Файл: Введение Темой данной работы является Русская цветовая лексика и её изучение на внеклассных занятиях в средней школе (на материале поэзии С..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
Темой данной работы является «Русская цветовая лексика и её изучение на внеклассных занятиях в средней школе (на материале поэзии С.А. Есенина)»

Данную тему мы выбрали в связи с интересом современной науки к авторской картине мира. Цветовая лексика в этом плане, с нашей точки зрения, является одним из важных показателей и атрибутом, который позволяет достаточно широко и наглядно проанализировать авторский концепцию.

Актуальность исследовательской работы. Актуальность настоящей работы обусловлена повышенным вниманием современной науки (литературоведения и лингвистики) к текстовому воплощению авторской картины мира. Важность изучения цвета определяется тем, что цвет являются одной из ключевых составляющих общечеловеческой концептуальной картины мира и авторской поэтической картины мира. Также актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы определяется недостаточной изученностью цветовой гаммы в лирике С.А. Есенина, а также методики его изучения.

Предмет исследования – русская цветовая лексика в лирике С.А. Есенина.

Объект исследования – изучение цветовой лексики на внеклассных уроках в средней школе по материалам творчества С.А. Есенина.

Материал исследования стало творчество С.А. Есенина, нами было проанализировано более 150 стихотворений из разных поэтических сборников «Юношеское», «Шедевры» (1893 - 1897 гг.), «Третья стража», «Граду и миру», «Все напевы» (1898 - 1908 гг), «Зеркало теней», «Семь цветов радуги» (1909 - 1918 гг.), «В такие дни», «Миг», «Дали», «Спеши» (1918 - 1924 гг.)

В данной выпускной квалификационной работе мы ставим перед собой две цели:

1) лингвистическая – описать систему цветообозначений в поэзии и особенности цветовой лексики С.А. Есенина.

В ходе достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть систему цветообозначений в русском языке;

- проанализировать роль цветообозначений в поэтическом тексте;

- рассмотреть специфику поэтического мира С.А. Есенина;

- описать и систематизировать поэтизмы со значением цвета в лирике С.А. Есенина;

2) лингвометодическая – познакомить учащихся с лексико-семантическими особенностями цветовой лексики и разработать серию внеклассных занятий, посвященную цветописи в русской поэзии.


В ходе достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие изобразительно-выразительные лексические средства;

- описать методы и приемы работы над лексическими изобразительными средствами на уроках в школе;

- систематизировать формы и методы внеклассной работы по русскому языку и литературе, рассмотреть их специфические особенности;

- разработать конспект урока по внеклассному мероприятию, направленному на изучение цветовой лексики по материалам лирики С.А. Есенина;

- провести анализ языка поэзии на внеклассных занятиях по теме: «В.Я. С.А. Есенин – поэт и художник»;

- рассмотреть способы обогащения речи учащихся цветовой лексикой (на материале поэзии С.А. Есенина)

Глава I. Русская цветовая лексика как система
I.1. Цвет, цветовосприятие и цветовой символизм
Цвет считается один из простых и в то же время значимых ощущений. Мир цвета существует вне зависимости от нас, мы привыкли находиться в мире цвета, и сама природа дает человеку все без исключения виды цвета. Непосредственно цвет формирует у мастеров и писателей четкое и целостное мирочувствование, мировосприятие.

У истоков культуры цвет был равнозначен тексту, цвет и предмет составляли одно единое целое [21]. Позже элементарные абсолютные цвета - красный, оранжевый, синий, желтый, зеленый, белый, черный, пребывающие в ядре цветного поля, начали представлять в различных качествах. Универсальная категория - в языке, устойчивые символы - в искусстве и религии. Вплоть до современного времени, как говорит В.Тернер, варварские и простые народы сопоставляют белый, черный и красный с более значимыми для них элементами и актуально значимыми стихиями – «кровью, молоком, пламенем, землёй» [20].

В первый раз выявил связь между цветными впечатлениями и душевным состоянием человека И. В. Гете. Он детально описывал физическое, нравственное и эстетическое влияние цвета – «цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют».

Мысли Гете в дальнейшем разрабатывались поэтами (символистами), композиторами (А. Скрябин), живописцами (В. Кандинский, М. Чюрленис, М. Врубель), специалистами по психологии (В. Вунд, М. Дерибере, Л.С. Выготский) и языковедами [19].

Цвет, цветовосприятие и цветовой символизм уже давно занимает ученых в различных сферах познания. Однако вплоть до современного времени никак не был выработан общий аспект к разным нюансам тона. Ученых занимает, каким способом цветные группы отображены в человеческом сознании. За названиями цвета стоят широкие информативные возможности, что считается базой непростой и многоуровневой цветовой символики.



Как полагает Кандинский: «Действие цвета … приводит к двум главным результатам:

1) осуществляется чисто физическое воздействие цвета, когда глаз очарован его красотой и другими его свойствами. Зритель испытывает чувство удовлетворения, радости, или же глаз испытывает раздражение, какое мы ощущаем от острого блюда. Эти ощущения затем угасают или утихают, как бывает, когда коснешься пальцем куска льда. Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так же и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание.

2) В этом случае налицо второй главный результат наблюдения — психическое воздействие цвета. В этом случае обнаруживается психическая сила краски, она вызывает душевную вибрацию. Так первоначальная элементарная физическая сила становится путем, на котором цвет доходит до души» [18].

Особенность российской духовности, русского духа отразилось в нашем искусстве. Подобные нюансы российской духовности как ответственность, как отбор истины, безусловно, описываются в работах многочисленных российских поэтов. Данные аспекты отражаются и в российской музыке, и в живописи.

