Файл: Практическое задание 3, Модуль Игровые технологии в психологопедагогической коррекции. Требования к составлению психокоррекционных программ слушатель Планида Евгения Александровна Преподаватель Эльстен Екатерина Николаевна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1519

Скачиваний: 94

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Активизация познавательной деятельности.

Раздел 6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (8 часов).

Развитие и коррекция произвольной регуляции деятельности и поведения.

Раздел 7. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (8 часов)

Развитие способности к взаимодействию с одноклассниками, семьей и педагогами. Коррекция неэффективных моделей поведения ребенка в социуме.

Раздел 8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (6 часов).

Формирование интереса к себе и позитивного самоотношения, коррекция самооценки.

Раздел 9. Итоговая диагностика (1 час)

Оценка динамики состояния высших психических функций.
Итого: 99 часов (3 занятия в неделю)

Тематическое планирование психокоррекционных занятий для детей с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)

№ занятия

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятий

Дата проведения

Раздел 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития (3часа).

1

Индивидуальные и подгрупповые диагностические занятия

3

Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук




2

Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия   (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов




3

Исследование эмоционально-личностной сферы первоклассника.




Раздел 2. Адаптация первоклассников (4 часа).

4

Наш класс, наша учительница.



4

Запоминание имен одноклассников.

Оценка мотивационных предпочтений. Любимые игры, игрушки, занятия.

Рассказ-презентация об учительнице.




5

Наша школа

Рассказ-презентация о школе. Отличия школы и детского сада, учительницы и воспитательницы.

Экскурсии по школе, в столовую, библиотеку (информация). Обратная связь: рассказы учащихся о посещенных объектах. Диагностика эмоционального отношения к школе и учению (рисунок Я в школе).




6

Внешний вид


Наша внешность: лицо, волосы, одежда. Загадки-описания. Школьная одежда. Внешний вид школьника.

Сезонные изменения в природе и одежде. Одежда и обувь для осени.




7

Вежливость.


Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета (можно, извините, спасибо, пожалуйста, прошу вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я. Маршак и др.).

Что такое хорошо и что такое плохо (Отрывки стихов российских поэтов). Детские высказывания.




Раздел 3. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (17 часов)

8


Коррекция крупной моторики (7 часов)


7

Общеразвивающие подвижные игры.  Игровой практикум "Весёлые забавы гномов".




9

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по "дорожке следов").  Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий. Игротренинг "Гномики на стадионе".




10,

11

Развитие точности движений.

Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений, умения контролировать сменяемость действий "Гномики в цирке".




12

Развитие ловкости движений.





13

Развитие устойчивости Развитие устойчивости. Игротренинг . Морские приключения гномов".




14

Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры гномов".




15


Коррекция мелкой моторики (10 часов)

 

10 часов

Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем. "Путешествие в сказку начинается». 12 месяцев"




16

 Обводим по трафарету, разукрашиваем. "Путешествие продолжается. Осенние месяцы. Приметы осени".




17

Соединяем точки и рисуем узоры. Психотренинг "Зимние месяцы. Приметы зимы".




18

Контурная аппликация из пластилина. Психотренинг "Весенние месяцы. Приметы весны".




19

 Нанизываем бусы. Завязываем узелки. Психотренинг "Летние месяцы. Приметы лета".




20

Аппликация из полосок бумаги. АРТ-тренинг "Приметы 12 месяцев"




21

Волшебные шнуровки. Рисование по номерам.




22

Пальчиковая гимнастика. Штриховка.




23

Графические упражнения. Рисование пальчиковыми красками.




24

Игры и действия с предметами (мозаика из пайеток, стикерная мозаика, аппликация из крупы)




Раздел 4. Коррекция сенсорных процессов (35 часов)

25

Восприятие формы, величины, цвета. Восприятие целостности предмета. Конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие (21 час)


21 час

Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности. Психотренинг "Гномики в пришли в школу".




26,

27

 Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с фишками. Игротренинг "Что возьмём в школу"




28

Параметры предмета. Размер. Высота. Большой - маленький. Противоположности.




29

Простая форма. Конструирование с опорой на образец. Психотренинг "Мир вокруг нас".




30,

31

Составляем целое из частей. Классифицируем по форме.













32,

33

Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые, треугольные, квадратные). "Мир вокруг нас".




34

 Цвета предметов. Различение основных цветов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета". Белый цвет. Тренинг "Снежное королевство". Конструирование снежков из бумаги.




