Файл: Оминистерство науки и высшего образования российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

оМИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педогагический институт

(наименование института полностью)

ППОбд-2002б

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология и педагогика начального образования

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 3

по учебному курсу «Этика профессиональной деятельности»


(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

Родичикна Е.М.







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбд-2002б













Преподаватель

Емельянова Т.В.







(И.О. Фамилия)





Толльяти 2023
Практическое занятие № 3

Нравственные основы педагогического общения
Задание 1

Составьте психологическую характеристику вербального общения (Голос, слово, высказывания, текст как единицы речевого общения и их значение в педагогическом общении)

Процесс восприятия и понимания речи тесно связан с процессом учебного слушания, на которое отводится большая часть учебного времени. От правильной и совершенной речи педагога процесс правильного восприятия обучающимися учебного материала. Речь, как бы она ни была познавательна и интересна, не будет восприниматься учащимися, если педагог будет говорить невыразительно, нечленораздельно и хрипло. Голос является эффективным средством воздействия на слушателя. Звучный и выразительный голос способен с первых минут завоевать все внимание человека, завоевать их доверие и симпатию. Голос является основным средством устной речи педагога. В педагогической деятельности очень важно: говорить просто и выразительно, выступая с докладом, лекцией, декламируя стихи и прозу; владеть силой и интонацией голоса, акцентируя значимые слова и выражения; грамотно использовать выражения в различных ситуациях.
Педагогу важно постоянно работать над дыханием, дикцией и голосом. Овладеть техникой речи можно через овладение речевым дыханием и голосом. Любой педагог должен иметь хорошую орфоэпическое произношение и дикцию. Дикция – это правильность и отчетливость произнесения отдельных звуков, что обеспечивается правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать без лишнего напряжения и активно. Все звуки и их сочетания необходимо произносить легко, четко и свободно. Активизировать артикуляционный аппарат, отработать правильность и четкость произнесения звуков, тренировать голос помогут различные специальные упражнения и скороговорки. Работая над голосом, необходимо обратить внимание на освобождение его от напряжения, а также на совершенствование его лучших качеств.
Задание 2

Проведите исследование «Приемы педагогического общения в современном образовательном процессе»:

- Техника постановки вопросов и ответов на них.

- Приёмы введения спора, дискуссии.

- Приёмы критики.

Результаты самостоятельного исследования.

Работа включает в себя составление анкеты, проведение самостоятельного исследования по выявлению специфики общения учителей и учеников в современной школе. Комментарии полученных данных.
Анкета

Анкетирование анонимно. Педагоги, отвейте честно.


1. Как Вы понимаете термин «Педагогическое общение».


2. Какой вид вопросов вы используете чаще всего
а) Простые вопросы (фактические вопросы)
б) Уточняющие вопросы
в) Интерпретирующие вопросы (объясняющие)
г) Оценочные вопросы (сравнение)

д) Творческие вопросы (прогноз)
е) Практические вопросы


3. В каких ситуациях вы используете Простые вопросы?


4. В каких ситуациях используете уточняющие вопросы?


5. В каких случаях используете интерпретирующие вопросы?


6. Когда используете оценочные вопросы?


7. Когда задаёте творческие вопросы?


8. Когда используете практические вопросы?


9. Кто на уроке во время спора/дискуссии говорит больше всего?
а) Учитель
б) Ученики

10. Какие приёмы дискуссии применяются вами в большинстве случаев? (возможен выбор нескольких вариантов ответа)
а) изложение проблемы или описание конкретного случая;
б) демонстрация кинофильма;
в) демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал, архивные материалы и т.д.);
г) приглашение экспертов (в качестве экспертов выступают люди, достаточно хорошо осведомленные в обсуждаемых вопросах);
д) использование текущих новостей; магнитофонные записи;
е) инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода;
ж) стимулирующие вопросы – особенно вопросы типа «что?», «как?», «почему?»

