Файл: Контрольная работа По дисциплине Основы деловых коммуникаций Вариант 16 Дата сдачи работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Контрольная работа

По дисциплине Основы деловых коммуникаций_

Вариант 16

Дата сдачи работы:____________

Санкт-Петербург

2020

Введение.

В современном мире человеческое общество невозможно представить без общения. Общение является необходимым условием жизни людей, без него невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, свойств и процессов человека, но и личности в целом. Оно позволяет развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном обществе, то есть принятие, признание и уважение приходит благодаря коммуникативной компетентности. Она выражается не только в готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, но и в готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Для того чтобы жить, люди вынуждены общаться друг с другом, взаимодействовать. Деятельный человек всегда общается, благодаря этому общению собеседник имеет возможность оценить результаты образования человека, его сформированные качества, которые могут пригодиться на рынке труда.

Человек с самого рождения имеет возможность общаться с другими людьми, развивать эту способность, но порой люди забывают о межличностных отношениях и уходят в изучение явлений материального мира, то есть они зацикливаются на изучении теоретических знаний о мире, либо уходят в практическую часть, проводя какие-либо опыты. Таким образом, такие люди оказываются беспомощными в области межличностных отношений, и им стоит изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать полноправным членом общества. Другими словами, передавая данную информацию, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Имеется в виду, что служебно-деловое общение является отстранённой дистанцией, а личностные общения - близкой. В этих двух сферах имеется большая разница в построении диалога, в служебно-деловом общении стоит осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику, подбирать слова и не говорить ничего лишнего, а в личностном общении можно более снисходительно подбирать слова, ведь человек, с которым вы общаетесь, знает вас достаточно хорошо и не будет оценивать вас для, допустим, приёма на работу.


Таким образом, коммуникативная компетенция человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет большое значение как для общества в целом, так и для каждого конкретного человека.

Целью данной работы является раскрытие сущности коммуникативной компетенции, ее структуры и исследование методов развития.

Цель предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить основные средства общения

  2. Рассмотреть средства общения

  3. Исследовать методы диагностики и развития коммуникативной компетентности

1.1. Коммуникативная компетентность

Успех делового общения, достижение результата в большой степени зависит от участников коммуникации, их профессионализма и умения общаться. В теории общения особое внимание уделяется понятиям "коммуникативного барьера" и "коммуникативной компетентности". Под коммуникативным барьером обычно имеют в виду обстоятельства, факторы, которые затрудняют общение или заметно снижают его эффективность. Выделяются коммуникативные барьеры разного вида: интерпретационные, обусловленные невозможностью адекватно воспринимать сообщение, селективные, связанные с информационной перегрузкой и ведущие к неполному, избирательному восприятию сообщения, эмоциональные, вызванные пристрастиями, оценками, предубеждениями, барьеры компетенции, возникающие из-за недостатка знаний, и др. Особую группу образуют барьеры, относящиеся к условиям осуществления коммуникации, например: географические, ведомственные, государственные, экономические.

Коммуникативная компетентность означает развитие адекватной ориентации человека в собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче и выражается в успешности решения коммуникативных задач в процессе совместной деятельности. В общем виде коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3) осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Понятие коммуникативной компетентности является ключевым при определении деловых качеств специалистов в разных сферах деятельности, таких как сфера управления, туризм, педагогическая, юридическая деятельность, паблик-рилейшнз и т.д. Соответственно выделяются различные качества, способности, навыки и умения, определяющие коммуникативную компетенцию специалиста. В коммуникативной компетентности можно выделить две составляющие: собственно психологические способности и умения и коммуникативно-речевые (или языковые) умения и навыки.



Например, рассматривая необходимые коммуникативные качества работников сферы туризма, Т. И. Власова делает акцент на психологической составляющей и к признакам высокой коммуникативной компетентности относит: 1) быструю, своевременную и точную ориентировку в ситуации взаимодействия и партнерах; 2) стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации; 3) установку в контакте не только на дело, но и на партнера, уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей; 4) уверенность в себе, раскованность, адекватную включенность в ситуацию; 5) владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру; 6) большую удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе общения; 7) умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях; устанавливать и поддерживать требуемые рабочие контакты независимо, а иногда вопреки сложившимся отношениям; 8) высокий статус и популярность в том или ином коллективе; 9) умение организовать дружную совместную работу, привлекая людей к решению общегрупповых задач, достигать высокого результата деятельности; 10) умение создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться стабильности состава.