35

 Синий цвет. АРТ-тренинг "Морское путешествие гномов". Лепка на картоне «Волны»




36

  Зелёный цвет. АРТ-Тренинг "Лесное царство". Аппликация «Елочка»




37

Жёлтый цвет. АРТ-Тренинг "Солнечные зайчики". Рисование ватными палочками.




38

Красный цвет. АРТ-Тренинг "Красная шапочка". Лепка клубнички.




39

 Черный цвет. АРТ-Тренинг "Гномики в стране ночи". Рисунок из кляксы.




40

  АРТ-тренинг "Цветная сказка".




44

  Знакомимся с миром звуков. Мульттренинг "Эхо".




41

  Аудиотренинг "Слушаем звуки леса".




42,43


Восприятие пространства (7часов)


7 часов

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела.





44

Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Игротренинг "Гномики ищут клад".




45

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования).




46

Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа.




47

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур




48

Восприятие времени(4 часа)


4 часа

Изучение временных показателей: времён года,




49

Изучение временных показателей: дней недели.




50,51

Последовательность событий. Раньше - позже. Вчера- сегодня- завтра





52

Тактильно-двигательное восприятие (2 часа)

2 часа

Определение на ощупь предметов. Игра «Волшебный мешочек»




53

Определение на ощупь величины предметов из разного материала




54

Восприятие эмоций человека (6 часов)


6 часов

Знакомство с эмоциональным миром человека.




55

Радость. Грусть/печаль. Пиктограммы




56

Гнев.Страх/испуг.Игротренинг «Три поросенка»




57

Спокойствие. Пиктограммы.




58

Злость.Сказкотерапия «Заюшкина избушка»




59

Удивление. Пиктограммы.




Раздел 5. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (17 часов).

60

Восприятие как основа познавательной деятельности: анализ наглядно воспринимаемых предметов и явлений окружающей действительности.


17 часов

Описание наглядно представленных объектов. Выделение значимых частей объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы. Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам (мебель-4 ножки и крышка-стол). Загадывание наглядно представленных объектов.




61

Перцептивные группировки объектов

Перцептивная классификация (цвет форма, величина). Выделение и вербализация принципа классифицирования. Задание на сериацию (построй «команду» –бумажные полоски, 7 шт- по росту)




62

Сенсорные эталоны.


Соотнесение форм реальных окружающих предметов с сенсорными эталонами. Описание предметов. Какой? Какая? (Помидор: круглый, красный, сочный).




63

Перцептивное моделирование.

Сложение простых узоров геометрической мозаики (по образцу, из индивидуальных наборов).




64

Сходства и различия (4 часа)


Выделение частных и общих признаков сходства:

ряды картинок с изображениями, относящимися к одному классу (4 картинки в ряду).




65

Определение различий. 2 картинки для сравнения из каждого ранее проанализированного ряда.




66

Сходство в речи: подбор синонимичных наименований для объектов, изображенных на картинках




67

Различия в нашей речи (противоположности, обозначаемые антонимами, наглядно представлены на картинках, в т.ч. фотографиях)




68

Развитие навыков произвольного сосредоточения внимания

Перепутанные дорожки. Найди отличия (идентичные картинки с незаметными отличиями). Различные (на этом этапе легкие) варианты графических диктантов (образцы заданий в пособии Н.В. Бабкиной).




69

Развитие зрительной, памяти.

Зрительное запоминание (идентично методике Н.А. Бернштейна). Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах.

Что изменилось (определение 1-2 недостающих, перемещенных предметов).

Восстановление по памяти места объекта: 6 объектов.




70

Зрительное запоминание. Игра «Повтори ряд». С использованием геометрических фигур.




71

Развитие слуховой памяти

Работа в парах: повторение цифр (от 3 до 6) в прямом порядке (цифры записаны на индивидуальных карточках).




72

Повторение слов, фраз партнера по общению «Хомяк-повторюша» с постепенным удлинением ряда повторяемых слов (от 1 до 5 в произнесенной фразе).




73

Развитие основ абстрактно-логического мышления: поиск закономерностей.

Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. Продолжение числового ряда (в пределах изученного). Учет двух признаков в нахождении места объекта (Цвет и величина, форма и величина, цвет и форма).




74




Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. Продолжение числового ряда .

Продолжение полоски с определенной последовательностью геометрических элементов.




75

Развитие основ абстрактно-логического мышления: поиск связей и отношений в вербально представленном материале.

Решение логических задач (аналитические задачи 1 типа с прямым утверждением); аналитический вывод из прослушанного текста (типа «Маленький Саша») - проводится без обучения.

