Файл: Понятие мировоззрения. Исторические типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выделяют два типа мышления: образно-ассоциативное и абстрактно-логическое.

Язык – основная форма объективизации сознания. Благодаря языку (устному, письменному, внутреннему, обыденному и специальному) сознание становится доступным для других. Язык вырабатывается в общении и оттачивается мышлением. Развитость языка-речи (в том числе глубина и многозначность слов) свидетельствует о развитом мышлении.


  1. Самосознание. Бессознательное

Способностью сознания является осознание самого себя – самосознание, т.е. осознание и оценка самого себя.

Компонентами самосознанияявляются:

- Самочувствие

- Самопознание

- Самооценка

- Самоконтроль
Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, которые не контролируются сознанием.

Бессознательное представляет собой форму психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличие от сознания в Бессознательном отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. В следствии этого в бессознательном отсутствуют произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефлексивная оценка их результатов. Невычленность образа действительности из отношений к ней субъекта проявляется в таких особенностях бессознательного, как нечувствительность к противоречиям и вневременной характер бессознательного – прошлое, настоящее, будущее сосуществуют и не находятся в отношении линейной необратимости последовательности. Бессознательное находит свое выражение в:

- рефлексах (безусловные и условные)

- автоматических действиях

- непроизвольные психические процессы

- страхи, комплексы

- интуиция.


  1. Философское понимание познания. Виды познания. Субъект и объект познания

Познание— процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

• познает окружающий мир непосредственно (то есть откры­вает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания
:

• гностицизм;

• агностицизм.

Сторонники гностицизма(как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

Агностики(часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.
Познающим субъектомявляется человек — существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств, накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества.

Объектом познанияявляется окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Виды познания:

1) Обыденное - основано на жизненном опыте. Оно является ориентиром повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с окружающим миром и выступает в качестве основы всех остальных форм знания. Обыденное знание выражается в повседневной речи людей.

2) Научное – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе. Характеризуется: объективностью знаний о природе, человеке и обществе; непротиворечивостью, доказательностью, системностью; проверяемостью; наличием и постоянным развитием понятийного аппарата (терминологии)

3) Философское – создание общих концепций существования мира и человека. Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём, а также показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

4) Художественное -характеризуется эмоционально-образным отображением действительности, оно направлено на удовлетворение эстетических потребностей людей. Художественное знание отражает способность человека к образному мышлению и творческому воображению; оно выражается в художественных образах и наиболее ярко проявляется в искусстве.



5) Религиозное - представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.


  1. Уровни познания: чувственный и рациональный. Иррациональные познавательные способности

Уровни познания:

(1) Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение– это отражение в сознании субъекта отдельных качеств, свойств и сторон объекта (цвет, запах, звук, твердость, тяжесть и др.) Ощущения возникают в результате непосредственного воздействия объекта на органы чувств субъекта.

В результате активной деятельности человеческого сознания ощущения подвергаются активной обработке, формируя восприятия, более высокую форму чувственного познания.

Восприятие, как и ощущение, возникает в результате непосредственного воздействия объекта на наши органы чувств, но включает в себя уже совокупность свойств и дает целостный образ предмета.

Накопление и сохранение чувственных образов в сознании субъекта осуществляется через память. Благодаря этому мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ объекта без его непосредственного воздействия на наши органы чувств. Такое воспроизведение дает 3-ю форму чувственного познания – представление.

(2)Рациональное познание - это процесс познания окружающего нас мира посредством исключительно формой мыслительной деятельности.

Рациональный уровень познания осуществляется в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это обобщенная характеристика объекта, выражающая его сущность и внутреннее содержание. Понятия отличаются уровнем, глубиной обобщения (абстрагирования). В процессе познания субъекта не ограничивается фиксацией общего, ему важно установить связи и отношения между предметами и явлениями объективной реальности. Достигается это с помощью суждения.


Фиксируя связи и отношения между предметами, суждения дают базу для получения новых знаний. Задачу получения нового, более глубокого знания субъект решает посредством умозаключений. С их помощью устанавливается связь между суждениями, в результате чего появляется возможность сделать вывод, несущий новые знания, полученные логическим путем. С помощью умозаключений субъект проникает в те области действительности, которые не даны непосредственному наблюдению.

Процесс познания, помимо рациональных форм мышления, включает и (3) иррациональные – находящееся за пределами разума, несоизмеримое с логическим мышлением. К иррациональному относятся интуиция, воображение, вера и т.д.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины, минуя опыт и логические рассуждения.

Воображение – способность вырабатывать новые идеальные образы на основе имеющегося в сознании материала.

Вера – это уверенность в правильности знания.


  1. Понятие истины. Практика как критерий истины

Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Истина имеет ряд особенностей:

Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию, т.е. представляет собой адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания, и субъективна по форме, по способу существования, т.к. не существует вне человека, ее носителем является человеческое сознание.

Истина может быть научной и обыденной, что обусловлено наличием разных уровней знания. Обыденное знание основано на повседневном опыте и не требует особых доказательств, научное знание основано на логичности суждений и доказательности.

В истине выделяются абсолютная и относительная стороны. Абсолютная истина содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания. Движение к абсолютной истине осуществляется через относительные истины. Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое не обладает полнотой знания и может углубляться, и уточняться в процессе познания. Примером относительной истины может послужить развитие знания о строении материи.


Абсолютными истинами могут считаться точно установленные даты каких-либо событий, непреходящие константы, но эти истины не интересуют гносеологию, здесь в центре внимания - движение от относительной к абсолютной истине. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина – это две стороны объективной истины. Абсолютное знание складывается из суммы относительных истин, а относительное содержит в себе элементы абсолютного (*относительное знание о строении материи содержит в себе абсолютное знание о существовании элементарных частиц, их заряде и проч.).
Одним из основных критериев истины считается практика. Практика – это активная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на преобразование реальной действительности. Именно в процессе преобразующей деятельности проверяет человек истинность своего мышления, соответствие своих представлений и знаний реальному положению вещей.

Практика как критерий истины имеет противоречивый характер:

1. Существующей в данный момент практики всегда недостаточно для полной и окончательной проверки имеющихся знаний: на любом этапе человеческой истории практика остается ограниченной по своим возможностям:

а) существуют истины, непосредственная практическая проверка которых принципиально неосуществима, ее приходится заменять опосредованной, косвенной проверкой (параллельные прямые);

б) в науке всегда имеются гипотезы, которые на основе сегодняшней практики не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты (биогенез, внеземные цивилизации).
2. Однако, с другой стороны, критерия практики все же вполне достаточно для установления содержащейся в человеческих знаниях объективной истины. Обстоятельства ограниченности практики не лишают ее способности выполнять функции критерия истины:

а) так или иначе – непосредственно или опосредованно – в конечном счете именно практикой проверяется вся сумма человеческих знаний. Таким образом, практика – всеобщий и универсальный критерий истины;

б) с развитием практики базис человеческого познания все более расширяется, открываются пути проверки гипотез, которые не поддавались ранее такой проверке;

в) если практика на определенном уровне своего развития уже подтвердила какие-то представления, то они в известных пределах (для данного уровня практики) содержат в себе объективную истину. И даже если эти представления на основе будущего развития практики будут пересмотрены, содержащееся в них зерно истины все равно сохранится.