Файл: Практическое задание 3, Модуль Игровые технологии в психологопедагогической коррекции. Требования к составлению психокоррекционных программ слушатель Планида Евгения Александровна Преподаватель Эльстен Екатерина Николаевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1519
Скачиваний: 94
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Активизация познавательной деятельности.
Раздел 6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (8 часов).
Развитие и коррекция произвольной регуляции деятельности и поведения.
Раздел 7. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (8 часов)
Развитие способности к взаимодействию с одноклассниками, семьей и педагогами. Коррекция неэффективных моделей поведения ребенка в социуме.
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (6 часов).
Формирование интереса к себе и позитивного самоотношения, коррекция самооценки.
Раздел 9. Итоговая диагностика (1 час)
Оценка динамики состояния высших психических функций.
Итого: 99 часов (3 занятия в неделю)
Тематическое планирование психокоррекционных занятий для детей с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)
№ занятия | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятий | Дата проведения | |
Раздел 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития (3часа). | |||||
1 | Индивидуальные и подгрупповые диагностические занятия | 3 | Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук | | |
2 | Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов | | |||
3 | Исследование эмоционально-личностной сферы первоклассника. | | |||
Раздел 2. Адаптация первоклассников (4 часа). | |||||
4 | Наш класс, наша учительница. | 4 | Запоминание имен одноклассников. Оценка мотивационных предпочтений. Любимые игры, игрушки, занятия. Рассказ-презентация об учительнице. | | |
5 | Наша школа | Рассказ-презентация о школе. Отличия школы и детского сада, учительницы и воспитательницы. Экскурсии по школе, в столовую, библиотеку (информация). Обратная связь: рассказы учащихся о посещенных объектах. Диагностика эмоционального отношения к школе и учению (рисунок Я в школе). | | ||
6 | Внешний вид | Наша внешность: лицо, волосы, одежда. Загадки-описания. Школьная одежда. Внешний вид школьника. Сезонные изменения в природе и одежде. Одежда и обувь для осени. | | ||
7 | Вежливость. | Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета (можно, извините, спасибо, пожалуйста, прошу вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я. Маршак и др.). Что такое хорошо и что такое плохо (Отрывки стихов российских поэтов). Детские высказывания. | | ||
Раздел 3. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (17 часов) | |||||
8 | Коррекция крупной моторики (7 часов) | 7 | Общеразвивающие подвижные игры. Игровой практикум "Весёлые забавы гномов". | | |
9 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по "дорожке следов"). Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий. Игротренинг "Гномики на стадионе". | | |||
10, 11 | Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений, умения контролировать сменяемость действий "Гномики в цирке". | | |||
12 | Развитие ловкости движений. | | |||
13 | Развитие устойчивости Развитие устойчивости. Игротренинг . Морские приключения гномов". | | |||
14 | Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры гномов". | | |||
15 | Коррекция мелкой моторики (10 часов) | 10 часов | Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем. "Путешествие в сказку начинается». 12 месяцев" | | |
16 | Обводим по трафарету, разукрашиваем. "Путешествие продолжается. Осенние месяцы. Приметы осени". | | |||
17 | Соединяем точки и рисуем узоры. Психотренинг "Зимние месяцы. Приметы зимы". | | |||
18 | Контурная аппликация из пластилина. Психотренинг "Весенние месяцы. Приметы весны". | | |||
19 | Нанизываем бусы. Завязываем узелки. Психотренинг "Летние месяцы. Приметы лета". | | |||
20 | Аппликация из полосок бумаги. АРТ-тренинг "Приметы 12 месяцев" | | |||
21 | Волшебные шнуровки. Рисование по номерам. | | |||
22 | Пальчиковая гимнастика. Штриховка. | | |||
23 | Графические упражнения. Рисование пальчиковыми красками. | | |||
24 | Игры и действия с предметами (мозаика из пайеток, стикерная мозаика, аппликация из крупы) | | |||
Раздел 4. Коррекция сенсорных процессов (35 часов) | |||||
25 | Восприятие формы, величины, цвета. Восприятие целостности предмета. Конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие (21 час) | 21 час | Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности. Психотренинг "Гномики в пришли в школу". | | |
26, 27 | Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с фишками. Игротренинг "Что возьмём в школу" | | |||
28 | Параметры предмета. Размер. Высота. Большой - маленький. Противоположности. | | |||
29 | Простая форма. Конструирование с опорой на образец. Психотренинг "Мир вокруг нас". | | |||
30, 31 | Составляем целое из частей. Классифицируем по форме. | | |||
| | | |||
32, 33 | Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые, треугольные, квадратные). "Мир вокруг нас". | | |||
