя в центре круга.

В заключение педагогу необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны. Относись к людям так, как хочешь, чтоб они относились к тебе.

Данные упражнения разработаны и апробированы для педагогов-психологов и социальных педагогов и может быть реализована ими в своей профессиональной деятельности при работе с несовершеннолетними для профилактики девиантного поведения, правонарушений, безнадзорности подростков, в целях формирования мотивов у подрастающего поколения здорового образа жизни.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развитие новых способов образования, педагогических технологий. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.   

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

  • становление личности младшего школьника,

  • раскрытие его индивидуальных возможностей.

Поэтому, групповая работа – одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

  • дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

  • дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;

  • дать каждому ребёнку опыт  выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;

  • дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Дадим следующее определение групповой формы работы. Групповая форма обучения есть способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. Суть групповой работы, отличающая ее от других общих форм обучения, выражается, главным образом, в двух ее характеристиках:


  • в наличии непосредственного взаимодействия между учащимися;

  • в опосредованном руководстве деятельностью ученика со стороны учителя, строящемся по принципу: “учитель – группа сотрудничающих между собой учеников”, то есть учитель взаимодействует не с каждым учеником в отдельности, как при фронтальной работе, а с группой учащихся: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу группы в целом.

Внутри же группы по отношению к каждому ученику все эти функции выполняют сами учащиеся.


Задание по теме 3.2. Диагностика и проектирование досуговой деятельности обучающихся

Цель: формирование умений диагностировать и проектировать досуговую деятельность обучающихся.

Задание 2. Разработайте требования к диагностике и проектированию досуговой деятельности обучающихся в зависимости от их возраста. Определите особенности своего участия в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Ответ:

Современная социокультурная ситуация усилила потребность в специалистах, способных анализировать происходящие и предвидеть новые процессы и явления. Для выявления реального состояния социокультурных процессов в сфере организации досуговой деятельности школьников необходимо овладеть методикой поиска, анализа, диагностики и проектирования досуговых ситуаций.

Значение диагностики и проектирования досуговой деятельности школьников состоит в том, что это позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.

Основной целью диагностики досуга является выявление структурно-содержательных элементов досуга в соответствии с той или иной моделью деятельности и определение факторов, влияющих на них.

Однако для этого познавательно-развивающих возможностей досуговой деятельности не достаточно фрагментального описания различных видов и форм ее проведения. Нужен четкий анализ досуговой деятельности, где необходимо исходить из триединства рационального, эмоционального и творческого аспектов. Лишь при этом условии полученная информация позволит распознать значимость различных форм организации досуговой деятельности. Для оценки эффективности досуговой деятельности нами была разработана анкета, изучающая следующие направления:


  1. Целесообразность организации данного вида деятельности.

  2. Соответствие результата целям.

  3. Соответствие формы содержанию.

  4. Организованность учащихся.

  5. Активность учащихся.

  6. Атмосфера проведенного мероприятия.

  7. Степень взаимодействия учащихся класса, умение общаться друг с другом.

  8. Сила эмоционального воздействия досуговой деятельности на учащихся.

  9. Значимость данного вида деятельности для всей системы воспитательной работы.

В заключение диагностики можно провести опрос среди самих учащихся и попросить их оценить участие и свое и своих товарищей в данном мероприятии. Можно попросить коллег и родителей составить мнение о проведенном мероприятии.

Основное назначение проектирования состоит в обеспечении научного фундамента намечаемых на перспективу действий и мероприятий.

Прогнозное проектирование досуга заключается в целостном рассмотрении различных сторон досуговой деятельности, в осмыслении влияния позитивных и негативных факторов, выработке способов корректировки и разрешения тех или иных противоречий. Оно дает реальную возможность выработки более выверенных ориентиров для прогнозного проектирования досуговой деятельности.

Работа над проектом начинается с обоснования значимости проблемы, на решение которой направлен проект. Здесь необходимо рассмотреть вопросы: Какую проблему решает проект? В чем состоит уникальность проекта? На какую группу рассчитан проект?

Важное место в разработке проекта занимает формулировка цели и задач проекта. Цель проекта — субъективное представление о том, что изменится в результате реализации проекта. Цель должна быть реалистичной и достижимой в рамках данного проекта. Задачи проекта — это конкретные шаги, которые надо предпринять для решения описанной проблемы и достижения поставленной цели. При формулировке задач рекомендуется оценивать их по следующим критериям: количество, качество, время.

Рабочий план реализации проекта — это намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и ответственных за планируемые мероприятия. Хорошо продуманный план позволяет целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы досуговой деятельности, а также прогнозировать результаты деятельности.

Для планирования досуговой деятельности педагогу необходимо изучить: