ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Философия Древней Греции (досократический этап)
Интерес к проблеме человека в творчестве софистов и Сократа
Средневековая схоластика: основные проблемы и представители. Ф. Аквинский
Философия Гегеля (система и метод)
Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса (этапы развития и основные идеи).
П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии
Никаким другим критерием истины, более фундаментальным и надежным, чем практика, человечество не располагает. Только на основе практики возможно установить объективную истинность человеческих знаний и только практика в своем развитии обеспечивает это установление.
-
Понятие и функции науки. Критерии научности
Под наукой понимается деятельность людей, главной целью которой является получение знаний.
Наука включает в себя:
- систему знаний
- систему методов и средств получения знания
- субъект – люди, занимающиеся наукой; организации, готовящие людей к научной деятельности, организации, аттестующие ученых, организации, занятые научной деятельности (университеты, бизнес-инкубаторы и т.д.). В современном обществе субъектом научного познания являются все люди.
Научное знание выполняет следующие задачи:
- описание объекта (ответ на вопрос «Что такое объект?», «Какими свойствами обладает?», «Как эти свойства проявляется?»)
- объяснение деятельности объекта («Почему ведет себя именно так?», «Каковы причины действий?»)
- предсказание (ответ на вопрос «Как поведет себя объект в определенных условиях?»)
Критерии научности:
1. Объективность (независимость от личного мнения субъекта)
2. Возможность повторения открытий (получение гарантированного результата при одних и тех же исходные условиях, при применении одного и того же метода)
3. Системность
- любая наука имеет четко определенный объект
- цель науки – получение всесторонних знаний об объекте
- наука употребляет специальные понятия
4. Доказательность (знание не считается научным пока оно не проверено научными методами)
5. Изучает не только объект, но и методику его познания
6. Непрерывный прогресс
- наука опирается на уже полученные знания
Функции науки:
- формирует мировоззрение
- выступает производительной силой
- создает людям условия для жизни
- играет роль серьезной социальной силы (именно благодаря науч. познанию возникла такая соц. группа как специалисты с высшим образованием).
-
Основные этапы развития науки
Наука - явление конкретное - историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание, - разработан на материале истории естествознания (В. С. Степин, В. В. Ильин и др.) и состоит в следующем. Науке как таковой предшествует
преднаука(доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до Нового времени. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания как систематического исследования природы.
Наука как целостный феномен возникает в Новое время (XV-XVI вв.) вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п.
1 этап. Классическая наука(XVI-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения.
В периоде классической науки можно выделить два подэтапа: механистический (XVI – XVIII) и эволюционный (XIX в)
Для классической науки характерно:
- вера в познавательные возможности человека
- вера в то, что есть универсальные методы человеческого познания
- стремление к полной объективности познания
- поиск общей схемы, законов познания
2 этап. Неклассическая наука(конец XIX в. – сер. XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности.
Для неклассической науки характерно:
- нет универсальных методов познания
- общей картины мира нет (конечная картина мира зависит от условий, в которых осуществлялось познание)
3 этап. Постнеклассической науки(сер. XX в. – по настоящее время) — включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Характерной чертой постнеклассической стадии развития науки является
универсальный (глобальный) эволюционизм, соединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяющий развитие на все сферы бытия, устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материи.
Для постнеклассической науки характерно:
- Аксиологизация науки
- Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук
- Внимание к экономическим и политическим условиям, в которых развивается научное познание; внимание к повседневной жизни людей (научные открытия делаются на продажу)
Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности. Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.).
-
Уровни, формы и методы научного познания
Формы научного познания:
1. Проблема – возникший в ходе познания вопрос, требовавший для своего решения новых знаний.
2. Гипотеза – основанное на фактах предположение, выдвигаемое с целью объяснения явлений.
3. Теория – система достоверного знания об объекте, которое описывает, объясняет и предсказывает его функционирование.
Уровни научного познания:
Эмпирический (опытный, чувственный) уровеньнаучного познания обеспечивает выявление объективных фактов, в которых обнаруживаются скрытые, внутренние связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира. Главная задача познающего субъекта на эмпирическом уровне познания — верное описание явлений и процессов. Научный факт — продукт эмпирического познания. К методам эмпирического научного познания относятся научное наблюдение, эксперимент (лабораторные опыты, производственные испытания).
Главная задача - сбор информации.
Теоретический (рациональный) уровень— раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, закономерностей их развития. На этом уровне происходит обобщение полученных эмпирическим путем сведений и их логическое объяснение: создание научных гипотез, законов и теорий. Основные методы этого уровня познания: анализ, синтез, идеализация, абстрагирование, аналогия, индукция и дедукция. Однако выделение в процессе познания этих двух уровней условно: в практической познавательной деятельности они тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и проникают друг в друга. Научное наблюдение и эксперимент
имеют определенную теоретическую нагрузку, а абстрактные понятия и законы опираются на эмпирические данные.
Главная задача – осмысление полученной информации
Методы научного познания:
1. Эмпирические методы:
- наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений с целью получения объективной информации о них.
- эксперимент — это исследование какого-либо явления в специально созданных, искусственных условиях, которые обеспечивают возможность активного воздействия на него. Целью эксперимента может быть, как проверка уже существующей научной гипотезы или теории, так и сбор эмпирических данных в начале научного поиска.
- сравнение — это научный метод познания, в процессе его изучаемые явления, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.
- описание
2. Теоретические методы:
- анализ — мысленное или фактическое разложение предмета на образующие его элементы, составные части и целью их изучения.
- синтез — противоположный анализу метод: мысленное или фактическое объединение разных частей и сторон предмета с целью раскрыть их взаимосвязь в составе целого.
- индукция — движение мысли от единичных явлений к общему; создание обобщающих утверждений на основе отдельных фактов.
- дедукция — движение мысли исследователя от общего к единичному; выведение умозаключения из одного или нескольких других утверждений на основе логики.
- аналогия — метод научного познания, посредством которого на основе сходства нетождественных объектов по некоторым признакам и свойствам выдвигается предположение об их сходстве и в других отношениях.
- моделирование — воспроизведение характеристик одного предмета посредством другого, специально созданного для этой цели. Объектом научной деятельности в этом случае выступают образцы, макеты, копии изучаемого предмета.
- идеализация — мысленное конструирование «идеализированной» ситуации (объекта, явления), которой приписываются свойства или отношения, возможные только в «предельном» случае. Результатами такого конструирования являются идеализированные объекты. Таковы, например, точка, прямая, плоскость – в геометрии, идеальный газ, абсолютно черное тело – в физике.
3. Методы социального познания:
- описание
- диалог
- анализ документов
- опрос
- анкетирование
- тестирование
- биографический метод
- социометрия
-
Особенности социального познания
Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений.
Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Фактом называется фрагмент уже состоявшейся действительности. Различают три вида социальных фактов:
1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
2) продукты материальной или духовной деятельности людей;
3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако установить ее в процессе социального познания нелегко, потому что:
1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;
2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент, т. е. воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер и может приводить в разных обществах к разным (зачастую прямо противоположным) результатам. Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.