Файл: Использование метода проектов в развитии музыкальных способностей дошкольников младшей группы.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание к теме № 2: Логика процесса научного исследования.
Тема: Использование метода проектов в развитии музыкальных способностей дошкольников младшей группы
Предмет: Дошкольная педагогика
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы реализации метода проектов в системе образования ДОО …………………………………………………………….......7
1.1. Цели, задачи и принципы реализации метода проектов в системе образования……………………………………………………………………….7
1.2. Виды проектов, реализуемые в системе дошкольного образования…...10
1.3. Значение метода проектов в реализации ФГОС дошкольного образования……………………………………………………………………....13
Глава 2. Психолого – педагогические условия развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста …………………….…………...22
2.1. Понятие «музыкальные способности» ……………………........................22
2.2. Особенности развития музыкальных способностей у дошкольников младшей группы ………………………………………………………..............38
Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по использованию метода проектов в развитии музыкальных способностей дошкольников младшей группы....................................................................................................................39
3.1. Изучение и диагностика уровня сформированности знаний, умений и навыков при использовании метода проектов(констатирующий этап эксперимента)........................................................................................................39
3.2. Формирование использования метода проектов младших дошкольников (формирующий этап эксперимента)....................................................................52
3.3. Показатели сформированности знаний, умений и навыков по использованию метода проектов (контрольный этап эксперимента)..............55
Заключение.............................................................................................................60
Список информационных источников................................................................63
Приложения...........................................................................................................66
В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольников дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная или совместная со взрослыми – воспитателями, родителями, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе, которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности у детей в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого мышления ребенка.
Актуальность данной темы заключается в том, что метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведение сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливость ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции; использование метода в обучении дошкольников –подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Основной целью проектного метода в дошкольных организациях является развития свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.
В последние годы в педагогической практике наблюдается большой интерес к проектной технологии. В научно-педагогической литературе проектную деятельность рассматривают как форму учебного сотрудничества в вузе, средство профессиональной подготовки будущих учителей (B.C.Кузнецов, Н.В. Семенова, С.Г. Пищев, Т.И. Долгодворова и др.), как «принцип организации и реорганизации образования» (Н.Б. Крылова), как «условие корреляции урочной и внеурочной деятельности учащихся» (Т.Е. Веденеева).
Воспитательные и развивающие возможности проектной деятельности отражены в работах С.А. Пилюгиной, В. Жуковского, Г. Найденко, О.В. Федоскиной. Психология проектной деятельности школьников, формирование мотивационной сферы личности рассматриваются в работах В.Г. Леонтьева, Н.В. Матяш. Значительное внимание уделяется разработке критериев оценок качества выполнения проектов (М. Шнейдер) и формам их презентаций (Т.Е. Веденеева). Ряд статей посвящен творческому развитию учащихся в процессе проектной деятельности (В.Ю. Гребенщикова, Р.А. Фандо, Т.М. Михейкина). Объект исследования: музыкальное образование детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: применение метода проектов на музыкальном занятии у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- определить цели, задачи и принципы реализации метода проектов в системе образования;
- провести анализ видов и форм музыкальных занятий в дошкольном учреждении;
-изучить уровень сформированности знаний, умений и навыков при использовании метода проектов;
- изучить сформированность использования метода проектов младшими дошкольниками;
- рассмотреть показатели сформированности знаний, умений и навыков по использованию метода проектов. Гипотеза исследования – мы предполагаем, что музыкальное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях музыкально-проектной деятельности будет более эффективным, если будут разработаны принципы и формы организации разных типов проектов, учитывающих жанровые и стилистические особенности музыкального искусства в единстве с психологическими возможностями учащихся разного возраста;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:
- теоретические – изучение и анализ литературных и электронных источников по проблеме и теме исследования, анализ, синтез, систематизация;
- эмпирические – изучение педагогического опыта, опытно поисковая работа.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть интересны педагогам детского сада, выпускникам педагогических вузов, а также родителям.
База исследования: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение №8 «Золотой ключик».
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Проектная деятельность – это разнообразная интегрированная деятельность по достижению определенной цели[3, с.67].
Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.
Проект –это специально организованный взрослыми и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой – то проблемы.
Прежде всего, определим отличие проектной деятельности детей от других, близких ей (исследовательской, продуктивной, учебной).
Назначение исследовательской деятельности – узнать, как можно больше об интересующем предмете, открыть неизвестные для детей факты;
Назначение продуктивной деятельности – получить продукт, обладающий определенными заданными качествами;
Проектная деятельность нужна, чтобы решить проблему и преобразовать ситуацию. При этом внутри проекта на различных этапах его реализации дети могут осуществлять и исследовательскую, и продуктивную, и учебную, и другие виды деятельности.
Проект – это способ организации деятельности, а не ее предмет, поэтому, отмечает А.К Белолуцкая, «..нельзя сделать «занятия по проектированию». Но при этом можно сделать занятие по математике, философии или труду в проектном режиме»[5, с.76].
Дошкольнику в ходе реализации проекта важно получить материальный социально значимый продукт. Именно социальная значимость задает требования к качеству этого продукта (сделать хорошо, добротно, потому что другие будут пользоваться).
Реализация проектной деятельности на практике требует, чтобы педагог отказался от позиции носителя готовых знаний. Ему необходимо стать партнером, консультантом такой образовательной среды, в которой каждый ребенок мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами и возможностями.
Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдения определенной последовательности этапов[12, с.61]:
- Выбор темы проекта, его типа, количество участников.
- Постановка проблемы. - Постановка цели. - Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
1. Промежуточное осуждение полученных данных. 2. Защита проекта. 3. Коллективное осуждение, результаты внешней оценки, выводы, рефлексия.
Вместе с ними обозначьте шаги для достижения цели, конкретные детские действия (мероприятия), определите сроки проведения и исполнителя каждого мероприятия. Обозначьте общие сроки проекта и задайте требования к качеству продукта (размер, цвет, условные обозначения на объекте и т.д.) Подсказывайте и корректируйте действия детей и других участников проекта на этапе самостоятельной работы над своими задачами. Вселяйте в них уверенность в своих силах, помогайте найти контакт друг с другом [18, c. 89].
По словам Жиенбаевой С.Н. «Ребенок должен сам научится планировать свою деятельность, ставить цель, находить способы ее достижения. У дошкольника должна быть сформирована способность к смене социально – культурных позиций, произвольность действий»[9, с.54].
Одним из перспективных методовявляется метод проектной деятельности. Как указывает Евдокимова Е. С. – основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в области трудового воспитания.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участия дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида (творческие, открытые, игровые, исследовательские и т.д.), нуждаются в постоянном внимании помощи и сопровождения со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования метода проектов дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом нельзя переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей [18, c. 36].