Определяя необходимые коммуникативные умения менеджера, М. В. Колтунова исходит прежде всего из того, что основной составляющей профессиональной деятельности менеджера является речевая деятельность, поэтому основные признаки коммуникативной компетентности формулируются ею как умения эффективно строить речевое общение, т.е.:

  • формулировать цели и задачи делового общения; анализировать предмет общения, организовывать обсуждение; управлять общением, регламентировать его;

  • использовать этикетные средства для достижения коммуникативных целей;

  • пользоваться различными тактиками и приемами для реализации выбранной стратегии;

  • вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, деловое совещание, переговоры;

  • анализировать конфликты, кризисные ситуации и разрешать их;

  • доказывать и обосновывать, аргументировать, опровергать, давать оценки;

  • перефразировать, тезировать, дефинировать, резюмировать, владеть навыками номинализации, вербализации, авторизации;

  • переводить устную информацию в письменную, знаковую в словесную, и наоборот;

  • быть грамотным в использовании как письменной речи, так и устной формы;

  • владеть техникой речи, уметь адекватно использовать тропы и риторические фигуры;

  • уметь использовать слова для корректировки поведения собеседника.


В отечественной теории речевой коммуникации, базирующейся на психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, особо подчеркивается, что речь в общении редко используется для передачи информации, "роль речи... заключается в опосредовании (наряду с другими средствами) усилий по регулированию деятельностей участников. При помощи речи взаимодействующие коммуниканты обмениваются сведениями с целью изменить (сохранить, усилить и т.д.) деятельность партнера. Взаимодействие коммуникантов при помощи речи всегда есть, следовательно, их речевое воздействие друг на друга, взаимное речевое воздействие".

Практически любое профессионально-деловое общение опосредовано речью. При помощи речи партнеры договариваются о сделках, обсуждают перспективы сотрудничества, добиваются выгодных контрактов или заставляют партнера изменить планы. Умение выражать свои идеи просто, ясно, доступно и убедительно, умение воздействовать речью на первый взгляд кажется достаточно простым и очевидным делом, тем не менее многие проблемы и негативные результаты — следствие неумения правильно и адекватно ситуации построить диалог. Так, Н. М. Тимченко к основным причинам, затрудняющим передачу информации, относит следующие: неточность высказывания; несовершенство перекодирования мысли в слова; неуместное использование профессиональных терминов; чрезмерное использование иностранных слов; наличие смысловых разрывов и скачков мысли; витиеватость мысли; наличие логических противоречий. Кроме того, отрицательно сказываются на диалогическом общении быстрый темп изложения, неадекватные интонации, жесты, мимика, неумение использовать различные каналы восприятия.

Безусловно, важны не только коммуникативно-речевые умения, но и профессиональные знания, личностные качества, а также психологические знания, навыки и умения:

1) уверенность в себе, наличие личной цели и ценностей;

2) владение предметом коммуникации;

3) знание о репрезентативных системах человека и ключах доступа к ним;

4) умение определять психологический тип собеседника и подстраиваться к нему;

5) владение некоторыми техниками и приемами ведения спора, дискуссии;

6) умение считывать невербальные сигналы, знания об организации пространственной среды;

7) умение управлять своими эмоциями и эмоциями партнера и др.


Некоторые умения могут реализовываться как невербально, так и речевыми средствами, например, психологическая подстройка может осуществляться в процессе "отзеркаливания" движений, мимики, жестов партнера, а может реализовываться в речи, в употреблении каких-то характерных для собеседника слов, выражений. Знание и умение пользоваться средствами и приемами делового общения составляет технику бизнес-коммуникации.

1.2.Социально-психологическая компетентность

Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области.

Однако существуют сферы, в которых многие считают себя компетентными без всякой на то подготовки, например спорт, медицина, педагогика, театр, политика. Действительно, здесь иногда хватает и житейской мудрости и опыта, но это еще не говорит о том, что человек, проявивший смекалку, социально-психологически компетентен. Это объясняется тем, что социально-психологическая компетентность - категория, прежде всего научная.

Социально-психологическая компетентность личности представляет собой специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т.д. Иными словами, социально-психологическая компетентность по своему содержанию напоминает то, что в свое время называлось мировоззрением. Она позволяет личности ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей.

Антиподом социально-психологической компетентности являются некомпетентность, неграмотность, невежество, суеверие, мистика, оторванная от жизни фантазия.

Особое значение для социально-психологической компетентности имеет эмпатия, оказывающая влияние на когнитивную сферу, глубину проникновения в ситуацию, идентификацию. При этом социально-психологическая компетентность проявляется на разных уровнях: макро-уровне (политика, деятельность верхних эшелонов власти); среднем уровне (социальные институты и общности); микроуровне (межличностное общение).

Социально-психологическая компетентность делится на два видажитейская и профессиональная.

Житейская социально-психологическая компетентность - результат социализации, т.е. адаптации к конкретным условиям. Быть на высоте в вопросах общения, познания заставляет жизнь. Социально-психологическая компетентность в нормальном обществе выгодна,