34 | Цвета предметов. Различение основных цветов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета". Белый цвет. Тренинг "Снежное королевство". Конструирование снежков из бумаги. | | |||
35 | Синий цвет. АРТ-тренинг "Морское путешествие гномов". Лепка на картоне «Волны» | | |||
36 | Зелёный цвет. АРТ-Тренинг "Лесное царство". Аппликация «Елочка» | | |||
37 | Жёлтый цвет. АРТ-Тренинг "Солнечные зайчики". Рисование ватными палочками. | | |||
38 | Красный цвет. АРТ-Тренинг "Красная шапочка". Лепка клубнички. | | |||
39 | Черный цвет. АРТ-Тренинг "Гномики в стране ночи". Рисунок из кляксы. | | |||
40 | АРТ-тренинг "Цветная сказка". | | |||
44 | Знакомимся с миром звуков. Мульттренинг "Эхо". | | |||
41 | Аудиотренинг "Слушаем звуки леса". | | |||
42,43 | Восприятие пространства (7часов) | 7 часов | Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. | | |
44 | Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Игротренинг "Гномики ищут клад". | | |||
45 | Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). | | |||
46 | Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. | | |||
47 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур | | |||
48 | Восприятие времени(4 часа) | 4 часа | Изучение временных показателей: времён года, | | |
49 | Изучение временных показателей: дней недели. | | |||
50,51 | Последовательность событий. Раньше - позже. Вчера- сегодня- завтра | | |||
52 | Тактильно-двигательное восприятие (2 часа) | 2 часа | Определение на ощупь предметов. Игра «Волшебный мешочек» | | |
53 | Определение на ощупь величины предметов из разного материала | | |||
54 | Восприятие эмоций человека (6 часов) | 6 часов | Знакомство с эмоциональным миром человека. | | |
55 | Радость. Грусть/печаль. Пиктограммы | | |||
56 | Гнев.Страх/испуг.Игротренинг «Три поросенка» | | |||
57 | Спокойствие. Пиктограммы. | | |||
58 | Злость.Сказкотерапия «Заюшкина избушка» | | |||
59 | Удивление. Пиктограммы. | | |||
Раздел 5. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (17 часов). | |||||
60 | Восприятие как основа познавательной деятельности: анализ наглядно воспринимаемых предметов и явлений окружающей действительности. | 17 часов | Описание наглядно представленных объектов. Выделение значимых частей объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы. Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам (мебель-4 ножки и крышка-стол). Загадывание наглядно представленных объектов. | | |
61 | Перцептивные группировки объектов | Перцептивная классификация (цвет форма, величина). Выделение и вербализация принципа классифицирования. Задание на сериацию (построй «команду» –бумажные полоски, 7 шт- по росту) | | ||
62 | Сенсорные эталоны. | Соотнесение форм реальных окружающих предметов с сенсорными эталонами. Описание предметов. Какой? Какая? (Помидор: круглый, красный, сочный). | | ||
63 | Перцептивное моделирование. | Сложение простых узоров геометрической мозаики (по образцу, из индивидуальных наборов). | | ||
64 | Сходства и различия (4 часа) | Выделение частных и общих признаков сходства: ряды картинок с изображениями, относящимися к одному классу (4 картинки в ряду). | | ||
65 | Определение различий. 2 картинки для сравнения из каждого ранее проанализированного ряда. | | |||
66 | Сходство в речи: подбор синонимичных наименований для объектов, изображенных на картинках | | |||
67 | Различия в нашей речи (противоположности, обозначаемые антонимами, наглядно представлены на картинках, в т.ч. фотографиях) | | |||
68 | Развитие навыков произвольного сосредоточения внимания | Перепутанные дорожки. Найди отличия (идентичные картинки с незаметными отличиями). Различные (на этом этапе легкие) варианты графических диктантов (образцы заданий в пособии Н.В. Бабкиной). | | ||
69 | Развитие зрительной, памяти. | Зрительное запоминание (идентично методике Н.А. Бернштейна). Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах. Что изменилось (определение 1-2 недостающих, перемещенных предметов). Восстановление по памяти места объекта: 6 объектов. | | ||
70 | Зрительное запоминание. Игра «Повтори ряд». С использованием геометрических фигур. | | |||
71 | Развитие слуховой памяти | Работа в парах: повторение цифр (от 3 до 6) в прямом порядке (цифры записаны на индивидуальных карточках). | | ||
72 | Повторение слов, фраз партнера по общению «Хомяк-повторюша» с постепенным удлинением ряда повторяемых слов (от 1 до 5 в произнесенной фразе). | | |||
73 | Развитие основ абстрактно-логического мышления: поиск закономерностей. | Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. Продолжение числового ряда (в пределах изученного). Учет двух признаков в нахождении места объекта (Цвет и величина, форма и величина, цвет и форма). | | ||
74 | | Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. Продолжение числового ряда . Продолжение полоски с определенной последовательностью геометрических элементов. | | ||
75 | Развитие основ абстрактно-логического мышления: поиск связей и отношений в вербально представленном материале. | Решение логических задач (аналитические задачи 1 типа с прямым утверждением); аналитический вывод из прослушанного текста (типа «Маленький Саша») - проводится без обучения. Другие детские тексты со скрытым смыслом, угадывание загадок | | ||