11. Какие формы организации дискуссии, по-вашему, более эффективны?
а) Круглый стол – беседа, в которой на равных участвует небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы;
б) Заседание экспертной группы, первый вариант. Обычно 4-6 участников, с заранее назначенным председателем, которые обсуждают намеченную проблему, а затем излагаются свои позиции всему классу. В процессе дискуссии остальной класс является молчаливым участником, не имея право вступить в обсуждение. Данная форма напоминает телевизионные «Ток-шоу»
в) Заседание экспертной группы, второй вариант. Класс разбивается на микрогруппы на подготовительном этапе, каждая микрогруппа самостоятельно обсуждает поставленную проблему и выбирает эксперта, который будет представлять мнение группы. На основном этапе обсуждение происходит между экспертами – представителями групп. Группы не имеют права вмешиваться в обсуждение, но могут, в случае необходимости, взять «тайм-аут» и отозвать эксперта для консультаций.

г) Форум – обсуждение, сходное с первым вариантом «заседания экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);
д) Мозговой штурм проводится в два этапа. На первом этапе класс, разбившись на микрогруппы, выдвигает идеи для решения поставленной проблемы. Этап продолжается от 15 минут до 1 часа. Действует строгое правило: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются». На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых идей. При этом группа, высказывавшая идеи, сама их не обсуждает. Для этого либо каждая группа посылает представителя со списком идей в соседнюю группу, либо заранее формируется группа экспертов, которая не работает на первом этапе.
е) Симпозиум – более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями (рефератами), представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).
ж) Дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «парламентские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте. В них обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны;
з) Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
и) Перекрестная дискуссия – дискуссия, где есть тема, объединяющая две противоположные точки зрения. На первом этапе каждый из учащихся индивидуально пишет по три-пять аргументов в поддержку каждой из точек зрения. Аргументы обобщаются в микрогруппах, и каждая микрогруппа представляет список из пяти аргументов в пользу одной точки зрения и пяти аргументов в пользу второй точки зрения. Составляется общий список аргументов. После этого класс делится на две группы – в первую группу входят те учащиеся, которым ближе первая точка зрения, во вторую – те, кому ближе вторая точка зрения. Каждая группа ранжирует свои аргументы по степени важности. Дискуссия между группами происходит в перекрестном режиме: первая группа высказывает свой первый аргумент – вторая группа его опровергает – вторая группа высказывает свой первый аргумент – первая группа его опровергает и т.д.

к) Учебный спор-диалог. Для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе класс делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая – вторую. После этого класс готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями – те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.

12. Какие формы вы используете?
а) Круглый стол 
б) Заседание экспертной группы, первый вариант.
в) Заседание экспертной группы, второй вариант.
г) Форум 
д) Мозговой штурм 
е) Симпозиум 
ж) Дебаты 
з) Судебное заседание 
и) Перекрестная дискуссия
к) Учебный спор-диалог. 

13. Всегда ли вы ставите перед собой обоснованную цель перед дискуссией?
а) Да
б) Нет
в) В зависимости от ситуации

14. Поддерживаете ли вы робких учеников?
а) Да
б) Нет
в) В зависимости от ситуации
15. Вы критикуете ученика при всех?
а) Да
б) Нет
в) В зависимости от ситуации

16. Используете ли вы обвиняющие формулировки при критике ученика?
а) Да
б) Нет
в) В зависимости от ситуации
17. Даёте ли вы возможность высказать ученику полностью свою позицию?
а) Да
б) Нет
в) В зависимости от ситуации

18. Хвалите ли вы ученика прежде, чем начать критиковать?
а) Да
б) Нет
в) В зависимости от ситуации

19. Повышаете ли вы голос во время критики ученика?
а) Да
б) Нет
в) В зависимости от ситуации

20. Совершая ошибки, вы признаёте их?
а) Да
б) Нет
в) В зависимости от ситуации

21. Критикуете ли вы личность учащегося?
а) Да
б) Нет
в) В зависимости от ситуации

22. Даёте ли вы понять ученику, что его ситуация - безвыходна?