Файл: Понятие мировоззрения. Исторические типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Никаким другим критерием истины, более фундаментальным и надежным, чем практика, человечество не располагает. Только на основе практики возможно установить объективную истинность человеческих знаний и только практика в своем развитии обеспечивает это установление.


  1. Понятие и функции науки. Критерии научности


Под наукой понимается деятельность людей, главной целью которой является получение знаний.

Наука включает в себя:

- систему знаний

- систему методов и средств получения знания

- субъект – люди, занимающиеся наукой; организации, готовящие людей к научной деятельности, организации, аттестующие ученых, организации, занятые научной деятельности (университеты, бизнес-инкубаторы и т.д.). В современном обществе субъектом научного познания являются все люди.

Научное знание выполняет следующие задачи:

- описание объекта (ответ на вопрос «Что такое объект?», «Какими свойствами обладает?», «Как эти свойства проявляется?»)

- объяснение деятельности объекта («Почему ведет себя именно так?», «Каковы причины действий?»)

- предсказание (ответ на вопрос «Как поведет себя объект в определенных условиях?»)

Критерии научности:

1. Объективность (независимость от личного мнения субъекта)

2. Возможность повторения открытий (получение гарантированного результата при одних и тех же исходные условиях, при применении одного и того же метода)

3. Системность

- любая наука имеет четко определенный объект

- цель науки – получение всесторонних знаний об объекте

- наука употребляет специальные понятия

4. Доказательность (знание не считается научным пока оно не проверено научными методами)

5. Изучает не только объект, но и методику его познания

6. Непрерывный прогресс

- наука опирается на уже полученные знания

Функции науки:

- формирует мировоззрение

- выступает производительной силой

- создает людям условия для жизни

- играет роль серьезной социальной силы (именно благодаря науч. познанию возникла такая соц. группа как специалисты с высшим образованием).



  1. Основные этапы развития науки


Наука - явление конкретное - историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание, - разработан на материале истории естествознания (В. С. Степин, В. В. Ильин и др.) и состоит в следующем. Науке как таковой предшествует 
преднаука(доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до Нового времени. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания как систематического исследования природы.
Наука как целостный феномен возникает в Новое время (XV-XVI вв.) вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п.

1 этап. Классическая наука(XVI-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения.

В периоде классической науки можно выделить два подэтапа: механистический (XVI – XVIII) и эволюционный (XIX в)

Для классической науки характерно:

- вера в познавательные возможности человека

- вера в то, что есть универсальные методы человеческого познания

- стремление к полной объективности познания

- поиск общей схемы, законов познания

2 этап. Неклассическая наука(конец XIX в. – сер. XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности.

Для неклассической науки характерно:

- нет универсальных методов познания

- общей картины мира нет (конечная картина мира зависит от условий, в которых осуществлялось познание)

3 этап. Постнеклассической науки(сер. XX в. – по настоящее время) — включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Характерной чертой постнеклассической стадии развития науки является 

универсальный (глобальный) эволюционизм, соединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяющий развитие на все сферы бытия, устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материи.

Для постнеклассической науки характерно:

- Аксиологизация науки

- Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук

- Внимание к экономическим и политическим условиям, в которых развивается научное познание; внимание к повседневной жизни людей (научные открытия делаются на продажу)
Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности. Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.).


  1. Уровни, формы и методы научного познания



Формы научного познания:

1. Проблема – возникший в ходе познания вопрос, требовавший для своего решения новых знаний.

2. Гипотеза – основанное на фактах предположение, выдвигаемое с целью объяснения явлений.

3. Теория – система достоверного знания об объекте, которое описывает, объясняет и предсказывает его функционирование.
Уровни научного познания:
Эмпирический (опытный, чувственный) уровеньнаучного познания обеспечивает выявление объективных фактов, в которых обнаруживаются скрытые, внутренние связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира. Главная задача познающего субъекта на эмпирическом уровне познания — верное описание явлений и процессов. Научный факт — продукт эмпирического познания. К методам эмпирического научного познания относятся научное наблюдение, эксперимент (лабораторные опыты, производственные испытания).

Главная задача - сбор информации.
Теоретический (рациональный) уровень— раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, закономерностей их развития. На этом уровне происходит обобщение полученных эмпирическим путем сведений и их логическое объяснение: создание научных гипотез, законов и теорий. Основные методы этого уровня познания: анализ, синтез, идеализация, абстрагирование, аналогия, индукция и дедукция. Однако выделение в процессе познания этих двух уровней условно: в практической познавательной деятельности они тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и проникают друг в друга. Научное наблюдение и эксперимент
имеют определенную теоретическую нагрузку, а абстрактные понятия и законы опираются на эмпирические данные.

Главная задача – осмысление полученной информации
Методы научного познания:

1. Эмпирические методы:

- наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений с целью получения объективной информации о них.

- эксперимент — это исследование какого-либо явления в специально созданных, искусственных условиях, которые обеспечивают возможность активного воздействия на него. Целью эксперимента может быть, как проверка уже существующей научной гипотезы или теории, так и сбор эмпирических данных в начале научного поиска.

- сравнение — это научный метод познания, в процессе его изучаемые явления, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

- описание

2. Теоретические методы:

- анализ — мысленное или фактическое разложение предмета на образующие его элементы, составные части и целью их изучения.

- синтез — противоположный анализу метод: мысленное или фактическое объединение разных частей и сторон предмета с целью раскрыть их взаимосвязь в составе целого.

- индукция — движение мысли от единичных явлений к общему; создание обобщающих утверждений на основе отдельных фактов.

- дедукция — движение мысли исследователя от общего к единичному; выведение умозаключения из одного или нескольких других утверждений на основе логики.

- аналогия — метод научного познания, посредством которого на основе сходства нетождественных объектов по некоторым признакам и свойствам выдвигается предположение об их сходстве и в других отношениях.

- моделирование — воспроизведение характеристик одного предмета посредством другого, специально созданного для этой цели. Объектом научной деятельности в этом случае выступают образцы, макеты, копии изучаемого предмета.

- идеализация — мысленное конструирование «идеализированной» ситуации (объекта, явления), которой приписываются свойства или отношения, возможные только в «предельном» случае. Результатами такого конструирования являются идеализированные объекты. Тако­вы, например, точка, прямая, плоскость – в геометрии, идеальный газ, абсолютно черное тело – в физике.


3. Методы социального познания:

- описание

- диалог

- анализ документов

- опрос

- анкетирование

- тестирование

- биографический метод

- социометрия


  1. Особенности социального познания

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Фактом называется фрагмент уже состоявшейся действительности. Различают три вида социальных фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако установить ее в процессе социального познания нелегко, потому что:

1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент, т. е. воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер и может приводить в разных обществах к разным (зачастую прямо противоположным) результатам. Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.