76 | Развитие основ абстрактно-логического мышления: учет двух оснований вывода на наглядно представленном материале. | Самый непохожий. Найди четвертое. Продолжи ряд. Определи место (5 субтест теста под ред.Л.А. Венгера, В.В. Холмовской). | | ||
Раздел 6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (8 часов). | |||||
77 | Произвольное длительное удержание внимания (запутанные линии, корректурная проба - буквенный вариант). | 8 часов | Развитие произвольного внимания (концентрация, переключение): задания на стандартных бланках корректурной пробы с необходимостью переключения (А вычеркиваем, И подчеркиваем). Длительное отслеживание перепутанной линии. | | |
78,79 | Произвольное удержание программы деятельности и осуществление контроля за ней | Самостоятельное выполнение задания с учетом заданных условий: конструирование из строительного материала с учетом указанного размера и количества деталей. | | ||
80 | Развитие концентрации и устойчивости произвольного внимания | Выполнение упражнений «Срисуй правильно», «Дорисуй вторую половину», «Сделай как у меня» | | ||
81 | Развитие произвольности и свойств внимания с помощью психотехнических, нейропсихологических приемов и кинезиологических упражнений | Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка») | | ||
82 | Развитие помехоусточивости внимания | Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками). | | ||
83 | Самостоятельное выполнение задания с учетом заданных условий. | Раскрашивание объектов по заданным правилам. | | ||
84 | Зарисовка объекта по заданным правилам (зеркальное отображение). Попытка конструирования по условиям. | | |||
Раздел 7. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (8 часов) | |||||
85 | Мы такие разные. | 8 часов | Игры, привлекающие внимание к сверстнику. Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.). | | |
86 | Играем, чтобы подружиться. | Игры, направленные на взаимовыборы (Каравай, Ручеек и пр.). Игры-соревнования команд. (Литературная викторина: кто с кем дружит, Угадай песню) | | ||
87 | Социометрическая игра: выбор в действии. Стихи и песни о дружбе. | | |||
88 | Почему люди ссорятся. | Причины ссор (детские высказывания): жадничает, ябедничает, дерется, отнимает и портит вещи и т.п. Обида и прощение. Притчи. Что помогает не ссориться. | | ||
89 | Дети и взрослые. | Дети и взрослые. Отличия детей и взрослых. Чего хотят дети от взрослых. Чего хотят взрослые от детей. | | ||
90 | Правила дружбы со взрослым (цветик-семицветик): помогать, предупреждать, спрашивать, просить, а не требовать, соглашаться, заботиться, говорить правду. | | |||
91 | Будь внимателен (нужна помощь). | «Мы на помощь придем». Когда нужно помогать (детские высказывания). Что называется помощью. Кому надо помогать. Признаки потребности в помощи. А.Л. Барто «Помощница». | | ||
92 | Что один не сделает-сделаем вместе. | Совместная деятельность. Сказки, повести, мультфильмы: о совместной деятельности. Успешное и неуспешное взаимодействие. Правила распределения обязанностей: человек хочет делать, может делать и умеет или старается научиться делать. | | ||
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (6 часов). | |||||
93 | Каким я был маленьким. | 6 часов | Я не умел, но уже умею… | | |
94 | Моя семья | Рассказ обучающегося о семье. Рисунок семьи | | ||
95 | Фотозагадки | Угадывание одноклассников по их детским фотографиям. Рисование «Несуществующего животного» | | ||
96 | Самопрезентация | В. Драгунский «Денискины рассказы». Самопрезентации. Я люблю и я не люблю. Я хвастаюсь (горжусь) тем, что… | | ||
97 | Лесенка самооценки. | Занятие на формирование самооценки | | ||
98 | Я и другие. | Как нас видят другие. | | ||
Раздел 9. Итоговая диагностика (4 часа) | |||||
99 | Групповое и индивидуальные обследования | 4 часа | Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны. | | |
100 | Оценка кругозора и уровня развития основных операций мышления | | |||
101 | Оценка эмоционального фона и социометрического статуса | | |||
102 | Оценка успешности обучения в первом классе (с составлением рекомендаций). | |
3. СИСТЕМАКОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Специалисты ПМПк, непосредственно участвующие в обследовании и комплексном сопровождении детей с ОВЗ:
Педагог-психолог
Социальный педагог
Логопед
Учитель русского языка
Учитель математики
Основные этапы:
Работа с документацией, подбор диагностического минимума для детей с ОВЗ, изучение анамнеза.
Психолого-медико-педагогическое обследование детей по методикам различными специалистами, углубленная психодиагностика, определение ресурсного состояния, предмета выравнивания, зон особого внимания.
Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ, выбору стратегий воспитания и обучения
Разработка стратегии сопровождения детей, индивидуального плана психокоррекционного воздействия при необходимости
Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.
Повторное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка по методикам первичного обследования, с целью фиксации результативности.