Другие детские тексты со скрытым смыслом, угадывание загадок




76

Развитие основ абстрактно-логического мышления: учет двух оснований вывода на наглядно представленном материале.


Самый непохожий. Найди четвертое. Продолжи ряд. Определи место (5 субтест теста под ред.Л.А. Венгера, В.В. Холмовской).




Раздел 6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения

(8 часов).


77

Произвольное длительное удержание внимания (запутанные линии, корректурная проба - буквенный вариант).


8 часов


Развитие произвольного внимания (концентрация, переключение): задания на стандартных бланках корректурной пробы с необходимостью переключения (А вычеркиваем, И подчеркиваем). Длительное отслеживание перепутанной линии.




78,79

Произвольное удержание программы деятельности и осуществление контроля за ней

Самостоятельное выполнение задания с учетом заданных условий: конструирование из строительного материала с учетом указанного размера и количества деталей.




80

Развитие концентрации и устойчивости произвольного внимания

Выполнение упражнений «Срисуй правильно», «Дорисуй вторую половину», «Сделай как у меня»




81

Развитие произвольности и свойств внимания с помощью психотехнических, нейропсихологических приемов и кинезиологических упражнений

Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка»)




82

Развитие помехоусточивости внимания

Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками).




83

Самостоятельное выполнение задания с учетом заданных условий.


Раскрашивание объектов по заданным правилам.




84

Зарисовка объекта по заданным правилам (зеркальное отображение).

Попытка конструирования по условиям.




Раздел 7. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (8 часов)

85

Мы такие разные.



8 часов

Игры, привлекающие внимание к сверстнику. Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.).




86

Играем, чтобы подружиться.


Игры, направленные на взаимовыборы (Каравай, Ручеек и пр.). Игры-соревнования команд. (Литературная викторина: кто с кем дружит, Угадай песню)




87

Социометрическая игра: выбор в действии. Стихи и песни о дружбе.




88

Почему люди ссорятся.


Причины ссор (детские высказывания): жадничает, ябедничает, дерется, отнимает и портит вещи и т.п. Обида и прощение. Притчи. Что помогает не ссориться.




89

Дети и взрослые.


Дети и взрослые. Отличия детей и взрослых. Чего хотят дети от взрослых. Чего хотят взрослые от детей.




90

Правила дружбы со взрослым (цветик-семицветик): помогать, предупреждать, спрашивать, просить, а не требовать, соглашаться, заботиться, говорить правду.




91

Будь внимателен (нужна помощь).

«Мы на помощь придем». Когда нужно помогать (детские высказывания). Что называется помощью. Кому надо помогать. Признаки потребности в помощи. А.Л. Барто «Помощница».




92

Что один не сделает-сделаем вместе.

Совместная деятельность. Сказки, повести, мультфильмы: о совместной деятельности. Успешное и неуспешное взаимодействие. Правила распределения обязанностей: человек хочет делать, может делать и умеет или старается научиться делать.




Раздел 8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (6 часов).

93

Каким я был маленьким.


6 часов

Я не умел, но уже умею…




94

Моя семья

Рассказ обучающегося о семье. Рисунок семьи




95

Фотозагадки


Угадывание одноклассников по их детским фотографиям. Рисование «Несуществующего животного»




96

Самопрезентация


В. Драгунский «Денискины рассказы». Самопрезентации. Я люблю и я не люблю. Я хвастаюсь (горжусь) тем, что…




97

Лесенка самооценки.


Занятие на формирование самооценки




98

Я и другие.

Как нас видят другие.




Раздел 9. Итоговая диагностика (4 часа)

99

Групповое и индивидуальные обследования

4 часа

Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.




100

Оценка кругозора и уровня развития основных операций мышления




101

Оценка эмоционального фона и социометрического статуса




102

Оценка успешности обучения в первом классе (с составлением рекомендаций).







3. СИСТЕМАКОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Специалисты ПМПк, непосредственно участвующие в обследовании и комплексном сопровождении детей с ОВЗ:

Педагог-психолог

Социальный педагог

Логопед

Учитель русского языка

Учитель математики

Основные этапы:

Работа с документацией, подбор диагностического минимума для детей с ОВЗ, изучение анамнеза.

Психолого-медико-педагогическое обследование детей по методикам различными специалистами, углубленная психодиагностика, определение ресурсного состояния, предмета выравнивания, зон особого внимания.

Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ, выбору стратегий воспитания и обучения

Разработка стратегии сопровождения детей, индивидуального плана психокоррекционного воздействия при необходимости

Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.

Повторное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка по методикам первичного обследования, с целью фиксации результативности.