В течении развития событий сущность цветных знаков и подход к ним изменялись, основа символики сохранилась постоянной. Как правило речь проходит о символах основных цветов, к каким больше причисляют хроматические: белый и черный. В связи с определенной культурой данный цветной комплект способен несущественно изменяться.

Наиболее элементарные символы появились в следствии прямого воздействия цвета на человека. Таким способом, мы улавливаем среду или предмет и приобретаем таком случае некоторые эмоции (простота, серьезность, теплота и др.)

Глубинный символизм базируется на стабильных объективных свойств природы и человека: красный – пламя и кровь, желтый – солнышко и свет, зеленый – растения и лес, синий – океан и небеса. За многочисленные тысячи лет собственной жизни индивид научился опасаться тьмы, из которой на него падали различные проблемы (дикие животные, противники и пр.). Светлые тона, напротив, смешили или успокаивали. Данные конкретные ассоциации имели в собственной основе повседневный опыт человека. Переходя на генном уровне из поколения в поколение, они за тысячелетия получили форму архетипов. По этой причине оранжево-желтые тона ассоциируются у нас с солнцем, сине-голубые – с морем, небом, спокойствием. Подобные ассоциации стимулируют главные цвета в самом глубоком восприятии человека [5].


Таблица 1 - Цветовые символы

Цвет

Символы

Красный

Агрессия, страстность, возбуждение, активность

Желтый

Открытость, легкость, энергия, тепло, свет, движение

Зеленый

Равновесие, потенциал, спокойствие, сила, умиротворенность

Синий

Покой, холодность, сдержанность, созерцание

Белый

Начало, свет, чистота, пустота, холод

Серый

Стабильность, обособленность, холодность, неизвестность

Черный

Конец, тьма, смерть, горе, неизвестность

У в А.П. Журавлева книге «Звук и смысл» [3] представлена теория о звуко-цветовых соответствиях. Он считает, что гласные звуки соотносятся с определенными цветами и смыслом. Звукоцветовые соответствия:

А — ярко-красный,

О — яркий, светло-желтый или белый,

И — светло-синий,

Э — светлый желто-зеленый,

У — темный сине-зеленый,

Ы — тусклый темно-коричневый или черный.

К примеру, писатель сообщает о голубом небосводе. Лирический талант, чувство стиля могут помочь ему выбрать более выразительные языковые ресурсы, для того чтобы картина вышла красочной, яркой. Чтобы заставить речь собственным звучанием порождать в безднах сознания (либо подсознания) читателя синий цвет. Для данного стихотворения должны быть выбраны такие фразы, в которых большое количество звучаний надлежащего цвета, т. е. звуков [и]. Поэт, безусловно, способен не понимать данных звукоцветовых соответствий, однако интуиция мастера подскажет ему, что выбор именно подобных гласных увеличивает необходимое эмоционально-образное представление.

Изучение велось следующим способом. Подсчитывалась частотность звуков в стихотворении и выявлялось каких гласных станет больше общепризнанных мерок, а каких менее. Из числа гласных более видны в тексте, безусловно, ударные, по этой причине и в «цветном» плане существовала подчеркнутая значимость ударных, удваивая их при счете. Было проанализировано произведение С.А. Есенина из цикла «Персидские мотивы». Обратите внимание на его начальные строчки:


Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий.

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Три раза здесь наименован синий цвет (считая «лазурь»). Таким образом, согласно догадки исследования в данном стихотворении обязан преобладать «синий» [и]». На самом деле оказалось, что [и] преобладает, превышая норму практически в три раза.

Поэтический талант содержит в себе и поэтическую проницательность, сверхсознание поэта, которое может помочь ему не только сформировать необходимые образы, выбрать необходимые фразы и рифмы, но и заставить сам материал стихотворения звучать музыкой звуков и пылать красками живописи.

Об этом влиянии поэзии на все без исключения органы чувств писал Шарль Бодлер в стихотворении «Соответствия»:

Подобно голосам на дальнем расстоянье,

Когда их смутный хор един, как тьма и свет,

Перекликаются звук, запах, форма, пнет,

Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье [5].

Изучение «стихоцвета» — эта новая и необыкновенная сфера.

Цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мираязыком художественного произведения. С поддержкой цветописи автор способен предоставить эмоции ненапрямую, а как бы небольшими штрихами, заполняя собственное образное творение.

Обычно цветопись проявляется с помощью прилагательных, но цветопись способна проявляться и в существительных, и в других частях речи.
I.2. Система цветообозначений в русском языке
С точки зрения физики в природе имеются световые волны, а цвет – это «порождение нашего глаза и мозга» (Р.В. Фрумкина). Данное утверждение обретает отображение в языке и называется цвет, т. е применяем цветовую лексику при номинации цветов либо цветообозначения, либо «имена цвета», как предлагает Р.В. Фрумкина.

Цветообозначения (колористическая, цветовая лексика, имена цвета) – группа слов и словосочетаний, специализированных с для формулировки наших цветоощущений. Р.В. Фрумкина выделяет 110 имён цвета [2].

Фразы со значением цвета формируют в русском языке, как и в других языках мира, лексико-смысловую категорию, в которой комплект компонентов, их значение и сопоставление исторически изменчивы, что обусловливается изменчивостью сознательно выделяемых в языке реалий внеязыковой реальности. Согласно суждению Л.В. Зубовой, итогом смыслового формирования цветовых слов возникло в языковом симбиозе их прямых, переносных и символических значений на различных стадиях формирования языка, что стремительно применялось и применяется в разных типах и жанрах вербального образного творчества – в фольклоре, традиционно-книжной и светской средневековой литературе, в современной прозе и поэзии [8].